Автор: Булах Валентина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 2 "ПЧЁЛКА"
Населённый пункт: ГОРОДА АСИНО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Наименование материала: статья
Тема: Ранняя профориентация детей дошкольного возраста через использование мини-проектов и сюжетно ролевых игр, квест-технологий
Раздел: дошкольное образование
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста через использование мини-
проектов и сюжетно ролевых игр, квест-технологий
Актуальность
У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том
числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в
навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы
познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный
выбор в дальнейшем. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство
формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми,
понятия о профессиональной деятельности взрослых. В ходе беседы с детьми
выяснилось, что они не достаточно ознакомлены с профессиями своих родителей. В этом
случае углубленное изучение профессий, через профессии родителей способствует
развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Ребенку необходимо
знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со
спецификой профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также
интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет, чтобы выявить реальные интересы и
потребности ребенка. Чем больше ребенок впитает информации и чем более
разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой
решающий выбор, который определит его жизнь.
Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Тематика проекта отражает
знакомство детей с некоторыми профессиями родителей.
Пояснительная записка.
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для
педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. В
зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера,
от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система
знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Профессиональные ориентационные мероприятия для детей дошкольного возраста
являются составляющими ранней профориентации, целью которой является
допрофессиональное самоопределение дошкольников. Ранняя профориентация
призвана:
1. дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
2. сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и
профессиональному миру;
3. предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности; с
тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребенок смог анализировать
профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии
более уверенно.
На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной
организации заключаются в создании и реализации комплекса психолого-педагогических
средств, методов воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных
особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных
интересов и склонностей, а также в создании соответствующей предметно-развивающей
среды. Кроме того, ранняя профориентация включает в себя информационные
консультации для родителей, которые направлены на приобщение родителей к
совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней
профориентации детей.
Цель проекта:Расширение и обобщение представлений детей о профессиях, орудиях
труда, трудовых действиях, создание условий для максимального обогащения знаний и
представлений детей о профессиях своих родителей; формирование первых навыков;
развитие любознательности и интереса к деятельности взрослых, к профессиям
родителей и месту их работы.
Задачи проекта:
• Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни
каждого человека.
• Дать возможность сориентироваться в профессиях родителей, выявить свои
стремления, желания и наклонности.
• Создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях,
совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании, через различные
формы работы и виды деятельности.
• Развивать коммуникативные способности. Обогащать словарный запас детей.
• Расширять кругозор и познавательный интерес детей.
• Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду, к
людям разных профессий.
Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным развитием человека,
и периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития: этап
формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. На этом этапе у
ребенка должна сформироваться определенная наглядная основа, на которой будет
базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также
положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям.
В процессе возрастного развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными
представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть
действия представителей различных профессий (водитель, врач и т. п., основываясь на
наблюдениях за действиями взрослых. Некоторые элементы профессиональной
деятельности ребенку ещ трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую
можно представить на основе наглядных образов, впечатлений, конкретных ситуаций из
жизни, историй.
Работа по профессиональной ориентации проводится по нескольким направлениям:
информирование – передача сведений, диагностика – оценка индивидуальных
особенностей.
Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются:
- профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);
- профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире
профессий).
Современные образовательные технологии:
1. Технология проектной деятельности
2. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр. Игра – это самая
свободная, естественная форма погружения в реальную или воображаемую
действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества,
активности, самостоятельности, самореализации. Игры «в профессии» позволяют детям
закрепить полученные знания на практике, формируют у детей образное мышление,
пространственное воображение, способствуют социализации и формируют
коммуникативные навыки у дошкольников.
3. Технология интегрированного обучения.
4. Информационно-коммуникационные технологии в основном представлены
мультимедийными презентациями и мультсериалом «Навигатум: Калейдоскоп
профессий», так как это наиболее привлекательная и удобная форма получения
информации для современных детей
Планируемый результат:
Для детей:
- наличие у детей определенных знаний и представлений о профессиях своих родителей
(место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих
родителей);
- обеспечение активности ребенка в процессе его социализации;
- понимание детьми значения слово «профессия», проявление признательности и
уважения к труду взрослых (родителей).
