Автор: Швец Дарья Александровна
Должность: Преподаватель отдельной дисциплины (физическая культура)
Учебное заведение: Кронштадтский морской кадетский корпус
Населённый пункт: Г. Кронштадт, г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие мотивации к спорту как необходимое качество лидера спортивной команды (на примере спортсменов-самбистов)
Раздел: дополнительное образование
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К СПОРТУ КАК НЕОБХОДИМОЕ
КАЧЕСТВО ДЛЯ ЛИДЕРА СПОРТИВНОЙ КОМАНДЫ
(НА ПРИМЕРЕ СПОРТСМЕНОВ САМБИСТОВ)
Д.А. Швец
Преподаватели отдельной дисциплины
(физическая культура)
Аннотация:
В
статье
рассмотрена
тема
ведущих
мотиваций
спортсменов, занимающихся рукопашным боем, а так же значимость
возможности развития определенных лидерских черт в спортивной команде
через влияние на их мотивационную структуру. Представлены данные
исследований
проведенных
среди
юных
спортсменов
занимающихся
рукопашным
боем
на
базе
общеобразовательных
военных
учебных
заведений.
Ключевые слова:
мотив, мотивация, лидерство, тренер, потребности,
спорт, рукопашный бой.
D.A. Shvetc
Teachers of a separate discipline
(physical education)
Abstract: The article deals with the topic of leading motivations of athletes
engaged in hand-to-hand combat, as well as the importance of the possibility of
developing certain leadership traits in a sports team through the influence on their
motivational structure. The data of research conducted among young athletes
engaged in hand-to-hand combat on the basis of general military educational
institutions are presented.
Keywords: motive, motivation, leadership, coach, needs, sport, hand-to-hand
combat.
Воспитание
мотивации
к
занятиям
физической
культурой
у
обучающихся осуществляется не всегда в рамках четко обозначенных целей
занятия. Развитие физических качеств и двигательных навыков сопряжено с
формированием потребности обучающихся в решении определенных задач
физической культурой, достижение которых осуществляется определёнными
средствами и методами.
Справедливо для любого вида деятельности будет изречение, которое
подчёркивает значение мотивации: «Трудно рассчитывать на какие-либо
значительные успехи в любом виде деятельности без изменения отношения
человека
к
труду,
не
заменив
безличное
«надо»
личным
«хочу»»
Формирование мотивации к занятиям рукопашным боем у спортсменов
осуществляется, не всегда в рамках четко обозначенных целей. Развитие
физических качеств и двигательных навыков сопряжено с формированием
потребности человека в решении разных педагогических целей, достижение
которых осуществляется определёнными средствами и направленностью.
Рукопашный
бой
является
необычной
деятельностью
человека,
связанный с высоким физическим напряжением и требующий сохранения у
занимающихся прочной положительной мотивации к ежедневным нагрузкам,
формирования активной внутренней установки на самосовершенствование,
самовоспитание и саморазвитие. Такая необычная деятельность в результате
приводит
к
формированию
у
спортсмена
профессионально
важных
психических качеств и личностных особенностей, значимых как для
конкретного вида спорта, так и полезных в повседневной жизни.
При этом экстремальные и напряженные условия, характерные для этого
вида спорта, заставляют повышать уровень требований к лидеру команды
спортсменов постоянно занимающихся рукопашным боем. Научно доказано,
что в определенной степени лидерские черты можно сформировать и развить
в ходе учебной и тренировочной деятельности. Одним из способов является
развитие коммуникативного потенциала и эмоционального интеллекта
спортсмена,
научение
его
быть
более
внимательным
к
процессам,
происходящим
внутри
спортивного
коллектива,
привитие
навыков
организаторской и командной работы. Однако невозможно быть успешным
лидером в деятельности, к которой человек не проявляет интереса. Мало
спортсменов последуют за человеком, который не стремится к успеху, не
отдает всего себя выбранному виду спорта и не мотивирован на дальнейшее
совершенствование себя как спортсмена. Поэтому другим аспектом развития
потенциала
спортсмена
как
лидера
является
воздействие
на
его
мотивационную сферу, что позволяет ему в трудной ситуации использовать
все свои резервы, вести команду за собой, мотивировать ее на собственном
примере и делать порой невозможное в критических ситуациях.[1]
При
всем
многообразии
исследовательских
работ,
посвященных
мотивации,
многие
из
них
чрезмерно
сужают
конкретные
вопросы
мотивации и освещают частные моменты, характеризующие процесс
мотивации поведения человека.
