Авторы: Кузнецова Ирина Николаевна, Березина Анна Александровна
Должность: Воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №20
Населённый пункт: г. Углич, Ярославская область
Наименование материала: Проектно-исследовательская деятельность
Тема: Проект в старшей группе "Наши добрые герои"
Раздел: дошкольное образование
Информационная карта проекта «Наши добрые герои».
Образовательная ор-
ганизация
МДОУ д/с №20 «Умка»
Авторы проекта (Ф.И.О., должность):
Березина Анна Александровна, воспитатель
Кузнецова Ирина Николаевна, воспитатель
Тема проекта
«Воспитание добротой»
Творческое назва-
ние
«Наши добрые герои»
Типология проекта
познавательно-творческий, игровой.
Возрастная катего-
рия детей
5-6 лет
Продолжительность
проекта
среднесрочный
Образовательное
направление
Познавательное, игровое.
Цель
приобщение старших дошкольников к социокультурным
ценностям через деятельностный подход и развитие ин-
тереса к персонажам художественной литературы.
Образовательные
задачи
- способствовать умению размышлять над текстом худо-
жественного произведения через беседу;
- способствовать умению формулировать свои мысли
через озаглавливание 27 историй сказки согласно содер-
жанию глав;
- совершенствовать навыки продуктивной деятельности
и воображения при создании пластилиновых фигур ге-
роев сказки;
- способствовать положительному творческому опыту
совместного создания настольных игр: детской игры —
ходилки «Приключения друзей», лото «Друзья»;
- приобщать к социальной культуре групповой настоль-
ной игры через участие в турнирах «Любимые игры
крокодила Гены» на примере игр: крестики — нолики,
домино, ходилки.
Развивающие зада-
чи
- развивать негативное восприятие и отношение к пло-
хим поступкам в жизни и литературных произведениях;
- развивать зрительную память, внимание, сообрази-
тельность, логику, воображение и образное мышление
ребят;
- развивать дух соревновательности и желание доби-
ваться успеха;
- развитие личностных качеств и способностей детей.
Воспитательные за-
дачи
- воспитывать умение оценивать поступки литератур-
ных героев повести-сказки Э. Успенского «Крокодил
Гена и его друзья»;
- формировать доброжелательные, дружеские взаимоот-
ношения между детьми в процессе игровой деятельно-
сти;
- приобщать родителей и детей к проведению сов-
местного семейного досуга и сплочение членов семьи.
Продолжительность
проекта
13 января — 14 февраля
Документация
проекта
Информационная карта проекта, список тематических
названий глав повести-сказки, конспект мастер — клас-
са по лепке «Мой сказочный герой», конспект занятия
по окружающему миру «Путешествие в зоопарк»,
конспект занятия по конструированию «Улица Друж-
бы», конспект квест-игры «Наши добрые герои», фото-
альбом деятельности детей в ходе проекта, презентация
проекта в PowerPoint, диагностика детей «Социо-
культурные ценности».
Этапы проекта:
Название этапа
Сроки
Дети
Педагог
1.
Подготовительный
Изучение методической литературы и
подбор
повести-сказки
Эдуарда
Успенского «Крокодил Гена и его
друзья». Подбор настольных дидак-
тические игр (лото, домино, игры-
ходилки). Приготовление материала
для создания своих настольных игр
(бумага для акварели, листы бумаги
формата А4, цветной и белый картон,
цветная бумага, цветные карандаши,
фломастеры, мелки, ножницы, клей),
материала для создания турнирной
таблицы участников настольных игр
(кусок рулона обоев, детские фото-
графии 4*5, жетоны и медали).
Проведение
вводной
диагностики
«Развитие социокультурных ценно-
стей».
13-19 ян-
варя
Беседа по вопро-
сам диагностики
Березина
А.А.
Кузнецова
И.Н.
2. Основной
1. Знакомство детей с текстом пове-
сти-сказки Эдуарда Успенского «Кро-
кодил Гена и его друзья». Беседы. Ра-
бота по озаглавливанию прочитан-
ных историй.
2. Создание настольной игры - ходил-
ки «Приключения друзей» и лото
20 янв. -9
февр.
20-31 ян-
варя
27-31 ян-
варя
1.Активная рабо-
та с текстом.