- сформированность знаний о некоторых профессиях родителей, их назначении,
особенностях;
- пополнение лексики воспитанников;
- умение имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-
ролевых игр.
Для родителей:
- успешное взаимодействие со своими детьми;
Для воспитателя:
- создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта;
- совместная работа с родителями по расширению знаний детей;
- повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и
активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.
После завершения проекта дошкольники смогут
Узнавать и называть профессии и место работы родителей.
Владеть обобщающим понятием «профессия».
Задуматься о том, кем они будут, когда вырастут.
Обогатить словарный запас и развить коммуникативные навыки.
Формы работы с детьми в рамках реализации проекта
- образовательная деятельность с детьми (с использованием ИКТ);
- беседа с детьми по профориентации;
- сюжетно-ролевые, дидактические и интерактивные игры профессиональной
направленности;
- чтение литературных произведений по теме проекта и выбору профессий (стихи,
загадки, рассказы);
- рассматривание иллюстрации, картин о профессиях – (повар, стоматолог, парикмахер,
полицейский и медицинская сестра);
- трудовая деятельность детей и взрослого (кружковая работа);
- художественно-творческая (продуктивная) деятельность;
- мастер-классы родителей с детьми «Наши мамы и папы могут рассказать много
интересного о своей работе»;
- экскурсии «Все работы хороши!», но знакомству детей с профессиями родителей;
- встречи с людьми разных профессий или приход в гости родителей с рассказами о
своих профессиях, а иногда и с результатами своего труда – самое яркое событие для
детей;
-наблюдения за трудом взрослых обеспечит небольшую отчетливость приобретаемых
детьми знаний профнаправленности.
Формы и методы работы с дошкольниками:
- наблюдения во время целевых прогулок;
- рассказы воспитателей и родителей;
- непосредственно образовательная деятельность;
- игры, праздники и развлечения.
Алгоритм ознакомления с профессией
1. Название профессии
2. Место работы
3. Материал для труда
4. Форменная одежда
5. Орудия труда
6. Трудовые действия
7. Личностные качества
8. Результат труда
9. Польза труда для общества.
Ожидаемые результаты работы с детьми по вопросу ранней (детской) профориентации
1. Знание детьми информации о таких профессиях, как повар, врач, шофер, строитель,
младший воспитатель.
2. Понимание детьми значимости этих профессий;
3. Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний;
4. Проявление признательности и уважения к труду взрослых;
5. Создание лэпбука «Профессии»;
6. Организация фотовыставки «Профессия моих родителей».
Участники проекта:дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Вид проекта:творческий, познавательный, информационный.
Продолжительность:проект рассчитан на один год.
1 этап. Подготовительный
Пополнить уголок «семья» следующими атрибутами: фартуки, посуда, овощи, фрукты,
продукты.
Пополнить игру «Больница» атрибутами: шприцы, градусники, фонендоскоп, медицинские
халаты.
Внести дидактические игры: «Профессии», «У кого что?», «Что в мешочке лежит?».
Пополнить библиотечку книгами Б. Заходер «Все работы хороши»; В. Маяковский «Кем
быть?»; К. Чуковский «Федорино горе», К. Чуковский «Айболит».
Оформить папку со стихами «Профессии».
Внести в группу картины «Врач», «Повар», «Продавец», «Шофер», «Младший
воспитатель».
Добавить в уголок мальчиков транспорт: грузовые машины, легковые машины, трактор,
руль, фуражку.
Подборка иллюстраций, стихотворений, загадок о профессиях.
2 этап. Реализация проекта
Работа по проекту предполагает разделение деятельности на три этапа:
этап (организационный):проведение мониторинга, разработка и утверждение
тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного
материала.
II этап (практический):реализация тематического плана, организацию совместной и
самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные
практические ситуации, привлечение родителей по изготовлению презентаций
«Профессии моих родителей».
III этап (итоговый): проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта
(итоговое занятие).
Результат реализации проекта
У ребят сформируется первоначальное представление о профессиях, таких как: повар,
продавец, врач, водитель, младший воспитатель.