Напоминание

Европейский Северо-Запад.Общие сведения.


Автор: Зорина Ирина Алексеевна
Должность: учитель географии и биологии
Учебное заведение: МОУ СОШ №13
Населённый пункт: Хабаровский край,г.Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: разработка урока по географии 9 класс
Тема: Европейский Северо-Запад.Общие сведения.
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка урока географии

9 класс

Учитель: Зорина И.А,

учитель географии

МОУ СОШ №13

г.Комсомольск-на-Амуре

Хабаровский край.

Тема урока

Цели урока

Тип урока

Методы обучения

Виды учебной

деятельности

Оборудование

УМК

« Европейский Северо-Запад. Общие сведения»

- организовать деятельность обучающихся по изучению и закреплению характеристики

географического положения и основных черт природы Северо-Западного региона;

- содействовать осознанию обучающимися ценности совместной деятельности;

- создать условия для развития у обучающихся умений анализировать познавательный объект;

- содействовать развитию умений использовать научные методы познания.

Урок повторения и обобщения

Проблемное обучение , частично-поисковый, рефлексия.

планирование учебного сотрудничества; сравнение; нахождение сходств и отличий; извлечение

необходимой информации из текста; самостоятельная работа с учебником, анализ и синтез :

построение речевого высказывания в устной форме; контроль; коррекция;

Компьютер, технологические карты.

1. Учебник: География : 9 класс: / Домогацких, Алексеевский, Клюев, «Русское слово»-2019

Предметные:

Планируемый

результат

- знать и объяснять общие характеристики Северо – Западного региона;

- определять особенности географического положения, истории хозяйственного освоения,

особенности природы Северо – Западного региона;

- работать с картами и текстом учебника, делать выводы.

Общеучебные:

- умение осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку;

- формирование коммуникативной культуры школьников, их общему речевому развитию,

расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;

- развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, внимания, памяти и

воображения;

Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя

новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей

познавательной деятельности;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей

деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках

предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с

изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного

выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать

причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Личностные:

- формирование интереса и эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

- формирование желания выполнять учебные действия;

- формирование позитивного отношения к окружающему миру;

- желание участвовать в творческом, созидательном процессе;

- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

Этапы урока

Формы работы, средства обучения,

приемы обучения

УУД

Организационный

момент

Готовность к уроку.

-Здравствуйте ребята! Приветствие нашим

гостям.

-Д/№ пар 35

Регулятивные: саморегуляция

Личностные: действие

смыслообразования

Коммуникативные: планирование

учебного сотрудничества с учителем и

со

сверстниками.

Актуализация знаний

Урок начнем с просмотра сюжета из

видиофильма «Следы империи: Пет1».

-О каком городе он говорит?

-Какой экономический район будем изучать?

Познавательные: умение

структурировать знания, контроль и

оценка процесса и результатов

деятельности; анализ, синтез, выбор

оснований для сравнения.

Регулятивные: планирование,

прогнозирование

Коммуникативные: умение работать

в группах, формирование умения

отвечать на поставленный вопрос,

аргументировать.

Тема урока: «Европейский Северо-Запад.

Общие сведения».

Регулятивные: контроль, коррекция,

прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать

свои мысли.

Личностные: формирование интереса

к окружающему миру.

Изучение нового материала

Какую поставим цель?

Цель: изучить географическое положение

и основные черты природы Северо –

Западного региона.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами

продолжим знакомство с экономическими

районами России и следующий район,

который будем изучать, и « некоронованная

столица « полезные ископаемые где нет

больше ни в одном эк районе, уникален своим

природным явлением.

-Какое это явление?

Это явление «Белые ночи».

-Что такое белые ночи? С чем связано это

явление? Ответ: Бе

́

лые но

́

чи — ночи, в

течение которых

естественная освещённость так и не

становится слишком низкой, то есть вся ночь

состоит лишь из сумерек. Явление

наблюдается в умеренных и высоких широтах

перед летним солнцестоянием и после него.

Коммуникативные: планирование

учебного сотрудничества со

сверстниками, инициативное

сотрудничество в поиске и сборе

информации; управление поведением

партнера; умение выражать свои

мысли.

Познавательные: поиск и выделение

необходимой информации,

применение методов

информационного поиска; смысловое

чтение и выбор чтения в зависимости

от цели; умение осознанно и

произвольно строить речевое

высказывание; построение логической

цепи рассуждений, анализ, синтез.

Самостоятельное создание способов

решения проблем поискового

характера.

Личностные: формирование желания

выполнять учебные действия.

Мурманск-«зимняя форточка» России.

-Кто скажет, почему так назвали?

Почему Северо-Западный район можно

назвать

«окном в Европу»?

– Какие субъекты РФ входят в район?

- Почему Калининградскую область

называют «анклавом»?

Анкла

́

в — часть

территории государства, полностью

окружённая территорией другого

государства. Части государства, полностью

окружённые другой страной, называются

по

́

лными анкла

́

вами. Понятие территории

включает в себя как сухопутную территорию,

так и территориальные воды.

.

Калининградская область.

-Каковы особенности этой области для

экономического развития России?

