Автор: Леонова Татьяна Константиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Манильская СОШ" Пенжинского района Камчатского края
Населённый пункт: с.Манилы
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Литературно-музыкальная композиция "Строки, опалённые войной"
Раздел: полное образование
Литературно-музыкальная композиция
«
,
»
Строки опалённые войной
Пояснительная записка
Литературно-музыкальная
композиция
«Строки,
опалённые
войной»
посвящена 75 годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Откроется
одна из страниц великой даты.
В литературно-музыкальной композиции содержится материал о поэтах,
защищавших Родину в годы суровых испытаний.
«Строки, опалённые войной» - литературно-музыкальная композиция, главные
ценностные ориентиры которой - память поколений, преклонение перед
подвигом героев. Она создаёт условия для эмоционального переживания
учащимися трагедии войны, призвана пробудить в детях чувство сострадания,
переживания и гордости за подвиг своего народа,
развивает творческие
способности учащихся, навыки устной речи, выразительного чтения
Тексты стихов, песен, музыкальное сопровождение подобраны в едином
тематическом ключе.
Контингент (кому адресовано): для учащихся средних и старших классов.
Участники: обучающиеся 12-17 лет.
Цель:
воспитание гражданина – патриота
на примере
подвига поэтов,
участников Великой Отечественной войны.
Задачи:
•
воспитывать у обучающихся любовь к Родине, чувство гордости за
свой народ, уважение к его героическому прошлому;
•
формировать нравственно-эстетические качества личности гражданина
России, патриота своей Родины;
•
развивать творческие способности учащихся, навыки устной речи,
выразительного чтения.
Наглядные средства: компьютерная презентация.
Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ожидаемые результаты
В результате участия в литературно-музыкальной композиции обучающиеся
смогут:
•
почувствовать себя гражданином России, патриотом своей Родины;
•
оценить подвиг советского народа во время Великой Отечественной
войны;
•
представить тяготы военного времени и эмоциональный накал;
•
пропагандировать средствами литературы и музыки идеи патриотизма,
гуманизма, уважения к истории государства среди сверстников.
Ход мероприятия
Ведущий 1: Вам, кому еще нет и семнадцати!
Ведущий 2: Вам, кто не знает, что такое война!
Ведущий 3: Посвящается литературно-музыкальная композиция «Строки, опалённые войной».
Ведущий 2: Чтобы помнили!
Ведущий 1: Чтобы поняли!
Ученик 1:
Июнь. Клонился к вечеру закат,
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Ученик 2:
Июнь. Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае.
Ученик 3:
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то 5 минут осталось.
( Песня «Священная война»)
Ведущий 3:
Наш рассказ о тех , кто бесстрашно шагнул в зарево войны, навсегда оставшись опалённым
им. Они написали об этом в своих стихах – поэтической исповеди молодого поколения
Великой Отечественной.
Ведущий 1:
Александр Фадеев сказал : «Писатели и поэты советской страны знают своё место в этой
решительной схватке. Многие из них будут сражаться с оружием в руках, многие пером».
Перо было приравнено к штыку, поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой.
Ведущий 2:
Поэты - фронтовики, поэты, чьи стихи оборваны пулей… Поэты, чьи строки возвращают снова
и снова в годы великих испытаний. Молодые, сильные, жизнелюбивые… Они мечтали о
творческом труде, о горячей и чистой любви, о светлой жизни на земле, но без колебаний
вступили в борьбу с фашизмом.
Ведущий 3:
Что мы знаем о них? До войны в Советском союзе было 2186 писателей и поэтов, 944 ушли
на фронт, не вернулись с войны 417.
Ученик 4:
Борис Смоленский . Будто предвидя свою собственную судьбу, в 18 лет написал:
Я сегодня весь вечер буду,
Задыхаясь в табачном дыме,
Мучиться о каких-то людях,
Умерших очень молодыми,
Которые на заре или ночью
Неожиданно и неумело
Умирали,
Не дописав неровных строчек,
Не долюбив, Не досказав, Не доделав.
Чуть позже он напишет:
А если скажет нам война: "Пора" –
Отложим недописанные книги,
Махнем: "Прощайте" - гулким стенам
институтов
И поспешим
по взбудораженным дорогам,
Сменив слегка потрёпанную кепку
На шлем бойца, на кожанку пилота
И на бескозырку моряка.
Борис Смоленский погиб в ноябре 1941 года с оружием в руках, простым солдатом, защищая
Родину.
Ученик 5:
О своём поколении оставил поэтический рассказ и Николай Майоров.
Я не знаю, у какой заставы
Вдруг умолкну в завтрашнем бою,
Не коснувшись опоздавшей славы,
Для которой песни я пою.
Ширь России, дали Украины,
Умирая, вспомню... И опять -
Женщину, которую у тына
Так и не посмел поцеловать.
