Напоминание

Азбука общения


Автор: Клюс Любовь Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОГКУСО
Населённый пункт: Иркутская область, г.Братск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Азбука общения
Раздел: дополнительное образование





Назад




Открытое

воспитательное занятие

«Азбука общения»

Подготовила: Клюс Л.П.

Цель: Формирование у детей нравственного представления о вежливости.

Развивать навыки обобщения, правильного применения волшебных слов, добрых дел

на практике.

Предварительная подготовка: чтение рассказов В.Осеевой; пословицы, д/упр «Уважая

себя, уважай других», «Волшебные очки», «Комплименты».

Оборудование: карточки «вежливых и невежливых слов», зонт, шляпа, лепестки с

«вежливыми и невежливыми словами», мяч, шаблоны «ладошки»

Ход занятия

- Ребята, сегодня мы будем говорить о чём-то очень важном. Мы поговорим об общении.

Мы с вами ежедневно общаемся с другими людьми: близкими, учителями,

одноклассниками, незнакомыми. Всегда это общение приносит удовольствие, радость,

утешение? Конечно, нет. Приятно общаться с какими людьми? (вежливыми).

- Всем – и детям, и взрослым людям хочется, чтобы все их друзья и соседи, и даже все

незнакомые прохожие всегда относились бы к ним внимательно, общались уважительно. А

секрет в том, что только к вежливому, воспитанному человеку окружающие люди относятся

по -доброму.

Мы отправляемся в страну, она необычная, её нет на карте. Сегодня мы будем

путешествовать в страну «Вежливости», потому что без вежливости не может быть доброго

общения. Во время путешествия поговорим о вежливости и правилах общения.

- Как вы понимаете, что такое вежливость? (ответы детей).

Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», то есть «знаток». Быть

вежливым - означает знать, как себя вести.

- Отправляемся в путешествие. И первая наша станция

1.«Добрых улыбок и добрых слов ».

-Давайте улыбнемся друг другу. Добрые люди всегда улыбается друг другу. Ребята, хочу

напомнить вам, чтобы вы не забывали про улыбку. Улыбка ничего не стоит, но много даёт.

Улыбка длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Улыбайтесь друг другу

чаще!

Для того, чтобы стать вежливыми , вы должны как можно чаще пользоваться «добрыми»

словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее на сердце у других людей.

-Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Замени добрыми словами». Перед вами лежат

карточки с недобрыми словами, а вы подберите к каждому слову доброе.

Игра «Замени добрыми словами»

Злой – добрый

Невежливый – вежливый

Грубый – ласковый

Отнять – отдать, подарить

Поругать – похвалить

Ленивый – трудолюбивый

Жадный – щедрый

Обидеть – защитить

Огорчить – обрадовать

Грустный – весёлый

Равнодушный – заботливый

Неряшливый – аккуратный

Сломать – починить

Порвать – заклеить

Крикливый – молчаливый

Трусливый – храбрый

-Молодцы, быстро справились с заданием!

-Следующая Станция 2 «Волшебных слов»

Ребята, а вы знаете, что добрые и вежливые слова называют ещё «волшебными»? Почему их

так называют? (Исполняют наши желания)

Посмотрите сценку, которую приготовили ребята, о вежливом слове, которое можно назвать

волшебным. Вы должны будете отгадать это волшебное слово.

Сценка: Волшебное слово.

Действующие лица: Старичок и Павлик.

На сцене сидит старичок, и что-то чертит зонтиком на полу. Вдруг к нему подходит Павлик.

Павлик: Подвиньтесь.

Садится. Лицо у Павлика сердитое.

Старичок: С тобой что-то случилось?

Павлик: Ну и ладно! А вам-то, что? (Косится на старика.)

Старичок: Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то.

Павлик (сердито): Ещё бы! Я скоро совсем из дома убегу.

Старичок: Убежишь?

Павлик: Убегу. Из-за одной Ленки убегу (сжимает кулаки). Я ей сейчас чуть не поддал

хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!

Старичок: Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.

Павлик: Не только из-за этого. Бабушка из-за одной морковки из кухни меня прогнала…

прямо тряпкой, тряпкой… (с обидой).

Старичок: Пустяки! Один поругает, другой пожалеет.

Павлик: (кричит) Никто меня не жалеет! Брат на лодке едет, а меня не берёт. Я ему говорю:

"Возьми лучше, всё равно от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!” (Стучит по

скамейке). Старичок: Что же не берёт тебя брат?

Павлик: А почему вы всё спрашиваете?

Старичок (гладя бороду): Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово… (Павлик

раскрыл рот). Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя в

глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза.

Павлик: А какое слово?

Старик, наклоняясь к уху Павлика, что-то ему шепчет. Затем говорит

громко. Старичок: Это волшебное слово, но не забудь как нужно его говорить.

Павлик (весело): Я попробую, я сейчас же попробую.

Вскакивает и убегает.

- Как вы думаете, про какое волшебное слово рассказал старик мальчику?

- Помогло ли это слово? (Ответы детей)

-Ребята, вспомните, ситуации, где волшебное слово вам помогло?

