Автор: Филимонова Наталья Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - д/с "Золотая рыбка"
Населённый пункт: город Абакан, Республика Хакасия
Наименование материала: семинар
Тема: "Мониторинг инновационных процессов в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Мониторинг инновационных процессов в ДОУ
(в работе педагога-психолога)
.
Функция педагога-психолога в инновационном процессе – сопровождение
инновационной
деятельности
участников
педагогического
процесса,
выражающаяся
в
подготовке
педагогического
коллектива ДОУ к инновационной деятельности, реализации инновационных процессов, длительное
слежение
за
какими-либо
объектами
или
явлениями
инновационной
психолого-педагогической
деятельности,
профилактика
и
просвещения
в
процессе
внедрения
новшеств.
Педагог-психолог
является фасилитатором – тем, кто способствует, облегчает, помогает учиться (Э. Роджерс, А..Б. Орлов,
С.Я. Ромашина).
Инновационные процессы стали закономерностью развития современного образования.
Педагогические инновации – изменения, направленные на улучшение и развитие воспитания и
образования
(новые
методики,
технологии,
обновление
содержания,
характера
взаимодействия
участников педагогического коллектива).
Западный исследователь нововведений Роджерс говорит: «Новшества – это идея, являющаяся для
конкретного лица новой». И.П. Подласый говорит: «Инновации не могут быть сведены к созданию
средств. Инновации – это и идеи, и процессы, и средства, и результаты…».
В
ДОУ инновационный
процесс
рассматривается
как
инновации,
нововведения
и
условия,
обеспечивающие успешность перевода системы в новое качественное состояние.
Инновация – содержательная сторона инновационного процесса (научные идеи и технологии их
реализации): обновление, изменение; введение чего-либо нового; процесс освоения новшества.
Инновационный
потенциал
коллектива
– способность
создавать,
воспринимать
и
реализовывать
новшества,
а
также
своевременно
избавляться
от
устаревшего,
педагогически
нецелесообразного. (В.А. Сластенин, Л.С. Подымова).
Структура инновационного процесса:
Деятельностная
Мотив – цель – задачи – содержание – формы – методы – результаты.
Организационная
Диагностика – прогнозирование – организация – практика – обобщение – внедрение.
Этапы восприятия новшества по Эрику Роджерсу
1)
Ознакомление:
человек
впервые
слышит
об
инновации,
ещё
не
готов
к
получению
дополнительной информации.
2)
Появление
интереса:
интерес
+
поиск
дополнительной
информации:
пока
невозможна
внутренняя потребность в принятии новшества (субъект не примеряет его на себя).
3)
Оценка:
субъект
примеряет
новшество
и
решает,
применять
ли
его,
ищет
уточняющую
информацию, критично оценивает её.
4)
Апробация: порционное применение в практике, в зависимости от результата – принятие или
отказ.
5)
Окончательное восприятие: следует решение о принятии новшества, широком использовании в
практике (через оценку результатов четвертого этапа).
Психологическое
обеспечение
развивающего
характера
образования
предполагает мониторинг,
проектирование и экспертизу психологических составляющих образования как системы развивающих
возможностей.
Мониторинг как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов,
явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза, позволяет принимать управленческие
решения.
Мониторинг инновационной деятельности – длительное слежение за какими-либо объектами или
явлениями инновационной психолого-педагогической деятельности, система получения данных для
принятия стратегических и тактических решений. Мониторинг можно рассматривать, как систему
сбора, обработки, анализа,
хранения и распространения информации об участниках воспитательно-
образовательного процесса, позволяющая судить о состоянии объектов в любой момент времени и
дающая прогноз их развития.
1
Для того, чтобы система мониторинга в ДОУ соответствовала данному определению, необходимо
проделать
большую
аналитическую
работу,
в
результате
которой
определятся
проблемные
зоны,
появится возможность выстраивать, прогнозировать и формировать будущее.
При этом управленческую деятельность необходимо организовывать таким образом, чтобы через
рефлексию,
углубленное
изучение
проблемы,
проведение
МО,
семинаров,
методических
и
педагогических советов можно было представить состояние управляемой системы и складывающихся
тенденций.
Данные
мониторинга
–
основа
для
анализа,
проектирования,
организации
процесса
профессиональной подготовки и определения его результативности в рамках обеспечения качества
образования.
Мониторинг
позволяет
сравнивать
и
исследовать
динамику
развития
объекта
на
основе
повторяющейся и периодической диагностики.
