Автор: Яковлева Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №14
Населённый пункт: город Лодейное Поле Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Педагогический проект в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом «Мастерская добрых дел; ручная умелость»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида» №14 «Улыбка»
(МКДОУ№ 14 «Улыбка»)
Педагогический проект в подготовительной группе
компенсирующей направленности
для детей со сложным дефектом
«Мастерская добрых дел; ручная умелость»
Разработала: воспитатель
первой квалификационной категории
Яковлева Е.В.
г. Лодейное Поле
2020 г.
Система работы взаимодействия с родителями
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей
старшего дошкольного возраста».
«Рука – это инструмент всех инструментов»
-Аристотель
Введение
Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главными воспитателями
ребенка в дошкольном детстве являются родители.
На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как
бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования
и речевого развития детей.
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального закона от
29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования Приказ МО и науки от 17.10.2013 г. №1155, возникла
необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования и
внедрения в работу ДОО новых стандартов. Введение новых стандартов требует
«сотрудничества Организации с семьей»; «поддержки родителей (законных
представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их
здоровья»,
«
взаимодействия с родителями (законными представителями) по
вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в
образовательную деятельность, в том числе посредством создания
образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи»,
Модернизация дошкольного образования в России актуализирует проблемы
ДОО, семьи, социума; сотрудничество семьи и воспитателей становится все
более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы
работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей как
основы совершенствования семейного воспитания детей с нарушениями речи.
Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их
заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе важно не
потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для
развития их собственного ребенка.
Паспорт проекта
Вид проекта: познавательный, творческий, развивающий.
Тип проекта: социальный практико-ориентированный
По характеру контактов: внутри группы
По времени проведения: краткосрочный (декабрь 2020г).
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы со сложным
дефектом, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность.
Дошкольное детство – особый возраст, когда ребенок открывает для себя
мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его
деятельности. Это возраст, когда появляется способность к творческому
решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка.
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в этот период,
является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-
педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации
движений пальцев рук детей старшего дошкольного возраста не теряет своей
актуальности. Еще В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и
дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут
тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем
больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем
тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, тем
сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче
творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке,
тем ребенок умнее.
Проблема развития моторики у детей с ОВЗ, как одно из
средств развития мыслительной деятельности, является одной из актуальных
проблем детской психологии и педагогики.
Именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание
соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц
кисти. Моторная недостаточность у детей с ОВЗ выявляется в сглаженной,
стертой форме. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки
бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно
заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с
пластилином. В работах по аппликации прослеживаются трудности
пространственного расположения элементов. При этом возраст 6-7 лет
является главным для развития кисти рук.
Можно рассмотреть причину, которая привела нас к этой теме. Дети с
ОВЗ имеют неуверенную координацию движений пальцев рук. У них
отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения
двигательной программы и переключения, синкинезии. И это
закономерно. Работа по развитию моторики должна начаться задолго до
поступления ребенка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям,
играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения
рук, родители и педагоги решают сразу две задачи:
во-первых, косвенным образом влияют на общее
интеллектуальное развитие ребенка;
во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет
избежать многих проблем школьного обучения.
Проблема
Проблема развития моторики у детей с ОВЗ, как одно из
средств развития мыслительной деятельности, является одной из актуальных
проблем детской психологии и педагогики.
Гипотеза
Совместная и систематическая работа по развитию общей и мелкой моторики
рук во взаимодействии с семьей способствует формированию
интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное,
сохранению психического и физического развития ребенка.
Цель проекта. Познакомить родителей с понятием «мелкая моторика», дать
представления о развитии мелкой моторики у детей в целом.
Задачи проекта:
1. Подвести родителей к пониманию важности проблемы развития мелкой
моторики рук у детей
2. Расширить представления родителей о роли, средствах, методах, игровых
приемах для развития мелкой моторики рук у детей.
3. Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их
единомышленниками в осуществлении данного проекта
3. Повысить уровень информированности родителей о проблеме развития
мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью
информационных сообщений.
4. Побудить интерес к созданию игр и пособий для развития мелкой моторики
рук у детей.
5. Формировать детско-родительские отношения.
6. Учить родителей практическим приемам работы по развитию мелкой
моторики и тонких дифференцированных движений пальцев рук.
7. Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи.
Ожидаемые результаты:
у воспитанников:
1.
Приобретение подвижности и гибкости кисти, точности в движениях
пальцев рук.
2.
Повышение уровень развития координации внимания, памяти.
3.
Обогащение эмоциональной сфера ребенка, накопление двигательного
опыта.
у родителей:
1. Повышение активности родителей в совместной работе с педагогами
детского сада;
2. Увеличение непосредственного участия родителей в организации и
проведении различных мероприятий;
3. Повышение уровня знаний и компетентности у родителей по вопросам
развития у детей мелкой моторики и координации движений рук.