Студент – историк Николай Майоров погиб в 1942 году под Смоленском, не дождавшись
книги своих стихов, не закончив университета. В стихотворении «Мы» он написал:
Но только пусть под именем моим
Потомок различит в архивном хламе
Кусок горячей, верной нам земли,
Где мы прошли с обугленными ртами
И мужество, как знамя, пронесли.
Ученик 6:
Павел Коган. При жизни он не опубликовал ни строчки : не успел. В сентябре 1942 года,
находясь в составе своего подразделения под Новороссийском, Павел получил приказ: во
главе группы разведчиков пробраться на станцию и взорвать бензоцистерны противника.
Фашистская пуля попала ему в грудь… Поэзия Павла Когана проникнута глубокой любовью
к Родине, гордостью за своё поколение.
Я - патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать,
Чтоб так пахнуло на рассвете,
Чтоб дымный ветер на песках...
И где ещё найдёшь такие
Берёзы, как в моем краю!
Но мы ещё дойдем до Ганга,
Но мы ещё умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.
Павел Коган погиб в 24 года:
Во имя планеты, которую мы
У моря отбили,
Отбили у крови,
Отбили у тупости и зимы.
Ученик 7:
Всеволод Багрицкий родился в 1922 году в семье известного поэта Эдуарда Багрицкого. С
первых дней войны Всеволод рвался на фронт, чтобы защищать Родину: города и сёла, каждую
пядь русской земли, за которую шли ожесточённые сражения. В 1941 году он участвовал в
боях за Одессу, город, который был ему близок и дорог.
Одесса, город мой, мы не сдадим
тебя!
Пусть рушатся, хрипя, дома в огне
пожарищ,
Пусть смерть бредёт по улицам твоим,
Пусть жжет глаза горячий чёрный дым,
Пусть пахнет хлеб теплом пороховым,-
Одесса, город мой,
Мой спутник и товарищ,
Одесса, город мой,
Тебя мы не сдадим!
В 1942 года Багрицкий получает назначение в газету Второй ударной армии, которая шла на
выручку осаждённому Ленинграду.
16 февраля 1942 года он писал: "Очень трудна и опасна моя работа, но и очень интересна, Я
пошел работать в армейскую печать добровольно и не жалею, Я увижу и увидел уже то, что
никогда больше не придётся пережить. Наша победа освободит мир от самого страшного
злодеяния — войны". Это написано за десять дней до гибели». Он погиб 26 февраля 1942 года в
маленькой деревушке Дубовик Ленинградской области, записывая рассказ политрука. Осколок
бомбы пробил и полевую сумку, и тетрадь с надписью «Стихи», и письмо матери. Смерть была
мгновенной,
Его похоронили на опушке леса, под раскидистой сосной, на которой фронтовой художник
вырезал надпись: «Воин-поэт Всеволод Багрицкий. Убит 26 февраля 1942 года» и слова его
любимого поэта Марины Цветаевой:
Я вечности не приемлю,
Зачем меня погребли?
Мне так не хотелось в землю
С родимой моей земли.
Эти строки М.Цветаевой Багрицкий очень любил и часто читал.
Ученик 8:
Михаил Кульчицкий, студент Литературного института, был человеком неунывающим. О себе
любил говорить: "Я самый счастливый на свете!" Михаил Кульчицкий погиб в январе 1943 года
в битве за Сталинград в звании лейтенанта, командира пулемётного взвода.
Война ж совсем не фейерверк,
А просто трудная работа.
...Не до ордена. Была бы Родина
С ежедневным Бородино!
Так он думал, так он жил, так он писал. Его имя высечено золотом в пантеоне Славы на
Мамаевом кургане.
Ученик 9:
Поднимались рассветы
В беспощадном огне.
Умирали поэты
На великой войне.
Умирали и пели
В полный голос любви
Тем, кому не успели
Сны поведать свои.
Умирали, вставая
В полный рост на земле,
Руки к нам простирая
В наступающей мгле.
Умирали, как жили,-
Видно, так суждено.
Словно крылья сложили
На мгновенье одно.
Словно крылья упали,
Чтоб взметнуться опять
В межпланетные дали
И оттуда сиять.
Ученик 10. Всеволод Лобода. В первые месяцы войны ушёл на фронт. Был пулемётчиком,
артиллеристом, сотрудником дивизионной газеты. Писал стихи и песни.
И вот к победе прямиком,
За ротой рота,
То по-пластунски, то бегом
Пошла пехота.
Участвовал в боях за Ленинград, Великие Луки, Прибалтику. Погиб в октябре 1944 года в
Латвии. В 1966 году вышел сборник его стихов, подготовленный друзьями поэта.
Солдатские дороги,
коричневая грязь.
С трудом волочишь ноги,
на климат разъярясь.
