Напоминание

"Мониторинг инновационных процессов в ДОУ"


Автор: Филимонова Наталья Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - д/с "Золотая рыбка"
Населённый пункт: город Абакан, Республика Хакасия
Наименование материала: семинар
Тема: "Мониторинг инновационных процессов в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мониторинг инновационных процессов в ДОУ

(в работе педагога-психолога)

.

Функция педагога-психолога в инновационном процессе – сопровождение

инновационной

деятельности

участников

педагогического

процесса,

выражающаяся

в

подготовке

педагогического

коллектива ДОУ к инновационной деятельности, реализации инновационных процессов, длительное

слежение

за

какими-либо

объектами

или

явлениями

инновационной

психолого-педагогической

деятельности,

профилактика

и

просвещения

в

процессе

внедрения

новшеств.

Педагог-психолог

является фасилитатором – тем, кто способствует, облегчает, помогает учиться (Э. Роджерс, А..Б. Орлов,

С.Я. Ромашина).

Инновационные процессы стали закономерностью развития современного образования.

Педагогические инновации – изменения, направленные на улучшение и развитие воспитания и

образования

(новые

методики,

технологии,

обновление

содержания,

характера

взаимодействия

участников педагогического коллектива).

Западный исследователь нововведений Роджерс говорит: «Новшества – это идея, являющаяся для

конкретного лица новой». И.П. Подласый говорит: «Инновации не могут быть сведены к созданию

средств. Инновации – это и идеи, и процессы, и средства, и результаты…».

В

ДОУ инновационный

процесс

рассматривается

как

инновации,

нововведения

и

условия,

обеспечивающие успешность перевода системы в новое качественное состояние.

Инновация – содержательная сторона инновационного процесса (научные идеи и технологии их

реализации): обновление, изменение; введение чего-либо нового; процесс освоения новшества.

Инновационный

потенциал

коллектива

способность

создавать,

воспринимать

и

реализовывать

новшества,

а

также

своевременно

избавляться

от

устаревшего,

педагогически

нецелесообразного. (В.А. Сластенин, Л.С. Подымова).

Структура инновационного процесса:

Деятельностная

Мотив – цель – задачи – содержание – формы – методы – результаты.

Организационная

Диагностика – прогнозирование – организация – практика – обобщение – внедрение.

Этапы восприятия новшества по Эрику Роджерсу

1)

Ознакомление:

человек

впервые

слышит

об

инновации,

ещё

не

готов

к

получению

дополнительной информации.

2)

Появление

интереса:

интерес

+

поиск

дополнительной

информации:

пока

невозможна

внутренняя потребность в принятии новшества (субъект не примеряет его на себя).

3)

Оценка:

субъект

примеряет

новшество

и

решает,

применять

ли

его,

ищет

уточняющую

информацию, критично оценивает её.

4)

Апробация: порционное применение в практике, в зависимости от результата – принятие или

отказ.

5)

Окончательное восприятие: следует решение о принятии новшества, широком использовании в

практике (через оценку результатов четвертого этапа).

Психологическое

обеспечение

развивающего

характера

образования

предполагает мониторинг,

проектирование и экспертизу психологических составляющих образования как системы развивающих

возможностей.

Мониторинг как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов,

явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза, позволяет принимать управленческие

решения.

Мониторинг инновационной деятельности – длительное слежение за какими-либо объектами или

явлениями инновационной психолого-педагогической деятельности, система получения данных для

принятия стратегических и тактических решений. Мониторинг можно рассматривать, как систему

сбора, обработки, анализа,

хранения и распространения информации об участниках воспитательно-

образовательного процесса, позволяющая судить о состоянии объектов в любой момент времени и

дающая прогноз их развития.

1

Для того, чтобы система мониторинга в ДОУ соответствовала данному определению, необходимо

проделать

большую

аналитическую

работу,

в

результате

которой

определятся

проблемные

зоны,

появится возможность выстраивать, прогнозировать и формировать будущее.

При этом управленческую деятельность необходимо организовывать таким образом, чтобы через

рефлексию,

углубленное

изучение

проблемы,

проведение

МО,

семинаров,

методических

и

педагогических советов можно было представить состояние управляемой системы и складывающихся

тенденций.

Данные

мониторинга

основа

для

анализа,

проектирования,

организации

процесса

профессиональной подготовки и определения его результативности в рамках обеспечения качества

образования.

Мониторинг

позволяет

сравнивать

и

исследовать

динамику

развития

объекта

на

основе

повторяющейся и периодической диагностики.

