Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРИОБЩЕНИЯ К ЦЕННОСТЯМ РОДНОЙ КУЛЬТУРЫ


Автор: Тетюхина Алена Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №40
Населённый пункт: Кемеровская область, город Белово
Наименование материала: Статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРИОБЩЕНИЯ К ЦЕННОСТЯМ РОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРИОБЩЕНИЯ К

ЦЕННОСТЯМ РОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Воспитатель МБДОУ Детский сад №40 «Фиалка»

Кемеровской области, города Белово

Тетюхина Алена Александровна

Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие

на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них

нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Актуальность проблемы нравственного воспитания в широком смысле слова

относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая

эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и

культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания.

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания,

стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает

вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в

воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со

своего

края

и

играет

важную

роль

в

воспитании

подрастающего

поколения.

Необходимость внедрения регионального компонента предусмотрена Законом РФ

(Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-

ФЗ» (ред. от 29.07.2017).

1

Признание приоритетного значения приобщения детей к ценностям родной

культуры

отражено

в

федеральном

государственном

образовательном

стандарте

дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки

Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2

Актуальность данной темы исследования заключается в том, что выявлено

противоречие между потребностью в приобщении дошкольников к ценностям родной

культуры

с

одной

стороны,

и

недостаточной

разработанностью

теоретического

обоснования

и

опытно-экспериментальной

проверки

педагогических

условий

формирования основ нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста

средствами приобщения к ценностям родной культуры в условиях дошкольного

образовательного учреждения - с другой.

Для того, чтобы родная культура оказывала эффективное воздействие на духовное,

нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной

культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для

воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную

педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения

национальных устоев, то есть, прежде всего, в сфере культуры своей малой родины.

Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального

опыта

жизни

в

своем

городе,

усвоение

принятых

в

нем

норм

поведения,

взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Педагоги

образовательной организации МБДОУ Детский сад №40 «Фиалка»

уделяют

внимание формированию нравственного воспитания детей дошкольного

возраста. Все это позволяет нам работу по формированию нравственного воспитания

детей дошкольного возраста как важное успешной педагогической нашей ДОО на

современном модернизации образования. В связи с , вопрос поиска и нравственного

1

Закон Российской Федерации «Об образовании» [Текст] - М.: ООО «Издательство Астрель»:

ООО «Издательство АСТ», 2014. - 78 с. - (Образование в документах и комментариях).

2

Головина, Б. Методические подсказки по ФГОС ДО: книга для воспитателей [Текст] / под ред. Б.

Головина. — М.: «Издательские решения», 2015. – 255 с.

воспитания через средства приобщения к ценностям родной культуры является основой

задачей нашей ДОО.

Педагогами нашего МБДОУ Детский сад №40 «Фиалка» система работы по

формированию нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В приняли участие 20 в возрасте 5-6 лет, посещающие МБДОУ Детский сад №40

«Фиалка», их родители, сотрудники общественных организаций.

На первом

была апробирована

нами методика

по выявлению уровня

сформированности знаний о родном городе.

полученные данные,

к следующим

выводам, что у большинства дошкольников недостаточно развиты представление о

родном городе, о традициях и обычаях своего народа, о народных промыслах и

праздниках.

Таким образом, на основе полученных выводов, мы пришли к тому, что

необходима

разработка

системы

работы

по

нравственному

воспитанию

детей.

Формировать основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста,

решили посредством приобщения к ценностям родной культуры, на основе чего был

создан мини-музей «Наш родной город Белово», разработан проект «Наш родной город

Белово».

Цель проекта - систематизация знаний детей о родном городе и его истории через

различные виды деятельности, воспитание патриотических чувств.

Ожидаемый результат от проекта:

1.

Дети:

развитие патриотического воспитания;

развитие знаний о месте проживания: город, область; некоторые предприятия

родного города и их значимость; символику города, достопримечательности;

флору и фауну города Полысаево;

формирование патриотических чувств, любви к родному краю, городу, чувство

гордости за «малую Родину»;

углубление знаний детей об истории родного города Полысаево;

усвоение названий улиц, памятников, достопримечательности своего города.

2.