Познавательные: поиск и выделение

необходимой информации,

применение методов

информационного поиска; смысловое

чтение и выбор чтения в зависимости

от цели; умение осознанно и

произвольно строить речевое

высказывание.

Построение логической цепи

рассуждений, анализ, синтез.

Коммуникативные: планирование

учебного сотрудничества со

сверстниками, инициативное

сотрудничество в поиске и сборе

информации; управление поведением

партнера; умение выражать свои

мысли.

Личностные: эмоциональное

осознание себя и окружающего мира.

-порт,

и

еще

единственное

в

мире

месторождение янтаря.

-Легенда о янтаре .

-Происхождение янтаря ( Работа с текстом)

-Кто

первым

высказал

мнение

о

происхождении янтаря?

-В чем суть теории Георга Агрикола?

-Кто из русских ученых привел аргументы в

пользу органического происхождения янтаря

-Пришло письмо!

-Янтарная комната

Физминутка

Текст №2, прочитайте.

1.

Почему эта территория была слабо

заселена?

2.

Какие археологические находки говорят

о том, что люди на этой территории

жили и занимались хозяйством?

3.

Хозяйственное значение региона

определяется одним из крупнейших городов

страны Санкт –Петербург.

-стр уч 217- 1 абзац.

Регулятивные: коррекция, оценка

Личностные: формирование

позитивного отношения к

окружающему миру.

Коммуникативные: управление

поведением партнера; умение

выражать свои мысли.

-Посмотрим видеофрагмент с Прокопенко

«Самые шокирующие гипотезы»

«Петербург до нашей эры-Древние города».

- Что вас заинтересовало? Какой вопрос у вас

возникает исходя из этих фактов?

- Какие у вас будут гипотезы?

Издавно это территория привлекала

людей.

И древни цивилизации доказательство

этому.

: «Из отечественной истории мы знаем, что

Древнерусское государство возникло на

транзитном пути «из варяг в греки» т.е. с

Балтики в Черное море (Ладога – Новгород –

Киев – Черное море). А также с Балтики в

Поволжье и Каспийское море

. «Зачем Петр 1 стремился укрепиться на

Балтийском побережье? В чём

преимущество приморского положения?

Очень скоро появляется город-порт

Вывод: Строительство

города-порта Санкт-Петербурга в устье реки

Невы при её впадения в Финский залив

Балтийского моря. Обеспечило устойчивые

международные связи. Приморское

положение С_З района способствует

развитию широких торгово-экономических и

культурных связей с зарубежными странами

и внутренними районами страны.

Города Псков и Нижний Новгород теряют

свое значение. Вся хоз деятельность

смещается в Санкт-Петербург.

Учебник стр 218 ЭГП.

-Почему приморское положение является

главной особенностью ЭГП? (район является

транзитным между Россией и Зарубежной

Европой).

-Можно ли сказать , что Петербург , вторая

некоронованная столица России?

Все хорошо с ЭГП района, но

один крупный недостаток обнаружился в

географическом положении Санкт-

Петербурга: Здесь время от времени

Регулятивные: контроль в форме

сличения способа действия и его

результата с заданным эталоном;

коррекция, оценка – оценивание

случаются наводнения.

Медный Всадник (Стих Горбунова)

качества и уровня усвоения.

Познавательные: умение осознанно и

произвольно строить речевое

высказывание

Наводнения возникают, когда в Финском

заливе в течении нескольких дней дует

устойчивый западный ветер и сгоняет воду на

восток, навстречу течению Невы. Тогда

невская вода, не имея выхода в море,

разливается по городу. Поэтому возможно

предотвращение наводнений с помощью

дамбы в узком месте Финского залива.

1.

Регулятивные: прогнозирование.

Познавательные: умение осознанно и

произвольно строить речевое

высказывание.

Коммуникативные: умение выражать

свои мысли.

Первичное осмысление и

закрепление

Прочитайте текст и вставьте пропущенные

слова.

В состав Европейского Северо-Запада

входит: Ленинградская, Псковская,

Новгородская области, а также

Калининградская область как ________

территория. Она прославилась на весь мир

своими изделиями из _____________.

Европейский Северо-Запад самый

____________ из всех экономических районов

России. _____________ город федерального

значения и один из крупнейших городов

страны. Его созидание связано с Великим

__________ , который укрепил приморское

положение и установил междуна родные

торговые связи, прорубив

«_______________». Второй по величию

город ______________________ стоял на

торговом пути «из___________________», что

связывало Северную и Южную Русь. О

климате этого района А.С.Пушкин писал «Но

наше северное лето-карикатура южных

зим…». Зима здесь _________, лето

_________. Короткая и полноводная Нева

славится своими _____________, описанные

А.С.Пушкиным .

Рефлексия.

Итог урока.

Давайте оставим свои впечатления об

уроке:

Санкт/Петербург -самый красивый город в

России.

Красное сердечко-на уроке было

интересно, у меня все получилось.

Зеленое сердечко- на уроке было

интересно, но некоторые задания

вызывали затруднения.

Желтое сердечко-было скучно, мне трудно

выполнять задания.



В раздел образования