Напоминание

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе


Автор: Никулина Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: мкдоу детский сад 24
Населённый пункт: п.Верхние Серги Свердловская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
Раздел: дошкольное образование





Назад




На тему: «Здоровьезберегающие технологии в

образовательном процессе».

Уважаемые педагоги! Работая продолжительное время с

детьми, я пришла к выводу, что в настоящее время одной из

наиболее важных и глобальных проблем является состояние

здоровья детей. Вырасти здорового ребенка – вот самое

главное,

что

необходимо

сделать

нам,

педагогам

дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие

и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Физическое

здоровье

детей

неразрывно

связано

с

их

психическим здоровьем, эмоциональным благополучием.

Актуальность моего опыта состоит в решении проблемы.

сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из

путей

решения

является

комплексный

подход

к

оздоровлению

детей

через

использование

здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим

педагогический процесс современного детского сада. Их

внедрение

строится

на

формировании

осознанного

отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в свою

очередь,

должно

стать

системообразующим

фактором

модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности

современного детского сада.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в

моей практике – это прежде всего технологии воспитания

валеологической

культуры

или

культуры

здоровья

дошкольников.

Цель

этих

технологий

-

становление

осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни

человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения

оберегать,

поддерживать

и

сохранять

его,

обретение

валеологической

компетентности,

позволяющей

дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи

здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи,

связанные

с

оказанием

элементарной

медицинской,

психологической самопомощи и помощи. В дошкольной

педагогике

к

наиболее

значимым

видам

технологий

относятся

технологии

личностно-ориентированного

воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип

таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка,

индивидуальной

логики

его

развития,

учёт

детских

интересов

и

предпочтений

в

содержании

и

видах

деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение

педагогического

процесса

с

ориентацией

на

личность

ребёнка

закономерным

образом

содействует

его

благополучному существованию, а значит здоровью.

Существует много эффективных разновидностей

современных здоровьесберегающих технологий, которые

должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.

В непосредственно образовательной деятельности я

использую

такие

виды

сберегающих

технологий

как:

физкультминутки..Это

одна

из

наиболее

простых

и

распространенных видов здоровьесберегающих технологий в

моей практике.. Их еще называют динамичными паузами.

Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или

практической

деятельности,

во

время

которых

дети

выполняют несложные физические упражнения.

Цель таких физкультминуток заключается в:

смене вида деятельности;

предупреждении утомляемости;

снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;

активизации кровообращения;

активизации мышления;

повышении интереса детей к ходу занятия;

создании положительного эмоционального фона.

Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности.

Они

предназначены

для

выполнения

в

условиях

ограниченного пространства (возле парты или стола, в

центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток

сопровождаются

стихотворным

текстом

или

же

выполняются под музыку.

Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению

физкультминуток привлекаю всех дети. Для этого не

требуется

спортивная

форма

или

инвентарь.

Физкультминутка может включать отдельные элементы

других здоровьесберегающих технологий.

Дыхательная гимнастика

Она представляет собой систему дыхательных

упражнений, которые входят в комплекс коррекционной

работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

улучшить работу внутренних органов;

активизировать

мозговое

кровообращение,

повысить

насыщение организма кислородом;

тренировать дыхательный аппарата;

осуществлять

профилактику

заболеваний

органов

дыхания;

повысить защитные механизмы организма;

восстановить душевное равновесие, успокоиться;

развивать речевое дыхание.

При дыхательной гимнастике соблюдатью следующие

правила. Провожу ее рек в хорошо проветренной комнате и

до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными

и длиться 3-6 минут.

В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание

уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует

учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть

короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий).

Также дыхательная гимнастика включает упражнения на

задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении

упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались

мышцы тела, не двигались плечи.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих

технологий, который я применяю не только для развития

мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к

рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с

речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика

способствует развитию:

осязательных ощущений;

координации движений пальцев и рук;

творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки

стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не

первая

разновидность

гимнастики,

которую

можно

выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой

гимнастики

дети

производят

активные

и

пассивные

движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

массаж;

действия с предметами или материалами;

пальчиковые игры..

