Автор: Оразбаева Абибе Токтарбиевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: План самообразования
Тема: Обучение элементарным бытовым навыкам детей с ТМНР.
Раздел: дошкольное образование
Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы
Государственное казенное учреждение
«Центр содействия семейному воспитанию «Маяк»»
Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по социальной и
воспитательной работе
ГКУ «ЦССВ «Маяк»»
_______________ В.В. Филиппова
«___» ______________ 201__ г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГКУ «ЦССВ «Маяк»»
_______________ Л.П. Музякова
«___» ______________ 201__ г.
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЯ
на 2020 – 2021 учебный год
Оразбаевой А.Т.
Тема самообразования:
«Обучение элементарным бытовым навыкам
детей с глубокой степенью интеллектуальной недостаточности»
Стаж работы: 1 год 8 месяцев
Курсы повышения квалификации по теме: «Воспитательная деятельность в
социальной сфере» (ИДПО ДСЗН, февраль 2019-2020.).
1. Пояснительная записка
Актуальность темы:
Овладение навыками самообслуживания (умение
одеваться
и
раздеваться,
ухаживать
за
собой,
пользоваться
туалетом,
самостоятельно принимать пищу и т.д.) является важным шагом на пути к
социальной адаптации ребенка. Дети с особенностями развития испытывают
особые
трудности
при
овладении
навыками
самообслуживания
(умением
самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками).
Работа
по
формированию
культурно-гигиенических
навыков
и
навыков
самообслуживания чрезвычайно важна, в первую очередь, для адаптации и
социализации. Главное для детей с глубокой степенью интеллектуальной
недостаточности – это максимальное овладение культурно-гигиеническим навыкам
и навыкам самообслуживания, научить ориентироваться в окружающем мире
самостоятельно,
насколько
это
возможно.
Поэтому
необходимо
выбрать
оптимальные
условия
и
формы
обучения
и
воспитания,
обеспечивающие
оптимальную адаптацию таких детей в социуме, успешной социализации в
будущем.
Воспитание детей с глубокой степенью интеллектуальной недостаточности
навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их
здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной
работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной
гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом
постоянно совершенствовались.
Цель:
повысить теоретический уровень, педагогическое мастерство и
компетентность в вопросе обучения элементарным бытовым навыкам детей с
глубокой степенью интеллектуальной недостаточности.
Задачи:
-
Изучить теоретические основы
воспитания культурно-гигиенических
навыков у детей с глубокой степенью интеллектуальной недостаточности.
-
Обобщить опыт работы по теме самообразования, путем проведения
контрольной диагностики умений и навыков детей.
-
Повысить собственный уровень знаний.
-
Изучить и систематизировать теоретический и практический материал по
теме.
Источники самообразования:
-
Изучение литературы по данной теме зарубежных и российских ученых,
педагогов.
-
Изучение современной литературы по теме самообразования.
-
Изучение интернет ресурсов.
-
Участие в конкурсах, конференциях, семинарах с обобщённым опытом
работы.
Ожидаемый результат:
-
формирование у детей таких положительных качеств и привычек, как:
аккуратность, самостоятельность;
-
овладение
культурно-гигиеническими
навыками
и
навыками
самообслуживания;
-
самостоятельно одеваться и раздеваться;
-
правильное поведение за столом при приеме пищи, осуществление
перехода от протертой пищи к твердой;
-
пользование
индивидуальными
предметами:
полотенцем,
салфеткой,
расческой, зубной щеткой.
Срок реализации: Тема по самообразованию рассчитана на 5 лет.
2. План самообразования
№
п/
п
Наименование работы
Срок
выполнения
Форма отчета
Организационная работа
1.
Изучение
основных
нормативно-
правовых документов
сентябрь-
октябрь
Список
нормативно-
правовых
документов
2.
Изучение
проблем
специальной
педагогики и психологии
октябрь
Обоснование
актуальности
темы
самообразования
3.
