Автор: Патергина Вера Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Нижегородская обл. г. Перевоз
Наименование материала: статья
Тема: “Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ”
Раздел: дошкольное образование
“Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ”
Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомления детей с
природой, в основу которого положен экологический подход, при котором
педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия
экологии.
В
период
дошкольного
детства
в
процессе
целенаправленного
педагогического
воздействия
у
детей
можно
сформировать
начала
экологической культуры.
Экологическая культура - это воспитание эмоциональной эстетической
культуры, в которую входят пробуждение у детей интереса к природе,
растениям,
животным,
к
самому
себе;
освоение
элементарных
природоведческих знаний о растениях и животных; приобщение ребёнка к
элементарному труду по созданию благоприятных условиях для жизни
живых существ, формирование элементарных представлений о природе, как
о величайшей ценности, понимание ее неприкосновенности, воспитание у
ребёнка элементарного чувства ответственности за всё живое. Экологическое
воспитание дошкольников - это и есть познание живого, которое рядом с
ребёнком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе
правильных форм взаимодействия с ним.
Осознанно - правильное отношение рассматривается как совокупность
знания и активных проявлений ребёнка: интереса к явлениям природы;
понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать
или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто
испытывает дефицит каких либо условий; эмоционального отклика, радости
на любые проявления животных и растений, их красоту, яркостью красок.
Важно при этом, что красота рассматривается с экологических позиций;
красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что
бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания.
Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребёнка,
если систематически его знакомят с разнообразием растений и животных,
которые
его
окружают,
вовлекают
в практическую деятельность
по
поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляя
возможность
наблюдения
за
их
ростом,
развитием,
различными
проявлениями в благоприятных условиях.
К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный период в
ребёнка может быть заложено первоначальное понимание некоторых
аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо,
нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях;
человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности
ресурсы
Земли,
охраняющий
природу
и
по
мере
возможности
восстанавливающий ее богатства.
Понимание этих аспектов связано с
конкретными примерами, которые имеются в окружении и в практике жизни
каждого ребёнка.
Влияние природы на ребёнка огромно.
Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с ее объектами или
явлениями:
- на прогулках наблюдают за птицами и насекомыми;
- наблюдение за падающими снежинками;
- слушают стихи, рассказы;
- ухаживают за растениями и животными в уголке природы;
- дома смотрят телепередачи о животном и растительном мире Земли.
Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о
растениях, животных, явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в
разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребёнок познает не
только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр.)
но и их связь со средой. Наблюдение как метод работы с детьми чаще всего
используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд
разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом.
Наблюдение важно еще тем, что оно лежит в основе разных видов
деятельности, направленных на познание или практическое преобразование
природы (труд по уходу за растениями и животными, изобразительная
деятельность и рассказы детей на основе впечатления, осмотр объектов
природы, заполнение календарей и пр.). Формирование у дошкольников
начал экологической культуры основано в первую очередь на наблюдении.
Важным методом экологического воспитания является слово, его
правильное использование в различных формах работы с детьми. В данной
технологии словесный метод связан, прежде всего, с чтением книги
“Экология в картинках».
Само чтение рассказов, вопросы к тексту,
пояснения воспитателя, пересказ детей, беседа о прочитанном - все это
разные формы речевой деятельности, позволяющие ребёнку понять новую
информацию и обнаружить свое понимание чаще всего недоступных для
наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой.
Особое внимание следует уделить такой форме работы, как занятия
комплексного,
обобщающего
и
углубленно-познавательного
типа,
на
которых у детей формируются обобщенные представления о явлениях
природы, понимание взаимосвязей в природе, закономерных процессов,
восприятие произведений искусства. В этом случае наибольшее значение
имеет логика построения беседы воспитателя с детьми.
Труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию
необходимых условий для жизни животных и растений позволяет детям
приобрести
умения,
узнать
о
правильных
способах
практического
взаимодействия
с
природой.
Индивидуальные
проявления
детей
в
практической деятельности - это показатель степени их экологической
воспитанности и экологической культуры.
Экологическое воспитание должно формировать умения детей понимать и
себя, и все что происходит вокруг. Нужно помочь дошкольникам уяснить
как правильно вести себя и в природе, и в среде людей. Часто из-за незнаний
они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать
воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей.