Напоминание

Педагогический проект в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом «Мастерская добрых дел; ручная умелость»


Автор: Яковлева Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №14
Населённый пункт: город Лодейное Поле Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Педагогический проект в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом «Мастерская добрых дел; ручная умелость»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида» №14 «Улыбка»

(МКДОУ№ 14 «Улыбка»)

Педагогический проект в подготовительной группе

компенсирующей направленности

для детей со сложным дефектом

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Разработала: воспитатель

первой квалификационной категории

Яковлева Е.В.

г. Лодейное Поле

2020 г.

Система работы взаимодействия с родителями

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей

старшего дошкольного возраста».

«Рука – это инструмент всех инструментов»

-Аристотель

Введение

Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главными воспитателями

ребенка в дошкольном детстве являются родители.

На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как

бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования

и речевого развития детей.

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального закона от

29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и

Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

образования Приказ МО и науки от 17.10.2013 г. №1155, возникла

необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования и

внедрения в работу ДОО новых стандартов. Введение новых стандартов требует

«сотрудничества Организации с семьей»; «поддержки родителей (законных

представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их

здоровья»,

«

взаимодействия с родителями (законными представителями) по

вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в

образовательную деятельность, в том числе посредством создания

образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления

потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи»,

Модернизация дошкольного образования в России актуализирует проблемы

ДОО, семьи, социума; сотрудничество семьи и воспитателей становится все

более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы

работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей как

основы совершенствования семейного воспитания детей с нарушениями речи.

Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их

заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе важно не

потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для

развития их собственного ребенка.

Паспорт проекта

Вид проекта: познавательный, творческий, развивающий.

Тип проекта: социальный практико-ориентированный

По характеру контактов: внутри группы

По времени проведения: краткосрочный (декабрь 2020г).

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы со сложным

дефектом, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность.

Дошкольное детство – особый возраст, когда ребенок открывает для себя

мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его

деятельности. Это возраст, когда появляется способность к творческому

решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в этот период,

является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-

педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации

движений пальцев рук детей старшего дошкольного возраста не теряет своей

актуальности. Еще В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и

дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут

тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем

больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем

тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, тем

сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче

творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке,

тем ребенок умнее.

Проблема развития моторики у детей с ОВЗ, как одно из

средств развития мыслительной деятельности, является одной из актуальных

проблем детской психологии и педагогики.

Именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание

соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц

кисти. Моторная недостаточность у детей с ОВЗ выявляется в сглаженной,

стертой форме. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки

бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно

заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с

пластилином. В работах по аппликации прослеживаются трудности

пространственного расположения элементов. При этом возраст 6-7 лет

является главным для развития кисти рук.

Можно рассмотреть причину, которая привела нас к этой теме. Дети с

ОВЗ имеют неуверенную координацию движений пальцев рук. У них

отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения

двигательной программы и переключения, синкинезии. И это

закономерно. Работа по развитию моторики должна начаться задолго до

поступления ребенка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям,

играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения

рук, родители и педагоги решают сразу две задачи:

во-первых, косвенным образом влияют на общее

интеллектуальное развитие ребенка;

во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет

избежать многих проблем школьного обучения.

Проблема

Проблема развития моторики у детей с ОВЗ, как одно из

средств развития мыслительной деятельности, является одной из актуальных

проблем детской психологии и педагогики.

Гипотеза

Совместная и систематическая работа по развитию общей и мелкой моторики

рук во взаимодействии с семьей способствует формированию

интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное,

сохранению психического и физического развития ребенка.

Цель проекта. Познакомить родителей с понятием «мелкая моторика», дать

представления о развитии мелкой моторики у детей в целом.

Задачи проекта:

1. Подвести родителей к пониманию важности проблемы развития мелкой

моторики рук у детей

2. Расширить представления родителей о роли, средствах, методах, игровых

приемах для развития мелкой моторики рук у детей.

3. Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их

единомышленниками в осуществлении данного проекта

3. Повысить уровень информированности родителей о проблеме развития

мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью

информационных сообщений.

4. Побудить интерес к созданию игр и пособий для развития мелкой моторики

рук у детей.

5. Формировать детско-родительские отношения.

6. Учить родителей практическим приемам работы по развитию мелкой

моторики и тонких дифференцированных движений пальцев рук.

7. Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи.

Ожидаемые результаты:

у воспитанников:

1.

Приобретение подвижности и гибкости кисти, точности в движениях

пальцев рук.

2.

Повышение уровень развития координации внимания, памяти.

3.

Обогащение эмоциональной сфера ребенка, накопление двигательного

опыта.

у родителей:

1. Повышение активности родителей в совместной работе с педагогами

детского сада;

2. Увеличение непосредственного участия родителей в организации и

проведении различных мероприятий;

3. Повышение уровня знаний и компетентности у родителей по вопросам

развития у детей мелкой моторики и координации движений рук.

