Автор: Серпиченко Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №66 "Забавушка"
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: Статья
Тема: "Из опыта работы по социокультурным истокам"
Раздел: дошкольное образование
Из опыта работы по социо – культурным истокам.
Одним из базовых компонентов в осуществлении духовно-нравственного воспитания
детей является социокультурный системный подход в образовании. Согласно данному
подходу воспитание
представляет
собой
целенаправленное
и
последовательное
изменение
отношения
воспитанника
и
воспитателя
с
социокультурной
средой,
непрерывный процесс творческого взаимодействия взрослых и детей на основе усвоения
социокультурного опыта, накопленного в течение столетий многими поколениями наших
предков и неразрывно связанного с духовными устоями, историей и культурой нашей
Родины.
В подготовительной группе мы осуществляем первоначальное ознакомление с
истоками отечественных традиций, как важнейшим механизмом передачи от поколения к
поколению базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
В течение месяца мы планомерно организуем работу с детьми. Восприятие и освоение
категорий и ценностей осуществляется через разные виды детской деятельности:
- Игровую – с детьми мы играем в русские народные и хороводные игры, такие как:
«Колпачок», «Каравай», «Шёл козёл по лесу», «Вокруг домика хожу», «Ручеёк» и т.д.
Русские народные хороводные игры – это слой фольклора, корни которого уходят в
очень далекое прошлое. Изначально хоровод был языческим обрядом, совмещавшем в
себе пение, танец и игру. Его цель была славить духов природы, задабривать их, чтобы
обеспечить благополучие и процветание людей.
На данный момент русские народные игры для детей – это произведения народного
творчества, самобытные обычаи и традиции, «упражнялки» для подготовки к взрослой
жизни. Они помогают ребёнку развивать его фантазию, воображение, пластику
движений, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Такие игры
помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные логопедические
трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой
и выразительной. Выступая в самых разных ролях, ребенок избавляется от таких
проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного
выступления. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, своё
тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей
жизни. Русская народная игра для детей несет еще и дополнительное значение. Она
приобщает к культуре русского народа, формирует принадлежность к нему. Русские
народные игры для детей, по большей части, - игры коллективные. Благодаря им, ребенок
учится общаться в коллективе, договариваться, следовать общим правилам, чувствовать
свою принадлежность к группе, а через игру – к народу, нации.
- Чтение художественной литературы – знакомим детей с произведениями русских
писателей, читаем русские народные сказки по книгам «Социо-культурные истоки»,
проводим беседы о прочитанном, учим стихи.
Книга
для
развития
детей «Сказочное слово» помогает детям познакомиться с
социокультурной категорией «Традиции слова», позволяет раскрыть мудрость сказочного
слова и глубокий нравственный смысл родных сказок.
Книга «Напутственное слово» подводит к тому, что с давних времен люди ценили
силу напутственного слова: доброго слова, сказанного человеку в дорогу. Оно дает силу,
способную преодолеть разлуку и пройти любые испытания. Традиции напутственного
слова проявляются и в родительском благословении. Только любящее родительское
сердце способно желать добра, счастья, успехов в жизни своему ребенку.
Книга
«Светлый
образ» помогает детям приобщиться к духовно-нравственному
контексту категории «Традиции образа».
Книга «Мастера и рукодельницы» помогает освоить и осмыслить социокультурную
категорию «Традиции дела». В этой книге предлагается обратить особое внимание на то,
что путь к вершинам мастерства — это труд души. Чтобы стать настоящим мастером,
необходимо
иметь
любовь
к
своему
делу,
смекалку,
терпение,
ус ердие,
наблюдательность.
Книга
«Семейные
традиции»
способствует
осмыслению
взрослыми
и
детьми
социокультурной категории «Традиции праздника».
- Изобразительную – продолжаем знакомить детей с народным творчеством;
предлагаем вниманию детей видеофильмы о значении «Русской рубашки», «Русского
сарафана», «О значении куклы на Руси», «Виды кукл» (игровые, обрядовые и
обереговые); «Обрядовые полотенца – рушники» (обыденные, подорожные,
крестильные) «Изделия из бересты» и т.д.
На занятиях по ручному труду и аппликации детей сажаем парами, или в круг, так же
разрешаем на таких занятиях петь любимые песни (детям очень нравится, особенно
девочкам).
- Театрализованную – проводим инсценировки небольших произведений о дружбе,
вежливости, уважении и т.д.
- Эколого-познавательную – продолжаем знакомить с миром природы, объясняя детям,
что человек, это неотъемлемая часть природы. Разучиваем заклички, приметы,
поговорки.
- Трудовую – приобщаем детей к труду, знакомим с различными видами труда как
современными так и с теми, которые имели большое значение на Руси. С девочками в
свободное время пробуем вязать крючком и на спицах.
Раньше всех крючок освоила Мила, когда показали её работу маме, то мамам
рассказала, что её бабушка прекрасно вязала крючком, даже выполняла заказы.
Все занятия по программе позволяют эффективно решать задачи духовно-
нравственного воспитания и речевого развития детей (обогащение и активизация
словарного запаса, развитие монологической, диалогической и доказательной форм речи
и т.д.).
Особое место в рамках программы отводится активным формам образовательной
деятельности, таким, как ресурсный круг и работа в паре, способствующим
приобретению всеми участниками воспитательного процесса коммуникативных и
управленческих навыков.
В нашей группе создан мини-музей, где присутствуют и работы родителей, что имеет
большое значение для детей.
Реализуя программу по социо-культурным истокам, на занятиях и в повседневной
деятельности мы стараемся развивать у детей коммуникативные умения (умение слушать
друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.).
Мы считаем, что родной фольклор, мудрые пословицы и загадки, хороводные игры,
песенки и потешки, былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы
литературных текстов классиков русской литературы, картины выдающихся художников,
музыкальные произведения русских композиторов, народные песни и народные игрушки
помогают дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры.