Напоминание

Литературно-музыкальная композиция "Строки, опалённые войной"


Автор: Леонова Татьяна Константиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Манильская СОШ" Пенжинского района Камчатского края
Населённый пункт: с.Манилы
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Литературно-музыкальная композиция "Строки, опалённые войной"
Раздел: полное образование





Назад




Литературно-музыкальная композиция

«

,

»

Строки опалённые войной

Пояснительная записка

Литературно-музыкальная

композиция

«Строки,

опалённые

войной»

посвящена 75 годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Откроется

одна из страниц великой даты.

В литературно-музыкальной композиции содержится материал о поэтах,

защищавших Родину в годы суровых испытаний.

«Строки, опалённые войной» - литературно-музыкальная композиция, главные

ценностные ориентиры которой - память поколений, преклонение перед

подвигом героев. Она создаёт условия для эмоционального переживания

учащимися трагедии войны, призвана пробудить в детях чувство сострадания,

переживания и гордости за подвиг своего народа,

развивает творческие

способности учащихся, навыки устной речи, выразительного чтения

Тексты стихов, песен, музыкальное сопровождение подобраны в едином

тематическом ключе.

Контингент (кому адресовано): для учащихся средних и старших классов.

Участники: обучающиеся 12-17 лет.

Цель:

воспитание гражданина – патриота

на примере

подвига поэтов,

участников Великой Отечественной войны.

Задачи:

воспитывать у обучающихся любовь к Родине, чувство гордости за

свой народ, уважение к его героическому прошлому;

формировать нравственно-эстетические качества личности гражданина

России, патриота своей Родины;

развивать творческие способности учащихся, навыки устной речи,

выразительного чтения.

Наглядные средства: компьютерная презентация.

Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ожидаемые результаты

В результате участия в литературно-музыкальной композиции обучающиеся

смогут:

почувствовать себя гражданином России, патриотом своей Родины;

оценить подвиг советского народа во время Великой Отечественной

войны;

представить тяготы военного времени и эмоциональный накал;

пропагандировать средствами литературы и музыки идеи патриотизма,

гуманизма, уважения к истории государства среди сверстников.

Ход мероприятия

Ведущий 1: Вам, кому еще нет и семнадцати!

Ведущий 2: Вам, кто не знает, что такое война!

Ведущий 3: Посвящается литературно-музыкальная композиция «Строки, опалённые войной».

Ведущий 2: Чтобы помнили!

Ведущий 1: Чтобы поняли!

Ученик 1:

Июнь. Клонился к вечеру закат,

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Ученик 2:

Июнь. Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45-м, в мае.

Ученик 3:

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то 5 минут осталось.

( Песня «Священная война»)

Ведущий 3:

Наш рассказ о тех , кто бесстрашно шагнул в зарево войны, навсегда оставшись опалённым

им. Они написали об этом в своих стихах – поэтической исповеди молодого поколения

Великой Отечественной.

Ведущий 1:

Александр Фадеев сказал : «Писатели и поэты советской страны знают своё место в этой

решительной схватке. Многие из них будут сражаться с оружием в руках, многие пером».

Перо было приравнено к штыку, поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой.

Ведущий 2:

Поэты - фронтовики, поэты, чьи стихи оборваны пулей… Поэты, чьи строки возвращают снова

и снова в годы великих испытаний. Молодые, сильные, жизнелюбивые… Они мечтали о

творческом труде, о горячей и чистой любви, о светлой жизни на земле, но без колебаний

вступили в борьбу с фашизмом.

Ведущий 3:

Что мы знаем о них? До войны в Советском союзе было 2186 писателей и поэтов, 944 ушли

на фронт, не вернулись с войны 417.

Ученик 4:

Борис Смоленский . Будто предвидя свою собственную судьбу, в 18 лет написал:

Я сегодня весь вечер буду,

Задыхаясь в табачном дыме,

Мучиться о каких-то людях,

Умерших очень молодыми,

Которые на заре или ночью

Неожиданно и неумело

Умирали,

Не дописав неровных строчек,

Не долюбив, Не досказав, Не доделав.

Чуть позже он напишет:

А если скажет нам война: "Пора" –

Отложим недописанные книги,

Махнем: "Прощайте" - гулким стенам

институтов

И поспешим

по взбудораженным дорогам,

Сменив слегка потрёпанную кепку

На шлем бойца, на кожанку пилота

И на бескозырку моряка.

Борис Смоленский погиб в ноябре 1941 года с оружием в руках, простым солдатом, защищая

Родину.

Ученик 5:

О своём поколении оставил поэтический рассказ и Николай Майоров.

Я не знаю, у какой заставы

Вдруг умолкну в завтрашнем бою,

Не коснувшись опоздавшей славы,

Для которой песни я пою.

Ширь России, дали Украины,

Умирая, вспомню... И опять -

Женщину, которую у тына

Так и не посмел поцеловать.

Студент – историк Николай Майоров погиб в 1942 году под Смоленском, не дождавшись

книги своих стихов, не закончив университета. В стихотворении «Мы» он написал:

Но только пусть под именем моим

Потомок различит в архивном хламе

Кусок горячей, верной нам земли,

Где мы прошли с обугленными ртами

И мужество, как знамя, пронесли.

Ученик 6:

Павел Коган. При жизни он не опубликовал ни строчки : не успел. В сентябре 1942 года,

находясь в составе своего подразделения под Новороссийском, Павел получил приказ: во

главе группы разведчиков пробраться на станцию и взорвать бензоцистерны противника.

Фашистская пуля попала ему в грудь… Поэзия Павла Когана проникнута глубокой любовью

к Родине, гордостью за своё поколение.

Я - патриот. Я воздух русский,

Я землю русскую люблю,

Я верю, что нигде на свете

Второй такой не отыскать,

Чтоб так пахнуло на рассвете,

Чтоб дымный ветер на песках...

И где ещё найдёшь такие

Берёзы, как в моем краю!

Но мы ещё дойдем до Ганга,

Но мы ещё умрем в боях,

Чтоб от Японии до Англии

Сияла Родина моя.

Павел Коган погиб в 24 года:

Во имя планеты, которую мы

У моря отбили,

Отбили у крови,

Отбили у тупости и зимы.

Ученик 7:

Всеволод Багрицкий родился в 1922 году в семье известного поэта Эдуарда Багрицкого. С

первых дней войны Всеволод рвался на фронт, чтобы защищать Родину: города и сёла, каждую

пядь русской земли, за которую шли ожесточённые сражения. В 1941 году он участвовал в

боях за Одессу, город, который был ему близок и дорог.

Одесса, город мой, мы не сдадим

тебя!

Пусть рушатся, хрипя, дома в огне

пожарищ,

Пусть смерть бредёт по улицам твоим,

Пусть жжет глаза горячий чёрный дым,

Пусть пахнет хлеб теплом пороховым,-

Одесса, город мой,

Мой спутник и товарищ,

Одесса, город мой,

Тебя мы не сдадим!

В 1942 года Багрицкий получает назначение в газету Второй ударной армии, которая шла на

выручку осаждённому Ленинграду.

16 февраля 1942 года он писал: "Очень трудна и опасна моя работа, но и очень интересна, Я

пошел работать в армейскую печать добровольно и не жалею, Я увижу и увидел уже то, что

никогда больше не придётся пережить. Наша победа освободит мир от самого страшного

злодеяния — войны". Это написано за десять дней до гибели». Он погиб 26 февраля 1942 года в

маленькой деревушке Дубовик Ленинградской области, записывая рассказ политрука. Осколок

бомбы пробил и полевую сумку, и тетрадь с надписью «Стихи», и письмо матери. Смерть была

мгновенной,

Его похоронили на опушке леса, под раскидистой сосной, на которой фронтовой художник

вырезал надпись: «Воин-поэт Всеволод Багрицкий. Убит 26 февраля 1942 года» и слова его

любимого поэта Марины Цветаевой:

Я вечности не приемлю,

Зачем меня погребли?

Мне так не хотелось в землю

С родимой моей земли.