4. Сформированность у родителей умения использовать различные средства,
методы, игровые приемы для развития мелкой моторики рук у детей в
детском саду и в домашних условиях.
у педагогов:
1.Профессиональному совершенствованию;
2.Реализации творческого, интеллектуального и эмоционального потенциала;
3.Установлению комфортных отношений с родителями.
Методы работы.
1.
Словесные методы (устные и печатные).
2.
Игровые
методы
(дидактические,
игровые
упражнения,
сюрпризные
моменты и т.д.).
3.
Наглядные методы (наблюдения, иллюстрации и демонстрации).
4.
Практические методы (пальчиковые игры и упражнения, массаж кистей рук
и пальцев игры с песком, салфетками, лепка, рисование, и т.д)
Реализация проекта проходит в 3 этапа.
I этап
—
подготовительный
Изучение научно-методической литературы по данной теме.
Определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса
II этап – основной
Работа выстраивается в двух направлениях:
с детьми – в процессе НОД, в совместной деятельности воспитателей
группы и детей,
с родителями – посредством проведения консультаций, оформления
наглядного материала , практических уроков, через страничку сайта группы.
Тематическое планирование краткосрочного проекта по работе с
родителями
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей
старшего дошкольного возраста».
№
Тема
Форма работы
1
Краткосрочный
проект
«Мастерская добрых
дел; ручная
умелость»
(декабрь 2020г.)
Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой
моторики у дошкольников»
Оформить картотеку игр и упражнений для развития
мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
для родительского уголка.
Подготовить информационную страничку для
родительского уголка: «Игры на кухне».
Информационная страничка на сайте группы «Развитие
мелкой моторики у дошкольников», «Как играть с
прищепками?», «Пальчиковые игры для развития
мелкой моторики».
Изготовление родителями театра на варежке «Репка».
Консультации для родителей «Игры с бусинами
развивают логику, ум и моторику», «Что такое
песочная терапия и как она помогает детям?»,
«Развивающие игры с простыми бумажными
салфетками».
Выставка творческих детско-родительских работ
«Ёлочная игрушка своими руками».
Отчетный показ театра на варежке по сказке «Репка»
(видео).
Практикум для родителей : «Мастерская деда Мороза»
(изготовление новогодних игрушек на ёлку) (видео).
Фотоотчёт для родителей «Развитие мелкой моторики
рук у детей дошкольного возраста»
III этап – заключительный
Подведение итогов работы, отчет о проделанной работе.
Размещение материалов на сайте ДОУ.
Продукты проекта:
1.
Практикум для родителей : «Мастерская деда Мороза»
(изготовление новогодних игрушек на ёлку) (видео).
2.
Театрализация сказки «Репка» на варежке (видео).
3.
Выставка творческих детско-родительских работ «Ёлочная
игрушка своими руками».
4.
Выставка творческих детско-родительских работ «Карнавальная
маска».
Список использованной литературы:
1.Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением
речи. / Дошкольное воспитание. 1990. № 8.
2.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз»,
2007.
3 . Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.
– М.: ТЦ Сфера, 2006.
4. «Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет»/ Дошкольное воспитание,
№
3, 2005.
5.Толбанова А. Пальцы помогают говорить. / Дошкольное воспитание. 1989. №
Примерная тематика ширм и папок-передвижек для родителей по
развитию мелкой моторики рук.
1. Ум на кончиках пальцев!
2. Развитие мелкой моторики в домашних условиях. Консультация для
родителей.
3.Пальчиковая гимнастика.
4. Комплекс упражнений с пальчиками.
5. Игры на кухне.
6.Развивающие игры с простыми бумажными салфетками.
7. Игры с бусинами развивают логику, ум и моторику.
8.Стихи с движением. Пальчиковые игры.
9. Как играть с прищепками?
10. Шнуровки: зачем они нужны?
11.Упражнения для мелкой моторики.
12.
Что такое песочная терапия и как она помогает детям?
Примерная тематика бесед и консультаций для родителей по развитию
мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
1.
Развитие мелкой моторики у дошкольников.
2.
Пальчиковая гимнастика.
3.
Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.
4.
Значение мозаики в развитии детей.
5.
Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей
старшего дошкольного возраста.
План работы по самообразованию
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного
возраста».
Цель: Повысить свою профессиональную компетентность в вопросах
развития мелкой моторики рук у детей в образовательной деятельности
воспитателей.
Задачи:
1.Подобрать, изучить литературу, проанализировать информацию из
Интернет-ресурсов.
2.Просмотр вебинаров на тему «Развитие мелкой моторики у детей
дошкольного возраста», «Развитие мелкой моторики и графомоторных
навыков у детей дошкольного возраста», «Нетрадиционные приемы развития
мелкой моторики у детей дошкольного возраста», «Эффективное
взаимодействие педагога с родителями как один из инструментов успешной
реализации ФГОС».
3. Систематизировать материал.
4. Подготовить консультации для родителей, по теме развитие мелкой
моторики рук у детей.