Основная цель мониторинга – отслеживание, корректировка и профилактика в процесс реализации
инновационных процессов, целью которого является
- создание благоприятного психологического
климата
для
стабильной
работы,
создание
атмосферы
творчества.
С
одной
стороны
это
является
предпосылкой инновационного процесса в ДОУ, с другой – результатом и показателем его успешности.
Методы психолого-педагогического мониторинга – наблюдение, опрос,
анкетирование,
беседа,
самооценка, изучение продуктов деятельности детей, игровые приемы и их анализ, др.
Требования к мониторингу:
- объективность (максимальное исключение субъективного воздействия);
- целостность (неразрывность триады: управление – мониторинг – прогноз);
- информационная открытость – необходимое условие эффективности;
- надежность (точность измерения, повторяемость результатов);
- валидность (достоверность и предметность);
- экономичность (простота и нетрудоемкость процедуры, обработки и интерпретации результатов);
- полезность (развивающий эффект).
Частота
мониторинговых
замеров
зависит
от
содержания
нововведения,
но,
как
правило,
не
превышает двух раз в год.
Длительность мониторинга определяется продолжительностью инновационной деятельности, хотя
полезно
проводить
мониторинговые
замеры
и
после
её
завершения
с
целью
отслеживания
пролонгированных результатов нововведений.
Собранная на диагностическом этапе информация проходит обработку и систематизируется. Она
может
быть
представлена
в
виде
таблиц,
графиков,
диаграмм,
различных
классификаций.
Упорядоченная информация удобна для последующего сопоставления, сравнения, анализа и обобщения,
установление причинно-следственных отношений, устойчивых связей. Она намного облегчает наиболее
сложную и ответственную интерпретацию, т.е. вскрытие фактов, истолкование их смыслов и значений.
Интерпретация мониторинговой информации – это своего рода диагноз реального состояния
дел, сложившегося между участниками воспитательно-образовательного процесса в ДОУ на изучаемый
момент вследствие нововведения.
В зависимости от тех оснований, которые могут быть использованы для сравнения, выделяют
различные виды мониторинга:
Динамический
Сравнительный
Комплексный
Информационный
Базовый
Проблемный
В мониторинге «динамическими» данными считаются те, которые содержат более двух измерений,
то есть помимо начального и конечного, но еще и промежуточные.
Сравнительный, когда в качестве основания для экспертизы, выбираются результаты идентичного
обследования одной или двух систем более высокого уровня.
Комплексный, когда используется несколько оснований для экспертизы.
Информационный – структуризация, накопление и распространение информации.
2
Базовый – выявление новых проблем и опасностей того, как они станут осознаваемы на уровне
управления.
Проблемный – выяснение закономерностей, процессов, опасностей, тех проблем, которые известны
и насущны с точки зрения управления.
Одним
из
конкретных
специалистов,
непосредственно
задействованным
в
мониторинге
инновационных процессов в ДОУ является педагог-психолог.
Мониторинг структур деятельности ДОУ,
организованный педагогом-психологом
Пространство развития ДОУ
управляющая
система
(стиль
руководства
педагогическим
коллективом
–
оценка
стиля
руководства, самооценка стиля руководства).
Пространство развития родителей
информированность и включенность семьи в ДОУ
взаимоотношения родителей в семье
стиль воспитания в семье
родительское сообщество.
Пространство развития педагогов
мотивационная готовность педагогов
направленность личности, восприимчивость к новому (приложение)
творческий потенциал
сформированность командообразования в ДОУ
педагогическое сообщество (социально-психологический климат в коллективе, сплоченность)
адаптация молодых специалистов к условиям работы ДОУ (присутствие на занятиях, во
время совместной деятельности с детьми, совместный анализ занятий, психологические
рекомендации, осуществление систематического контроля за его деятельностью в период
адаптации)
сформированность психологических знаний
оценка рисков эмоционального выгорания (приложение 1)
умения управлять своим поведением и временем
развитие
профессиональной
рефлексии,
способствующей
адекватному
представлению
педагога о себе и о своем месте в инновационном процессе (приложение 2)
анализ факторов успехов и причин недостатков (психологический аспект)
Пространство развития ребенка
социальная ситуация развитии
психопедагогическое сопровождение
детское сообщество (социально-психологический климат в коллективе)
заинтересованность детей в усвоении знаний
индивидуальные
особенности
воспитания
и
обучения
детей
(темперамент,
гендерные
особенности, особенности психологического развития, кризисные периоды)
уровень познавательного развития.