Эти строки М.Цветаевой Багрицкий очень любил и часто читал.

Ученик 8:

Михаил Кульчицкий, студент Литературного института, был человеком неунывающим. О себе

любил говорить: "Я самый счастливый на свете!" Михаил Кульчицкий погиб в январе 1943 года

в битве за Сталинград в звании лейтенанта, командира пулемётного взвода.

Война ж совсем не фейерверк,

А просто трудная работа.

...Не до ордена. Была бы Родина

С ежедневным Бородино!

Так он думал, так он жил, так он писал. Его имя высечено золотом в пантеоне Славы на

Мамаевом кургане.

Ученик 9:

Поднимались рассветы

В беспощадном огне.

Умирали поэты

На великой войне.

Умирали и пели

В полный голос любви

Тем, кому не успели

Сны поведать свои.

Умирали, вставая

В полный рост на земле,

Руки к нам простирая

В наступающей мгле.

Умирали, как жили,-

Видно, так суждено.

Словно крылья сложили

На мгновенье одно.

Словно крылья упали,

Чтоб взметнуться опять

В межпланетные дали

И оттуда сиять.

Ученик 10. Всеволод Лобода. В первые месяцы войны ушёл на фронт. Был пулемётчиком,

артиллеристом, сотрудником дивизионной газеты. Писал стихи и песни.

И вот к победе прямиком,

За ротой рота,

То по-пластунски, то бегом

Пошла пехота.

Участвовал в боях за Ленинград, Великие Луки, Прибалтику. Погиб в октябре 1944 года в

Латвии. В 1966 году вышел сборник его стихов, подготовленный друзьями поэта.

Солдатские дороги,

коричневая грязь.

С трудом волочишь ноги,

на климат разъярясь.

Лицо твое багрово, —

холодные ветра

сговаривались снова

буянить до утра.

Боец, идешь куда ты

и думаешь о ком?

А где же дом, в котором

просох бы да прилег?..

За голым косогором

не блещет огонек.

На западе

пожарам

конца и края нет.

Кричит земля сырая:

«Спеши, боец, вперед,

оружием карая

того, кто села жжет!»

Солдатские дороги

придут издалека

к домашнему порогу

со славой на века.

Ученик 11: Муса Джалиль в первый же день войны ушёл в ряды действующей армии.

Встал ли ты за Родину свою

В час, когда пылал великий бой?

Смелых узнают всегда в бою,

В горе проверяется герой.

Умирая, не умрёт герой —

Мужество останется в веках.

Имя прославляй своё борьбой,

Чтоб оно не молкло на устах!

В июне 1942 года Муса Джалиль был тяжело ранен, взят в плен и брошен в фашистский

застенок - тюрьму Моабит. В тюрьме он создал цикл стихотворений. В 1944 году моабитские

палачи казнили поэта. Друзья по застенку сохранили его записные книжки.

Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Сердце с последним дыханием жизни

Выполнит твёрдую клятву свою:

Песни всегда посвящал я отчизне,

Ныне отчизне я жизнь отдаю.

Песня меня научила свободе,

Песня борцом умереть мне велит.

Жизнь моя песней звенела в народе,

Смерть моя песней борьбы прозвучит.

Ведущий 1:

Из тех, кто прошёл через огонь и дым, поражения и победы, после войны вышло немало

талантливых поэтов и писателей.

Ученик 12.

Поэт Семён Гудзенко добровольцем ушёл на фронт. Воевал под Москвой.

В стихотворении «Моё поколение», написанном в 1945 году, сказал:

Мы не знали любви, не изведали счастья ремесёл,

Нам досталась на долю нелёгкая доля солдат…

Он получил тяжёлое ранение, но смерть прошла мимо. Она настигла его через 8 лет. Семен

Гудзенко умер от старых ран после войны в 1953 году. Ему было 30 лет.

Последние месяцы жизни поэта — это новый подвиг, который по праву можно поставить

рядом с подвигом Алексея Маресьева: прикованный к постели поэт, точно знающий о том, что

его недуг смертелен, продолжал оставаться романтиком, солдатом и строителем.