Говоря о ведущей мотивации лидера, необходимо подчеркнуть, что она,
как и характер, формируется в течение всей жизни человека, начиная с
раннего детства. Природу мотивации достижения успеха (потребность во
всем быть первым, неудовлетворенность проигрышем, потребность в
признании личных достижений, склонность к активным двигательным
действиям, положению лидера в общении со сверстниками и др.) в детском
возрасте в основном определяют особенности психики ребенка.
Мотивация
для
лидера
спортивной
команды
является
основополагающим качеством, помогающим в его собственном развитии как
спортсмена, а также направлять команду в нужном направлении для
достижения наивысшего результата. Лидер в спортивной команде должен
являться примером для всего состава команды, быть на «голову выше»,
показывать только высокие спортивные достижения.[6]
Понятие
«мотив»
(от
лат.
moveo
–
двигать,
толкать)
означает
«побуждение
к
деятельности,
побудительную
причину
действий
и
поступков».
Именно
он
лежит
в
основе
деятельности,
ведущей
к
удовлетворению тех или иных потребностей субъекта. Обращаясь к
потребностям
в
самоутверждении,
самовыражении
и
исполнении
общественного
долга,
можно
повысить
эффективность
отдельных
тренировочных занятий, конкретных заданий, реализуемых в них, настроить
спортсмена на победу над более сильным соперником, переломить ход
соревновательного поединка и т. д. Причем тренер должен в каждом
конкретном случае знать, что наиболее актуально для данного спортсмена.
Исходя из вышесказанного, необходимо четко понимать какие существуют
ведущие мотивы в спортивной деятельности. [3]
Наиболее часто в научной литературе можно встретить следующие
мотивации: мотив эмоционального удовольствия (радость от занятия
спортом, физических упражнений, ощущения напряжения в мышцах),
мотивы социального и физического самоутверждения (желание достигнуть в
выбранном виде спорта выдающихся успехов, когда для спортсмена важно
уважение со стороны окружающих, престиж или собственное физическое
развитие),
социально-эмоциональный
мотив
(высокое
значение
эмоциональности и общению в ходе соревнований), социально-моральный
мотив (стремление к успеху команды), спортивно-познавательный мотив
(научный подход к тренировочному процессу, основа на знаниях о
специфике тренировок), рационально-волевой (рекреационный) мотив (спорт
как отдых и способ расслабиться) и мотив подготовки к профессиональной
деятельности (спорт с точки зрения профессии).[2]
Таким образом, можно сделать вывод, что лидеров команд рукопашного
боя необходимо мотивировать для наилучшего результата всех членов
команды, так как именно лидер является примером для всех своих
товарищей.
Библиографический список
1.
Агеевец, В.И. Физическая культура в жизни социалистического
общества: учебное пособие / В.И Агеевец.– Санкт-Петербург: Знание, 1975.
–
39 с.
2.
Зыков,
А.А.
Психолого-педагогическое
обоснование
использования специальных комплексов спортивно-игровых упражнений в
процессе физической подготовки курсантов летных училищ / А.А. Зыков,
В.Л. Пашута, Д.А. Кадяшкин, А.С.
Никольская. // Ученые записки
университета имени П.Ф. Лесгафта: Научно-теоретический журнал. - №
3(157). – СПб.: НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2018. – С.130-136.
3.
Крупорушников, А.Ю. Формирование мотивации обучающихся к
занятиям физической культурой: Автореферат. Дисс. канд. пед. наук:
13.00.04 / Крупорушников Андрей Юрьевич. – Санкт-Петербург: Военный
институт физической
культуры, 1996. – 165 с.
4.
Марищук, В.Л. Социально-психологические основы общения и
межличностных взаимоотношений в воинской деятельности и в спорте / В.Л.
Марищук, Л.В. Марищук – Санкт-Петербург: ВИФК, 1998.
–
126 с.
5.
Миронов,
В.В.
Организация
массовых
спортивно-
художественных представлений на стадионе: учебное пособие / В.В.
Миронов – Санкт-Петербург: ВИФК. 1987. –
80 с.
6.
Пашута,
В.Л.
Психолого-педагогическое
сопровождение
подготовки военнослужащих военно-физкультурного вуза на современном
этапе реформирования высшей военной школы: монография / В.Л. Пашута,
Курьянович Е.Н. – СПБ.: Изд-во Олимп-СПб», 2013
.
–
204 с.