Автор: Неживая Инна Владиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР №5 - детский сад
Населённый пункт: Тульская область, г.Тула
Наименование материала: Опыт работы
Тема: «Проектирование образовательного процесса: проектная деятельность по ознакомлению дошкольников с миром природы»
Раздел: дошкольное образование
Обобщен опыт работы по теме
«Проектирование образовательного процесса:
проектная деятельность по ознакомлению
дошкольников с миром природы»
Неживая Инна Владиславовна, воспитатель,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 5 «Мир Детства», г. Тула
Актуальность
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная
проблема современности. К числу самых волнующих причин,
несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением
окружающей среды. Не обошли стороной экологические бедствия
и Тульский край. Экологическая обстановка в Тульской области
давно считается напряженной, а уровень загрязнения
окружающей среды - официально постоянно высоким. Важнейший
аспект в решении вопроса сохранения земли – развитие
компетентности людей в области окружающей среды,
экологическое воспитание всего населения, включая и
подрастающее поколение.
Считаю, что формирование у детей экологических знаний, норм и
правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к
ней, активность в решении некоторых экологических проблем
необходимо осуществлять через проектную деятельности в
контексте ФГОС ДО.
Новизна
Работа
педагогов,
детей
и
их
родителей
по
экологическому
воспитанию,
через
реализацию
проектной деятельности , выстроена согласно датам
Международного экологического календаря.
Использование
информационных
компьютерных
технологий,
обеспечивающих
эффективность
воспитательного процесса, личностную включенность
детей и родителей в событийную жизнь.
Интеграция
экологических
знаний
в
системе
воспитательной
–
образовательной
работы
через
разные
виды
детской
деятельности:
игровую,
познавательную, творческую, двигательную и др.
Теоретическое обоснование опыта
Экологическое
образование
дошкольников
-это
непрерывный
процесс
обучения,
воспитания
и
развития
ребенка,
направленный
на
формирование
его
экологической
культуры,
которая
проявляется
в
эмоционально-положительном
отношении
к
природе,
окружающему
миру,
в
ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении
определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Экологический проект – это способ формирования собственного опыта ребёнка, и развития его как
личности и используется для решения определённых задач в процессе исследования. Участники
экологических проектов получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного,
созидательного отношения к окружающему миру.
Метод проектов – способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии
педагога и воспитанника.
Цель опыта в работе с детьми
Формирование экологической культуры, экологического
сознания,
проявляющемуся
в
эмоционально-
положительном отношении к природе, в ответственном
отношении к своему здоровью и состоянию окружающей
среды, в соблюдении определенных моральных норм как
начальный этап формирования личности человека.
Обогащение уровня экологических знаний родителей;
повышение экологическая культура родителей, создание
единого воспитательно - образовательного пространства
ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
Цель опыта в работе с родителями
Задачи опыта
образовательные: формировать знания об экосистемной организации
природы
Земли
в
границах
обитания
человека,
усвоение
азов
экологической
безопасности
и
первоначальных
сведений
о
рациональном
использовании
природных
ресурсов,
познавательные
умения детей при овладении исследовательскими методами познания
природы;
развивающие: развивать осознание ребёнком себя как части природы,
понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из
связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция»,
что нельзя уничтожать то, что не возможно создать;
воспитательные: воспитывать у детей чувства сопричастности ко всему
живому,
гуманное
отношение
к
окружающей
среде
и
стремление
проявлять
заботу
о
сохранении
природы
через
практическую
природоохранную
деятельность,
эмоционально
-
положительного
отношения
к
окружающему
миру,
умения
видеть
его
красоту
и
неповторимость.
Этапы накопления и систематизации опыта:
Для своего интеллектуального развития мною была изучена методическая
литература:
"Экологические проекты в детском саду. ФГОС ДО"Автор: Масленникова Ольга Михайловна,
Филиппенко Антонина Алексеевна Редактор: Попова Г. П.Издательство: Учитель, 2020 г.
Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях:
информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада,
разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. /
авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.
Николаева, С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 5. – С.
14-18.
Людмила Рыжова: Методика детского экспериментирования. ФГОСАвтор: Рыжова Людмила
Вячеславовна Редактор: Белканова Л. В. Издательство: Детство-Пресс, 2017 г.