Алгоритм мониторинга инновационных процессов в деятельности педагога - психолога
Этапы
Содержание
Подготовительный
Изучение
задач
и
целей
инновационных
процессов,
формулирование
проблемы,
постановка
целей
и
задач
мониторингового
исследования,
подбор
и
научное
обоснование применяемых методов и методик, уточнение
процедуры
проведения
и
составление
инструкции
проведении мониторинга, согласование сроков и графиков
работ.
П и л о т н о е
п р о в е д е н и е
мониторинга
Проведение пилотного исследования на небольшой выборке,
обработка
и
анализ
данных,
корректировка
содержания
анкет, методик и инструкций.
Полевая стадия исследования
Проведение
масштабного
мониторинга,
сбор
первичной
3
эмпирической информации
О б р а б о т к а
и
а н а л и з
информации
Обработка информационного материала, анализ полученных
результатов,
создание
аналитической
справки
для
администрации по результатам мониторинга.
Обсуждения
Обсуждение результатов с администрацией
Составление рекомендаций
Составление рекомендаций и обмен опытом.
Этапы мониторинга на стадиях
ХОЧУ
– уровень
сформированности
оптимального
уровня
готовности
коллектива
и
каждого
педагога (мотивационная готовность).
МОГУ - сформированность профессиональных качеств (творческий потенциал, самоменеджмент и
таймменеджмент,
стрессоустойчивость,
синдром
эмоционального
выгорания,
навыки
педагогического общения).
ДЕЛАЮ - анализ стилей педагогического общения, мониторинг работы молодых специалистов,
самообразование.
ПОЛУЧАЮ – результаты и корректировка.
Уровни результатов по проведенному мониторингу
Психолого-педагогический мониторинг последовательно включает:
Выявление исходного уровня участников педагогического процесса (администрация, педагоги,
родители,
дети)
–
психологический
климат
в
коллективе:
детское
общество
и
коллектив
педагогов, творческий потенциал педагогов, готовность к восприятию, принятию и реализации
инноваций,
сформированность
мотивационной
сферы
педагогов,
желание
родителей
быть
помощниками в воспитательно-образовательном процессе.
Анализ
деятельности
участников
педагогического
процесса
–
анализ
совместной,
самостоятельной
и
организованной
деятельности,
адаптированность
к
происходящим
изменениям;
Социально-психологическая
динамика
–
повышение
заинтересованности
педагогов,
родителей и детей происходящими процессами, повышение познавательной активности,
метаморфозы мотивации;
Изменение
отношений
педагогов
и
родителей
к
новым
формам
организации
организованной деятельности.
Для реализации задач, поставленных на основании результатов
мониторинга инновационных
процессов, определена тактика и стратегия работы педагога - психолога:
Внедрение новых форм работы.
Поддержка и стимулирование деятельности педагогов и детей в воспитательно-образовательном
процессе.
Проведение семинаров-практикумов, тренингов, встреч.
Мониторинг и самоанализ работы педагогов, педагога - психолога.
Мотивирование и стимулирование самообразования педагогов.
Таким
образом,
всесторонний
анализ
и
адекватная
оценка
мониторинговых
результатов
введения
психолого-педагогических новшеств, прогноз перспектив развития в этой
связи образовательной
практики
дают
основание
для
принятия
обоснованных
решений
о
продолжении
инновационной
деятельности, корректировке её отдельных сторон и внесении необходимых изменений. На их основе
делается выбор приоритетных направлений при внедрении инноваций, создаются перспективные и
текущие планы, содержащие организационные, методические, технологические, корректирующие и
психотерапевтические мер
Приложение 1
Экспресс – тест
на определение степени эмоционального выгорания
Варианты ответов – да, - нет, - трудно сказать.
Вопросы
Ответ
Балл
1
Вы считаете себя высококвалифицированным специалистом?
4
2
Вы занимаете нынешнюю должность больше 2 лет?
3
Вы живете одна?
4
У вас нет хобби?
5
Когда поступали на работу, она вам очень нравилась?
6
Вы никогда не думали о смене специальности?
7
Вы
почти
или
полностью
удовлетворены
своим
уровнем
доходов?
8
В вашем окружении нет людей являющихся для вас хорошей
эмоциональной поддержкой?
Сумма больше 10 баллов – достаточно высокая степень выгорания сейчас или в ближайшее
время.
Приложение 2
Методика оценки оптимизма и активности личности
(Методика взята из материалов книги А.В. Семиченко «Проблемы мотивации поведения и деятельности
человека». К.: Миллениум, 2004)
Перед вами список утверждений. Оцените степень согласия со списком, используя следующие оценки:
4 – да, совершенно согласен (всегда)
3 – обычно (часто)
2 – иногда это так
5
1 – нет, совершенно не согласен
1.