Педагоги:

повышение педагогической компетентности в вопросах патриотического

воспитания;

обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе

по

патриотическому воспитанию (с учетом возраста детей и индивидуальных

особенностей) и выбору адекватных методов и форм.

3.

Родители:

повышение педагогической компетентности в вопросах патриотического

воспитания;

возбуждение интереса родителей к себе как к педагогам-воспитателям;

обогащение опыта психологическими, педагогическими и валеологическими

знаниями в области патриотического воспитания;

повысить интерес родителей дошкольников к воспитанию патриотических

чувств в семье;

подготовка ребенка к социальным отношениям.

Проект осуществляется в следующих направлениях:

1.

Работа с детьми.

2.

Работа с педагогами ДОУ.

3.

Работа с родителями.

Проект состоит из 6 блоков:

1.

Создание мини-музея города Белово.

2.

Традиции, труд и быт горожан.

3.

Известные люди города Белово.

4.

Экология (животный и растительный мир, полезные ископаемые, водные

ресурсы).

5.

Здания и достопримечательности города Белово.

6.

Шахты, разрезы.

Данный проект составлен на основе ООП ДО и программы «От рождения до

школы» под редакцией М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, Н. Е. Вераксы.

3

Реализуется как региональный компонент дошкольного образования. Составлен

перспективный и тематический план НОД по ознакомлению детей с родным городом, с

его традициями, историей, достопримечательностями, природными ресурсами, животным

миром, известными людьми, шахтами. Разработанное тематическое планирование

способствовало эффективному усвоению детьми знаний о родном крае, помогло

установить взаимосвязь между событиями и явлениями, происходящими в нём.

Все темы были связаны между собой логически и вместе представляли целостную

картину сведений о родном

городе. Данную работу начали вести систематически,

планомерно, в разных видах деятельности и по разным направлениям. Большая роль в

реализации опыта отводилась совместной деятельности воспитателя с детьми, так как

воспитания чувств - процесс, который нельзя уложить в жёсткие рамки расписания

занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребёнком, в результате

которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к родному городу.

Была также организована самостоятельная деятельность воспитанников:

1.

Организация самостоятельной творческой деятельности детей в течение

пребывания ребенка в детском саду (рисование, лепка, поделки и др.).

2.

Совместная деятельность с музыкальным руководителем (пение народных

песен, индивидуальные занятия с детьми на музыкальных инструментах,

показ кукольного настольного театра; рассказывание историй, сказок о

звуках, музыке, мелодиях).

3.

Организация игровой деятельности детей в течение дня (народные игры,

инсценировки сказок, отгадывание загадок).

4.

Традиционные развлекательные мероприятия вне занятий (различные виды

досугов:

танцевальные,

обрядовые,

православные

(«Рождественские

встречи»).

5.

Организация выставок детского творчества на тематику родного города.

6.

Конкурсы по выявлению творческих способностей на тематику родного

города.

Чтобы привлечь внимание детей, пополнить и расширить знания о русском быте,

совместно с родителями воспитанников:

1.

создали мини-музей народного творчества;

2.

оформили в русском стиле «горницу» для наших кукол, нарядив их в

национальные костюмы;

3.

подобрали иллюстрации о традиционной русской семье;

4.

собрали

альбомы «Русское декоративно-прикладное искусство», где

отражены такие виды художественной росписи как гжель, хохлома, палех и

прочие, «Русский народный костюм», «Русская изба»;

3

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного

образования (пилотный вариант)

[Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.

Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

5.

оформили папки-передвижки с иллюстрациями «Природа родного края»;

«Животные нашего края», гербарий «Растения нашего города», символику

города – герб, фото – альбом «Улицы нашего города» и т.д.;

6.

организовали выставку с архивными фотографиями и историей города

Белово.

Дошкольники узнали о том, как жил и развивался город Белово в прошлом с

момента его рождения, о важных событиях которые проходили в городе. Были

организованы и такие экскурсии: «Знакомство с памятниками известных людей города»,

«Здравствуй музей» и т.д. Познакомили детей с символикой города – гербом. Рассказали,

что такое герб, когда и где впервые возникли гербы, обратила внимание ребят что у

каждого города свой герб.

