Автор: Кузнецова Ирина Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №20
Населённый пункт: город Углич Ярославская область
Наименование материала: Проектно-исследовательская деятельность
Тема: Проект в подготовительной группе "23 февраля - День защитника Отечества"
Раздел: дошкольное образование
Информационная карта проекта «23 февраля – день защитника
Отечества».
Образовательная ор-
ганизация
МДОУ д/с №20 «Умка»
Авторы проекта (Ф.И.О., должность):
Кузнецова Ирина Николаевна, воспитатель
Тема проекта
«23 февраля»
Творческое назва-
ние
«23 февраля – день защитника Отечетва»
Типология проекта
познавательно-творческий, игровой.
Возрастная катего-
рия детей
6-7 лет
Продолжительность
проекта
краткосрочный
Образовательное
направление
Познавательное, игровое.
Цель
Формирование чувства патриотизма у детей старшего
дошкольного возраста; приобщение родителей к уча-
стию в жизни детского сада
Образовательные
задачи
- дать знания детям о Российской армии,
уточнить их представления о родах войск;
-познакомить детей с историей возникновения праздни-
ка «День защитника Отечества
Развивающие зада-
чи
развивать
у
детей
познавательную
активность, творческие способности;
развивать и обогащать речь детей, повышать
эрудицию и интеллект;
-развитие коммуникативных навыков детей;
-способствовать развитию речи через выразительное
чтение стихов,
обогащать словарь новыми словами;
-способствовать развитию творческой инициативы и по-
исковой деятельности дошкольников.
Воспитательные за-
дачи
продолжать
воспитывать
у
детей
патриотические чувства к Родине, гордость
за нашу историю;
-воспитывать чувство уважения к российскому воину;
-воспитывать чувство любви и гордости за свою страну;
Продолжительность
проекта
1.02.2021 – 20.02.2021
Документация
проекта
Информационная
карта
проекта,
тексты
для
заучивания(Л.Некрасова «Наша армия родная»,О.Вы-
сотская «Слава армии Российской», «День защитника
Отечества», С.Маршак «Пограничники»), тексты для
чтения (Л.Кассиль «Твои защитники», «Воздух», А. Ми-
тяева «Почему армия всем родная», Динамические пау-
зы, подвижные игры и игровые упражнения, дидактиче-
ские игры, пословицы и поговорки об армии, беседы о
празднике 23 февраля и об армии и защитниках Родины,
загадки.
Описание проекта «23 февраля День защитника Отечества».
Актуальность.
Родина, Отечество.… Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному го-
роду и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и дли-
тельный. Но нельзя быть патриотом, любить Родину, не зная, как любили и бе-
регли её наши предки: отцы, деды, прадеды. В настоящее время мы столкну-
лись с проблемой, что дети практически ничего не знают о Российской Армии,
о людях военных профессий, о воинах- героях, которые отдали жизнь за мирное
небо над нашей головой. Таким образом, отсутствие у детей знаний по этой
теме, привело нас к выводу, что необходимо познакомить детей с историей воз-
никновения праздника, с российской Армией и её представителями, воспитать
чувство патриотизма у детей. В настоящее время эта работа актуальна и осо-
бенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях во-
просы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и,
зачастую, вызывают лишь недоумение. Вследствие этого была выбрана данная
тема проекта и принято решение в необходимости его реализации.
Этапы проекта:
Название этапа
Сроки
Дети
Педагог
1.
Подготовительный
Разработка проекта.
Донести до участников проек-
та важность данной проблемы.
Изучение
методической
ли-
тературы по теме проекта;
Подобрать
методическую,
научно-популярную и художе-
ственную литературу, иллю-
стративный материал по дан-
ной теме.
Продумывание творческих за-
даний для детей и родителей.
Подбор
костюмов
для
сю-
жетно-ролевых игр.
01.02.2021-
05.02.2021
Беседа о значе-
нии праздника 23
февраля для всей
нашей страны.
Кузнецова
И.Н.
2. Основной
Проведение с детьми бесед о
российской
армии,
о
защитниках нашей Родины.
Проведение
подвижных,
дидактических,
сюжетно-
ролевых
игр,
спортивного
развлечения.
Чтение
художественной
литературы детям (заучивание
стихов).
Рассматривание
иллюстраций,
разучивание
песен, просмотр фрагментов
видеофильмов и презентаций.