4. Сформированность у родителей умения использовать различные средства,

методы, игровые приемы для развития мелкой моторики рук у детей в

детском саду и в домашних условиях.

у педагогов:

1.Профессиональному совершенствованию;

2.Реализации творческого, интеллектуального и эмоционального потенциала;

3.Установлению комфортных отношений с родителями.

Методы работы.

1.

Словесные методы (устные и печатные).

2.

Игровые

методы

(дидактические,

игровые

упражнения,

сюрпризные

моменты и т.д.).

3.

Наглядные методы (наблюдения, иллюстрации и демонстрации).

4.

Практические методы (пальчиковые игры и упражнения, массаж кистей рук

и пальцев игры с песком, салфетками, лепка, рисование, и т.д)

Реализация проекта проходит в 3 этапа.

I этап

подготовительный

Изучение научно-методической литературы по данной теме.

Определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса

II этап – основной

Работа выстраивается в двух направлениях:

с детьми – в процессе НОД, в совместной деятельности воспитателей

группы и детей,

с родителями – посредством проведения консультаций, оформления

наглядного материала , практических уроков, через страничку сайта группы.

Тематическое планирование краткосрочного проекта по работе с

родителями

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей

старшего дошкольного возраста».

Тема

Форма работы

1

Краткосрочный

проект

«Мастерская добрых

дел; ручная

умелость»

(декабрь 2020г.)

Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой

моторики у дошкольников»

Оформить картотеку игр и упражнений для развития

мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

для родительского уголка.

Подготовить информационную страничку для

родительского уголка: «Игры на кухне».

Информационная страничка на сайте группы «Развитие

мелкой моторики у дошкольников», «Как играть с

прищепками?», «Пальчиковые игры для развития

мелкой моторики».

Изготовление родителями театра на варежке «Репка».

Консультации для родителей «Игры с бусинами

развивают логику, ум и моторику», «Что такое

песочная терапия и как она помогает детям?»,

«Развивающие игры с простыми бумажными

салфетками».

Выставка творческих детско-родительских работ

«Ёлочная игрушка своими руками».

Отчетный показ театра на варежке по сказке «Репка»

(видео).

Практикум для родителей : «Мастерская деда Мороза»

(изготовление новогодних игрушек на ёлку) (видео).

Фотоотчёт для родителей «Развитие мелкой моторики

рук у детей дошкольного возраста»

III этап – заключительный

Подведение итогов работы, отчет о проделанной работе.

Размещение материалов на сайте ДОУ.

Продукты проекта:

1.

Практикум для родителей : «Мастерская деда Мороза»

(изготовление новогодних игрушек на ёлку) (видео).

2.

Театрализация сказки «Репка» на варежке (видео).

3.

Выставка творческих детско-родительских работ «Ёлочная

игрушка своими руками».

4.

Выставка творческих детско-родительских работ «Карнавальная

маска».

Список использованной литературы:

1.Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением

речи. / Дошкольное воспитание. 1990. № 8.

2.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз»,

2007.

3 . Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.

– М.: ТЦ Сфера, 2006.

4. «Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет»/ Дошкольное воспитание,

3, 2005.

5.Толбанова А. Пальцы помогают говорить. / Дошкольное воспитание. 1989. №

Примерная тематика ширм и папок-передвижек для родителей по

развитию мелкой моторики рук.

1. Ум на кончиках пальцев!

2. Развитие мелкой моторики в домашних условиях. Консультация для

родителей.

3.Пальчиковая гимнастика.

4. Комплекс упражнений с пальчиками.

5. Игры на кухне.

6.Развивающие игры с простыми бумажными салфетками.

7. Игры с бусинами развивают логику, ум и моторику.

8.Стихи с движением. Пальчиковые игры.

9. Как играть с прищепками?

10. Шнуровки: зачем они нужны?

11.Упражнения для мелкой моторики.

12.

Что такое песочная терапия и как она помогает детям?

Примерная тематика бесед и консультаций для родителей по развитию

мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

1.

Развитие мелкой моторики у дошкольников.

2.

Пальчиковая гимнастика.

3.

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

4.

Значение мозаики в развитии детей.

5.

Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей

старшего дошкольного возраста.

План работы по самообразованию

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного

возраста».

Цель: Повысить свою профессиональную компетентность в вопросах

развития мелкой моторики рук у детей в образовательной деятельности

воспитателей.

Задачи:

1.Подобрать, изучить литературу, проанализировать информацию из

Интернет-ресурсов.

2.Просмотр вебинаров на тему «Развитие мелкой моторики у детей

дошкольного возраста», «Развитие мелкой моторики и графомоторных

навыков у детей дошкольного возраста», «Нетрадиционные приемы развития

мелкой моторики у детей дошкольного возраста», «Эффективное

взаимодействие педагога с родителями как один из инструментов успешной

реализации ФГОС».

3. Систематизировать материал.

4. Подготовить консультации для родителей, по теме развитие мелкой

моторики рук у детей.



В раздел образования