Автор: Егорова Татьяна Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида№3 г.Данков Липецкой области.
Населённый пункт: Г.Данков Липецкой области
Наименование материала: Доклад
Тема: «КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИГРЫ ТРИЗ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ?»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида №3 города Данкова Липецкой области
«КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИГРЫ ТРИЗ ДЛЯ
РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ?»
Разработчик
Егорова Т.Н.,
воспитатель первой квалификационной категории
Одна из главных задач современной дошкольной педагогики – научить детей мыслить
нестандартно, творчески, идейно. В отличие от традиционной образовательной схемы
«знания – умения – навыки» сегодня актуальны педагогические системы и технологии,
направленные на раскрытие и формирование у дошкольников индивидуальных,
врожденных, творческих способностей, новаторского, креативного мышления,
отступление от шаблонных решений и поиск собственных уникальных идей.
Вырастить ребенка, умеющего мыслить логично и гибко, находить неординарные
решения, анализировать проблему всесторонне, подготовленного к трудностям, хотели бы
все родители. Ведь это значит, что маленький человек будет приспособлен жить в
меняющихся условиях. Помочь в этом может система ТРИЗ, адаптированная для
дошкольников. Что это за методика, в чем ее суть?
ЧТО ТАКОЕ ТРИЗ?
Теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ, была разработана в конце прошлого
века Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Но он был не педагогом, а изобретателем и
разрабатывал методику для эффективного решения технических проблем. Многие годы
эта технология успешно применялась для работы со школьниками на станциях юных
техников. Она позволяла развивать у юных изобретателей творческие качества мышления:
гибкость, системность, диапазон, оригинальность, творческое воображение, смекалку. Все
это давало им возможность изобретать осознанно, целенаправленно, логически, используя
весь предшествующий опыт, собранный в виде единого алгоритма. На базе технологии
ТРИЗ были разработаны и с успехом используются в детских садах педагогические
методики для развития у дошкольников мышления: творческого, диалектного,
абстрактного. Основная идея этого метода в том, что законы развития технических систем
можно познавать и использовать для решения изобретательских задач сознательно и
логически, избегая множества проб и ошибок. Цель работы по этой системе –
стимулировать познавательную, творческую и речевую активность, научить маленького
человека мыслить системно, понимая суть происходящих процессов, их единство и
противоречия, самостоятельно видеть вопрос и уметь находить решение.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕТОДИКИ ТРИЗ/
Внедрение системы ТРИЗ в дошкольные учреждения основано на соблюдении
нескольких важных принципов: Принцип свободы выбора. Он должен соблюдаться в
любом действии – обучающем или управляющем. Принцип деятельности. Любое
творческое задание должно основываться на практической деятельности. Принцип
открытости. Ребенку нужно предлагать задачи, не имеющие единственно верного
решения, подразумевающие вариативность. Принцип идеальности. Творческие задания по
этой методике не требуют специального сложного оборудования, могут быть
использованы на любых занятиях, максимально задействуя интересы, возможности и
знания дошкольников. Принцип обратной связи. У педагога есть возможность
постоянного контроля за освоением малышами мыслительных операций, поскольку
задания выстраиваются последовательно, в новых используются элементы
предшествующих. Основополагающим же является принцип природосообразности в
обучении. То есть необходимо отталкиваться от природы ребенка: его возраста,
способностей, закономерности его развития в окружающей реальности. Здесь не обойтись
без индивидуального подхода к ребенку. А отказ от уравнивания всех малышей «под одну
гребенку» как раз и позволяет каждому дошкольнику максимально раскрыть свои
склонности и развить нужные способности.
Суть ТРИЗ для дошкольников заключается в том, что ребенок, искатель от
природы, нацеливается воспитателем на поиск альтернативных и эффективных
решений любой проблемной ситуации, что, в свою очередь, развивает эвристические
навыки поиска, гибкость ума и творческие способности. Как правило, это
происходит в ходе коллективных игр, занятий, конструирования, моделирования, но
может применяться и в режимных моментах деятельности группы детского сада.
Возраст, с которого применяют ТРИЗ
Стоит отметить, что Г.С. Альтшуллер разрабатывал свою теорию для взрослых и
для детей с 12 – летнего возраста. Считалось, что к этому периоду дозревает
головной мозг и именно с этого возраста дети способны мыслить абстрактно.
Во многих странах мира издаются учебники по ТРИЗ – педагогике для детей с 5 лет.
