Напоминание

«Проектирование образовательного процесса: проектная деятельность по ознакомлению дошкольников с миром природы»


Автор: Неживая Инна Владиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР №5 - детский сад
Населённый пункт: Тульская область, г.Тула
Наименование материала: Опыт работы
Тема: «Проектирование образовательного процесса: проектная деятельность по ознакомлению дошкольников с миром природы»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Обобщен опыт работы по теме

«Проектирование образовательного процесса:

проектная деятельность по ознакомлению

дошкольников с миром природы»

Неживая Инна Владиславовна, воспитатель,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 5 «Мир Детства», г. Тула

Актуальность

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная

проблема современности. К числу самых волнующих причин,

несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением

окружающей среды. Не обошли стороной экологические бедствия

и Тульский край. Экологическая обстановка в Тульской области

давно считается напряженной, а уровень загрязнения

окружающей среды - официально постоянно высоким. Важнейший

аспект в решении вопроса сохранения земли – развитие

компетентности людей в области окружающей среды,

экологическое воспитание всего населения, включая и

подрастающее поколение.

Считаю, что формирование у детей экологических знаний, норм и

правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к

ней, активность в решении некоторых экологических проблем

необходимо осуществлять через проектную деятельности в

контексте ФГОС ДО.

Новизна

Работа

педагогов,

детей

и

их

родителей

по

экологическому

воспитанию,

через

реализацию

проектной деятельности , выстроена согласно датам

Международного экологического календаря.

Использование

информационных

компьютерных

технологий,

обеспечивающих

эффективность

воспитательного процесса, личностную включенность

детей и родителей в событийную жизнь.

Интеграция

экологических

знаний

в

системе

воспитательной

образовательной

работы

через

разные

виды

детской

деятельности:

игровую,

познавательную, творческую, двигательную и др.

Теоретическое обоснование опыта

Экологическое

образование

дошкольников

-это

непрерывный

процесс

обучения,

воспитания

и

развития

ребенка,

направленный

на

формирование

его

экологической

культуры,

которая

проявляется

в

эмоционально-положительном

отношении

к

природе,

окружающему

миру,

в

ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении

определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Экологический проект – это способ формирования собственного опыта ребёнка, и развития его как

личности и используется для решения определённых задач в процессе исследования. Участники

экологических проектов получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного,

созидательного отношения к окружающему миру.

Метод проектов – способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии

педагога и воспитанника.

Цель опыта в работе с детьми

Формирование экологической культуры, экологического

сознания,

проявляющемуся

в

эмоционально-

положительном отношении к природе, в ответственном

отношении к своему здоровью и состоянию окружающей

среды, в соблюдении определенных моральных норм как

начальный этап формирования личности человека.

Обогащение уровня экологических знаний родителей;

повышение экологическая культура родителей, создание

единого воспитательно - образовательного пространства

ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

Цель опыта в работе с родителями

Задачи опыта

образовательные: формировать знания об экосистемной организации

природы

Земли

в

границах

обитания

человека,

усвоение

азов

экологической

безопасности

и

первоначальных

сведений

о

рациональном

использовании

природных

ресурсов,

познавательные

умения детей при овладении исследовательскими методами познания

природы;

развивающие: развивать осознание ребёнком себя как части природы,

понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из

связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция»,

что нельзя уничтожать то, что не возможно создать;

воспитательные: воспитывать у детей чувства сопричастности ко всему

живому,

гуманное

отношение

к

окружающей

среде

и

стремление

проявлять

заботу

о

сохранении

природы

через

практическую

природоохранную

деятельность,

эмоционально

-

положительного

отношения

к

окружающему

миру,

умения

видеть

его

красоту

и

неповторимость.

Этапы накопления и систематизации опыта:

Для своего интеллектуального развития мною была изучена методическая

литература:

"Экологические проекты в детском саду. ФГОС ДО"Автор: Масленникова Ольга Михайловна,

Филиппенко Антонина Алексеевна Редактор: Попова Г. П.Издательство: Учитель, 2020 г.

Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях:

информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада,

разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. /

авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.

Николаева, С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 5. – С.

14-18.

Людмила Рыжова: Методика детского экспериментирования. ФГОСАвтор: Рыжова Людмила

Вячеславовна Редактор: Белканова Л. В. Издательство: Детство-Пресс, 2017 г.