Гимнастика для глаз

Также к здоровьесберегающим технологиям при проведении

НОД относится гимнастика для глаз. Она подразумевает

проведение

системы

упражнений,

направленных

на

коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика

для глаз необходима для:

снятия напряжения;

предупреждения утомления;

тренировки глазных мышц;

укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты.

Главное правило данной гимнастики состоит в том, что

двигаться должны только глаза, а голова остается в

неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены

наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

Обычно образец выполнения каждого действия показывает

воспитатель,

а

дети

повторяют

за

ним.

Часто

такая

гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может

включать

упражнения

с

предметами,

специальными

таблицами или ИКТ.

Психогимнастика

Психогимнастика относится к инновационным

здоровьесберегающим технологиям, которые я использую

для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его

психического здоровья. Цель психогимнастики заключается

в следующем:

проведение психофизической разрядки;

развитие познавательных психических процессов;

нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-

психическими расстройствами;

коррекция отклонений в поведении или характере.

Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В

ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети

могут выполнять любые действия, которые им захочется.

Ритмопластика

Ритмопластика это инновационный метод работы с

детьми, который основан на выполнении ими под музыку

специальных

пластичных

движений,

имеющих

оздоровительный характер. Цель ритмопластики:

развитие двигательной сферы детей;

укрепление мышечного корсета;

совершенствование познавательных процессов;

формирование эстетических понятий.

Ритмопластику использую непосредственно на музыкальных

занятий. Физические упражнения выполняю в медленном

темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить

дважды

в

неделю..

Рекомендуется

заниматься

ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема

пищи.

Игротерапия

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим

видом деятельности является игра. Поэтому обязательным

видом

здоровьесберегающих

технологий

использую

игротерапия. Эта технология позволяет привлечь детей к

участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет

возможность:

проявить эмоции, переживания, фантазию;

самовыразиться;

снять психоэмоциональное напряжение;

избавиться от страхов;

стать увереннее в себе.

Игротерапию в своей работе использую для преодоления у

детей страхов, нарушей нервного характера.

Сравнительный

анализ

данных

диагностики

ежегодно

показывает положительную динамику уровня развития

детей, что подтверждает эффективность использования

разработанной системы внедрения здоровьесберегающих

технологий

в

непосредственно

образовательной

деятельность. Дети стали гибче, выносливее. Появилось

качество

в

технике

выполнения

движений

и

выразительность

в

моторике.

У

детей

появился

эмоциональный

отклик

на

физическую

активность,

спортивная страсть, интерес, азарт. У детей

появилась

выносливость в различных видах деятельность, повысилась

умственная трудоспособность, усидчивость, они стали

выдержаннее и внимательнее. И ещё самое главное то, что

улучшилась эмоционально- двигательная сфера ребёнка. У

детей наблюдается гордая осанка, в движениях свобода и

непринуждённость,

появилась

естественность

и

разнообразие в жестикуляции и позах, взгляд прямой,

открытый, заинтересованный, выражение лица радостное,

светлое, осмысленное, мимика живая, выразительная, речь

становится внятной и мелодичной.

Таким образом,

можно сказать,

что

только

круглогодичный,

системный

подход

к

организации

физкультурно-оздоровительных,

лечебно-

профилактических

мероприятий позволит

эффективно

способствовать

укреплению

и

сохранению

здоровья

воспитанников, даст позитивную динамику оздоровления

детского организма, позволит

достичь положительных

результатов:

повышения

уровня

физической

подготовленности, повышения индекса здоровья детей,

положительную динамику в распределении по группам

здоровья,

профилактику

и

коррекцию

отклонений

физического

развития

воспитанников.

Грамотная

организация

здоровьесберегающей

среды,

а

также

использование здоровьесберегающих технологий, введение

модели оздоровления детей способствовали повышению

двигательной

деятельности

каждого

ребенка,

его

всестороннему психофизическому развитию.



В раздел образования