Автор: Наумова Тамара Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 10
Населённый пункт: город Нижние Серги Свердловской области
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: Театрализованные игры в музее народной игрушки как эффективное средство социально-коммуникативного развития дошкольника
Раздел: дошкольное образование
Театрализованные игры в музее народной игрушки
как эффективное средство социально-коммуникативного развития
дошкольника.
В последние годы стали активно возрождаться лучшие традиции, появились новые
подходы в решении проблем нравственно-патриотического воспитания подрастающего
поколения. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к
культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста, когда ребенок стоит на
пороге открытия окружающего мира. Механизмом сбережения и трансляции достижений
культуры является музей, привлекательность которого определяется тем, что он хранит и
предъявляет человеку материализованные результаты его творческого потенциала,
подчеркивая важность системы связей человека с миром в их богатстве, разнообразии и
противоречивости.
Исследования, посвящённые проблемам приобщения дошкольников к истории,
культуре, социальной жизни родного города (а через него - Отечества), связаны с
изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка
(Т.Н.Антонова, Т.Т.Зубова, Е.П. Арнаутова и др), осознанием ребенком самого себя, как
представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина и др.),
восприятием детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формирование знаний о трудовой
деятельности взрослых (М.В. Крулехт).
Знакомство с культурой своего региона является первым шагом для ребенка в
усвоении общечеловеческих ценностей. В то же время приобщение детей к народной
культуре является мощным средством формирования у них патриотических чувств и
развития духовности. Современные исследователи (О. И. Ковалева, Л. В. Кокуева и др.) в
патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитание
любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Педагог в этом процессе сам
выступает, как носитель культурных ценностей, являясь ключевой фигурой в передаче
этих ценностей от одного поколения к другому.
Создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, способствует развитию
личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал
(мини-музея русского быта, народной игрушки с наполнением предметами декоративно-
прикладного искусства, фольклора, музыки и др.)
В данном направлении были выбраны следующие приоритеты:
1.
Окружающие предметы, воспитывающие в детях чувство красоты должны
быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста уважительно относиться к
культуре родного края.
2.
Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки,
пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве, как нигде
сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности,
представления о добре, красоте, трудолюбии, храбрости. Знакомя детей с народным
фольклором, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
3.
Предоставление возможности и поддержка инициативы детей в организации
театрализованных игр в рамках и на материале мини-музея. Театральная деятельность в
музее народной игрушки позволяет зародить интерес к народной игрушке, народно-
прикладному искусству, промыслам, освоить искусство изготовления игрушки своими
руками, элементы росписи.
4.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать
народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие
наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями,
поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно
связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русскому народному
творчеству остается на сегодняшний день особенно актуальной. Дошкольники должны
знать историю своего народа, его обычаи, традиции, культуру, проникнуться чувством
уважения к народным умельцам, иметь разнообразные впечатления об окружающей
жизни, овладеть знаниями о предметах и явлениях.
Опыт работы показал, что знакомство с русской народной игрушкой более
эффективно проходит в условиях мини - музея группы. Собранная, совместно с
родителями экспозиция русской народной игрушки, своей самобытностью, яркостью,
неповторимостью вызывает у детей неподдельный интерес, желание самому «сотворить»
игрушку. Работа в мини - музее расширяет кругозор ребенка, способствует развитию
творческих способностей, позволяет детям быть активными участниками оформления
выставок.
Соединив в одно целое народную игрушку, театр кукол и музей мы можем
прикоснуться к миру народного творчества, к наследию, культуре своего народа.
Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и
выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьсв, А.Р. Лурия,
Д.Б. Эльконин и др.). Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным
средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного
подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет
коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства
партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре
осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями
героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного
настроя.
Велико
значение
театрализованной
игры
и
для
речевого
развития
(совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец,
театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Ребята из нашей группы вместе с родителями и самостоятельно изготавливали
тряпичных игровых кукол для спектакля. В нашем музее есть такие экспозиции:
тряпичные, обрядовые куклы, игрушки из соленого теста, матрешки, дымковские,
гжельские, филимоновские игрушки и уголок для творчества, где можно самому
изготовить или расписать игрушку. В музее мы проводим экскурсии для детей других
групп, рассказываем им о народных игрушках, об их происхождении и способе
изготовления. Применение технологий «Река времени», «Путешествие по карте»
помогают узнать о видах кукол, об истории их создания, применение технологии
«Творческая мастерская» дает возможность создания кукол и декораций для музея и
обыгрывания созданных кукол в театральных постановках. Экспонаты мини-музея не
пылятся на полках. Любую игрушку можно взять в руки, поиграть с ней. Во время
экскурсии дети создают с помощью народных игрушек сказки и истории и тут же
рассказывают их. Для детей младших групп мы показали настольный театр по сказке
«Репка», пальчиковый театр «Теремок», из расписанных матрешек, настольный театр по
сказке «Колобок» из соленого теста. Для детей старших групп разыграли спектакль
«Сказка про козлика - седую бороду», где использовали кукол, которых сделали вместе с
родителями.
Знакомство
с
музеем
позволяет
развить
у
дошкольников
способности
к
эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам,
потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир. Мини-музеи
обогащают воспитательно-образовательный процесс в ДОУ новыми формами работы,
расширяют кругозор дошкольников. В ходе создания мини-музеев у детей формируются
проектно-исследовательские
умения
и
навыки.
При
пополнении
мини-музеев
экспонатами,
у
детей
формируются
умения
самостоятельно
анализировать
и
систематизировать полученные знания, развивается творческое и логическое мышление,
формируется активная жизненная позиция. Происходит активное вовлечение родителей в
жизнь детского сада.
При создании драматического образа у ребенка возникает необходимость
самостоятельно комбинировать свои впечатления, создавать новые образы, использовать,
преобразовывать прошлый опыт.
Привлекая внимание родителей к этим играм, подчеркивая успехи ребенка, можно
способствовать
возрождению
семейной
традиции
устройства
домашнего
театра.
Репетиции, изготовление костюмов, декораций, билетов-приглашений для родственников
сплачивают членов семьи, наполняют жизнь содержательной деятельностью, радостными
ожиданиями. Это повышает уровень самоуважения ребенка, он чувствует свою
значимость в семье, эрудицию (С.А. Козлова, Т.А. Куликова).
Наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими
детьми, что развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности.
Роль педагогического руководства в воспитании основ общей культуры состоит в
том, чтобы воспитать у ребёнка потребности духовного свойства, в освоении и созидании
ценностей искусства, в расширении кругозора, потребности в творчестве. Культурные
потребности к художественной деятельности проявляются и как потребности в
театральном искусстве. Приобщение к искусству театра осуществляется через знакомство
с
самим
театром и через
высокохудожественные
произведения.
В дошкольном
учреждении
детей
необходимо
знакомить
с
устройством
театра,
театральными
профессиями. Дети с самого младшего возраста воспитываются как чуткий зритель,
который должен владеть навыками поведения в театре.
Обобщая сказанное, можно заключить, что культурный компонент воспитательной
работы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства – от
архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой
представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его
любви к Родине