Сюжетно-ролевая
игра
«Военный госпиталь»
Отгадывание загадок
Чтение пословиц об армии
Рассматривание
картины
«Родина Мать
Изготовление
стенгазеты
с
поздравлением для пап.
ОД Художественно-
эстетическое развитие
(Аппликация) «Праздничные
08.02.2021
18.02.2021
Беседы.
Заучивание сти-
хотворений.
Разучивание пес-
ни «Защитники»
Помощь в созда-
нии стенгазеты.
Рассматривание
иллюстраций
книг.
Изготовление по-
дарков для пап
Кузнецова
И.Н.
открытки для пап и дедушек к
23 февраля»
Просмотр Мультфильма «Раз,
два – горе не беда»
Презентация
«Военные
профессии»
Запись видео-поздравления.
3. Заключительный
Видео поздравление пап с Днем за-
щитника Отечества в группе «Меч-
татели» в VK-те
18.02.2021-
20.02.2021
Кузнецова
И.Н.
Беседы с детьми
Беседа «Наша армия родная»
Цель: расширять представления детей о Дне Защитника Отечества.
Задачи: уточнить и активизировать словарь детей по теме «Защитники Отече-
ства». Продолжать учить отвечать на вопросы педагога полным ответом. Расши-
рять знания воспитанников об армии, их представления о родах войск. Разви-
вать умение детей отгадывать описательные загадки. Воспитывать чувство ува-
жения к Российской Армии, любви к Родине, вызывать желание защищать ее.
Оборудование: демонстрационный материал ( картинки с изображением разных
родов войск, военной техники).
Ход:
-Ребята, хочу прочитать вам стихотворение, послушайте, пожалуйста.
Наша армия родная
И отважна и сильна.
Никому не угрожая,
Охраняет нас она.
Оттого мы любим с детства
Этот праздник в феврале.
Слава Армии Российской –
Самой мирной на земле!
(О.Высотская)
-Подумайте и скажите, о каком празднике говорилось в стихотворении? (О
празднике 23 февраля.)
-Верно, ребята, 23 февраля – это праздник День Защитника Отечества.
-Как называется страна, в которой мы живем? (Россия.)
-Почему Россию мы называем нашим Отечеством? (Отечеством мы называем
нашу страну потому что в ней жили наши отцы, деды и прадеды.)
-В нашей стране есть армия, как и во многих странах мира. А кого мы называем
защитниками Отечества? (Тех, кто охраняет и защищает нашу Родину - солдат.)
-В армии есть различные рода войск, такая армия – сильная, она может защи-
тить свою страну и на море, и на суше, и в воздухе.
-Давайте вспомним пальчиковую гимнастику, с которой мы недавно познакоми-
лись. Она так и называется – «Наша армия».
Сегодня праздник всех отцов, (сжимают и разжимают пальцы)
Всех сыновей, всех кто готов, (хлопают в ладоши)
Свой дом и маму защитить, (из ладошек делают «домик»,
прикладывают к сердцу)
Всех нас от бед отгородить! (сжимают и разжимают пальцы)
-А теперь отгадайте загадку.
Кто, ребята, на границе
Нашу землю стережет?
Чтоб работать и учиться
Мог спокойно весь народ? (Пограничник)
-А кто знает, кто такой пограничник? (Ответы детей) Пограничник-это солдаты,
которые охраняют границу. Они первыми встречают вражеские войска, когда те
переходят границу. Пограничники, как и все военные, являются защитниками
нашего Отечества. В пограничном отряде есть проводник с собакой. Собака по-
могает пограничникам, идет по следу нарушителя границы, тем самым помогая
его выследить. Есть такое военное подразделение-кинологическое. Обучают,
тренируют и заботятся о собаках – кинологи.
Самолет парит как птица,
Там – воздушная граница.
На посту и днем, и ночью
Наш солдат – военный… (летчик)
-Военно-воздушные силы готовы защищать в случае необходимости наше
Отечество с воздуха. Летчики – члены экипажа самолета или вертолета – долж-
ны не бояться высоты и уметь находить выход из опасных ситуаций.
-А теперь давайте тоже побудем солдатами, покажите какие вы ловкие, силь-
ные, умелые.
Физминутка «Стойкий оловянный солдатик».
-Молодцы, вижу что из вас получатся замечательные защитники. А у меня есть
еще загадки.