Проанализированы другие программы по данному направлению:

С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»,

Н. Н. Кондратьева «Программа экологического образования детей «Мы»,

О. Н. Горбатенко «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных

учреждениях»

Внедрение: с младшей группы

Внедренческий этап: начиная с младшей группы

Технология реализации опыта

Диагностический инструментарий: диагностика уровня сформированности

познавательной и творческой активности детей в экологическом воспитании,

по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей

дошкольного возраста разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой,

Л.М. Маневцовой., который проводится 2 раза в год – в начале и конце года.

Содержание данной педагогической диагностики направлено на выявление

следующего:

в какой степени ребенок освоил экологические знания;

какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за

живыми объектами;

в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе

(природоохранного, эстетического, познавательного)

Вся диагностика проводилась индивидуально с каждым ребёнком. Для

получения дополнительной информации так же осуществлялось наблюдение

за

детьми

в

различных

видах

деятельности:

игровой,

трудовой,

образовательной. Изучались творческие работы детей - рисунки, поделки.

Анализ

каждого

выполненного

ребенком

диагностического

задания

проводился в соответствии с разработанными критериями и фиксировались в

протоколе обследования.

78 %

96%

61%

40%

22%

4%

4%

0%

0 %

0%

Результативность применения проектной деятельности по ознакомлению

дошкольников с миром природы в старшей и подготовительной группах

Высокий

Начало года

Высокий

Конец года

Средний

Начало года

Средний

Конец года

Низкий

Начало года

Низкий

Конец года

2017-2018 г.

Старшая группа

2018-2019 г.

Подготовительная группа

35%

60%

Технология реализации опыта

Инструментарий подобран с учётом возрастных особенностей детей

и разделён на разделы:

Живая природа

Неживая природа

Технология реализации опыта

Раздел 1: Живая природа

НОД: «Что такое природа?», « Лес – многоэтажный дом»«Без зверей нам жить

нельзя», «Водоем и его жители», «Птицы осенью» , «Пришла красавица зима»;

(оригами) «Голубь», «Воробей» , «Первые цветы на участке»; лепка «Приготовление

фруктового салата», рисование «Пейзаж с деревом в разное время года» и т.д.

Дидактические игры:

Предметные игры - это игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами:

«Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке».

Настольно-печатные

игры -

«Зоологическое

лото»,

«Ботаническое

лото»,

«

Узнай

птицу по силуэту»

Словесные игры - «Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, воздухе, на земле»

Игры-занятия («Чудесный мешочек», «Цветочный магазин» и др.

Подвижные игры «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик»,

«Волки и овцы» и др.

ИКТ: игры «Живое-неживое» «Кто чем питается?», , «Найди животное в зоопарке»,

«С какого дерева лист?», «Собери грибы», «Найди зимующих птиц» и др.

Беседы: о комнатных растениях, о способах размножения комнатных растений,

«Насекомые - польза и вред» , «Жалеть надо уметь», «Какие семена путешествуют

по воде и воздуху» и др.

Технология реализации опыта

Раздел 2: Неживая природа

НОД: «Где живет вода?», «Мир живой и неживой природы»; «Ветер-невидимка»,

«Космос и звезды»; рисование «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»,

«Облака в весеннем небе», «Как солнце весне помогало»; лепка «

«

Узнаем, какая

глина»

Дидактические игры:

Предметные игры - это игры с камушками, ракушками, перышками : «Рисунки

на камнях»,

«Находим

гладкие

и шершавые

камни»,

«Выкладываем

камни

от самого

светлого

оттенка к самому темному, пескография,

«Собери бусы из

ракушек»

Настольно-печатные игры – «Воздух, земля, вода», «Разрезные картинки»,«Найди

свой камешек», «Живое-неживое», «Полезные-ископаемые» и др.

Словесные игры -

«Найди , о чем расскажу», «В воде, в воздухе, на земле»,

«Назови отличия ?», «Что помогает расти растениям» и др.

Подвижные игры – « Солнышко и дождик

», «Угадай, что в руке?»

Творческие игры - строительные игры с природным материалом: песком, снегом

Беседы: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Кого можно увидеть на

небе» Беседа «Чистый воздух и вода – богатство страны» и т.д.

ИКТ: презентации «Что нас окружает: объекты неживой природы» видеоролик

«Природные явления»; интерактивные игры «Звуки природы», «Расположи планеты

правильно», «Найди лишний предмет» и др.

Технология реализации опыта

Раздел 1: Человек

НОД : "Путешествие по стране органов чувств", "Мир-прекрасен, когда он безопасен»,

«Строение

тела

человека»;

рисование

«Труд

людей

в

природе:

сажаем

деревья»,

«Правила

поведения

в

лесу»,

«Придумай

и

нарисуй

экологически

чистый

вид

транспорта»; пластилинография «Наш дом – природа», «Речушка» и .д.

