Автор: Осадчая Людмила Анатольевна
Должность: преподаватель художественных дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО «ДШИ №1 имени А.Ю.Розума»
Населённый пункт: г. Сатка, Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка урока по предмету "Рисунок"
Тема: " Капитель"
Раздел: дополнительное образование
МБОУ ДО «ДШИ №1 им. Ю. А. Розума»
Саткинского муниципального района
Урок по предмету «Рисунок»
«Капитель»
Разработала и провела
преподаватель высшей категории
художественного отделения:
Осадчая Л.А.
г. Сатка 2021
Тема: Капитель
Цель: Дать практику рисования с натуры гипсовых архитектурных
форм.
Задачи:
Научить строить в перспективе архитектурный фриз или
дорическая капитель.
Закрепить знания и умения в анализировании форм предметов, штриховки.
Развивать
творческое
воображение
и
мышление,
художественные
способности.
Воспитывать: эстетический интерес учащихся, настойчивость, аккуратность,
трудолюбие.
Оборудование:
1.
Учебная постановка – дорическая капитель, архитектурный фриз.
2.
Учебные таблицы.
3.
Наглядные пособия с линейной перспективой.
4.
Наглядные пособия с изображением знанием, в которых выполнены
капители.
5.
Интерактивная
доска
с
видами
зарисовок
зданий
и
пилястр,
архитектурных фризов, кронштейнов и т.д.
Материалы и инструменты:
1.
Графитные карандаши HB и H.
2.
Формат А3 для рисования.
3.
Ластик.
План урока:
1.
Организационный момент: 2 мин.
2.
Объяснения нового материала: 20 мин.
3.
Практическая самостоятельная работа: 128 мин.
4.
Подведение итогов: 10 мин.
Ход урока: идет вводная беседа, в которой излагаются следующие
вопросы: структуру и конструктивная форма изделия; выбор наиболее
целесообразной позиции для рисования; определение композиции рисунка и
последовательности работы над ним; оценка светотени, выбор способа
оттенения (в данном случае штриховка), обобщение рисунка.
При изложении первого вопроса рассказываю о том, где применяют
архитектурные обломы и капители, прошу их правильно назвать.
Прошу сделать кратковременную зарисовку дорической капители с
картинки плаката с поэтапным построением.
Следующим этапом прошу учащихся сесть на места, с их точки зрения
наиболее выгодные для выполнения работы. Обхожу класс, с каждым
обсуждаю выбор постановки. Затем перехожу к конструктивно-технической
характеристике постановки.
После того, как с каждым учащимся выбрана позиция для рисования,
напоминаю о последовательности выполнения работы:
1.
Компоновка на листе.
2.
Построение, линейная моделировка.
3.
Легким штрихом выявляем объем.
4.
Прокладка светотени (идем от темного к светлому)
5.
Обобщение рисунка.
6.
Прокладка бликов и контрастов.
На самом первом учащиеся выполняют компоновку.
На втором уроке: построение и линейную моделировку формы. На
последующих
уроках
выполняют
рисунок,
применяя
формы
технического рисования: от руки при помощи глазомера выполняют
изометрические проекции и сопряжения. Затем «режут» детали
сечениями
для
получения
технически
правильного
изображения
деталей формы. На третьем уроке, после инструктажа, делается обход
учителем, и, если все с этим зданием справились, то переходим к
оценке светотени, образующейся от капители.
Во время практической работы хожу по классу, индивидуально
даю советы и комментирую выполненную работу. Помогаю правильно
найти рефлексы, оценку плотности тона. Слежу за поэтапным
выполнением работы. Если вижу ошибки, указываю на них сразу,
чтобы учащиеся смог вовремя исправить их. Подведению итога даю
достаточно времени для того, чтобы с учетом подготовленности
учащихся можно было обсудить удачные работы (на двух уровнях).
Список литературы.
1.
В.А. Яблонский. Преподавание предметов «Рисунок» издательство,
Москва «Высшая школа» 1989г.
2.
Н.М. Сокольникова «Основы рисунка» (учебник для учащихся 5-8
кл.) г. Обнинск. Издательство «Титул» 1996 г.
3.
Изобразительное
искусство.
8
класс.
Поурочные
планы
по
программе Б.М. Неменского. В 2ч. Часть I
и II/сост. М.А.
Порохневская. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004. – 96с.