Также традицией в нашем детском саду стало славить Осень, встречать Новый Год

и Рождество, провожать зиму на Масленицу, закликать Весну, украшать березку в

Троицу. Рассказываем детям о празднике Покрова, знакомим с приметами этого дня.

Разучиваем приметы, загадки, пословицы об осени. Беседуем о праздновании Нового Года

на Руси, Рождества проведении Святок. Рассказываем о Деде Морозе, Снегурочке. Читаем

и обсуждаем русские народные сказки про них. Разучиваем колядки. Рассказываем о

празднике Масленицы, о том, как он празднуется на Руси, масленичные приговоры, игры,

знакомим с приметами приближения весны. Радостно готовимся к встрече Светлой Пасхи:

раскрашиваем пасхальные яйца в подарок родителям и друзьям, знакомимся с обрядами и

традициями. Проводились беседы о празднике Победы: о родственниках, погибших в

годы Отечественной войны, о детях-героях.

На прогулках играем в забытые детские игры. Знакомим детей с разными видами

жеребьевки (выбором водящего игры), разучиваем считалки, слова к играм. Сколько

радости, веселья доставляют детям такие игры, как «Дрема», «Ручеёк», «Горелки», «У

медведя во бору», «Заинька, выходи» и т.д.

Таким образом, проведенная нами педагогическая работа по нравственному

воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами приобщения к ценностям

родной культуры положительно повлияла на детей. Наблюдая за детьми, прислушиваясь к

их разговорам, мы убедились, что у них сложились определенные представления о нашем

городе, о людях, которые в них трудятся, о традициях и праздниках, т.е. сформировались

знания о ценностях родной культуры.

Сравнительный мониторинг на предмет определенной эффективности работы

показал, что в группе дошкольников произошли заметные изменения по всем изучаемым

уровням, что связанно с эффективностью педагогической работы по формированию

нравственного воспитания посредством приобщения к ценностям родной культуры через

создание мини-музея «Наш родной город Белово» и разработанного проекта «Наш родной

город Белово».

Сформировались патриотические чувства, любовь к родному краю, городу, чувство

гордости за «малую Родину». Дети знает название города, края, свой адрес; называет и

узнает достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знают и

узнают флаг, герб города, могут объяснить символику герба; называет народные

праздники, предметы быта; называет природные богатства родного края, передают

настроение.

Результатами систематической работы по приобщению детей к истокам родной

культуры также являются:

1.

Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

2.

Умение играть в народные подвижные игры, используя считалки.

3.

Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках

(знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают

стихи).

4.

Знание истории русского народного костюма, головных уборов.

5.

Использование атрибутов русской народной культуры в самостоятельной

деятельности.

Таким образом, по результатам проведенного контрольного исследования, можно

сделать вывод, что в группе дошкольников произошли заметные изменения по всем

изучаемым уровням, что связанно с эффективностью педагогической

работы по

формированию нравственного воспитания средствами приобщения к ценностям родной

культуры.

Литература:

1.

Бодалев, А.А. Психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания [Текст] //

Вопросы психологии, 2019. - № 5. – С. 42 – 44.

2.

Кадырова, Р. М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его

составляющие, принципы, направления, средства и методы [Текст] // Молодой ученый.

— 2015. — №7. — С. 762-766.

3.

Головина, Б. Методические подсказки по ФГОС ДО: книга для воспитателей [Текст] /

под ред. Б. Головина. — М.: «Издательские решения», 2015. – 255 с.

4.

Князева, О.Л., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной

культуры [Электронный ресурс]: Программа. – СПб.: Детство- Пресс, 2014. – 239 с.

5.

Закон Российской Федерации «Об образовании» [Текст] - М.: ООО «Издательство

Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2014. - 78 с. - (Образование в документах и

комментариях).

6.

ОТ

РОЖДЕНИЯ

ДО

ШКОЛЫ.

Примерная

общеобразовательная

программа

дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.

Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

7.

Токарев, А. А. Нравственное воспитание детей 5-6 лет в детском саду [Текст] //

Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск,

октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2018. — С. 71-72.



В раздел образования