Дидактические игры:

Настольно-печатные игры - «Что помогает растениям расти», «Хорошо – плохо» «Что

сделано человеком?»?,«Полезное– неполезное» и т.д.

Словесные

игры

«Объясните,

почему?»,

«На

одну

букву»,

«

Кто

больше

заметит

небылиц?» « Что кому нужно?», «Охотник» и др.

Творческие игры – создание альбомов, коллажей о заповедниках, о том, что делать

нельзя в природе,

изготовление лепбука «Времена года»

Подвижные игры – « Если я приду в лесок»

Беседы: -

«Труд лесника», «Для

чего

человек

ест», «Что

было

бы, если из

леса

исчезли…» , "Что ты сделал доброе для природы?», "ЧЕМ ЛЮДИ ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ

ДРУГА (беседа с элементами наблюдения «Мы все такие разные») , ГЛАЗА – ЗЕРКАЛО

ДУШИ (беседа с элементами самонаблюдения) КАК МЫ ЧУВСТВУЕМ ЗАПАХИ (беседа с

элементами самонаблюдения)

Театрализованные игры - « Человек природе друг – пусть узнают все вокруг !», «Кто

живет в лесу», игра-путешествие «Эколята спешат на помощь», «Эко - дефиле» и т.д.

ИКТ: презентация «Человек – часть природы», «Экология человека»; интерактивные игры

«Сортировка мусора», « Друзья птиц», «В гостях у Лесовичка»

Технология реализации опыта

Раздел 1: Опыты и эксперименты

НОД - «Почему дует ветер?», «Волшебные стеклышки», «Почему земля кормит»,

«Где живет вода»; «В поисках ключа: магнит и его свойства», «Юные следопыты»

Сюжетно-ролевая игра – «Секретная лаборатория», «Поможем маме на кухне»

Игра- опыт: « Царство снега и льда», « В гостях у Феи воздуха», «Волшебная

вода», «Ледяные бусы» , «Вулкан», «Выращивание кристаллов соли», «Радуга»,

«Космос в стакане»,

«Опыт со светом и с проращиванием картофеля» и т.д.

Беседы - «Как? Зачем? Почему?», «Как цветок пьёт воду», «Комнатные растения»

(сравнение),«Правила безопасности при проведении опытов», «Почему говорят

«как с гуся вода?», «Как образуется тень» и т.д.

Создание познавательного центра «Детская лаборатория почемучек» и

метестанции «Погодные волшебники» погоды

Театрализованные - «Праздник мыльных пузырей», «Чтобы не было беды, жить

нельзя нам без воды»

ИКТ : видеотека «Опыты с дошкольниками», интерактивные игры «Волшебная

коробка»

Результативность опыта

Дети:

- освоили новую систему ценностей по взаимоотношению с природой;

сформировалось сознание важности природоохранных мероприятий;

- повысилось ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;

- у детей проявилось развитие инициативы, активности, самостоятельности в

экологической деятельности.

Родители:

–родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по

вопросам экологического воспитания детей;

– принимают активное, живое участие в жизни группы;

– проявляют личную заинтересованность в реализации проектной

деятельности, высказывают рекомендации, идеи по обеспечению

эффективности экологического воспитания детей;

– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении

экологических знаний, экологическойкультуры;

– осознают особенности организации психолого - образовательного процесса и

его влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств

ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Повысить уровень экологической культуры и считать экологическое

воспитание детей дошкольного возраста приоритетным направлением и

важным звеном в системе непрерывного экологического просвещения.

2. Продолжить работу по экологизации воспитательно-образовательной

пространства в рамках дошкольного образовательного учреждения

3. Развивать и совершенствовать обеспечение преемственности между

всеми сферами социального становления личности ребенка (семья,

детский сад, школа, центры дополнительного образования);

4. Выявлять, обобщать и распространять лучший опыт педагогической

работы с детьми дошкольного возраста, используя средства массовой

информации, семинаров, «круглых столов» и другие массовые

экологические мероприятия.

Проект «Щедрая осень»

Выставка «Дары осени»

Проект «Исследователи зимних чудес»

Проект «Друзья природы»

Выставка «Мусорная фантазия»

Выставка плакатов-аниматоров «Давайте Землю уважать!»

Проект «Погодные волшебники»

( на базе метеостанции в ДОУ)

Работа с родителями

Применение ИКТ

В проектной деятельности



В раздел образования