Кто плывет на корабле?
Он не тоскует о земле.
Он с ветром дружит и с волной,
Ведь море-дом его родной.
Так кто ж, ребята, он такой? (Моряк)
Морские просторы нашей Родины защищают военные корабли. Там служат мо-
ряки, среди них есть капитаны. Это командиры корабля, они в ответе за весь ко-
рабль. Большие надводные корабли оснащены пушками, ракетами. Они защи-
щают нашу Родину на воде.
Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы.
Та машина в поле чистом
Управляется… (танкистом)
В сухопутных войсках служат пехотинцы, артиллеристы, ракетчики, танкисты.
Танки – самоходные машины на гусеничном ходу, что позволяет им проходить
по любой местности. Танки снабжены пушками и пулеметами.
-Ребята, какие качества необходимы защитнику Отечества? (любовь к Родине,
смелость, сила) В рами служат самые достойные, сильные, мужественные и
смелые. Очень хочется, чтоб над нашей страной всегда было мирное небо, но в
случае опасности у нашей Родины есть настоящие защитники.
О празднике 23 Февраля – детям
23 Февраля – праздник, День защитника
Отечества. Это важный и торжественный день. Почему он считается таковым?
Потому что в этот день чествуем мы защитников Родины, людей, готовых в лю-
бой момент отстоять её рубежи.
В этот день мы поздравляем всех, кто защищал Отчизну от врагов, ветеранов
войн, тех, кто служил и служит. Мы поздравляем и мальчишек – будущих за-
щитников Отечества. Именно к ним перейдёт почётная миссия — защищать Ро-
дину. 23 февраля традиционно мы поздравляем всех мужчин: коллег по работе,
по службе, дедушек, пап, юное поколение, которое встанет на защиту Родины.
Родина-мать – это святое, это наша земля, где мы родились, выросли, где живут
дети и взрослые. Где трудятся люди, растят хлеб, учатся… Это святой клочок
земли. «Родину-мать умей защищать», «Кто за Родину дерётся, тому и сила
двойная даётся».
В наши дни праздник 23 февраля имеет название – День защитника Отечества.
Но именовался так он не всегда. Можно вспомнить его предыдущие названия:
— День Красной Армии и Флота,
— День Советской Армии и Военно-Морского Флота.
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом Российской Федера-
ции (1995 год), праздник именуется как «День защитника Отечества».
Накануне и в праздничный день 23 февраля принято посещать памятные места,
места былых сражений, слушать рассказы ветеранов, чтить память тех, кто сло-
жил свою голову, защищая Отечество.
Есть такая профессия – защищать Родину. «Военному делу учиться всегда при-
годится», «Смелый боец — в ученье и в бою молодец». На тех, кто в данный
момент защищает рубежи нашей Родины, лежит особая ответственность. Имен-
но эти люди сейчас охраняют покой, мир на земле.
Тексты для заучивания
«
Наша армия родная»
Пограничник на границе
Нашу землю стережёт,
Чтоб работать и учиться
Мог спокойно весь народ…
Охраняет наше море
Славный, доблестный моряк.
Гордо реет на линкоре,
Развевается наш флаг.
Наши лётчики-герои
Небо зорко стерегут,
Наши лётчики-герои
Охраняют мирный труд.
Наша армия родная
Стережет покой страны,
Чтоб росли мы, бед не зная,
Чтобы не было войны.
Лидия Некрасова
Круглый год. Февраль
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко
Змейкой вьется по земле
Легкая поземка.
Над Кремлевскою стеной -
Самолетов звенья.
Слава армии родной
В день ее рожденья!
Автор: С. Маршак
Пограничник
Тропинки лесные,
Пахучие травы.
За тёмным оврагом
Простор полевой...
Вечерней порою.
В дозор от заставы.
Идёт пограничник,
Страны часовой.
Тропинки лесные,
Пахучие травы…
Звенят соловьи
Над бегущим ручьём.
Идёт пограничник.
В дозор от заставы
В любую погоду –
И ночью и днём.
Автор А. Жаров
Пограничник
Автор Г. Ладонщиков
Пограничник на посту
Зорко смотрит в темноту.
За спиной его страна
В мирный сон погружена.
На границе ночь тревожна
Ночью всякое возможно,
Но спокоен часовой
Потому, что за спиной
Наша армия стоит,
Труд и сон людей хранит;
Что богата и сильна
Наша мирная страна.