2.Помощь в со-
здании игр (вы-
стригание , рас-
Березина
А.А.
Кузнецова
И.Н.
Березина
А.А.
Кузнецова
«Друзья» по мотивам повести-сказки
Эдуарда Успенского «Крокодил Гена
и его друзья».
3. Проведение мастер — класса пред-
метной лепки «Мой сказочный ге-
рой».
Составление пластилиновой компо-
зиции «Друзья крокодила Гены и Че-
бурашки».
4. Окружающий мир «Путешествие в
зоопарк»
5. Ежедневное проведение вечерних
игр-турниров «Любимые игры Кро-
кодила Гены» с фиксированием ре-
зультатов в турнирной таблице.
6. Конструирование «Улицы Друж-
бы» и организация выставки доми-
ков.
7. Организация выставки: «Детские
книги наших родителей».
8. Привлечение родителей для уча-
стия в проекте: прочитать или про-
слушать
аудио-вариант
повести-
сказки дома, провести домашний тур
настольной игры в крестики-нолики,
домино,
подобрать
свою
детскую
книгу для выставки.
4 февра-
ля
3-7
февраля
6 февра-
ля
3-14
февраля
7 февра-
ля
3-14
февраля
13 января
— 14
февраля
крашивание, на-
клеивание)
3.Лепка персона-
жей.
4.Беседа.
5.Активное уча-
стие в играх.
6.Беседа,
конструирование
домиков.
7.Рассматривание
иллюстраций
книг.
И.Н.
Березина
А.А.
Березина
А.А.
Березина
А.А.
Кузнецова
И.Н.
Березина
А.А.
Кузнецова
И.Н.
Кузнецова
И.Н.
Березина
А.А.
Березина
А.А.
Кузнецова
И.Н.
3. Заключительный
1. Проведение квест — игры «Наши
добрые герои».
10-14
февр.
10 февра-
ля
1.Активное уча-
стие детей в игре.
Березина
А.А.
Кузнецова
2. Пополнение РППС группы работа-
ми детей: настольная игра - ходилка
«Приключения друзей», лото «Дру-
зья»,
пластилиновая
композиция
«Друзья крокодила Гены и Чебураш-
ки», выставка домиков на тему: «Ули-
ца Дружбы», выставка «Детские кни-
ги наших родителей», турнирная та-
блица «Игры крокодила Гены».
3. Подведение итогов по играм-тур-
нирам, выявление чемпионов игр.
1-14
февраля
14 февра-
ля
2.Свободные
игры детей
3.Дети делятся
своими эмоция-
ми, поздравляют
друг друга.
И.Н.
Кузнецова
И.Н.
Березина
А.А.
Березина
А.А.
Кузнецова
И.Н.
Описание проекта «Наши добрые герои».
Актуальность.
Приобщение детей к социокультурным нормам и традициям семьи, обще-
ства, государства является одной из важнейших задач дошкольного образова-
ния согласно Федеральному образовательному стандарту.
По мнению ученых-педагогов у детей дошкольного возраста отсутствует
субъективное отношение к социокультурным ценностям, осознанное понимание
их смысла, их оценка, поэтому у детей еще не сформировано отношение к дет-
скому коллективу и они не способны выделять ценности, привлекательные для
них в других людях.
Термин «социокультурное развитие», по мнению Н. Я. Большуновой, озна-
чает процесс формирования у детей системы ценностей: представлений о добре
и зле, правде и лжи, времени и пространстве, дружбе и т. д. В ходе социо-
культурного развития происходит усвоение социального опыта, знаний, умений
и навыков, социальных норм, опыта взаимодействия с другими людьми.
Важное значение для социокультурного развития имеет развитие чувств, а
главным источником проявления чувств в дошкольном возврате являются раз-
личные виды детской деятельности. Дошкольники наиболее ярко выражают
свое отношение к окружающему в продуктивных видах деятельности: рисова-
нии, лепке, аппликации.
По мнению Н. Я. Большуновой, в старшем дошкольном возрасте развитие
социокультурных ценностей может осуществляться с помощью следующих
форм и методов работы: викторины, тематические беседы, проблемные ситуа-
ции, игровые упражнения, игры, театрализованная деятельность, изучение тра-
диций и обычаев народа, проектная деятельность и т. д. Особое внимание автор
уделяет роли сказки в формировании представлений о социокультурных ценно-
стях у дошкольников.
Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что развитие
представлений о социокультурных ценностях является важной составляющей
процесса социокультурного развития в дошкольном возрасте.
Детей нашей группы однажды заинтересовал вопрос: «Какие книги читали
их папам и мамам родители в детстве, каким героям художественной литерату-
ры они симпатизировали?» И тогда у нас, воспитателей, появилось желание по-
знакомить детей с книгами детства их родителей, в которых раскрываются по-
ложительные качества персонажей. Есть герои, которых помнит и любит не
одно поколение. А начать мы решили с книги Эдуарда Успенского «Крокодил
Гена и его друзья»
Так как у детей нашей группы часто возникали конфликты во время сов-
местных игр, мы решили приобщать их к социокультурным ценностям через де-
ятельностный подход и развитие интереса к персонажам художественной ли-
тературы.
На подготовительном этапе мы изучили методическую литературу и соста-
вили план работ по среднесрочному проекту, подготовили необходимый матери-
ал. Оповестили родителей о начале проекта и предложили поучаствовать в вы-
ставке их детских книг. С детьми были проведены индивидуальные беседы, а
так же наблюдалась их свободная игровая деятельность.
После того, как мы выявили диагностический уровень развития социо-
культурных ценностей по группе, мы приступили к следующему этапу. Каждый
день в течение двух недель мы читали повесть-сказку Эдуарда Успенского
«Крокодил Гена и его друзья», по 2 главы в день. Обсуждали сюжет сказки и по-
ступки героев в беседах. Главы книги были пронумерованы, поэтому дети
предложили озаглавить сказочные истории. В ходе придумывания названий,
дети делились мнениями, спорили. По итогам бесед о прочитанном у нас полу-
чился список из 27 названий историй.
Детей заинтересовали персонажи повести-сказки, их деятельность. Напри-
мер, игры крокодила Гены. Дети захотели поиграть в эти игры («Крестики-
нолики», «Домино») и даже предложили создать свою игру-ходилку. Поэтому в
ходе вечерней деятельности мы создали настольную игру-ходилку «Приключе-
ния друзей», лото «Друзья». Дети, под руководством воспитателей, активно
участвовали в создании игр: выбирали героев, выстригали, раскрашивали, на-
клеивали.
Видя, как дети увлеченно играют в новые игры, сделанные своими руками,
мы решили создать турнирную таблицу «Любимые игры крокодила Гены».
Каждый день дети играли в «Крестики-ноликки», «Домино», игру-ходилку. По
результатам игр дети получали жетоны победителей и медали «Крокодила
Гены». Успехи фиксировались в турнирной таблице. У детей появилось стрем-
ление добиваться успеха в игре и желание играть вместе со сверстниками.
Кроме того, мы занимались продуктивной деятельностью: мастер-класс по
предметной лепке «Мой сказочный герой», пластилиновая композиция «Дру-
зья крокодила Гены и Чебурашки», конструирование «Улица Дружбы» и вы-
ставка домиков.
Родители детей подключились к участию в проекте, они проводили турни-
ры настольных игр дома для веселого досуга. Дети делились своими впечатле-
ниями о проведенных вечерах, посвященных настольным играм. А о том, как их
проводить, мы проконсультировали родителей в информационном уголке разде-
валки.
Заключительным этапом проекта послужила увлекательная квест-игра
«Наши добрые герои». А так же мы подвели итоги по играм-турнирам и выяви-
ли чемпионов.
В ходе проекта и по результатам диагностического наблюдения дети
научились:
Умению размышлять над текстом художественного произведения,
оценивать поступки литературных героев;
Озаглавливать истории сказки;
Проявлять творческие навыки продуктивной деятельности и вообра-
жения при создании пластилиновых фигур героев сказки,
при
конструировании домиков;
Совместно создавать настольные игры, умение работать в команде;
Видеть ценности дружбы в художественных литературных произве-
дениях на примере образа положительных героев и стремиться пере-
нести этот опыт в жизнь;
Дружески взаимодействовать в игровой деятельности.