Современные педагоги, изучающие ТРИЗ, считают, что детей надо приучать к
творческому изобретательству еще в возрасте до одного годика, когда они научатся
сидеть, владеть своими пальчиками, могут лепить из соленого теста и рисовать
натуральными пальчиковыми красками. Некоторые из них отмечают, что с 2,5 лет
малыши способны решать простые задачи, если они преподнесены в увлекательной
игровой форме.
Строгих ограничений применения ТРИЗ – технологии по возрастным критериям не
существует. Как только ребенок научился выражать свои мысли и намерения, он
может выдать результат применения методики, понятный педагогу.
Программа обучения дошкольников состоит из нескольких последовательных
этапов: Поиск сути. Малыши учатся использовать предметы многофункционально.
Выявление противоречий в предмете или явлении (в нем всегда что-то хорошо, а
что-то плохо). Разрешение противоречий (к примеру, как перенести воду решетом?).
Изобретательство. Дети учатся искать и находить собственный вариант решения
проблемы. Они фантазируют, соображают, придумывают новые объекты. Решение
сказочных задач, сочинение новых сказок. Здесь возможны самые разные виды
творческой деятельности: игры, рисование, конструирование, лепка. Поиск выхода.
С помощью полученных знаний, интуиции, применяя оригинальные способы
решения, дошкольник учится искать и находить выход из сложной ситуации, он
старается рассчитывать свои силы и способности для решения поставленной задачи.
ЧТО ДАЕТ МЕТОДИКА ДОШКОЛЬНИКУ? Прежде всего, она стимулирует
разностороннее мышление, подстегивает познавательную активность, способствует
успешной социализации в детском коллективе, развитию речевых навыков. Кроме этого,
ТРИЗ для дошкольников полезен тем, что: снимает страх перед неизвестным; снимает
психологические барьеры; учит мыслить широко, системно, нестандартно; развивает
нравственно (учит радоваться чужим успехам, помогать другим в затруднительной
ситуации, ценить чужое мнение); учит находить свои решения, а не повторять за
педагогом; создает для каждого малыша ситуацию успеха; позволяет ребенку вырасти
«генератором идей», стать успешным в жизни.
Основные игры ТРИЗ в работе с дошкольниками принято классифицировать как
Игры для детей 3 – 4 лет,
Игры для детей 5 — 6 лет,
Игры для детей 6 – 7 лет.
В любом случае использование ТРИЗ – технологии в детском саду от младшей до
подготовительной групп даст положительный результат, побуждая детей к активной
мыслительной деятельности, даря радость творческих открытий, реализуя детское «Я
сам!».
ТРИЗ — игры в работе с дошкольниками
Игра «Как спасти колобка?» (Метод мозгового штурма, с 3 лет)
— Каким должен быть колобок, чтобы его не съели животные?
— Какие предметы можно подарить колобку, чтобы его не съели в лесу?
— Как обхитрить лисичку?
— Может ли колобок танцевать и отвлечь зверей?
— Кто может жить в лесу из героев других сказок и спасти колобка?
Игра «Необычные предметы» (Метод фокальных объектов, с 4 лет)
Детям предлагается выбрать окружающие объекты, примерить к ним свойства
«Твердый – жидкий – воздушный» и обсудить как это возможно и что получилось.
Возьмем то, что видим – стол, куклу, мячик и так далее.
Стол может быть жидкий? На него воду пролили? Он состоит из аквариума?
Кукла может быть воздушная? Резиновая? Из воздушных шариков?
Мячик может быть может быть жидкий? Игрушка – антистресс? Гелевый?
Желейный?
Кисель может быть может быть твердый? Замерз? Из твердых орехов?
Цветок может быть может быть воздушный? Это облака? Из пыльцы? А может
быть он из сладкой воздушной кукурузы?
Игра «Старые новые сказки» (Метод каталога, с 4 лет)
Детям предлагается выбрать из библиотеки ДОУ несколько книг с любимыми
сказками и переселить героев из одной сказки в другую либо поменять их местами.
Дошкольники могут предложить развитие сюжетной линии, действия сказочных
персонажей. Воспитатель помогает оформить детские предложения в единую новую
сказку, быстро и эмоционально реагируя на детские идеи. Игра отлично
стимулирует творческое воображение.
Игра «Задача для фиксиков» (ММЧ, с 5 — 6 лет)
Детям предлагается одна из исходных ситуаций:
— В доме отключили отопление и замерзает вода в аквариуме, надо срочно спасти
рыбок, как аккуратно согреть воду?