Основная цель мониторинга – отслеживание, корректировка и профилактика в процесс реализации

инновационных процессов, целью которого является

- создание благоприятного психологического

климата

для

стабильной

работы,

создание

атмосферы

творчества.

С

одной

стороны

это

является

предпосылкой инновационного процесса в ДОУ, с другой – результатом и показателем его успешности.

Методы психолого-педагогического мониторинга – наблюдение, опрос,

анкетирование,

беседа,

самооценка, изучение продуктов деятельности детей, игровые приемы и их анализ, др.

Требования к мониторингу:

- объективность (максимальное исключение субъективного воздействия);

- целостность (неразрывность триады: управление – мониторинг – прогноз);

- информационная открытость – необходимое условие эффективности;

- надежность (точность измерения, повторяемость результатов);

- валидность (достоверность и предметность);

- экономичность (простота и нетрудоемкость процедуры, обработки и интерпретации результатов);

- полезность (развивающий эффект).

Частота

мониторинговых

замеров

зависит

от

содержания

нововведения,

но,

как

правило,

не

превышает двух раз в год.

Длительность мониторинга определяется продолжительностью инновационной деятельности, хотя

полезно

проводить

мониторинговые

замеры

и

после

её

завершения

с

целью

отслеживания

пролонгированных результатов нововведений.

Собранная на диагностическом этапе информация проходит обработку и систематизируется. Она

может

быть

представлена

в

виде

таблиц,

графиков,

диаграмм,

различных

классификаций.

Упорядоченная информация удобна для последующего сопоставления, сравнения, анализа и обобщения,

установление причинно-следственных отношений, устойчивых связей. Она намного облегчает наиболее

сложную и ответственную интерпретацию, т.е. вскрытие фактов, истолкование их смыслов и значений.

Интерпретация мониторинговой информации – это своего рода диагноз реального состояния

дел, сложившегося между участниками воспитательно-образовательного процесса в ДОУ на изучаемый

момент вследствие нововведения.

В зависимости от тех оснований, которые могут быть использованы для сравнения, выделяют

различные виды мониторинга:

Динамический

Сравнительный

Комплексный

Информационный

Базовый

Проблемный

В мониторинге «динамическими» данными считаются те, которые содержат более двух измерений,

то есть помимо начального и конечного, но еще и промежуточные.

Сравнительный, когда в качестве основания для экспертизы, выбираются результаты идентичного

обследования одной или двух систем более высокого уровня.

Комплексный, когда используется несколько оснований для экспертизы.

Информационный – структуризация, накопление и распространение информации.

2

Базовый – выявление новых проблем и опасностей того, как они станут осознаваемы на уровне

управления.

Проблемный – выяснение закономерностей, процессов, опасностей, тех проблем, которые известны

и насущны с точки зрения управления.

Одним

из

конкретных

специалистов,

непосредственно

задействованным

в

мониторинге

инновационных процессов в ДОУ является педагог-психолог.

Мониторинг структур деятельности ДОУ,

организованный педагогом-психологом

Пространство развития ДОУ

управляющая

система

(стиль

руководства

педагогическим

коллективом

оценка

стиля

руководства, самооценка стиля руководства).

Пространство развития родителей

информированность и включенность семьи в ДОУ

взаимоотношения родителей в семье

стиль воспитания в семье

родительское сообщество.

Пространство развития педагогов

мотивационная готовность педагогов

направленность личности, восприимчивость к новому (приложение)

творческий потенциал

сформированность командообразования в ДОУ

педагогическое сообщество (социально-психологический климат в коллективе, сплоченность)

адаптация молодых специалистов к условиям работы ДОУ (присутствие на занятиях, во

время совместной деятельности с детьми, совместный анализ занятий, психологические

рекомендации, осуществление систематического контроля за его деятельностью в период

адаптации)

сформированность психологических знаний

оценка рисков эмоционального выгорания (приложение 1)

умения управлять своим поведением и временем

развитие

профессиональной

рефлексии,

способствующей

адекватному

представлению

педагога о себе и о своем месте в инновационном процессе (приложение 2)

анализ факторов успехов и причин недостатков (психологический аспект)

Пространство развития ребенка

социальная ситуация развитии

психопедагогическое сопровождение

детское сообщество (социально-психологический климат в коллективе)

заинтересованность детей в усвоении знаний

индивидуальные

особенности

воспитания

и

обучения

детей

(темперамент,

гендерные

особенности, особенности психологического развития, кризисные периоды)

уровень познавательного развития.