Наша Армия
Автор Владимир Степанов
На горах высоких,
На степном просторе
Охраняет нашу
Родину солдат.
Он взлетает в небо,
Он уходит в море,
Не страшны защитнику
Дождь и снегопад.
Шелестят берёзы,
Распевают птицы,
Подрастают дети
У родной страны.
Скоро я в дозоре
Встану на границе,
Чтобы только мирные
Снились людям сны
.
«День защитника Отечества»
Папу поздравляюС праздником мужским:
В юности, я знаю,
В армии служил.
Значит тоже воин,
Хоть не командир.
Праздника достоин,
Охранял весь мир!
Для меня ты – главный.
Мне не дашь пропасть:
Я Отчизны славной
Маленькая часть.
"Слава Армии Российской"
Наша армия родная
И отважна, и сильна.
Никому не угрожая,
Охраняет нас она.
Оттого мы любим с детства
Этот праздник в феврале.
Слава Армии Российской –
Самой мирной на земле!
О. Высотская
ПОГРАНИЧНИКИ.
На ветвях заснули птицы,
звезды в небе не горят.
Притаился у границы
пограничников отряд.
Пограничники не дремлют
у родного рубежа:
наше море, нашу землю,
наше небо сторожат.
С.Маршак
Тексты для чтения
Л. Кассиль «ТВОИ ЗАЩИТНИКИ»
Сядь, мой дружок, раскрой эту книжку, посмотри картинки, послушай, про что
говорится тут.
Эта книжка о Советской Армии, о твоих славных защитниках.
Много у нашей Родины друзей в разных странах. Но есть у неё и злые враги
— те, что привыкли чужим трудом наживаться, чужое добро грабить. Ненави-
дят они нашу мирную, трудовую страну. Но крепко охраняет Родину Советская
Армия.
Хорошо спалось тебе ночью, а пограничники всю ночь стояли на страже, что-
бы никто тайком не прополз на нашу землю. И дежурили на своих постах те,
кто охраняет наше небо.
А утром, когда ещё птицы спали, поднялись в небо самолёты. Бывалые ко-
мандиры стали учить полёту молодых лётчиков. Наши корабли подняли на
рассвете флаги и пошли по морям, по волнам. Старые капитаны принялись
учить молодых матросов морской службе. Ты ещё спишь утром, а танкисты
уже заводят моторы своих боевых машин. И уже вышли в поле на учение сол-
даты-пехотинцы.
И у лётчиков, и у моряков, и у пехотинцев — у всех на шапках красные звёз-
ды.
Все люди знают свет этих алых звёзд. Добрая слава у храбрых советских сол-
дат! Много лет назад, когда была гражданская война, Красная Армия защитила
Советскую страну: побила белогвардейцев и прогнала вон чужеземные войска,
которые наслали на нашу землю богачи-капиталисты из четырнадцати стран.
А в 1941 году напал на нас злой и сильный враг — фашисты из Германии. Ни-
когда ещё не было врагов страшнее их. Четыре долгих года шла Великая война.
Вдребезги разбила наша армия хвалёные фашистские войска. Прочь с нашей
земли выгнала их и помогла соседним странам избавиться от захватчиков-
фашистов.
Но не сразу — в тяжёлых, опасных боях досталась нам победа. Одни дрались
с врагом на земле, другие били фашистов в воздухе. На морях и реках, среди
скал и гор, в лесах и степях побеждали врага наши войска.
Это твои защитники. И сегодня стоят они на страже мирной жизни, чтобы
тебе и другим ребятам можно было жить и никого не бояться, спокойно спать и
читать разные книжки.
Прочти же эту книжку, разгляди картинки и запомни, какое важное и славное
дело — защита Родины. Только не лёгкое это дело. Надо сильным быть, чтобы
не устать. Смелым — чтобы не испугаться. И умелым нужно стать — чтобы
знать хорошо, как с оружием обращаться. Расти, дружок, и ты таким!
«ВОЗДУХ!»
Бывало так. Ночь. Спят люди. Тихо кругом. Но враг не спит. Высоко в чёрном
небе летят фашистские самолёты. Они хотят бросить бомбы на наши дома. Но
вокруг города, в лесу и в поле, притаились наши защитники. День и ночь они на
страже. Птица пролетит— и ту услышат. Звезда упадёт — и её заметят.
