Напоминание

" Народная игрушка"


Автор: Осадчая Людмила Анатольевна
Должность: преподаватель художественных дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО «ДШИ №1 имени А.Ю. Розума»
Населённый пункт: г. Сатка, Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка урока по предмету "Скульптура"
Тема: " Народная игрушка"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБОУ ДО «ДШИ №1 им. Ю. А. Розума»

Саткинского муниципального района

Урок по предмету «Скульптура»

4 класс

«Народная игрушка»

Разработала и провела

преподаватель высшей категории

художественного отделения:

Осадчая Л. А.

Г. Сатка 2021

Урок

Тема. Народная игрушка.

Цель:

Сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах

(Дымковская, Филимоновская, Каргопольская), традициях формы и росписи.

Формировать навыки художественной лепки.

Задачи:

1. Приобретать навыки художественной лепки (обучающая).

2. Развивать творческую и познавательную активность, художественную

фантазию и вкус (развивающая).

3. Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей

Родине и ее истории (воспитательная).

Оборудование:

1. литературный ряд (пословицы и поговорки)

2. таблицы с изображением орнаментов

3. таблицы-иллюстрации с изображением народных игрушек

4. доска, магниты

5. глиняные игрушки в стиле дымковской, филимоновской, каргопольской.

Материалы и инструменты:

1. глина

2. стеки

3. клеенка

4. тряпочки

5. краски

6. кисти

7. вода в банках

План урока (80 минут):

1. Оргмомент – 3 минуты

2. Доклады учащихся о дымковской, филимоновской, каргопольской

игрушках – 15 минут

3. Объяснение нового материала – 10 минут

4. Практическая работа

а) зарисовка выбранного сюжета – 10 минут

б) самостоятельная работа – 27 минут

5. Подведение итогов о проделанной работе – 10 минут

6. Уборка рабочих мест – 5 минут

Ход урока:

Объясняю ребятам, что нужно подготовить к уроку.

-В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А

ведь ребятишкам хотелось играть. И нашлись в пригородах и деревнях

замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили

«ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы… Ну а там,

где жили гончары, лепили из глины.

Мы с вами тоже лепили игрушки в стиле дымковской, филимоновской и

каргопольской.

А теперь давайте послушаем ребят, которые напомнят нам об истории,

отличительных особенностях каргопольской, дымковской и филимоновской

игрушек.

История каргопольской игрушки

Город Каргополь находился в дремучем краю непроходимых лесов и болот.

Подобные условия превратили его в заповедное место, в котором сложились

свои обычаи и традиции. Жизнь в этом суровом крае сильно отличалась от

общего уклада среднерусских городов.

Назвать точную дату возникновения каргопольской игрушки не может

никто. Изучая историю каргопольской игрушки, можно только с

уверенностью сказать, что ее издревле изготовляли в каргопольском крае.

Игрушки очень архаичны по своей форме и орнаменту. Каждая деталь ее

символична. Так, распространенный силуэт «бабы» подразумевает под собой

плодородие, расположенное на ее переднике солнце так же символизирует

свет и тепло, необходимые для жизни и процветания.

В каргопольском районе было распространено гончарное дело, лепка же

игрушек вторична. Никто тогда серьезно не относился к данному промыслу,

да и за искусство лепку игрушек никто не принимал. Так и пропала бы

каргопольская игрушка, если бы не потомственный гончар Иван Васильевич

Дружинин. Он обратил внимание музеев на данный промысел, тем самым

способствовал его возрождению. Так же знаменитой мастерицей в истории

каргопольской игрушки считалась Ульяна Ивановна Бабкина. Она внесла

новые элементы в архаичную игрушку.

Раньше каргопольская игрушка отличалась наивной условностью лепки и

примитивной раскраской. Современные изделия лепятся тщательнее,

поверхность заглажена, краски разнообразнее.

Во второй половине 20 века игрушка стала привлекать к себе внимание. В

1967 году в Каргополе создали гончарный цех. Его игрушки сразу завоевали

популярность. Глиняных мужиков и баб, и диковинных зверей стали

спрашивать все, кто приезжал в Каргополь. Каргопольская игрушка сегодня

пользуется популярностью.

Сегодня игрушки изготавливают на заводах в Щекино и в Новомосковске.

Постепенно производство каргопольской игрушки возвращается из цехов в

дома.

Технология каргопольской игрушки

Никто уже давно не занимается в Каргополе гончарным делом, а вот

производство глиняных игрушек живо и до сих пор. Для промысла

характерно три типа игрушки: женские фигуры, изображения животных и

жанровые сцены.

Отличительной особенностью технологии каргопольской игрушки является

красочная роспись по предварительно выбеленной поверхности.