Я был пехотой в поле чистом,

В грязи окопной и в огне.

Я стал армейским журналистом

В последний год на той войне.

Но если снова воевать...

Таков уже закон:

Пускай меня пошлют опять

В стрелковый батальон.

Ученик 13 :

Поэт Давид Самойлов. В 1941 году ушёл добровольцем на фронт, был пулемётчиком, служил

в разведке. Через всю жизнь пронёс память о друзьях своей поэтической юности. В творчестве

постоянно возвращался к военной теме.

…Как это было! Как совпало-

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!

Перебирая наши даты,

Я обращаюсь к тем ребятам,

Что в сорок первом шли в солдаты

И в гуманисты в сорок пятом.

А гуманизм не просто термин,

К тому же, говорят, абстрактный.

Я обращаюсь вновь к потерям,

Они трудны и невозвратны.

Я вспоминаю Павла, Мишу,

Илью, Бориса, Николая.

Я сам теперь от них завишу,

Того порою не желая.

Они шумели буйным лесом,

В них были вера и доверье.

А их повыбило железом,

И леса нет - одни деревья.

И вроде день у нас погожий,

И вроде ветер тянет к лету...

Аукаемся мы с Сережей,

Но леса нет, и эха нету.

А я всё слышу, слышу, слышу,

Их голоса припоминая...

Я говорю про Павла, Мишу,

Илью, Бориса, Николая.

Ученик 14:

Поэтесса

Юлия Друнина.

В 17 лет ушла на фронт и до ранения в 1944 году была

батальонным санинструктором , медсестрой.

Я столько раз видала рукопашный,

Раз – наяву. И сотни раз – во сне…

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

В боях за Латвию она получила тяжелое ранение.

Юлия Друнина рассказала в лирических стихах о судьбе девушки-солдата.

Нет, это не заслуга, а удача-

Стать девушке солдатом на войне.

Когда б сложилась жизнь моя иначе,

Как в День Победы стыдно б было мне!

С восторгом нас, девчонок, не встречали:

Нас гнал домой охрипший военком.

Так было в сорок первом. А медали

И прочие регалии потом…

Смотрю назад, в продымленные дали,

Нет, не заслугой в тот зловещий год,

А высшей честью школьницы считали

Возможность умереть за свой народ.

Что дало силы выстоять этим молодым людям?

Юлия Друнина объяснила это так в

стихотворении «Запас прочности»:

И откуда взялось столько силы

Даже в самых слабейших из нас?..

Что гадать! Был и есть у России

Вечной прочности вечный запас.

Ученик 15:

Николай Старшинов . После окончания пехотного училища старший сержант Старшинов

– помощник командира пулемётного взвода. На фронте не расставался с пером и бумагой.

Вот как просто, но ёмко он пишет о своих первых армейских буднях.

И вот в свои семнадцать лет

Я встал в солдатский строй…

У всех шинелей серый цвет,

У всех — один покрой….

… Иди в жару, иди в пургу.

Ну что — не по плечу?..

Здесь нету слова «не могу»,

А пуще — «не хочу».

В 1943 году был тяжело ранен и уволен в запас. Награжден медалью «За боевые заслуги».

После войны окончил Литературный институт им. Горького. Николай Старшинов запомнился

современникам как добрый, весёлый, жизнелюбивый человек.

Ученик 16:

Булат Окуджава. В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Всю войну был миномётчиком.

Он рвался на фронт изо всех сил, а попав на войну, возненавидел её и пронёс ненависть к

войне через всю жизнь. Поэт говорил, что его стихи не о войне, а против неё.

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли —

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили

и ушли, за солдатом — солдат…

До свидания, мальчики!

Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат

И себя не щадите, и все-таки

Постарайтесь вернуться назад.

Окуджава вспоминал: «Я закончил девятый класс, когда началась война. Как и многие

сверстники, отчаянно рвался на фронт. Вместе с другом мы каждый день наведывались в

военкомат. Нам вручали повестки и говорили: «Разнесете их по домам, а завтра мы вас

отправим». Длилось так полгода... Наконец, сломленный нашим упорством, капитан не

выдержал и сказал: «Пишите свои повестки сами, у меня рука не поднимается это сделать». Мы

заполнили бланки и отнесли их домой: он — ко мне, я — к нему».

