Автор: Тетюхина Алена Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №40
Населённый пункт: Кемеровская область, город Белово
Наименование материала: Статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРИОБЩЕНИЯ К ЦЕННОСТЯМ РОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
Раздел: дошкольное образование
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРИОБЩЕНИЯ К
ЦЕННОСТЯМ РОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
Воспитатель МБДОУ Детский сад №40 «Фиалка»
Кемеровской области, города Белово
Тетюхина Алена Александровна
Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие
на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них
нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Актуальность проблемы нравственного воспитания в широком смысле слова
относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая
эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и
культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания.
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания,
стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает
вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в
воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со
своего
края
и
играет
важную
роль
в
воспитании
подрастающего
поколения.
Необходимость внедрения регионального компонента предусмотрена Законом РФ
(Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-
ФЗ» (ред. от 29.07.2017).
1
Признание приоритетного значения приобщения детей к ценностям родной
культуры
отражено
в
федеральном
государственном
образовательном
стандарте
дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2
Актуальность данной темы исследования заключается в том, что выявлено
противоречие между потребностью в приобщении дошкольников к ценностям родной
культуры
с
одной
стороны,
и
недостаточной
разработанностью
теоретического
обоснования
и
опытно-экспериментальной
проверки
педагогических
условий
формирования основ нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста
средствами приобщения к ценностям родной культуры в условиях дошкольного
образовательного учреждения - с другой.
Для того, чтобы родная культура оказывала эффективное воздействие на духовное,
нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной
культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для
воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную
педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения
национальных устоев, то есть, прежде всего, в сфере культуры своей малой родины.
Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального
опыта
жизни
в
своем
городе,
усвоение
принятых
в
нем
норм
поведения,
взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Педагоги
образовательной организации МБДОУ Детский сад №40 «Фиалка»
уделяют
внимание формированию нравственного воспитания детей дошкольного
возраста. Все это позволяет нам работу по формированию нравственного воспитания
детей дошкольного возраста как важное успешной педагогической нашей ДОО на
современном модернизации образования. В связи с , вопрос поиска и нравственного
1
Закон Российской Федерации «Об образовании» [Текст] - М.: ООО «Издательство Астрель»:
ООО «Издательство АСТ», 2014. - 78 с. - (Образование в документах и комментариях).
2
Головина, Б. Методические подсказки по ФГОС ДО: книга для воспитателей [Текст] / под ред. Б.
Головина. — М.: «Издательские решения», 2015. – 255 с.
воспитания через средства приобщения к ценностям родной культуры является основой
задачей нашей ДОО.
Педагогами нашего МБДОУ Детский сад №40 «Фиалка» система работы по
формированию нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В приняли участие 20 в возрасте 5-6 лет, посещающие МБДОУ Детский сад №40
«Фиалка», их родители, сотрудники общественных организаций.
На первом
была апробирована
нами методика
по выявлению уровня
сформированности знаний о родном городе.
полученные данные,
к следующим
выводам, что у большинства дошкольников недостаточно развиты представление о
родном городе, о традициях и обычаях своего народа, о народных промыслах и
праздниках.
Таким образом, на основе полученных выводов, мы пришли к тому, что
необходима
разработка
системы
работы
по
нравственному
воспитанию
детей.
Формировать основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста,
решили посредством приобщения к ценностям родной культуры, на основе чего был
создан мини-музей «Наш родной город Белово», разработан проект «Наш родной город
Белово».
Цель проекта - систематизация знаний детей о родном городе и его истории через
различные виды деятельности, воспитание патриотических чувств.
Ожидаемый результат от проекта:
1.
Дети:
развитие патриотического воспитания;
развитие знаний о месте проживания: город, область; некоторые предприятия
родного города и их значимость; символику города, достопримечательности;
флору и фауну города Полысаево;
формирование патриотических чувств, любви к родному краю, городу, чувство
гордости за «малую Родину»;
углубление знаний детей об истории родного города Полысаево;
усвоение названий улиц, памятников, достопримечательности своего города.
2.