Припали защитники города к слуховым трубам. Слышат — урчат в вышине
моторы. Не наши моторы. Фашистские. И сразу звонок начальнику противовоз-
душной защиты города:
— Враг летит! Будьте готовы!
Сейчас же на всех улицах города и во всех домах громко заговорило радио:
«Граждане, воздушная тревога!»
В ту же минуту раздаётся команда:
— Воздух!
И заводят моторы своих самолётов лётчики-истребители.
— Воздух!
И зажигаются дальнозоркие прожектора. Враг хотел незаметно пробраться.
Не вышло. Его уже ждут. Защитники города на местах.
— Дай луч!
И по всему небу загуляли лучи прожекторов.
— По фашистским самолётам огонь!
И сотни жёлтых звёздочек запрыгали в небе. Это ударила зенитная артилле-
рия. Высоко вверх бьют зенитные пушки.
«Вон где враг, бейте его!»—говорят прожектористы. И прямые светлые лучи
гонятся за фашистскими самолётами. Вот сошлись лучи — запутался в них фа-
шистский самолёт, как муха в паутине. Теперь его всем видно. Прицелились зе-
нитчики.
— Огонь! Огонь! Ещё раз огонь!
У зенитчиков меткий глаз, верная рука, точные пушки. У прожекторов—
сильный луч. Не вырваться фашисту.
— Огонь! Огонь! Ещё раз огонь! — И снаряд зенитки попал врагу в самый
мотор.
Повалил чёрный дым из самолёта. И рухнул на землю фашистский самолёт.
Не удалось ему пробраться к городу.
Долго ещё потом ходят по небу лучи прожекторов. И слушают небо своими
трубами защитники города. И стоят у пушек зенитчики. Но тихо всё кругом.
Никого не осталось в небе.
«Угроза воздушного нападения миновала. Отбой!»
А.Митяева
«Почему армия всем родная»
Девочка Лена научилась читать. Особенно хорошо она читала слова, написан-
ные крупными буквами.
Однажды зимой на стене дома повесили плакат. С плаката на девочку смотрел
молодой солдат в каске. Лена стала читать буквы на плакате и прочла: «Да
здравствует родная армия!»
… А почему родная? Ведь она не мама, не папа, не бабушка…
– подумала Лена.
Шел из школы домой мальчик Коля. Он был сосед Лены, и Лена его спросила:
– Коля! Скажи, пожалуйста, тебе армия родная?
– Мне? Конечно, родная, – ответил Коля. – Мой брат уже полгода служит в ар-
мии артиллеристом. Брат мне родной. Значит, и армия родная.
Ушел Коля домой. А Лена осталась на улице. Она слепила маленькую, ростом с
куклу, снежную бабу. Но ей все равно было грустно. У Лены не было брата, ко-
торый мог бы пойти в армию и стрелять там из пушек.
Вышла из подъезда соседка тетя Маша – с ковром под мышкой, с веником в
руке.
Лена ее спросила:
– Тетя Маша! Скажите, пожалуйста, ваши родные служат в армии?
– Нет, – ответила тетя Маша. – Не служат. Все дома. Кто на заводе работает, кто
в учреждениях.
– Значит, вам армия не родная?
– Как же это не родная! Удивилась тетя Маша. – Я жила в деревне, и началась
война. Деревню заняли фашисты. А потом был сильный бой и пришли наши.
Мы бежали к ним на встречу, плакали от радости и только говорили: «Родные!
Наконец-то пришли, спасли нас от смерти».
– Армия всем родная, – закончила тетя Маша. – И меня, старую, и тебя, такую
маленькую, она никому в обиду не даст.
Повеселела девочка. Побежала с улицы домой.
Когда пришел с работы папа, она рассказала ему, как гуляла, как сама прочла
надпись на плакате и что сказали ей Коля и тетя Маша.
– Все же Коле армия родней! – пожаловалась Лена.
– Ну это как сказать, – ответил папа, – принеси-ка мне коробку с документами.
Папа достал из коробки красную книжечку. «Военный билет» – было написано
на обложке. На первой странице Лена увидела папину фотографию. Рядом были
отчетливые буквы. Лена стала читать их. И получилось: «Сорокин Иван Васи-
льевич. Танкист. Сержант запаса».
– Вот это да! – удивилась Лена. – Мой папа танкист! А что значит «запаса»?