— На косметической фабрике разлили бочку с пахучими веществами, как
остановить запахи?
— В банку с вареньем уронили эскимо в обертке, можно ли спасти продукты?
— Сосульки на крыше надо раскрасить в разные цвета, как лучше это сделать?
— Надо сфотографировать мыльный пузырь на морозе, что для этого потребуется?
С помощью теоретических маленьких человечков дети попытаются перевести
состояние предметов из одного в другое или использовать их свойства, а на помощь
к МЧ могут прийти еще и мультяшные фиксики с их инструментами –
помогаторами и бытовыми приборами.
Подвижная игра «Свойства предметов» (ММЧ, с 3-4 лет)
В ходе игры дети научатся легко понимать физические состояния знакомых
предметов и вещей. Воспитатель внушает дошкольникам, что они – маленькие
человечки в составе главного предмета, в твердом состоянии этого предмета они
стоят плотно друг к другу и при этом держатся за руки или друг за друга, в жидком
состоянии просто стоят, немного покачиваясь из стороны в сторону, а в
газообразном (воздушном) состоянии бегают по комнате. После этого воспитатель
называет предмет, а дети должны определить какой он – твердый, жидкий или
газообразный, и соответственно стоять рядышком, покачиваться или бегать по
комнате.
Примеры для определения свойств: шкаф, вода, запах, чай, тарелка, велосипед, дым,
молоко, сосулька, карандаш, пар, конфета и другие.
Тот, кто ошибается, выбывает из игры или садится придумывать новые слова –
задания и сменяет воспитателя.
ТРИЗ – загадки для детей
Дошкольники обожают засыпать вопросами, загадывать и разгадывать загадки,
раскрывать тайны и секреты. Очень много шаблонных головоломок они просто
запоминают, порой не вникая в суть вещей, а выучив ответы. Гораздо полезнее
научить детей самим сочинять новые загадки при помощи методов ТРИЗ. Для этого
современные педагоги разработали несколько простых шаблонов.
Шаблон №1. Выделение свойств.
Выбирать объект – выделить главные свойства – подобрать к каждому свойству
похожий объект – сформулировать загадку.
Пример: Сочиняем загадку про радугу.
Она цветная, высокая, красивая.
Цветная — бумага.
Высокая — гора.
Красивая — картинка.
Получаем: Цветная, но не бумага, высокая, но не гора, красивая, но не картинка.
Ответ – радуга.
Шаблон № 2. Обозначение действий.
Выбрать объект – обозначить его действия, эффекты – подобрать предметы с
аналогичными движениями – сформулировать загадку.
Пример: Возьмем самолет.
Он летает, гудит, перевозит пассажиров, оставляет след.
Ищем аналогичные действия и эффекты:
Летает – птица.
Гудит – паровоз.
Перевозит пассажиров – автобус.
Оставляет след – сапог.
Получаем: Летает, но не птица, гудит, но не паровоз, перевозит пассажиров, но не
автобус, оставляет след, но не сапог. Ответ – самолет.
Шаблон № 3. Сходства и различия.
Выбрать объект – придумать похожие на него предметы либо подобрать
ассоциативные образы – выделить свойства, сходства и различия – объединить
описание, акцентируя различия.
Пример: Белочка.
Подбираем похожие, ассоциативные предметы или понятия:
Лисичка, шишки, запасы.
Выделяем признаки, дополняем образы:
Рыжая шубка, собирает шишки как медведь, делает запасы как маленькие грызуны,
которые живут в норках.
Получаем: В рыжей шубке, но не лисичка, собирает шишки, но не косолапый зверь,
делает запасы как маленькие грызуны, но прячет не в норку. Ответ – белочка.
На основании вышеперечисленных шаблонов с детьми можно придумать очень
простые загадки, новые и хорошо понятные детской логике.
Теория решения изобретательских задач имеет не только сторонников, но и
критиков. Существуют мнения, что ТРИЗ нужна только будущим математикам и
технарям, что гениальность может быть только врожденной и развивать ее
бесполезно, что все возможное уже изобретено и не стоит пичкать детей задачами.
Однако, тесты креативности, проводимые на обучаемых по ТРИЗ – методам
дошкольниках, показывают небывало высокий уровень гениальности и рост
творческого потенциала. Выбор остается за педагогами.