Проанализированы другие программы по данному направлению:
С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»,
Н. Н. Кондратьева «Программа экологического образования детей «Мы»,
О. Н. Горбатенко «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных
учреждениях»
Внедрение: с младшей группы
Внедренческий этап: начиная с младшей группы
Технология реализации опыта
Диагностический инструментарий: диагностика уровня сформированности
познавательной и творческой активности детей в экологическом воспитании,
по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей
дошкольного возраста разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой,
Л.М. Маневцовой., который проводится 2 раза в год – в начале и конце года.
Содержание данной педагогической диагностики направлено на выявление
следующего:
в какой степени ребенок освоил экологические знания;
какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за
живыми объектами;
в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе
(природоохранного, эстетического, познавательного)
Вся диагностика проводилась индивидуально с каждым ребёнком. Для
получения дополнительной информации так же осуществлялось наблюдение
за
детьми
в
различных
видах
деятельности:
игровой,
трудовой,
образовательной. Изучались творческие работы детей - рисунки, поделки.
Анализ
каждого
выполненного
ребенком
диагностического
задания
проводился в соответствии с разработанными критериями и фиксировались в
протоколе обследования.
78 %
96%
61%
40%
22%
4%
4%
0%
0 %
0%
Результативность применения проектной деятельности по ознакомлению
дошкольников с миром природы в старшей и подготовительной группах
Высокий
Начало года
Высокий
Конец года
Средний
Начало года
Средний
Конец года
Низкий
Начало года
Низкий
Конец года
2017-2018 г.
Старшая группа
2018-2019 г.
Подготовительная группа
35%
60%
Технология реализации опыта
Инструментарий подобран с учётом возрастных особенностей детей
и разделён на разделы:
Живая природа
Неживая природа
Технология реализации опыта
Раздел 1: Живая природа
НОД: «Что такое природа?», « Лес – многоэтажный дом»«Без зверей нам жить
нельзя», «Водоем и его жители», «Птицы осенью» , «Пришла красавица зима»;
(оригами) «Голубь», «Воробей» , «Первые цветы на участке»; лепка «Приготовление
фруктового салата», рисование «Пейзаж с деревом в разное время года» и т.д.
Дидактические игры:
Предметные игры - это игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами:
«Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке».
Настольно-печатные
игры -
«Зоологическое
лото»,
«Ботаническое
лото»,
«
Узнай
птицу по силуэту»
Словесные игры - «Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, воздухе, на земле»
Игры-занятия («Чудесный мешочек», «Цветочный магазин» и др.
Подвижные игры «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик»,
«Волки и овцы» и др.
ИКТ: игры «Живое-неживое» «Кто чем питается?», , «Найди животное в зоопарке»,
«С какого дерева лист?», «Собери грибы», «Найди зимующих птиц» и др.
Беседы: о комнатных растениях, о способах размножения комнатных растений,
«Насекомые - польза и вред» , «Жалеть надо уметь», «Какие семена путешествуют
по воде и воздуху» и др.
Технология реализации опыта
Раздел 2: Неживая природа
НОД: «Где живет вода?», «Мир живой и неживой природы»; «Ветер-невидимка»,
«Космос и звезды»; рисование «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»,
«Облака в весеннем небе», «Как солнце весне помогало»; лепка «
«
Узнаем, какая
глина»
Дидактические игры:
Предметные игры - это игры с камушками, ракушками, перышками : «Рисунки
на камнях»,
«Находим
гладкие
и шершавые
камни»,
«Выкладываем
камни
от самого
светлого
оттенка к самому темному, пескография,
«Собери бусы из
ракушек»
Настольно-печатные игры – «Воздух, земля, вода», «Разрезные картинки»,«Найди
свой камешек», «Живое-неживое», «Полезные-ископаемые» и др.
Словесные игры -
«Найди , о чем расскажу», «В воде, в воздухе, на земле»,
«Назови отличия ?», «Что помогает расти растениям» и др.
Подвижные игры – « Солнышко и дождик
», «Угадай, что в руке?»
Творческие игры - строительные игры с природным материалом: песком, снегом
Беседы: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Кого можно увидеть на
небе» Беседа «Чистый воздух и вода – богатство страны» и т.д.
ИКТ: презентации «Что нас окружает: объекты неживой природы» видеоролик
«Природные явления»; интерактивные игры «Звуки природы», «Расположи планеты
правильно», «Найди лишний предмет» и др.
Технология реализации опыта
Раздел 1: Человек
НОД : "Путешествие по стране органов чувств", "Мир-прекрасен, когда он безопасен»,
«Строение
тела
человека»;
рисование
«Труд
людей
в
природе:
сажаем
деревья»,
«Правила
поведения
в
лесу»,
«Придумай
и
нарисуй
экологически
чистый
вид
транспорта»; пластилинография «Наш дом – природа», «Речушка» и .д.
