Автор: Клюс Любовь Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОГКУСО
Населённый пункт: Иркутская область, г.Братск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Азбука общения
Раздел: дополнительное образование
Открытое
воспитательное занятие
«Азбука общения»
Подготовила: Клюс Л.П.
Цель: Формирование у детей нравственного представления о вежливости.
Развивать навыки обобщения, правильного применения волшебных слов, добрых дел
на практике.
Предварительная подготовка: чтение рассказов В.Осеевой; пословицы, д/упр «Уважая
себя, уважай других», «Волшебные очки», «Комплименты».
Оборудование: карточки «вежливых и невежливых слов», зонт, шляпа, лепестки с
«вежливыми и невежливыми словами», мяч, шаблоны «ладошки»
Ход занятия
- Ребята, сегодня мы будем говорить о чём-то очень важном. Мы поговорим об общении.
Мы с вами ежедневно общаемся с другими людьми: близкими, учителями,
одноклассниками, незнакомыми. Всегда это общение приносит удовольствие, радость,
утешение? Конечно, нет. Приятно общаться с какими людьми? (вежливыми).
- Всем – и детям, и взрослым людям хочется, чтобы все их друзья и соседи, и даже все
незнакомые прохожие всегда относились бы к ним внимательно, общались уважительно. А
секрет в том, что только к вежливому, воспитанному человеку окружающие люди относятся
по -доброму.
Мы отправляемся в страну, она необычная, её нет на карте. Сегодня мы будем
путешествовать в страну «Вежливости», потому что без вежливости не может быть доброго
общения. Во время путешествия поговорим о вежливости и правилах общения.
- Как вы понимаете, что такое вежливость? (ответы детей).
Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», то есть «знаток». Быть
вежливым - означает знать, как себя вести.
- Отправляемся в путешествие. И первая наша станция
1.«Добрых улыбок и добрых слов ».
-Давайте улыбнемся друг другу. Добрые люди всегда улыбается друг другу. Ребята, хочу
напомнить вам, чтобы вы не забывали про улыбку. Улыбка ничего не стоит, но много даёт.
Улыбка длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Улыбайтесь друг другу
чаще!
Для того, чтобы стать вежливыми , вы должны как можно чаще пользоваться «добрыми»
словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее на сердце у других людей.
-Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Замени добрыми словами». Перед вами лежат
карточки с недобрыми словами, а вы подберите к каждому слову доброе.
Игра «Замени добрыми словами»
Злой – добрый
Невежливый – вежливый
Грубый – ласковый
Отнять – отдать, подарить
Поругать – похвалить
Ленивый – трудолюбивый
Жадный – щедрый
Обидеть – защитить
Огорчить – обрадовать
Грустный – весёлый
Равнодушный – заботливый
Неряшливый – аккуратный
Сломать – починить
Порвать – заклеить
Крикливый – молчаливый
Трусливый – храбрый
-Молодцы, быстро справились с заданием!
-Следующая Станция 2 «Волшебных слов»
Ребята, а вы знаете, что добрые и вежливые слова называют ещё «волшебными»? Почему их
так называют? (Исполняют наши желания)
Посмотрите сценку, которую приготовили ребята, о вежливом слове, которое можно назвать
волшебным. Вы должны будете отгадать это волшебное слово.
Сценка: Волшебное слово.
Действующие лица: Старичок и Павлик.
На сцене сидит старичок, и что-то чертит зонтиком на полу. Вдруг к нему подходит Павлик.
Павлик: Подвиньтесь.
Садится. Лицо у Павлика сердитое.
Старичок: С тобой что-то случилось?
Павлик: Ну и ладно! А вам-то, что? (Косится на старика.)
Старичок: Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то.
Павлик (сердито): Ещё бы! Я скоро совсем из дома убегу.
Старичок: Убежишь?
Павлик: Убегу. Из-за одной Ленки убегу (сжимает кулаки). Я ей сейчас чуть не поддал
хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
Старичок: Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
Павлик: Не только из-за этого. Бабушка из-за одной морковки из кухни меня прогнала…
прямо тряпкой, тряпкой… (с обидой).
Старичок: Пустяки! Один поругает, другой пожалеет.
Павлик: (кричит) Никто меня не жалеет! Брат на лодке едет, а меня не берёт. Я ему говорю:
"Возьми лучше, всё равно от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!” (Стучит по
скамейке). Старичок: Что же не берёт тебя брат?
Павлик: А почему вы всё спрашиваете?
Старичок (гладя бороду): Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово… (Павлик
раскрыл рот). Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя в
глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза.
Павлик: А какое слово?
Старик, наклоняясь к уху Павлика, что-то ему шепчет. Затем говорит
громко. Старичок: Это волшебное слово, но не забудь как нужно его говорить.
Павлик (весело): Я попробую, я сейчас же попробую.
Вскакивает и убегает.
- Как вы думаете, про какое волшебное слово рассказал старик мальчику?
- Помогло ли это слово? (Ответы детей)
-Ребята, вспомните, ситуации, где волшебное слово вам помогло?
-А какие «волшебные» слова вы знаете?
Послушайте стихи об этих словах. (Дети рассказывают стихи)
Добрый день.
- Добрый день!- тебе сказали.
- Добрый день!- ответил ты.
Как две ниточки связали-
Теплоты и доброты.
Доброго пути.
Нам желают: «Доброго пути!»
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
Здравствуйте.
- Здравствуйте!- ты скажешь человеку.
- Здравствуй!- улыбнётся он в ответ.
И, наверно не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
Спасибо.
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы-
Кому сказали, сколько раз?
Простите.
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И что обещал- забывать.
Но если я всё же забуду-
Простите, я больше не буду.
Пожалуйста.
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»-
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
- Для того чтобы стать вежливыми, мы должны как можно чаще пользоваться этими
«волшебными словами».
-А сейчас давайте соберём цветок из волшебных слов. (Ребята подбирают лепестки к
серединке цветка со словами: Добрый день, Доброе утро, Здравствуйте, До
свидания, Пожалуйста, Спасибо, Простите, Извините, Желаю удачи)
- Молодцы! Какой красивый волшебный цветок у нас получился!
3.Станция «Проверочная»
-Фея для нас приготовила вопросы.
Каждый человек должен воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться
доставлять им радость, создавать хорошее настроение, быть отзывчивыми, внимательными,
уметь общаться друг с другом.
А сейчас поиграем в игру «Вежливо-невежливо»
Ваша задача: если вежливо -похлопайте, если невежливо-потопайте.
- Поздороваться при встрече……….
- Свистеть, кричать, шуметь в школе……….
- Уступить место старшим………
- Не вставать на обращение учителя…………
- Помочь подняться по лестнице…………..
- Попрощаться уходя…………
- Сказать спасибо и пожалуйста - …
- Нагрубить товарищу, толкнуть, ударить его - …
- Сказать ласковое, доброе слово - …
- Пожелать доброго пути - …
Следующая игра «Я проверю». Вставайте в круг, я бросаю мяч и задаю вопрос, а вы
отвечаете.
1.У тебя сломался карандаш , ты обратился к соседке по парте. Как ты это сделаешь?
2. Ты хочешь пригласить своих товарищей на день рождения. Как ты это сделаешь?
3.Ты пришёл в магазин, чтобы купить тетради. Как ты обратишься к продавцу?
4. Твои товарищи позвали тебя в кино, но ты не можешь с ними пойти, потому что не сделал
домашнее задание. Как ты ответишь на их предложение?
5.Ты встретил друзей, вы пришли в школу, зашли в класс. Какое первое слово Вы должны
сказать? (здравствуйте).
6.Ты шёл по коридору и нечаянно кого – то толкнул. Что надо сказать? (простите)
7.Кто-то тебе сделал доброе дело, его вы хочешь отблагодарить. Как это сделаешь??
(благодарю).
8.Чтобы тебе помогли, нельзя забывать одно очень доброе слово
(пожалуйста).
9.Если ты совершил нехороший поступок и чувствуешь свою вину. Какое слово ты
скажешь?
10.А какое слово показывает, что вы благодарны и хорошо воспитаны – часто ли вы его
говорите? (спасибо)
11.Какое слово говорят при прощании (до свидания!)
4.Станция «Конечная. Комплиментная»
Каждый из вас должен очертить свою руку на листе бумаги. А на ладони написать свое имя.
Передавайте свой лист соседу рядом, а сами получайте такой рисунок от соседа слева. В
одном из «пальцев» чужого рисунка напишите что-то приятное из качеств его обладателя.
(Например: «Ты чуткий», «Ты откровенный», «Ты всегда помогаешь» и др.) Другой делает
запись на следующем «пальце» и так до тех пор, пока «рука» не вернется к владельцу.
Посмотрите, какие чудесные ладошки у вас получились, добрые, искренние.
Ребята, все вы должны оставаться друзьями, должны вырасти настоящими, хорошими
людьми: добрыми, воспитанными, вежливыми. А этому нужно учиться.
Я знаю, что вы очень любите дарить подарки. Я предлагаю сделать небольшие сувениры
своими руками и подарить тому человеку, кому вы хотите сделать приятно.
(Ребятам предлагаются шаблоны поделок, они украшают и дарят)
Ну вот у нас и закончилось путешествие, я думаю, что вы все стали ещё воспитаннее, добрее
и уважительнее относиться друг к другу).
Послушайте стихотворение, которое подготовила Геля.
Слова «До свидания», «Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте» щедро дарите.
Дарите прохожим, друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в парке, и в школе, и дома.
Слова эти очень и очень важны,
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти нужно с улыбкой дарить.
-Ребята, выберите смайлик с настроением, понравилось вам путешествие или нет.