Автор: Алексина Надежда Семеновна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Населённый пункт: город Светогорск Ленинградская область
Наименование материала: Информационно – творческий проект с использованием информационно – коммуникационных технологий
Тема: «За роялем без слез»
Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО «Светогорская школа искусств»
«За роялем без слез»
Информационно – творческий проект с использованием
информационно – коммуникационных технологий
Руководитель: Алексина Н. С.
2021 г.
Параметры
Критерии
Показатели
Уровень
теоретической
подготовки
широта кругозора
восприятие теоретической
информации
развитость навыков работы
со специальной
литературой
Умение ориентироваться в
информационном поле
владеют теоретическим материалом
могут самостоятельно отобрать
нужную информацию, подготовить
сообщение
Уровень практической
подготовки
качество выполнения
практического задания
технологичность
практической
деятельности
Свобода владения
специальным
оборудованием и
оснащением
проявляют интерес к деятельности
проявляют инициативу
свобода выступлений: игра на
инструменте, выступление с
сообщением или презентацией
навыки артистизма
Уровень развития
коммуникативных
навыков
культура поведения и
общения
отношение к выполнению
задания
самостоятельность
ответственность
пунктуальность
взаимодействие со сверстниками
взаимодействие со взрослыми
способность к самооценке
№
Тема занятия
Используемая
литература,
реквизиты
Краткое содержание
Виды работ
1.
«Работа над звукоизвлечением в
начальных классах фортепиано»
В. Артоболевская
«Первая встреча с
музыкой»
Г. Нейгауз «Об
искусстве
фортепианной игры»
1. Начальный этап -
самый ответственный.
2.Организация
пианистического
аппарата.
3.О взаимосвязи слуха
и звука.
Занятие – беседа с
показом
преподавателя;
Просмотр на ноутбуке
исполнения пьес в
исполнении учащихся
младших классов
ДМШ.
№
Тема занятия
Используемая
литература,
реквизиты
Краткое содержание
Виды работ
2.
« О работе над техникой»
Й. Гат «Техника
фортепианной игры»
С.Савшинский «Работа
над техникой
пианиста»
1. Постановка
игрового аппарата
2.Техника для
достижения
художественных
целей.
3.Гаммы, упражнения
в основе развития
техники пианиста.
4.Принцип постановки
рук у Ф. Шопена
Занятие – практикум с
показом
преподавателя.
№
Тема занятия
Используемая
литература,
реквизиты
Краткое содержание
Виды работ
3.
«Развитие техники пианиста как
средство овладения звуком
1.Е Либерман
«Работа над
фортепианной
техникой»
2.Г. Коган «О работе
музыканта –
исполнителя»
3.С. Бейлина «В
классе профессора В.
Х. Разумовской
1.Фортепианная
техника- овладение
звуком, всеми
способами
звукоизвлечения.
2.Преодоление
ударности рояля.
3.Свобвда и гибкость
всей руки - залог
хорошего звука.
4.Приёмы и средства
получения певучего
звука.
5.Технические приёмы
для звукового
Объяснение и показ
преподавателем
характерных для
пианизма приёмов.
Прослушивание на
видеоносителе
(ноутбуке)
фортепианных
произведений в
исполнении
выдающихся
пианистов -
исполнителей.
разнообразия.
№
Тема занятия
Используемая
литература,
реквизиты
Краткое содержание
Виды работ
4.
«О музыкальном темпе»
1.Н. Перельман « В
классе рояля»
2.А. Алексеев
«История
фортепианного
искусства»
1.Исполнительский
темп для получения
определённого
художественного
результата
2.Определение
понятия «ТЕМП»
3.Связи темпа и
агогики с динамикой
музыкального
развития
Комбинированное
занятие: рассказ,
показ преподавателя
на инструменте
приёмов для
достижения темповых
градаций
№
Тема занятия
Используемая
литература,
реквизиты
Краткое содержание
Виды работ
5.
« Обзор клавирного творчества И. С.
1.Я. Мильштейн» ХТК
1.Три ступени
Беседа с
Баха»
Баха и особенности
его исполнения
.И. Браудо «Об
изучении клавирных
произведений в
музыкальной школе»
3.А. Швейцер «И. С.
Бах».
полифонической
школы И. С. Баха.
2.Редакции
произведений Баха.
3.Особенности
исполнения
произведений Баха.
прослушиванием на
ноутбуке
произведений Баха с
разбором
музыкального и
образного
содержания.
№
Тема занятия
Используемая
литература,
реквизиты
Краткое содержание
Виды работ
6.
«О педали»
1. Г. Нейгауз « Об
искусстве
1. Педаль как
важнейшее средство и
Беседа с
прослушиванием
фортепианной игры»
2. К. Игумнов «Мои
педагогические
принципы»
Н. Голубовская
«Искусство
педализации»
качество фортепиано.
2. Педаль и звуковой
образ.
3. Различные способы
взятия педали.
4. Особенности
использования педали
на 16-х и 32-х нотах.
видеозаписей
произведений для
фортепиано Франца
Шуберта и Фридерика
Шопена.
№
Тема занятия
Используемая
литература,
реквизиты
Краткое содержание
Виды работ
7.
« К вопросу об исполнительских
стилях»
1.Ф. Бузони « Эскиз
новой эстетики
1.О важности общих
стилевых
Сравнение стилей
композиторов –
музыкального
искусства»
Я. Мильштейн
«Вопросы теории
истории
исполнительства»
закономерностях.
2.Индивидуальные
стилистические черты
композиторов.
3.Трактоввание
темпов в разные
эпохи.
4.Средства
художественной
выразительности в
разные эпохи
4.Средства
художественной
выразительности,
характерные для
каждого композитора
классиков,
композиторов –
романтиков с
использованием
видеоматериалов
картин живописцев
этих эпох и
прослушивание
фортепианных
произведений
и отрывков из опер
композиторов В.
Моцарта, Л.
Бетховена, Д. Верди,
К. Вебера
№
Тема занятия
Используемая
литература,
реквизиты
Краткое содержание
Виды работ
8.
«Работа над фортепианной
1.Н. Перельман «В
1.О соотношении
Занятие – беседа с
техникой»
классе рояля»
2. Е. Либерман
«Работа над
фортепианной
техникой»
3.Е. Тимакин «Навыки
координации в
развитии пианиста»
музыкальных и
технических задач в
работе пианиста.
2.Звуковой результат
- высший критерий
правильности
пианистического
приёма
3.Работа над техникой
– умственный процесс
4.Утомляемость рук и
принцип экономии в
фортепианной игре
показом приемов
игры преподавателем
№
Тема занятия
Используемая
литература,
реквизиты
Краткое содержание
Виды работ
9.
«Детский альбом П. И. Чайковского
в репертуаре учащихся ДМШ»
1.А. Николаев
«Фортепианное
наследие
Чайковского»
2.Г. Нейгауз «Записки
педагога»
М. Чайковский
«Жизнь П. И.
Чайковского»
1.История создания
альбома.
2.Образный строй и
композиция цикла.
3.Основные
исполнительские и
педагогические
проблемы в работе
над некоторыми
пьесами.
Рассказ с разбором
содержания и
музыкальных образов,
а так же исполнение
учащимися класса
пьес из «Детского
альбома»
ИНФОРМАЦИОННО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
«ЗА РОЯЛЕМ БЕЗ СЛЁЗ»
Цель занятий
: -
заинтересовать детей и привлечь их внимание к более углублённому
изучению инструмента, фортепианной исполнительской
культур
Задачи: - дать дополнительные сведения о пианистах- исполнителях, пианистах-
композиторах;
-помочь детям через общение с произведениями искусства (поэзия, живопись, театр,
музыка) увидеть окружающий мир ярче и многообразнее;
-воспитать стремление к саморазвитию и самообразованию.