Технология каргопольской игрушки не слишком сильно изменилась с

момента ее зарождения. Первоначальный этап – подготовка глины. Материал

брали пожирнее, подальше от реки. Затем ее сушили, толкли до состояния

порошка, замачивали, превращая в своеобразное тесто. Следующий этап –

лепка фигурки. Главным инструментом были руки мастера. Они служили

мерилом для размера игрушки – все фигурки лепились величиной с ладонь.

После того, как фигурка была готова, ее оглаживали и сушили на ветру.

Затем через несколько недель обжигали в печи. Заключающим этапом было

разукрашивание игрушки. Изначально каргопольская игрушка была неяркой.

Ведь цвета соответствовали крестьянскому быту, в котором не было места

ярким оттенкам. Основными цветами были розовый, зеленый, сиренево-

синий, желто-оранжевый.

Дымковская глиняная игрушка

Дымковская игрушка – один из самых известных старинных русских

промыслов. Наверняка, каждому из вас знакомы яркие расписные фигурки,

богато украшенные геометрическим орнаментом, сусальным золотом,

изготовленные в лучших народных традициях. Фигуристые барыни в

пышных платьях, кокошниках и с коромыслами в руках, кавалеры в ярких

кафтанах и черных сапожках, медведи с музыкальными инструментами,

индюки и павлины с роскошными разноцветными хвостами… Эти и многие

другие персонажи неизменно вызывают у человека улыбку и самые светлые

эмоции. Сегодня мы предлагаем приобрести дымковскую игрушку,

выполненную вручную опытными мастерами старинного ремесла.

История дымковской игрушки

История дымковской игрушки насчитывает более четырехсот лет. Впервые

этот народный промысел появился из города Кирова (в то время он

назывался Вяткой), в небольшой слободе Дымково. Яркие фигурки из глины,

расписанные красками сочных солнечных цветов, местные крестьяне лепили

к празднику Вятской Свистуньи, который традиционно отмечался весной.

По форме и виду дымковские игрушки довольно разнообразны. Как

правило, это вылепленные из глины, полые внутри фигурки кавалеров и

барышень, медведей, лошадей, пышнохвостых индюков, петухов, коров и

козлов. История дымковской росписи упоминает, что основной элемент

росписи – геометрические узоры, зигзаги, круги полоски, волнистые линии,

круглые пятна, точки и клетка. В оформлении готовой игрушки

используются самые яркие, даже контрастные цвета – красный, зеленый,

желтый, синий, малиновый, голубой и другие, а так же позолота.

На весеннем празднике Вятской Свистуньи дымковские игрушки

продавались на ярмарке. Из истории дымковской игрушки следует, что

позолоченные расписные игрушки символизировали вятских вдов, чьи

мужья, отцы и сыновья погибли в битве с живущими рядом устюжанами.

Покойных ежегодно поминали, устраивали в их честь языческое празднество

со свистом и плясками.

После того, как праздник Свистуньи постепенно перестал отмечаться и

ушел в небытие, мастера продолжали лепить дымковские игрушки, и это

занятие стало самостоятельным народным промыслом. Особую известность

он получил в 1930-е годы, когда усилиями нескольких потомственных

мастериц была создана артель, занявшаяся выпуском вятской игрушки.

История филимоновской игрушки

Название промыслу дала деревня Филимоново, располагающаяся рядом с

городом Одоев Тульской области. Об истории создания филимоновской

игрушки почти ничего не известно. Местные жители на вопрос об ее

происхождении отвечают, что игрушки у них в деревне делают испокон

веков.

Существует красивая легенда о гончаре Филимоне, который, гонимый

властями, пришел в эти края еще во времена Ивана Грозного. Считается, что

именно он и дал начало истории филимоновской игрушки.

Первые упоминания о деревне относятся еще к 16 веку, но уже в них

содержатся сведения об изготовлении игрушек. Орнамент же филимоновских

свистулек, как считает большинство ученых, восходит еще к дохристианским

формам славянского языческого культа.

Фигурки хранят, помимо вопроса об истории создания филимоновской

игрушки, еще много тайн и секретов, главным из которых является до сих

пор не расшифрованная символика. На первый взгляд, это только лишь

глиняные свистульки, на самом деле они несут важную информацию.

Наиболее известными мастерами игрушек считаются поколения

Дербеневых, Евдокимовых, Зайцевых, Карповых, Масленниковых. Традиция

филимоновской игрушки не была забыта и в советское время. Была создана

мастерская народного промысла, ее мастериц даже награждали дипломами

ВДНХ.

Технология филимоновской игрушки

Промысел зародился благодаря превосходной по своему качеству белой

глине, залежи которой находились совсем рядом с Филимоново. Наличие

природного материала способствовало развитию гончарного промысла. Над

обработкой глины трудились целыми семьями. Мужчины изготавливали

посуду, женщины лепили игрушки.

