Автор: Ахметзалялова Ирина Геннадиевна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МАДОУ ДС №71
Населённый пункт: НИЖНЕВАРТОВСК
Наименование материала: конспект НОД в подготовительной группе
Тема: "Бумаге-вторая жизнь"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД в подготовительной группе «Б»
«Бумаге- вторая жизнь»
Воспитатель: Ахметзалялова И.Г.
Цель: познакомить детей с производством бумаги; обратить
внимание на необходимость бережного ее использования, на связь
охраны леса с нашей повседневной жизнью.
Задачи:
Образовательные: Формировать представление о значении
деревьев в жизни людей; закрепить знания о некоторых свойствах
бумаги, ее разнообразии. Формировать чувство заботы о природе
через бережное отношение к деревьям.
Закреплять умение выбирать и называть предметы, сделанные из
дерева из окружающей обстановки, обьяснять свой выбор.
Развивающие: Развивать внимание, познавательную активность
детей, воображение, желание высказать свое мнение.
Речевые: Расширять словарный запас детей слова «макулатура»,
«лесорубы», «чурбачки», «блендер», «ключница», «сухарница».
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к обьектам
природы, чувство уважения к труду людей.
Интеграция: Познание , коммуникация, развитие речи,
художественное творчество.
Материалы и оборудование: Образцы бумаг А4, картона, газеты,
предметы сделанные из бумаги: салфетки, туалетная бумага,
открытки, календари бумажные, книги, обои и т.д.; пяльцы с
натянутой сеткой на каждого ребенка, плотные полотенца, х/б
ткань, клеенка, клеенчатые фартуки на каждого ребенка, губки,
блендер, клей ПВА, гуашь, разрезные фантики из фольги, горячая
вода.
Ход НОД:
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, сегодня к нам пришли гости посмотреть как
мы занимаемся. Закройте глаза( шелест бумаги), что это за шум?
Дети: бумага.
- Правильно, это шелестит бумага. Сегодня мы с вами поговорим о
бумаге. О том, как и из чего изготавливают бумагу и что из нее
делают.
- А кто мне скажет, из чего делают бумагу?
Дети : из деревьев.
- Все верно. Бумагу изготавливают из деревьев , это очень долгий и
непростой процесс, где работает много-много людей.
- А может быть кто-нибудь из вас знает, где появилась первая
бумага. (Ответы детей)
Очень интересную информацию вы узнали с родителями.
- Ребята, давайте посмотрим как изготавливают бумагу в наши дни
на бумажных фабриках.
Презентация.(сопровождается с пояснениями)
Беседа.
- Вот видите, какой это тяжелый и долгий труд- изготовление
бумаги. И на всех этих станках, механизмах работают люди. По
этому мы должны аккуратно относится к изделиям из бумаги.
- А скажите ребята, какими изделиями из бумаги мы пользуемся в
повседневной жизни?
(Ответы детей).
- Да очень много предметов из бумаги окружают нас. Как же мы
должны к ним относится?
(Ответы детей: не рвать книги, аккуратно рисовать и не портить
листы альбома, не тратить зря салфетки и т.д.)
- А как вы думаете, как долго растут деревья?
- Ребята мы с вами теперь знаем, что бумагу делают из деревьев. И
для этого нужно срубить огромное количество деревьев, а
представьте, что наступит время, когда на земле не останется ни
одного дерева.
Решение проблемной ситуации: ( и что будет , если с земли
исчезнут деревья)
Ответы детей: животные одни уйдут на Север и поживут там, лес –
это дом для животных и птиц, насекомых, если не будет леса, то им
нечего будет есть и они погибнут. Птицам негде будет вить гнезда,
исчезнут насекомые, исчезнут полезные лекарственные травы,
люди будут болеть, станет меньше кислорода, исчезнет все живое)
Воспитатель: Верно, ребята. Наша жизнь зависит от окружающей
среды, то есть от природы. Если исчезнут деревья, то погибнет все
вокруг. Что бы такого не случилось люди научились делать бумагу
из «макулатуры».
- Кто знает, что это такое «макулатура»? (ответы детей).
- Это использованная ненужная бумага.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что ваши родители изготовили
из макулатуры.
Дети рассматривают выставку.
Физминутка.
Лесорубы дерево срубили
На станке на части разделили
Чурбачки на щепки порубили
И в растворе долго их варили
А потом всю жидкость отжимают
Валикам утюжат, сушат, гладят
Так выходит чистый лист бумаги
Для журнала, книги и тетради.
- А сейчас мы будем делать бумагу своими руками.
Изготовление бумаги.
Воспитатель: Сначала нам нужно порвать на мелкие кусочки
макулатуру, давайте каждый из вас возьмёт по листочку бумаги и
разорвёт его. Мы с вами знаем, что бумага легко рвётся – это одно
из её свойств. (дети рвут бумагу)
Воспитатель: Теперь нам нужно залить бумагу горячей водой, и
размять всё это блендером – это я сделаю сама, потому что горячей
водой можно обжечься, а блендер это электроприбор, при
использовании
которого
необходимо
соблюдать
технику
безопасности, (воспитатель заливает бумагу горячей водой и
разминает блендером, дети наблюдают)
Воспитатель: Одно из свойств бумаги – это то, что она намокает,
поэтому мы с вами получили кашицу из бумаги. Теперь нужно
добавить сюда клей ПВА, гуашь любого цвета и пайетки. (добавить
всё и перемешать)
Воспитатель: Рассказ воспитателя сопровождается показом всех
действий.
А
теперь
приступим
к
самому
интересному,
к
изготовлению листа бумаги. Перед каждым из вас лежать
полотенца на клеёнке накрытые тканью, губки и пяльцы с
запяленой сеточкой. Нужно взять пяльцы, погрузить в нашу
кашицу из макулатуры.
Когда в сеточку поместится достаточное количество смеси, мы
достаём пяльцы и кладём на полотенце. Теперь необходимо убрать
лишнюю жидкость, для этого мы с вами накроем пяльцы с
«кашицей» тканью и промакнуть, далее берём губку и промакивать
нашу бумагу. После того как жидкость будет убрана нужно
перевернуть пяльцы отделить их от бумаги и оставить до полного
высыхания.
(дети делают бумагу, воспитатель помогает, если это необходимо)
Воспитатель:
Ребята
теперь
нужно
подождать
пока
бумага
высохнет, после этого мы с вами изготовим из неё открытки. Я
хочу сказать, что мы с вами помогли спасти несколько деревьев от
вырубки, тем самым помогли ещё и многим животным, птицам и
насекомым. А ещё у нас получилась необычная бумага, у каждого
свой оригинальный листочек.
Игра «Выбери, что сделано из дерева».
- А сейчас ребята подойдите к фланелеграфам. Перед вами лежат
карточки с картинками. Внимательно их рассмотрите и закройте
фишкой, те картинки, на которых есть предметы, сделанные из
дерева. Обьясните свой выбор. (Воспитатель спрашивает, почему
ты закрыл эту картинку. Дети обьясняют)
Итог:
- Что нового и интересного вы узнали на занятии? ( ответы детей)
Дети получают новые знания, о деревьях, бумаге, о том, что всё
взаимосвязано: бумагу делают из деревьев, деревья являются
жильём, источником жизни для человека, животных, насекомых и
птиц, и в руках человека уменьшить вырубку деревьев, сохраняя
тем самым жизни многих, животных, птиц и насекомых.