Педагоги:
повышение педагогической компетентности в вопросах патриотического
воспитания;
обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе
по
патриотическому воспитанию (с учетом возраста детей и индивидуальных
особенностей) и выбору адекватных методов и форм.
3.
Родители:
повышение педагогической компетентности в вопросах патриотического
воспитания;
возбуждение интереса родителей к себе как к педагогам-воспитателям;
обогащение опыта психологическими, педагогическими и валеологическими
знаниями в области патриотического воспитания;
повысить интерес родителей дошкольников к воспитанию патриотических
чувств в семье;
подготовка ребенка к социальным отношениям.
Проект осуществляется в следующих направлениях:
1.
Работа с детьми.
2.
Работа с педагогами ДОУ.
3.
Работа с родителями.
Проект состоит из 6 блоков:
1.
Создание мини-музея города Белово.
2.
Традиции, труд и быт горожан.
3.
Известные люди города Белово.
4.
Экология (животный и растительный мир, полезные ископаемые, водные
ресурсы).
5.
Здания и достопримечательности города Белово.
6.
Шахты, разрезы.
Данный проект составлен на основе ООП ДО и программы «От рождения до
школы» под редакцией М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, Н. Е. Вераксы.
3
Реализуется как региональный компонент дошкольного образования. Составлен
перспективный и тематический план НОД по ознакомлению детей с родным городом, с
его традициями, историей, достопримечательностями, природными ресурсами, животным
миром, известными людьми, шахтами. Разработанное тематическое планирование
способствовало эффективному усвоению детьми знаний о родном крае, помогло
установить взаимосвязь между событиями и явлениями, происходящими в нём.
Все темы были связаны между собой логически и вместе представляли целостную
картину сведений о родном
городе. Данную работу начали вести систематически,
планомерно, в разных видах деятельности и по разным направлениям. Большая роль в
реализации опыта отводилась совместной деятельности воспитателя с детьми, так как
воспитания чувств - процесс, который нельзя уложить в жёсткие рамки расписания
занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребёнком, в результате
которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к родному городу.
Была также организована самостоятельная деятельность воспитанников:
1.
Организация самостоятельной творческой деятельности детей в течение
пребывания ребенка в детском саду (рисование, лепка, поделки и др.).
2.
Совместная деятельность с музыкальным руководителем (пение народных
песен, индивидуальные занятия с детьми на музыкальных инструментах,
показ кукольного настольного театра; рассказывание историй, сказок о
звуках, музыке, мелодиях).
3.
Организация игровой деятельности детей в течение дня (народные игры,
инсценировки сказок, отгадывание загадок).
4.
Традиционные развлекательные мероприятия вне занятий (различные виды
досугов:
танцевальные,
обрядовые,
православные
(«Рождественские
встречи»).
5.
Организация выставок детского творчества на тематику родного города.
6.
Конкурсы по выявлению творческих способностей на тематику родного
города.
Чтобы привлечь внимание детей, пополнить и расширить знания о русском быте,
совместно с родителями воспитанников:
1.
создали мини-музей народного творчества;
2.
оформили в русском стиле «горницу» для наших кукол, нарядив их в
национальные костюмы;
3.
подобрали иллюстрации о традиционной русской семье;
4.
собрали
альбомы «Русское декоративно-прикладное искусство», где
отражены такие виды художественной росписи как гжель, хохлома, палех и
прочие, «Русский народный костюм», «Русская изба»;
3
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного
образования (пилотный вариант)
[Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
5.
оформили папки-передвижки с иллюстрациями «Природа родного края»;
«Животные нашего края», гербарий «Растения нашего города», символику
города – герб, фото – альбом «Улицы нашего города» и т.д.;
6.
организовали выставку с архивными фотографиями и историей города
Белово.
Дошкольники узнали о том, как жил и развивался город Белово в прошлом с
момента его рождения, о важных событиях которые проходили в городе. Были
организованы и такие экскурсии: «Знакомство с памятниками известных людей города»,
«Здравствуй музей» и т.д. Познакомили детей с символикой города – гербом. Рассказали,
что такое герб, когда и где впервые возникли гербы, обратила внимание ребят что у
каждого города свой герб.
