Напоминание

"О чем пишут птицы зимой на снегу"


Автор: Зиляева Светлана Маратовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: НРМ БДУ Д/С "Жемчужинка"
Населённый пункт: пгт Пойковский
Наименование материала: Конспект НОД по экологии
Тема: "О чем пишут птицы зимой на снегу"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нефтеюганское районное муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Жемчужинка»

Конспект непосредственной образовательной

деятельности:

«О чем пишут птицы

зимой на снегу?»

Выполнила:

воспитатель старшей группы

Зиляева Светлана Маратовна

Пгт Пойковский 2021

Пояснительная записка

Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует

необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у

детей экологического сознания, культуры природопользования. Не у всех

детей проявляется доброжелательное отношение к живым существам,

объектам природы, не у всех достаточен запас представлений об

окружающей нас природе, а также настораживает факт потребительского

отношения к ней.

В современных условиях проблема экологического воспитания

дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период

дошкольного детства происходит становление человеческой личности,

формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно

разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней,

научить беречь окружающий мир.

Для того чтобы научить детей дошкольного возраста правильно относиться к

миру природы, необходимо, чтобы ребенок имел определенные знания о

живой и неживой природе.

Тема моего занятия «О чем пишут птицы зимой на снегу? » выбрана мной

не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям

пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится

значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный

корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут

пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны

научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих

птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с

миром природы.

«О чем пишут птицы

зимой на снегу? »

Цель: изготовить вместе с детьми экологически безопасную кормушку для

птиц.

Задачи:

Образовательные:

- уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах; о видах корма для

птиц;

- формировать умения и навыки наблюдения за птицами, не мешая им.

- активизировать словарь детей по теме.

Развивающие:

- развивать познавательную активность, интерес к миру птиц, активизировать

внимание, память, мышление;

- развивать умение делать выводы, устанавливать связи и взаимодействия

человека с природой;

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательное, бережное, заботливое отношение к птицам;

желание помогать им в трудное для них время.

Оборудование:

Компьютерная презентация к занятию «Зимующие птицы», корзинка с

загадками); измельченные семечки: перловка, пшено, тыквенные семечки,

ячневая крупа, семечки тыквы и арбуза, овсяные хлопья, отруби, пшено, овес

и т.д. Для сиропа: 2 стакана воды, пачка желатина, большая прозрачная

стеклянная посуда с ложкой, мука; Для детей: ложки, коктейльные трубочки,

нитка-бечевка, формочки для изготовления «кормушки» на каждого ребенка.

Предварительная работа: рассматривание альбома "Зимующие птицы",

наблюдения в природе во время прогулок, организация "птичьей столовой"

на участке детского сада, чтение художественной литературы о зиме, о

птицах, отгадывание загадок о временах года, о птицах.

Ход занятия

Организационный момент.

- Ребята, послушайте стихотворение, которое называется «Письма»

А.Тараскина.

На снегу, как на страничке,

Пишут голуби, синички,

Пишет стая снегирей,

Пишет серый воробей

Письма Пете и Андрюшке,

Чтобы сделали кормушки.

- Ребята, как вы думаете, кто же написал письмо? (Письмо «написали»

птицы.)

- А чем они писали? На чём? (На белом снегу своими лапками птицы

оставили следы.)

- Это и есть письмо, которое можно прочитать. О чём просят птицы?

(Чтобы, мы, ребята птицам сделали кормушки.)

Основная часть.

- Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (Время года зима).

- Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать? (Зимующие)

- Сегодня мы с вами поговорим о зимующих птицах, которые остаются с

нами зимовать в нашем северном краю.

(Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают и экране появляется

картинки птиц):

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червячков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. (Воробей)

Покрупнее воробья,

Вам встречаюсь часто я.

Я со стаею летаю,

Всюду крошки подбираю,

Семечки люблю клевать

И с подружкой ворковать.

За свой нрав миролюбивый

Называюсь птицей мира. (Голубь)

Корку хлебную таскает,

Птиц других не подпускает.

Крепко держит оборону,

Громко каркая? (Ворона)

Длинный хвост и с белым боком,

А летает не высоко.

Хочет всё стащить с наскока!

Это хитрая … (Сорока)

Я зимой люблю кормушки,

Как на ёлочках игрушки,

Если поклевать хочу,

От одной к другой лечу.

Желтогрудая я птичка,

И зовут меня… (Синичка)

Любо-дорого взглянуть,

Птичка — красненькая грудь!

Дом родной ее Сибирь,

Как зовут ее? (Снегирь)

Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти… (Свиристели)

Кто зимой средь хвойных веток

В феврале выводит деток?

Необычный клюв – крестом,

Птичку ту зовут … (Клестом)

Все деревья я лечу

По деревьям я стучу.

Их спасаю от врагов

Вредных, маленьких жуков… (Дятел)

- Молодцы, ребята, отгадали все загадки! Эти зимующие птицы не улетают

от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Давайте вспомним

названия наших птиц.

(Показываю картинку, дети называют птицу).

- А сейчас предлагаю вам поиграть в игру

«Какой птички не стало?»

Дидактическая игра «Какой птички не стало?»

(На доске оставляю 5-6 картинок с изображением зимующих птиц. Дети

закрывают глаза, а незаметно убираю одну картинку и спрашиваю у детей,

когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?») (5-6 раз).

- Птицы, как и все, тоже подготовились к зиме, у них вырастает подпушек

под пёрышками, поэтому холод им не страшен, но они могут погибнуть от

голода. Зима – очень трудное время года для птиц, корма мало для птиц,

особенно, если она морозная и снежная. В зимнее время нашим пернатым

друзьям часто бывает трудно добывать себе корм. По этому, многие птицы

приближаются к жилищам людей. Если им не помочь, они могут погибнуть.

Птицы (особенно молодые) не успевают за короткий зимний день найти

достаточно корма и гибнут от голода. Чтобы помочь зимующим у нас

птицам, необходимо регулярно подкармливать их в течение всей зимы и

ранней весны, устраивать птичьи кормушки. Как мы можем им помочь?

(Сделать кормушку и подкармливать птиц).

Практическая часть.

- Сейчас я вам предлагаю сделать эко – кормушки для наших птиц. Они так

называются, потому что, когда птички съедят весь корм, на ветках останутся

только ниточки, их нужно будет убрать.

- Берем нашу большую посуду, высыпаем всю крупу, которая у нас есть

измельченные крупы и семена (перловка, пшено, тыквенные семечки,

ячневая крупа) и добавляем 3 ложки муки, все хорошо перемешиваем,

добавляем сироп (1/2 стакана воды и 2 ложки сахара). И еще раз

перемешиваем. Смесь готова, раскладываем ее по формам. В наполненные

формы вставляем часть от трубочки, чтобы было отверстие для веревки, и до

завтра оставляем сохнуть, можно подсушить в духовом шкафу. У нас с вами

нет в группе духового шкафа, поэтому мы с вами будем сушить около

батареи. Завтра, когда пойдем на прогулку, мы развесим наши кормушки на

дереве.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна — и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Яшин Александр

Заключительная часть.

-Ребята, что нового и интересного вы сегодня узнали? Как мы можем

заботиться о птицах? Вам понравилось делать такую необычную кормушку

для птиц?

Ф о т о о т ч е т:

Использованная литература:

1. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.

3. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего

школьного возраста. М., 2004.



В раздел образования