Дидактические игры:
Настольно-печатные игры - «Что помогает растениям расти», «Хорошо – плохо» «Что
сделано человеком?»?,«Полезное– неполезное» и т.д.
Словесные
игры
–
«Объясните,
почему?»,
«На
одну
букву»,
«
Кто
больше
заметит
небылиц?» « Что кому нужно?», «Охотник» и др.
Творческие игры – создание альбомов, коллажей о заповедниках, о том, что делать
нельзя в природе,
изготовление лепбука «Времена года»
Подвижные игры – « Если я приду в лесок»
Беседы: -
«Труд лесника», «Для
чего
человек
ест», «Что
было
бы, если из
леса
исчезли…» , "Что ты сделал доброе для природы?», "ЧЕМ ЛЮДИ ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ
ДРУГА (беседа с элементами наблюдения «Мы все такие разные») , ГЛАЗА – ЗЕРКАЛО
ДУШИ (беседа с элементами самонаблюдения) КАК МЫ ЧУВСТВУЕМ ЗАПАХИ (беседа с
элементами самонаблюдения)
Театрализованные игры - « Человек природе друг – пусть узнают все вокруг !», «Кто
живет в лесу», игра-путешествие «Эколята спешат на помощь», «Эко - дефиле» и т.д.
ИКТ: презентация «Человек – часть природы», «Экология человека»; интерактивные игры
«Сортировка мусора», « Друзья птиц», «В гостях у Лесовичка»
Технология реализации опыта
Раздел 1: Опыты и эксперименты
НОД - «Почему дует ветер?», «Волшебные стеклышки», «Почему земля кормит»,
«Где живет вода»; «В поисках ключа: магнит и его свойства», «Юные следопыты»
Сюжетно-ролевая игра – «Секретная лаборатория», «Поможем маме на кухне»
Игра- опыт: « Царство снега и льда», « В гостях у Феи воздуха», «Волшебная
вода», «Ледяные бусы» , «Вулкан», «Выращивание кристаллов соли», «Радуга»,
«Космос в стакане»,
«Опыт со светом и с проращиванием картофеля» и т.д.
Беседы - «Как? Зачем? Почему?», «Как цветок пьёт воду», «Комнатные растения»
(сравнение),«Правила безопасности при проведении опытов», «Почему говорят
«как с гуся вода?», «Как образуется тень» и т.д.
Создание познавательного центра «Детская лаборатория почемучек» и
метестанции «Погодные волшебники» погоды
Театрализованные - «Праздник мыльных пузырей», «Чтобы не было беды, жить
нельзя нам без воды»
ИКТ : видеотека «Опыты с дошкольниками», интерактивные игры «Волшебная
коробка»
Результативность опыта
Дети:
- освоили новую систему ценностей по взаимоотношению с природой;
сформировалось сознание важности природоохранных мероприятий;
- повысилось ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;
- у детей проявилось развитие инициативы, активности, самостоятельности в
экологической деятельности.
Родители:
–родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по
вопросам экологического воспитания детей;
– принимают активное, живое участие в жизни группы;
– проявляют личную заинтересованность в реализации проектной
деятельности, высказывают рекомендации, идеи по обеспечению
эффективности экологического воспитания детей;
– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении
экологических знаний, экологическойкультуры;
– осознают особенности организации психолого - образовательного процесса и
его влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств
ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Повысить уровень экологической культуры и считать экологическое
воспитание детей дошкольного возраста приоритетным направлением и
важным звеном в системе непрерывного экологического просвещения.
2. Продолжить работу по экологизации воспитательно-образовательной
пространства в рамках дошкольного образовательного учреждения
3. Развивать и совершенствовать обеспечение преемственности между
всеми сферами социального становления личности ребенка (семья,
детский сад, школа, центры дополнительного образования);
4. Выявлять, обобщать и распространять лучший опыт педагогической
работы с детьми дошкольного возраста, используя средства массовой
информации, семинаров, «круглых столов» и другие массовые
экологические мероприятия.
Проект «Щедрая осень»
Выставка «Дары осени»
Проект «Исследователи зимних чудес»
Проект «Друзья природы»
Выставка «Мусорная фантазия»
Выставка плакатов-аниматоров «Давайте Землю уважать!»
Проект «Погодные волшебники»
( на базе метеостанции в ДОУ)
Работа с родителями
Применение ИКТ
В проектной деятельности