Также традицией в нашем детском саду стало славить Осень, встречать Новый Год
и Рождество, провожать зиму на Масленицу, закликать Весну, украшать березку в
Троицу. Рассказываем детям о празднике Покрова, знакомим с приметами этого дня.
Разучиваем приметы, загадки, пословицы об осени. Беседуем о праздновании Нового Года
на Руси, Рождества проведении Святок. Рассказываем о Деде Морозе, Снегурочке. Читаем
и обсуждаем русские народные сказки про них. Разучиваем колядки. Рассказываем о
празднике Масленицы, о том, как он празднуется на Руси, масленичные приговоры, игры,
знакомим с приметами приближения весны. Радостно готовимся к встрече Светлой Пасхи:
раскрашиваем пасхальные яйца в подарок родителям и друзьям, знакомимся с обрядами и
традициями. Проводились беседы о празднике Победы: о родственниках, погибших в
годы Отечественной войны, о детях-героях.
На прогулках играем в забытые детские игры. Знакомим детей с разными видами
жеребьевки (выбором водящего игры), разучиваем считалки, слова к играм. Сколько
радости, веселья доставляют детям такие игры, как «Дрема», «Ручеёк», «Горелки», «У
медведя во бору», «Заинька, выходи» и т.д.
Таким образом, проведенная нами педагогическая работа по нравственному
воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами приобщения к ценностям
родной культуры положительно повлияла на детей. Наблюдая за детьми, прислушиваясь к
их разговорам, мы убедились, что у них сложились определенные представления о нашем
городе, о людях, которые в них трудятся, о традициях и праздниках, т.е. сформировались
знания о ценностях родной культуры.
Сравнительный мониторинг на предмет определенной эффективности работы
показал, что в группе дошкольников произошли заметные изменения по всем изучаемым
уровням, что связанно с эффективностью педагогической работы по формированию
нравственного воспитания посредством приобщения к ценностям родной культуры через
создание мини-музея «Наш родной город Белово» и разработанного проекта «Наш родной
город Белово».
Сформировались патриотические чувства, любовь к родному краю, городу, чувство
гордости за «малую Родину». Дети знает название города, края, свой адрес; называет и
узнает достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знают и
узнают флаг, герб города, могут объяснить символику герба; называет народные
праздники, предметы быта; называет природные богатства родного края, передают
настроение.
Результатами систематической работы по приобщению детей к истокам родной
культуры также являются:
1.
Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
2.
Умение играть в народные подвижные игры, используя считалки.
3.
Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках
(знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают
стихи).
4.
Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
5.
Использование атрибутов русской народной культуры в самостоятельной
деятельности.
Таким образом, по результатам проведенного контрольного исследования, можно
сделать вывод, что в группе дошкольников произошли заметные изменения по всем
изучаемым уровням, что связанно с эффективностью педагогической
работы по
формированию нравственного воспитания средствами приобщения к ценностям родной
культуры.
Литература:
1.
Бодалев, А.А. Психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания [Текст] //
Вопросы психологии, 2019. - № 5. – С. 42 – 44.
2.
Кадырова, Р. М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его
составляющие, принципы, направления, средства и методы [Текст] // Молодой ученый.
— 2015. — №7. — С. 762-766.
3.
Головина, Б. Методические подсказки по ФГОС ДО: книга для воспитателей [Текст] /
под ред. Б. Головина. — М.: «Издательские решения», 2015. – 255 с.
4.
Князева, О.Л., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной
культуры [Электронный ресурс]: Программа. – СПб.: Детство- Пресс, 2014. – 239 с.
5.
Закон Российской Федерации «Об образовании» [Текст] - М.: ООО «Издательство
Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2014. - 78 с. - (Образование в документах и
комментариях).
6.
ОТ
РОЖДЕНИЯ
ДО
ШКОЛЫ.
Примерная
общеобразовательная
программа
дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
7.
Токарев, А. А. Нравственное воспитание детей 5-6 лет в детском саду [Текст] //
Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск,
октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2018. — С. 71-72.