Автор: Зорина Ирина Алексеевна
Должность: учитель географии и биологии
Учебное заведение: МОУ СОШ №13
Населённый пункт: Хабаровский край,г.Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: разработка урока по географии 9 класс
Тема: Европейский Северо-Запад.Общие сведения.
Раздел: среднее образование
Методическая разработка урока географии
9 класс
Учитель: Зорина И.А,
учитель географии
МОУ СОШ №13
г.Комсомольск-на-Амуре
Хабаровский край.
Тема урока
Цели урока
Тип урока
Методы обучения
Виды учебной
деятельности
Оборудование
УМК
« Европейский Северо-Запад. Общие сведения»
- организовать деятельность обучающихся по изучению и закреплению характеристики
географического положения и основных черт природы Северо-Западного региона;
- содействовать осознанию обучающимися ценности совместной деятельности;
- создать условия для развития у обучающихся умений анализировать познавательный объект;
- содействовать развитию умений использовать научные методы познания.
Урок повторения и обобщения
Проблемное обучение , частично-поисковый, рефлексия.
планирование учебного сотрудничества; сравнение; нахождение сходств и отличий; извлечение
необходимой информации из текста; самостоятельная работа с учебником, анализ и синтез :
построение речевого высказывания в устной форме; контроль; коррекция;
Компьютер, технологические карты.
1. Учебник: География : 9 класс: / Домогацких, Алексеевский, Клюев, «Русское слово»-2019
Предметные:
Планируемый
результат
- знать и объяснять общие характеристики Северо – Западного региона;
- определять особенности географического положения, истории хозяйственного освоения,
особенности природы Северо – Западного региона;
- работать с картами и текстом учебника, делать выводы.
Общеучебные:
- умение осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку;
- формирование коммуникативной культуры школьников, их общему речевому развитию,
расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций;
-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;
- развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, внимания, памяти и
воображения;
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
Личностные:
- формирование интереса и эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
- формирование желания выполнять учебные действия;
- формирование позитивного отношения к окружающему миру;
- желание участвовать в творческом, созидательном процессе;
- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.
Этапы урока
Формы работы, средства обучения,
приемы обучения
УУД
Организационный
момент
Готовность к уроку.
-Здравствуйте ребята! Приветствие нашим
гостям.
-Д/№ пар 35
Регулятивные: саморегуляция
Личностные: действие
смыслообразования
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества с учителем и
со
сверстниками.
Актуализация знаний
Урок начнем с просмотра сюжета из
видиофильма «Следы империи: Пет1».
-О каком городе он говорит?
-Какой экономический район будем изучать?
Познавательные: умение
структурировать знания, контроль и
оценка процесса и результатов
деятельности; анализ, синтез, выбор
оснований для сравнения.
Регулятивные: планирование,
прогнозирование
Коммуникативные: умение работать
в группах, формирование умения
отвечать на поставленный вопрос,
аргументировать.
Тема урока: «Европейский Северо-Запад.
Общие сведения».
Регулятивные: контроль, коррекция,
прогнозирование.
Коммуникативные: умение выражать
свои мысли.
Личностные: формирование интереса
к окружающему миру.
Изучение нового материала
Какую поставим цель?
Цель: изучить географическое положение
и основные черты природы Северо –
Западного региона.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами
продолжим знакомство с экономическими
районами России и следующий район,
который будем изучать, и « некоронованная
столица « полезные ископаемые где нет
больше ни в одном эк районе, уникален своим
природным явлением.
-Какое это явление?
Это явление «Белые ночи».
-Что такое белые ночи? С чем связано это
явление? Ответ: Бе
́
лые но
́
чи — ночи, в
течение которых
естественная освещённость так и не
становится слишком низкой, то есть вся ночь
состоит лишь из сумерек. Явление
наблюдается в умеренных и высоких широтах
перед летним солнцестоянием и после него.
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества со
сверстниками, инициативное
сотрудничество в поиске и сборе
информации; управление поведением
партнера; умение выражать свои
мысли.
Познавательные: поиск и выделение
необходимой информации,
применение методов
информационного поиска; смысловое
чтение и выбор чтения в зависимости
от цели; умение осознанно и
произвольно строить речевое
высказывание; построение логической
цепи рассуждений, анализ, синтез.
Самостоятельное создание способов
решения проблем поискового
характера.
Личностные: формирование желания
выполнять учебные действия.
Мурманск-«зимняя форточка» России.
-Кто скажет, почему так назвали?
Почему Северо-Западный район можно
назвать
«окном в Европу»?
– Какие субъекты РФ входят в район?
- Почему Калининградскую область
называют «анклавом»?
Анкла
́
в — часть
территории государства, полностью
окружённая территорией другого
государства. Части государства, полностью
окружённые другой страной, называются
по
́
лными анкла
́
вами. Понятие территории
включает в себя как сухопутную территорию,
так и территориальные воды.
.
Калининградская область.
-Каковы особенности этой области для
экономического развития России?