Алгоритм мониторинга инновационных процессов в деятельности педагога - психолога

Этапы

Содержание

Подготовительный

Изучение

задач

и

целей

инновационных

процессов,

формулирование

проблемы,

постановка

целей

и

задач

мониторингового

исследования,

подбор

и

научное

обоснование применяемых методов и методик, уточнение

процедуры

проведения

и

составление

инструкции

проведении мониторинга, согласование сроков и графиков

работ.

П и л о т н о е

п р о в е д е н и е

мониторинга

Проведение пилотного исследования на небольшой выборке,

обработка

и

анализ

данных,

корректировка

содержания

анкет, методик и инструкций.

Полевая стадия исследования

Проведение

масштабного

мониторинга,

сбор

первичной

3

эмпирической информации

О б р а б о т к а

и

а н а л и з

информации

Обработка информационного материала, анализ полученных

результатов,

создание

аналитической

справки

для

администрации по результатам мониторинга.

Обсуждения

Обсуждение результатов с администрацией

Составление рекомендаций

Составление рекомендаций и обмен опытом.

Этапы мониторинга на стадиях

ХОЧУ

уровень

сформированности

оптимального

уровня

готовности

коллектива

и

каждого

педагога (мотивационная готовность).

МОГУ - сформированность профессиональных качеств (творческий потенциал, самоменеджмент и

таймменеджмент,

стрессоустойчивость,

синдром

эмоционального

выгорания,

навыки

педагогического общения).

ДЕЛАЮ - анализ стилей педагогического общения, мониторинг работы молодых специалистов,

самообразование.

ПОЛУЧАЮ – результаты и корректировка.

Уровни результатов по проведенному мониторингу

Психолого-педагогический мониторинг последовательно включает:

Выявление исходного уровня участников педагогического процесса (администрация, педагоги,

родители,

дети)

психологический

климат

в

коллективе:

детское

общество

и

коллектив

педагогов, творческий потенциал педагогов, готовность к восприятию, принятию и реализации

инноваций,

сформированность

мотивационной

сферы

педагогов,

желание

родителей

быть

помощниками в воспитательно-образовательном процессе.

Анализ

деятельности

участников

педагогического

процесса

анализ

совместной,

самостоятельной

и

организованной

деятельности,

адаптированность

к

происходящим

изменениям;

Социально-психологическая

динамика

повышение

заинтересованности

педагогов,

родителей и детей происходящими процессами, повышение познавательной активности,

метаморфозы мотивации;

Изменение

отношений

педагогов

и

родителей

к

новым

формам

организации

организованной деятельности.

Для реализации задач, поставленных на основании результатов

мониторинга инновационных

процессов, определена тактика и стратегия работы педагога - психолога:

Внедрение новых форм работы.

Поддержка и стимулирование деятельности педагогов и детей в воспитательно-образовательном

процессе.

Проведение семинаров-практикумов, тренингов, встреч.

Мониторинг и самоанализ работы педагогов, педагога - психолога.

Мотивирование и стимулирование самообразования педагогов.

Таким

образом,

всесторонний

анализ

и

адекватная

оценка

мониторинговых

результатов

введения

психолого-педагогических новшеств, прогноз перспектив развития в этой

связи образовательной

практики

дают

основание

для

принятия

обоснованных

решений

о

продолжении

инновационной

деятельности, корректировке её отдельных сторон и внесении необходимых изменений. На их основе

делается выбор приоритетных направлений при внедрении инноваций, создаются перспективные и

текущие планы, содержащие организационные, методические, технологические, корректирующие и

психотерапевтические мер

Приложение 1

Экспресс – тест

на определение степени эмоционального выгорания

Варианты ответов – да, - нет, - трудно сказать.

Вопросы

Ответ

Балл

1

Вы считаете себя высококвалифицированным специалистом?

4

2

Вы занимаете нынешнюю должность больше 2 лет?

3

Вы живете одна?

4

У вас нет хобби?

5

Когда поступали на работу, она вам очень нравилась?

6

Вы никогда не думали о смене специальности?

7

Вы

почти

или

полностью

удовлетворены

своим

уровнем

доходов?

8

В вашем окружении нет людей являющихся для вас хорошей

эмоциональной поддержкой?

Сумма больше 10 баллов – достаточно высокая степень выгорания сейчас или в ближайшее

время.

Приложение 2

Методика оценки оптимизма и активности личности

(Методика взята из материалов книги А.В. Семиченко «Проблемы мотивации поведения и деятельности

человека». К.: Миллениум, 2004)

Перед вами список утверждений. Оцените степень согласия со списком, используя следующие оценки:

4 – да, совершенно согласен (всегда)

3 – обычно (часто)

2 – иногда это так

5

1 – нет, совершенно не согласен

1.

