Автор: Рожкова Марина Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: посёк Светлый, Свердловская область
Наименование материала: Рекомендации педагогам ДОО
Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ФЭМП) В ДОО»
Раздел: дошкольное образование
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ДОО
«ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ФЭМП) В ДОО»
ФЭМП по праву занимает большое место в системе
дошкольного образования. Математические представления
оттачивают ум ребёнка, развивают гибкость мышления, учат
логике.
Период дошкольного детства – важный этап в жизни человека.
Это
центральное
положение
мировой
научной
педагогики
прошлого и настоящего. Реализовать его необходимо своевременно
и
эффективно.
Выделим
несколько
важных
условий
при
формировании элементарных математических представлений в
дошкольном возрасте.
Условие первое.
Образование
должно
соответствовать
современным
требованиям. Готовность ребёнка к школе, позволяющая включать
его в систему обучения, происходит у каждого в индивидуальные
сроки. При этом возникает необходимость соединения того, что
может ребёнок усвоить, с тем, что целесообразно развивать.
Объективные достижения появляются у ребёнка в дошкольном
детстве, если социальное, интеллектуальное и эмоциональное
развитие
строится
с
учётом
возрастных
особенностей
и
индивидуального темпа развития, обеспечивается амплификация
(обогащение детских видов деятельности, где ребёнок чувствует
себя наиболее успешно).
Условие второе.
Обеспечить удовлетворение потребностей в математическом
развитии
ребёнка
возможно
при
взаимодействии
педагогов
дошкольного учреждения и родителей.
Семья в большей степени, чем другие социальные институты,
способна внести важный вклад в обогащение познаваемой сферы
ребёнка.
Условие третье.
Важно, чтобы учебно-познавательное общежитие строилось как
диалог двух заинтересованных людей – взрослого и ребёнка.
Интерес собеседников к друг – вот основа познавательного
общения. Нравоучения, на которые нередко «соскальзывает»
обучающий, делают беседу односторонней. При этом взрослый в
силу своего возрастного и образовательного статуса занимает
позицию над ребёнком, поучает, требует от него «слушать и на ус
наматывать».
Подобная
расстановка
сил
приучает
детей
к
интеллектуальному иждивенчеству – ожиданию, что взрослые всё
расскажут и пояснят.
Условие четвёртое.
Необходимо поддерживать познавательный интерес и
активность ребёнка. Учёными подмечено, что в словаре пяти-
шестилетнего ребёнка наиболее употребляемое слово – «почему».
Нужно тактично относиться к высказываниям и вопросам ребёнка,
не
иронизировать,
не
навязывать
набор
готовых
знаний
и
суждений, ибо грубое вмешательство взрослого может резко
затормозить мыслительную активность ребёнка. Взрослые должны
уметь понять и поддержать процесс познания.
Условие пятое.
Важно научиться распознавать возникающий формализм в
математических понятиях дошкольников и преодолевать его.
Порой взрослые поражаются, как быстро ребёнок усваивает
довольно сложные математические представления: легко узнаёт
трёхзначный номер автобуса, умеет отвлечённо считать, называя
числительные до ста, тысячи…. Это само по себе хорошо, но не
является абсолютным показателем математического развития и не
гарантирует школьные успехи в будущем. Вместе с тем у ребёнка
может вызвать затруднение простой вопрос, где надо не просто
воспроизвести знания, а применить их в новой ситуации. Важно
помогать
ребёнку
находить
разнообразные
пути
решения
познавательных задач, рассуждать, доказывать. Научить ребёнка не
бояться ошибок, проявлять упорство в преодолении трудностей.
Условие шестое.
При
формировании
элементарных
математических
представлений необходимо использовать разнообразные формы
организации познавательной деятельности и методические приёмы,
обогащать игровое общение, разнообразить повседневную жизнь,
обеспечивать
партнёрскую
деятельность,
стимулировать
самостоятельность.
При этом важна активность самого дошкольника –
обследовательская,
предметно-манипулятивная,
поисковая.
Собственные действия ребёнка нельзя заменить рассматриванием
иллюстраций в книгах или рассказом взрослого. Взрослый должен
умело направить процесс познания, подвести ребёнка к значимому
для него результату.