Напоминание

“Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ”


Автор: Патергина Вера Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Нижегородская обл. г. Перевоз
Наименование материала: статья
Тема: “Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ”
Раздел: дошкольное образование





Назад




“Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ”

Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомления детей с

природой, в основу которого положен экологический подход, при котором

педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия

экологии.

В

период

дошкольного

детства

в

процессе

целенаправленного

педагогического

воздействия

у

детей

можно

сформировать

начала

экологической культуры.

Экологическая культура - это воспитание эмоциональной эстетической

культуры, в которую входят пробуждение у детей интереса к природе,

растениям,

животным,

к

самому

себе;

освоение

элементарных

природоведческих знаний о растениях и животных; приобщение ребёнка к

элементарному труду по созданию благоприятных условиях для жизни

живых существ, формирование элементарных представлений о природе, как

о величайшей ценности, понимание ее неприкосновенности, воспитание у

ребёнка элементарного чувства ответственности за всё живое. Экологическое

воспитание дошкольников - это и есть познание живого, которое рядом с

ребёнком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе

правильных форм взаимодействия с ним.

Осознанно - правильное отношение рассматривается как совокупность

знания и активных проявлений ребёнка: интереса к явлениям природы;

понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать

или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто

испытывает дефицит каких либо условий; эмоционального отклика, радости

на любые проявления животных и растений, их красоту, яркостью красок.

Важно при этом, что красота рассматривается с экологических позиций;

красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что

бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания.

Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребёнка,

если систематически его знакомят с разнообразием растений и животных,

которые

его

окружают,

вовлекают

в практическую деятельность

по

поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляя

возможность

наблюдения

за

их

ростом,

развитием,

различными

проявлениями в благоприятных условиях.

К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный период в

ребёнка может быть заложено первоначальное понимание некоторых

аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо,

нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях;

человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности

ресурсы

Земли,

охраняющий

природу

и

по

мере

возможности

восстанавливающий ее богатства.

Понимание этих аспектов связано с

конкретными примерами, которые имеются в окружении и в практике жизни

каждого ребёнка.

Влияние природы на ребёнка огромно.

Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с ее объектами или

явлениями:

- на прогулках наблюдают за птицами и насекомыми;

- наблюдение за падающими снежинками;

- слушают стихи, рассказы;

- ухаживают за растениями и животными в уголке природы;

- дома смотрят телепередачи о животном и растительном мире Земли.

Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о

растениях, животных, явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в

разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребёнок познает не

только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр.)

но и их связь со средой. Наблюдение как метод работы с детьми чаще всего

используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд

разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом.

Наблюдение важно еще тем, что оно лежит в основе разных видов

деятельности, направленных на познание или практическое преобразование

природы (труд по уходу за растениями и животными, изобразительная

деятельность и рассказы детей на основе впечатления, осмотр объектов

природы, заполнение календарей и пр.). Формирование у дошкольников

начал экологической культуры основано в первую очередь на наблюдении.

Важным методом экологического воспитания является слово, его

правильное использование в различных формах работы с детьми. В данной

технологии словесный метод связан, прежде всего, с чтением книги

“Экология в картинках».

Само чтение рассказов, вопросы к тексту,

пояснения воспитателя, пересказ детей, беседа о прочитанном - все это

разные формы речевой деятельности, позволяющие ребёнку понять новую

информацию и обнаружить свое понимание чаще всего недоступных для

наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой.

Особое внимание следует уделить такой форме работы, как занятия

комплексного,

обобщающего

и

углубленно-познавательного

типа,

на

которых у детей формируются обобщенные представления о явлениях

природы, понимание взаимосвязей в природе, закономерных процессов,

восприятие произведений искусства. В этом случае наибольшее значение

имеет логика построения беседы воспитателя с детьми.

Труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию

необходимых условий для жизни животных и растений позволяет детям

приобрести

умения,

узнать

о

правильных

способах

практического

взаимодействия

с

природой.

Индивидуальные

проявления

детей

в

практической деятельности - это показатель степени их экологической

воспитанности и экологической культуры.

Экологическое воспитание должно формировать умения детей понимать и

себя, и все что происходит вокруг. Нужно помочь дошкольникам уяснить

как правильно вести себя и в природе, и в среде людей. Часто из-за незнаний

они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать

воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей.



В раздел образования