Я люблю слушать громкую музыку.

2.

Я думаю, что будет трудно достичь моих целей.

3.

Мне нравится ситуации с некоторой долей неопределенности, когда я не

знаю, что будет со мной далее.

4.

Я люблю бросать вызов судьбе.

5.

Судьба более несправедлива ко мне, чем к другим.

6.

У меня столько энергии, что я не могу даже два часа просидеть без дела.

7.

Я менее счастлив, чем другие.

8.

Меня раздражают осторожные люди.

9.

В настоящее время невозможно верить во что-нибудь хорошее.

10.

Мне нравится соревноваться.

11.

Я легко и с удовольствием общаюсь с людьми противоположного пола.

12.

Меня пугает моё будущее.

13.

Я думаю, что в людях больше плохого, чем хорошего.

14.

Мне нравится испытывать острые ощущения, быть в ситуациях, связанных с

определенным риском.

15.

У меня жизнерадостное, приподнятое настроение.

Обработка результатов

Методика содержит две субшкалы: оптимизма и активности.

Оптимизм в данной методике понимается как предрасположенность человека верить в свои силы

и успех, иметь преимущественно положительные ожидания от жизни и от других людей. «Оптимисты»,

как

правило,

экстравертированы,

доброжелательны

и

открыты

для

общения.

Противоположной

категории людей, «пессимистам», свойственны сомнения в своих силах и доброжелательности других

людей, ожидание неудач, стремление избегать широких контактов, замкнутость на своем внутреннем

мире (интровертированность).

Под активностью в данном контексте понимаются энергичность, жизнерадостность, беспечность,

безмятежность

и

склонность

к

риску.

Пассивность

проявляется

в

тревожности,

боязливости,

неуверенности в себе и нежелании что-либо делать.

«Ключ»

Шкала активности – вопросы 2,5,7,9,12,13

Шкала пассивности – вопросы 1,3,4,6,10,11,14,15

В соответствии с «ключом» подсчитываются суммы баллов по данным субшкалам – для этого

необходимо

просуммировать

проставленные

вами

баллы

по

каждой

шкале.

Пользуясь

таблицей,

определите ваш типаж и ознакомтесь ниже с его характеристикой.

Показатели психологических типов (в баллах)

Психологический тип

Оптимизм

Активность

Реалисты

13-18

14-22

Активные оптимисты

6-14

22-36

Активные пессимисты

19-24

22-36

Пассивные пессимисты

19-24

9-14

Пассивные оптимисты

6-14

9-14

«Реалисты»

активно

оценивают

текущую

ситуацию

по

своим

силам

(возможностям)

и

не

пытаются

прыгнуть

выше

головы,

довольствуются

тем,

что

имеют.

Как

правило,

устойчивы

к

психологическому стрессу.

«Активные

оптимисты»

верят

в

свои

силы

и

успех,

позитивно

настроены

на

будущее,

предпринимают

активные

действия

для

того,

чтобы

добиться

желаемых

целей.

Они

бодры,

жизнерадостны, не подвержены унынию или плохому настроению, легко и стремительно отражают

6

удары

судьбы,

как

бы

тяжелы

они

не

были.

В

трудных

ситуациях

используют

проблемно-

ориентированные стратегии для преодоления стресса.

«Активные пессимисты», которым свойственна большая активность, но эта активность часто

носит деструктивный характер. Такие люди вместо того, чтобы создать новое, предпочитают разрушить

старое. В трудных ситуациях часто используют агрессивные стратегии преодолевающего поведения.

«Пассивные пессимисты» - противоположная активным оптимистам категория людей, которые

ни во что не верят и ничего не принимают для того, чтобы изменить свою жизнь в лучшую сторону. Они

характеризуются преобладанием мрачного и подавленного настроения, пассивностью, неверием в свои

силы. В трудных ситуациях предпочитают стратегии ухода от решения проблем.

«Пассивные

оптимисты»,

девизом

которых

можно

считать

слова:

«Все

как-нибудь

само

образуется…». Такие люди уверены в том, что «все будет хорошо», хотя и не предпринимают для этого

никаких усилий. Они добродушны, веселы и умеют даже в плохом находить что-то хорошее, однако их

отличительной чертой является недостаток активности. Они больше надеются на случай, на удачу, чем

на собственные силы. Склонны к пассивному ожиданию или откладыванию принятия решений.

7



В раздел образования