Многие стихи Б.Окуджавы положены на музыку.

( Песня «Здесь птицы не поют»)

Ученик 17:

Эдуа

́

рд Аса

́

дов . Ушёл добровольцем на фронт. В боях за Севастополь получил тяжелейшее

ранение в лицо. Врачи не смогли сохранить ему глаза, и с того времени Асадов был вынужден

до конца жизни носить чёрную полумаску. Он писал о Родине, верности, мужестве и

патриотизме.

Россия начиналась не с меча,

Она с косы и плуга начиналась.

Не потому, что кровь не горяча,

А потому, что русского плеча

Ни разу в жизни злоба не касалась...

В руках, веселых только от труда,

По добродушью ,иногда не сразу

Возмездие вздымалось. Это да.

Но жажды крови не было ни разу.

И в схватке с самой лютою войною

Она и ад сумела превозмочь.

Тому порукой - города-герои

В огнях салюта в праздничную ночь!

И вечно тем сильна моя страна,

Что никого нигде не унижала.

Ведь доброта сильнее, чем война,

Как бескорыстье действеннее жала.

Встает заря, светла и горяча.

И будет так вовеки нерушимо.

Россия начиналась не с меча,

И потому она непобедима.

Ученик 18:

Ольга Берггольц не была на фронте, но она пережила почти 900 дней блокады. Оставаясь в

осаждённом Ленинграде, работала на радио, почти ежедневно обращаясь к мужеству жителей

города. Её муж

умер от голода. В это время Берггольц создала свои лучшие поэмы,

посвящённые защитникам непокорённого Ленинграда:

...Я говорю с тобой под свист снарядов,

угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

страна моя, печальная страна...

Над Ленинградом — смертная угроза -

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слёзы,

что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

не поколеблет грохот канонад,

и если завтра будут баррикады —

мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,

и дети нам патроны поднесут,

и надо всеми нами зацветут

старинные знамена Петрограда.

Мы будем драться с беззаветной силой,

мы одолеем бешеных зверей,

мы победим, клянусь тебе, Россия,

от имени российских матерей.

Ученик 19:

После войны на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища, где покоятся почти

600 000 ленинградцев были высечены именно строки Ольги Берргольц:

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты-красноармейцы.

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград,

Колыбель революции.

Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням:

Никто не забыт и ничто не забыто.

Ведущий 1:

Беспощадное время многое стирает в памяти, но строки, опалённые войной, стали

памятником тем, кто спас нашу планету от фашизма.

Ведущий 2:

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо,

Всё, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь родину - такую,

Какой её ты в детстве увидал,

Клочок земли, припавший к трём берёзам,

Далёкую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перезвоном,

Песчаный берег с низким ивняком

Ведущий 3:

«Клочок земли», «берёзы» - символы Родины, за которую шли в атаку, отдавали жизнь, завещая

её нам. Чтобы помнили…

Ведущий 1:

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Объявляется минута молчания.

Ведущий 2:

О, Россия!

С нелегкой судьбою страна…

У меня ты, Россия,

Как сердце, одна.

Я и другу скажу,

Я скажу и врагу –

Без тебя,

Как без сердца,

Прожить не смогу…

(Песня «От героев былых времён»)

Ведущий 3:

И голоса поэтов фронтового поколения по-прежнему звучат в наши дни и напоминают о тех

трагических и героических днях, когда весь народ встал на защиту своей страны.

Слово учителя. Погибшие поэты… Они остались жить; незримые, они находятся в строю.

Поэты молчат, за них говорят строки, оборванные пулей... Мне хочется, чтобы стихи погибших

поэтов помогли вам, только начинающим жить, посмотреть на мир другими глазами.

Погибшие поэты, как и тысячи их сверстников, так мало успевшие в жизни и сделавшие так

много, отдав свои жизни за Родину, всегда будут совестью всех нас, живущих.



В раздел образования