-А какие «волшебные» слова вы знаете?

Послушайте стихи об этих словах. (Дети рассказывают стихи)

Добрый день.

- Добрый день!- тебе сказали.

- Добрый день!- ответил ты.

Как две ниточки связали-

Теплоты и доброты.

Доброго пути.

Нам желают: «Доброго пути!»

Будет легче ехать и идти.

Приведёт, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

Здравствуйте.

- Здравствуйте!- ты скажешь человеку.

- Здравствуй!- улыбнётся он в ответ.

И, наверно не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

Спасибо.

За что мы говорим «спасибо»?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы-

Кому сказали, сколько раз?

Простите.

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду,

И взрослых перебивать,

И что обещал- забывать.

Но если я всё же забуду-

Простите, я больше не буду.

Пожалуйста.

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»-

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

- Для того чтобы стать вежливыми, мы должны как можно чаще пользоваться этими

«волшебными словами».

-А сейчас давайте соберём цветок из волшебных слов. (Ребята подбирают лепестки к

серединке цветка со словами: Добрый день, Доброе утро, Здравствуйте, До

свидания, Пожалуйста, Спасибо, Простите, Извините, Желаю удачи)

- Молодцы! Какой красивый волшебный цветок у нас получился!

3.Станция «Проверочная»

-Фея для нас приготовила вопросы.

Каждый человек должен воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться

доставлять им радость, создавать хорошее настроение, быть отзывчивыми, внимательными,

уметь общаться друг с другом.

А сейчас поиграем в игру «Вежливо-невежливо»

Ваша задача: если вежливо -похлопайте, если невежливо-потопайте.

- Поздороваться при встрече……….

- Свистеть, кричать, шуметь в школе……….

- Уступить место старшим………

- Не вставать на обращение учителя…………

- Помочь подняться по лестнице…………..

- Попрощаться уходя…………

- Сказать спасибо и пожалуйста - …

- Нагрубить товарищу, толкнуть, ударить его - …

- Сказать ласковое, доброе слово - …

- Пожелать доброго пути - …

Следующая игра «Я проверю». Вставайте в круг, я бросаю мяч и задаю вопрос, а вы

отвечаете.

1.У тебя сломался карандаш , ты обратился к соседке по парте. Как ты это сделаешь?

2. Ты хочешь пригласить своих товарищей на день рождения. Как ты это сделаешь?

3.Ты пришёл в магазин, чтобы купить тетради. Как ты обратишься к продавцу?

4. Твои товарищи позвали тебя в кино, но ты не можешь с ними пойти, потому что не сделал

домашнее задание. Как ты ответишь на их предложение?

5.Ты встретил друзей, вы пришли в школу, зашли в класс. Какое первое слово Вы должны

сказать? (здравствуйте).

6.Ты шёл по коридору и нечаянно кого – то толкнул. Что надо сказать? (простите)

7.Кто-то тебе сделал доброе дело, его вы хочешь отблагодарить. Как это сделаешь??

(благодарю).

8.Чтобы тебе помогли, нельзя забывать одно очень доброе слово

(пожалуйста).

9.Если ты совершил нехороший поступок и чувствуешь свою вину. Какое слово ты

скажешь?

10.А какое слово показывает, что вы благодарны и хорошо воспитаны – часто ли вы его

говорите? (спасибо)

11.Какое слово говорят при прощании (до свидания!)

4.Станция «Конечная. Комплиментная»

Каждый из вас должен очертить свою руку на листе бумаги. А на ладони написать свое имя.

Передавайте свой лист соседу рядом, а сами получайте такой рисунок от соседа слева. В

одном из «пальцев» чужого рисунка напишите что-то приятное из качеств его обладателя.

(Например: «Ты чуткий», «Ты откровенный», «Ты всегда помогаешь» и др.) Другой делает

запись на следующем «пальце» и так до тех пор, пока «рука» не вернется к владельцу.

Посмотрите, какие чудесные ладошки у вас получились, добрые, искренние.

Ребята, все вы должны оставаться друзьями, должны вырасти настоящими, хорошими

людьми: добрыми, воспитанными, вежливыми. А этому нужно учиться.

Я знаю, что вы очень любите дарить подарки. Я предлагаю сделать небольшие сувениры

своими руками и подарить тому человеку, кому вы хотите сделать приятно.

(Ребятам предлагаются шаблоны поделок, они украшают и дарят)

Ну вот у нас и закончилось путешествие, я думаю, что вы все стали ещё воспитаннее, добрее

и уважительнее относиться друг к другу).

Послушайте стихотворение, которое подготовила Геля.

Слова «До свидания», «Спасибо», «Простите»,

«Пожалуйста», «Здравствуйте» щедро дарите.

Дарите прохожим, друзьям и знакомым.

В троллейбусе, в парке, и в школе, и дома.

Слова эти очень и очень важны,

Они человеку как воздух нужны.

Без них невозможно на свете прожить.

Слова эти нужно с улыбкой дарить.

-Ребята, выберите смайлик с настроением, понравилось вам путешествие или нет.



В раздел образования