Изучение
методической,
педагогической литературы по теме
самообразования
в течение
года
Список
использованной
литературы
4.
Составление
и
реализация
индивидуального плана на 2019-2020
учебный год с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей с
ТМНР
ноябрь- май
Индивидуальный
план работы
5.
Проведение
обследования
детей
по
интересующей проблеме (диагностика).
Разработка
индивидуального
плана
работы
октябрь –
ноябрь
Диагностические
карты
Методическая работа
1.
Подбор, систематизация методических
и наглядных материалов для
обеспечения воспитательных занятий,
подбор диагностического материала,
изучение опыта других педагогов по
данной теме
в течение
года
Демонстрационн
ый материал
2.
Подбор материала для консультации
педагогов, выступление с презентацией
январь –
март
Консультационн
ый материал
3.
Внедрение полученных результатов в
систематичес
Педагогическая
педагогическую практику
ки
копилка
4.
Участие в методической работе
учреждения: посещение педсоветов,
методических объединений, семинаров,
совещаний, консультаций
по плану
учреждения
Доклады,
выступления
5.
Взаимопосещения занятий коллег
по плану
учреждения
Обсуждения на
заседаниях МО
Повышение педагогической квалификации
1.
Прохождение курсов повышения
квалификации
В течении
года
Свидетельство
2.
Участие в городских и всероссийских
семинарах, конкурсах, круглых столах
и т.д.
в течение
года
Сертификат
3.
Участие в конкурсах
профессионального мастерства.
Оформление конкурсных материалов
в течение
года
Сертификат
Коррекционно-воспитательная работа с детьми в группе
1.
Создание
предметно-развивающей
среды
в течение
года
Выставка работ
детей
2.
Проведение
коррекционно-
развивающих занятий
в течение
года
Выставка
работ
детей, фотоотчет
3.
Развитие мелкой моторики в процессе
занятий
в течение
года
Комплекс
упражнений
для
развития
тактильной
чувствительности
и
сложно-
координированн
ых
движений
тела.
Аналитическая работа
1.
Отчёт о проделанной работе по теме
самообразования
на
итоговом
педсовете, публикация статьи
май
Отчёт о
проделанной
работе
2.
Проведения контрольной диагностики
умений и навыков детей
май
Диагностический
материал
Список литературы:
1.
Айзенберг Б. И., Кузнецова Л. В. Психокоррекционная работа с детьми,
имеющими нарушения психического развития, 1992.
2.
Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Игры с водой. Дети с проблемами в
развитии, 2004, С. 57 – 58.
3.
Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа
воспитания
и
обучения
дошкольников
с
интеллектуальной
недостаточностью, 2001, С. 320.
4.
Басилова Т. А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным
сенсорным или множественным нарушением. Дефектология, 1996.
5.
Выготский Л. С. Избранные психологические исследования», 1956. С. 78-
101.
6.
Гаврилушкина О.П. К вопросу об эстетическом воспитании в детском саду
для детей с нарушением интеллекта. Воспитание аномальных детей в
дошкольных учреждениях»,1978, С. 87-95.
7.
Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно
отсталых дошкольников. Книга для воспитателя, 1985. – С. 72
8.
Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты, 1998.
– С.124
9.
Давыдова С.И. – «Роль действий по подражанию, образцу и словесной
инструкции в обучении умственно отсталых дошкольников», 1976. – С. 20.
10.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Организация и содержание коррекционно-
воспитательной работы в специализированном дошкольном учреждении для
детей с нарушением интеллекта, 2000. – 96 с.
11.Жигорева
М.
В.
Дети
с
комплексными
нарушениями
в
развитии.
Педагогическая помощь, 2006.
12.Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок, 1960.
13. Манелис Н. Г. Ранний аутизм. Психологические и нейропсихологические
механизмы, 1999. – С. 6-22.
14.Носкова Л.П. Дошкольное воспитание аномальных детей. – Л., 1993. – С.
224.
.