Я люблю слушать громкую музыку.
2.
Я думаю, что будет трудно достичь моих целей.
3.
Мне нравится ситуации с некоторой долей неопределенности, когда я не
знаю, что будет со мной далее.
4.
Я люблю бросать вызов судьбе.
5.
Судьба более несправедлива ко мне, чем к другим.
6.
У меня столько энергии, что я не могу даже два часа просидеть без дела.
7.
Я менее счастлив, чем другие.
8.
Меня раздражают осторожные люди.
9.
В настоящее время невозможно верить во что-нибудь хорошее.
10.
Мне нравится соревноваться.
11.
Я легко и с удовольствием общаюсь с людьми противоположного пола.
12.
Меня пугает моё будущее.
13.
Я думаю, что в людях больше плохого, чем хорошего.
14.
Мне нравится испытывать острые ощущения, быть в ситуациях, связанных с
определенным риском.
15.
У меня жизнерадостное, приподнятое настроение.
Обработка результатов
Методика содержит две субшкалы: оптимизма и активности.
Оптимизм в данной методике понимается как предрасположенность человека верить в свои силы
и успех, иметь преимущественно положительные ожидания от жизни и от других людей. «Оптимисты»,
как
правило,
экстравертированы,
доброжелательны
и
открыты
для
общения.
Противоположной
категории людей, «пессимистам», свойственны сомнения в своих силах и доброжелательности других
людей, ожидание неудач, стремление избегать широких контактов, замкнутость на своем внутреннем
мире (интровертированность).
Под активностью в данном контексте понимаются энергичность, жизнерадостность, беспечность,
безмятежность
и
склонность
к
риску.
Пассивность
проявляется
в
тревожности,
боязливости,
неуверенности в себе и нежелании что-либо делать.
«Ключ»
Шкала активности – вопросы 2,5,7,9,12,13
Шкала пассивности – вопросы 1,3,4,6,10,11,14,15
В соответствии с «ключом» подсчитываются суммы баллов по данным субшкалам – для этого
необходимо
просуммировать
проставленные
вами
баллы
по
каждой
шкале.
Пользуясь
таблицей,
определите ваш типаж и ознакомтесь ниже с его характеристикой.
Показатели психологических типов (в баллах)
Психологический тип
Оптимизм
Активность
Реалисты
13-18
14-22
Активные оптимисты
6-14
22-36
Активные пессимисты
19-24
22-36
Пассивные пессимисты
19-24
9-14
Пассивные оптимисты
6-14
9-14
«Реалисты»
активно
оценивают
текущую
ситуацию
по
своим
силам
(возможностям)
и
не
пытаются
прыгнуть
выше
головы,
довольствуются
тем,
что
имеют.
Как
правило,
устойчивы
к
психологическому стрессу.
«Активные
оптимисты»
верят
в
свои
силы
и
успех,
позитивно
настроены
на
будущее,
предпринимают
активные
действия
для
того,
чтобы
добиться
желаемых
целей.
Они
бодры,
жизнерадостны, не подвержены унынию или плохому настроению, легко и стремительно отражают
6
удары
судьбы,
как
бы
тяжелы
они
не
были.
В
трудных
ситуациях
используют
проблемно-
ориентированные стратегии для преодоления стресса.
«Активные пессимисты», которым свойственна большая активность, но эта активность часто
носит деструктивный характер. Такие люди вместо того, чтобы создать новое, предпочитают разрушить
старое. В трудных ситуациях часто используют агрессивные стратегии преодолевающего поведения.
«Пассивные пессимисты» - противоположная активным оптимистам категория людей, которые
ни во что не верят и ничего не принимают для того, чтобы изменить свою жизнь в лучшую сторону. Они
характеризуются преобладанием мрачного и подавленного настроения, пассивностью, неверием в свои
силы. В трудных ситуациях предпочитают стратегии ухода от решения проблем.
«Пассивные
оптимисты»,
девизом
которых
можно
считать
слова:
«Все
как-нибудь
само
образуется…». Такие люди уверены в том, что «все будет хорошо», хотя и не предпринимают для этого
никаких усилий. Они добродушны, веселы и умеют даже в плохом находить что-то хорошее, однако их
отличительной чертой является недостаток активности. Они больше надеются на случай, на удачу, чем
на собственные силы. Склонны к пассивному ожиданию или откладыванию принятия решений.
7