Познавательные: поиск и выделение
необходимой информации,
применение методов
информационного поиска; смысловое
чтение и выбор чтения в зависимости
от цели; умение осознанно и
произвольно строить речевое
высказывание.
Построение логической цепи
рассуждений, анализ, синтез.
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества со
сверстниками, инициативное
сотрудничество в поиске и сборе
информации; управление поведением
партнера; умение выражать свои
мысли.
Личностные: эмоциональное
осознание себя и окружающего мира.
-порт,
и
еще
единственное
в
мире
месторождение янтаря.
-Легенда о янтаре .
-Происхождение янтаря ( Работа с текстом)
-Кто
первым
высказал
мнение
о
происхождении янтаря?
-В чем суть теории Георга Агрикола?
-Кто из русских ученых привел аргументы в
пользу органического происхождения янтаря
-Пришло письмо!
-Янтарная комната
Физминутка
Текст №2, прочитайте.
1.
Почему эта территория была слабо
заселена?
2.
Какие археологические находки говорят
о том, что люди на этой территории
жили и занимались хозяйством?
3.
Хозяйственное значение региона
определяется одним из крупнейших городов
страны Санкт –Петербург.
-стр уч 217- 1 абзац.
Регулятивные: коррекция, оценка
Личностные: формирование
позитивного отношения к
окружающему миру.
Коммуникативные: управление
поведением партнера; умение
выражать свои мысли.
-Посмотрим видеофрагмент с Прокопенко
«Самые шокирующие гипотезы»
«Петербург до нашей эры-Древние города».
- Что вас заинтересовало? Какой вопрос у вас
возникает исходя из этих фактов?
- Какие у вас будут гипотезы?
Издавно это территория привлекала
людей.
И древни цивилизации доказательство
этому.
: «Из отечественной истории мы знаем, что
Древнерусское государство возникло на
транзитном пути «из варяг в греки» т.е. с
Балтики в Черное море (Ладога – Новгород –
Киев – Черное море). А также с Балтики в
Поволжье и Каспийское море
. «Зачем Петр 1 стремился укрепиться на
Балтийском побережье? В чём
преимущество приморского положения?
Очень скоро появляется город-порт
Вывод: Строительство
города-порта Санкт-Петербурга в устье реки
Невы при её впадения в Финский залив
Балтийского моря. Обеспечило устойчивые
международные связи. Приморское
положение С_З района способствует
развитию широких торгово-экономических и
культурных связей с зарубежными странами
и внутренними районами страны.
Города Псков и Нижний Новгород теряют
свое значение. Вся хоз деятельность
смещается в Санкт-Петербург.
Учебник стр 218 ЭГП.
-Почему приморское положение является
главной особенностью ЭГП? (район является
транзитным между Россией и Зарубежной
Европой).
-Можно ли сказать , что Петербург , вторая
некоронованная столица России?
Все хорошо с ЭГП района, но
один крупный недостаток обнаружился в
географическом положении Санкт-
Петербурга: Здесь время от времени
Регулятивные: контроль в форме
сличения способа действия и его
результата с заданным эталоном;
коррекция, оценка – оценивание
случаются наводнения.
Медный Всадник (Стих Горбунова)
качества и уровня усвоения.
Познавательные: умение осознанно и
произвольно строить речевое
высказывание
Наводнения возникают, когда в Финском
заливе в течении нескольких дней дует
устойчивый западный ветер и сгоняет воду на
восток, навстречу течению Невы. Тогда
невская вода, не имея выхода в море,
разливается по городу. Поэтому возможно
предотвращение наводнений с помощью
дамбы в узком месте Финского залива.
1.
Регулятивные: прогнозирование.
Познавательные: умение осознанно и
произвольно строить речевое
высказывание.
Коммуникативные: умение выражать
свои мысли.
Первичное осмысление и
закрепление
Прочитайте текст и вставьте пропущенные
слова.
В состав Европейского Северо-Запада
входит: Ленинградская, Псковская,
Новгородская области, а также
Калининградская область как ________
территория. Она прославилась на весь мир
своими изделиями из _____________.
Европейский Северо-Запад самый
____________ из всех экономических районов
России. _____________ город федерального
значения и один из крупнейших городов
страны. Его созидание связано с Великим
__________ , который укрепил приморское
положение и установил междуна родные
торговые связи, прорубив
«_______________». Второй по величию
город ______________________ стоял на
торговом пути «из___________________», что
связывало Северную и Южную Русь. О
климате этого района А.С.Пушкин писал «Но
наше северное лето-карикатура южных
зим…». Зима здесь _________, лето
_________. Короткая и полноводная Нева
славится своими _____________, описанные
А.С.Пушкиным .
Рефлексия.
Итог урока.
Давайте оставим свои впечатления об
уроке:
Санкт/Петербург -самый красивый город в
России.
Красное сердечко-на уроке было
интересно, у меня все получилось.
Зеленое сердечко- на уроке было
интересно, но некоторые задания
вызывали затруднения.
Желтое сердечко-было скучно, мне трудно
выполнять задания.