– это значит, – сказал папа дочке, – что я, хотя и работаю на заводе, все равно
числюсь в армии.
– А другие папы?
– Другие папы тоже. Кто, как я , танкист, кто летчик, кто разведчик, кто моряк
запаса…
ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ
1.
Динамическая пауза «Защитники Родины»
На горах высоких (поднимаются руки вверх),
На степном просторе (руки перед собой, ладонями вверх, разводим в сторо-
ны)
Охраняет нашу Родину солдат (ходьба на месте).
Он взлетает в небо (изображают самолёты).
Он уходит в море (туловище наклонили вперёд и движение руками, как при
плавании).
Не страшны защитнику (ходьба на месте)
Дождь и снегопад!
Шелестят берёзы (руки подняты над головой, наклоны влево - вправо),
Распевают птицы (присели, руки вниз, и медленно поднимаются),
Подрастают дети
У родной страны.
Скоро я в дозоре
Встану на границу (встать ровно, напрячь мышцы тела, рук, ног),
Чтобы только мирные (поднять руки вверх – протягивая к солнцу)
Снились людям сны.
2.
Динамическое упражнение «Сигнальщики»
Мы стоим, как на земле, (и.п.- ноги слегка расставлены, руки отведены на-
зад.)
Ну, а плывем на корабле. (Руки броском выносятся вперед и отводятся на-
зад)
И сигналим каждый раз,
Когда дан такой приказ. (обе руки отводятся за спину на последний слог)
Направо – поворот, (правая рука отводится вправо на уровне плеча, голова
поворачивается вправо.На слово «поворот» рука убирается за спину)
Налево – поворот, (Тоже самое выполняется левой рукой.Голова поворачи-
вается влево)
А ну-ка, не зевай, (на первое слово рука отводится вправо, на второе уби-
рается за спину)
Сигналы подавай! (То же движения выполняются левой рукой)
3.
Динамическая пауза «Самолеты»
Самолеты загудели,(вращение согнутых рук перед грудью)
Самолеты полетели,(руки в стороны)
На поляну тихо сели,(руки к коленям)
Да и снова полетели.(руки в стороны).
4.
Динамическая пауза «СОЛДАТЫ»
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом.
Левой – раз, левой – раз,
Посмотрите все на нас
Все захлопали в ладоши – дружно, веселей!
Застучали наши ножки
Громче и быстрей!
По коленочкам ударим –
Тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем
Выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки,
Снова опустились.
Мы на месте покружились
И остановились.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О АРМИИ К 23 ФЕВРАЛЯ
Родина – мать, умей за неё постоять.
Отчизне послужим в бою за честь и свободу свою.
Тот герой, кто за Родину горой.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Жить - Родине служить
Кто за Родину горой – тот истинный герой.
Нет земли краше, чем Родина наша.
За правое дело сражайся смело.
Всякому мила своя сторона.
Смелее иди в бой – Родина стоит за тобой.
Российский флот – Родине оплот.
Одна у человека мать, одна и Родина.
Береги землю любимую, как мать родимую.
Своя земля и в горсти мила.
При солнце тепло, при Родине добро.
Если армия сильна, непобедима и страна.
Русский солдат не знает преград.
Оружие – сила бойца, используй его до конца.
Один за всех, все за одного.
Смелый боец в бою молодец.
Красна девушка косами, а солдат орденами.
Сам погибай, а товарища выручай.
Тяжело в ученье, легко в бою.
Где смелость - там и победа.
Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.
Дружба и братство - дороже любого богатства.
Закон бойца - стойкость до конца.
Смелый побеждает, трус погибает.
С песней дружить - и в бою не тужить.
Дружно за мир стоять — войне не бывать.
Друзья познаются в бою.
В бою побывать — цену жизни узнать.
Изучай умело военное дело.
Головой думай, а силой борись.
Мало победы ждать, надо победу взять.
Кто за правое дело стоит, тот всегда победит.
Кто хорошо бьется, тому и победа дается.
Для русского солдата граница свята.
Нашей Армии сыны - Родине верны.
Герой никогда не умрёт, он вечно в народе живёт.
Если армия сильна, непобедима и страна.
Не родом богатырь славен, а подвигом.
Бой отвагу любит.
Головой думай, а силой борись.
Все чины перед уставом равны.
Держись бывалого бойца.
В знамени твоя честь, в оружии - слава.