Природные свойства местной глины отразились на внешнем облике

игрушки. Глина под Одоевом была очень жирная и пластичная. Из-за этого

при просушке она деформировалась и покрывалась мелкими трещинками.

Поэтому в технологию филимоновской игрушки пришлось добавить еще

одно действие – мастера обычно заглаживали их влажными руками.

Это давало неожиданный эффект – после таких «поглаживаний» фигурка

утончалась и вытягивалась, приобретая изящную форму. После обжига глина

приобретала ровный белый цвет. Он был очень красивым. Изделие после

такой обработки не требовало грунтовки.

Большинство традиционных филимоновских игрушек – это свистульки.

После того, как глину очистили, просушили в течение двух дней на солнце,

ее обжигали в печи. Следующий этап технологии изготовления

филимоновской игрушки был самым ответственным - роспись игрушки.

По технологии изготовления филимоновской игрушки раскрашивались

они яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце. Кисточек ранее

не было и в помине. Вместо них мастерицы использовали куриное перо.

Палитра, с одной стороны, скупая – только малиновый, зеленый, желтый,

голубой цвета, но, с другой стороны, игрушки все равно получались яркими

и веселыми.

Беседа об истории, отличительных особенностях дымковской,

филимоновской и каргопольской игрушках (выступление учащихся).

Практическая работа

- В каждом городе была рыночная площадь, вот туда мы с вами и приехали.

-В повседневной речи, чтобы убедить в чем-либо собеседника, мы

прибегаем к помощи пословиц – народных изречений.

Пословицы – народная мудрость, передаваемая из поколения в

поколение. В кратких пословицах содержится смысл более значительный по

сравнению с тем, который в них прямо выражен. Пословица, как затейливый

узор, тоже имеет свои образные корни. Давайте вспомним русские

пословицы, связанные с праздником и весельем.

У наших ворот всегда хоровод.

Из песни слова не выгородишь.

Гуляй, да не загуливайся.

Делу время - потехе час.

Шутку любишь над Фомой – так люби и над собой.

Шутил Мартын – да спрятался под тын.

Тогда пляши, когда играют.

Всякий пляшет, да не как скоморох.

У всякого скомороха свои погудки.

-Постарайтесь объяснить смысл этих пословиц.

Запевала: Селезенька утку любил,

Он на ярмарку утку водил

Хор: Ай, люли, утка, утка-воркутка,

Чернохвостенькая, востроносенькая,

Молодая утка!

Запевала: Он на ярмарку утку водил,

Сарафан ей новый купил.

Хор: Ай, люли, утка, утка-воркутка,

Чернохвостенькая, востроносенькая,

В сарафане утка!

Запевала: Он на ярмарку утку водил,

Ей платочек новый купил.

Хор: Ай, люли, утка, утка-воркутка,

Чернохвостенькая, востроносенькая,

И в платочке утка!

Запевала: Селезенька утку любил,

Он на ярмарку утку водил.

Хор: Ай, люли, утка, утка-воркутка,

Чернохвостенькая, востроносенькая,

Молодая утка!

Запевала: Он на ярмарку утку водил,

Он сапожки утке купил…

Хор: Ай, люли, утка, утка-воркутка,

Чернохвостенькая, востроносенькая,

И в сапожках утка!

Вопросы.

1.

Как проявляется в игрушках конструктивная, изобразительная и

декоративная деятельность?

2.

Что отличает глиняные игрушки, принадлежащие к разным

художественным промыслам, и что между ними общего?

Самостоятельная работа учащихся. Учащимся предлагается выполнить

зарисовку выбранной ими народной игрушки.

Дети работают самостоятельно. Я хожу по классу и при необходимости

помогаю в работе.

Посмотрите какие красивые и забавные игрушки у вас получились. Мы их

оставим сушиться в классе, когда они просохнут, мы их распишем. В

оставшееся время вы можете раскрасить свои эскизы.

Итоги урока.

Выставка работ, анализ и их оценка.

Попробуйте создать свой образ игрушке. Вспомни, в чем своеобразие

формы каргопольской, филимоновской и дымковской игрушки.

Давайте выберем чья работа выполнена по всем правилам: игрушка должна

быть с гладкой поверхностью, подготовленной к росписи.

Давайте посмотрим можно ли составить несколько игрушек вместе и

объединить их общим действием, чтобы получилась композиция, сказка

Благодарю учащихся за урок и прошу убрать рабочие места

.

Литература.

1. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в

жизни человека: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/

Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменкого. -6-е

изд. – М. : Просвещение, 2007. – 176с.

2. Альбомы для детского творчества

«Дымковская игрушка»

«Филимоновская игрушка»

«Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка



В раздел образования