Лицо твое багрово, —
холодные ветра
сговаривались снова
буянить до утра.
Боец, идешь куда ты
и думаешь о ком?
А где же дом, в котором
просох бы да прилег?..
За голым косогором
не блещет огонек.
На западе
пожарам
конца и края нет.
Кричит земля сырая:
«Спеши, боец, вперед,
оружием карая
того, кто села жжет!»
Солдатские дороги
придут издалека
к домашнему порогу
со славой на века.
Ученик 11: Муса Джалиль в первый же день войны ушёл в ряды действующей армии.
Встал ли ты за Родину свою
В час, когда пылал великий бой?
Смелых узнают всегда в бою,
В горе проверяется герой.
Умирая, не умрёт герой —
Мужество останется в веках.
Имя прославляй своё борьбой,
Чтоб оно не молкло на устах!
В июне 1942 года Муса Джалиль был тяжело ранен, взят в плен и брошен в фашистский
застенок - тюрьму Моабит. В тюрьме он создал цикл стихотворений. В 1944 году моабитские
палачи казнили поэта. Друзья по застенку сохранили его записные книжки.
Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Сердце с последним дыханием жизни
Выполнит твёрдую клятву свою:
Песни всегда посвящал я отчизне,
Ныне отчизне я жизнь отдаю.
Песня меня научила свободе,
Песня борцом умереть мне велит.
Жизнь моя песней звенела в народе,
Смерть моя песней борьбы прозвучит.
Ведущий 1:
Из тех, кто прошёл через огонь и дым, поражения и победы, после войны вышло немало
талантливых поэтов и писателей.
Ученик 12.
Поэт Семён Гудзенко добровольцем ушёл на фронт. Воевал под Москвой.
В стихотворении «Моё поколение», написанном в 1945 году, сказал:
Мы не знали любви, не изведали счастья ремесёл,
Нам досталась на долю нелёгкая доля солдат…
Он получил тяжёлое ранение, но смерть прошла мимо. Она настигла его через 8 лет. Семен
Гудзенко умер от старых ран после войны в 1953 году. Ему было 30 лет.
Последние месяцы жизни поэта — это новый подвиг, который по праву можно поставить
рядом с подвигом Алексея Маресьева: прикованный к постели поэт, точно знающий о том, что
его недуг смертелен, продолжал оставаться романтиком, солдатом и строителем.
Я был пехотой в поле чистом,
В грязи окопной и в огне.
Я стал армейским журналистом
В последний год на той войне.
Но если снова воевать...
Таков уже закон:
Пускай меня пошлют опять
В стрелковый батальон.
Ученик 13 :
Поэт Давид Самойлов. В 1941 году ушёл добровольцем на фронт, был пулемётчиком, служил
в разведке. Через всю жизнь пронёс память о друзьях своей поэтической юности. В творчестве
постоянно возвращался к военной теме.
…Как это было! Как совпало-
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!
Перебирая наши даты,
Я обращаюсь к тем ребятам,
Что в сорок первом шли в солдаты
И в гуманисты в сорок пятом.
А гуманизм не просто термин,
К тому же, говорят, абстрактный.
Я обращаюсь вновь к потерям,
Они трудны и невозвратны.
Я вспоминаю Павла, Мишу,
Илью, Бориса, Николая.
Я сам теперь от них завишу,
Того порою не желая.
Они шумели буйным лесом,
В них были вера и доверье.
А их повыбило железом,
И леса нет - одни деревья.
И вроде день у нас погожий,
И вроде ветер тянет к лету...
Аукаемся мы с Сережей,
Но леса нет, и эха нету.
А я всё слышу, слышу, слышу,
Их голоса припоминая...
Я говорю про Павла, Мишу,
Илью, Бориса, Николая.
Ученик 14:
Поэтесса
Юлия Друнина.
В 17 лет ушла на фронт и до ранения в 1944 году была
батальонным санинструктором , медсестрой.
Я столько раз видала рукопашный,
Раз – наяву. И сотни раз – во сне…
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
В боях за Латвию она получила тяжелое ранение.
Юлия Друнина рассказала в лирических стихах о судьбе девушки-солдата.
Нет, это не заслуга, а удача-
Стать девушке солдатом на войне.
Когда б сложилась жизнь моя иначе,
Как в День Победы стыдно б было мне!
С восторгом нас, девчонок, не встречали:
Нас гнал домой охрипший военком.
Так было в сорок первом. А медали
И прочие регалии потом…
Смотрю назад, в продымленные дали,
Нет, не заслугой в тот зловещий год,
А высшей честью школьницы считали
Возможность умереть за свой народ.
Что дало силы выстоять этим молодым людям?
Юлия Друнина объяснила это так в
стихотворении «Запас прочности»:
И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать! Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.
Ученик 15:
Николай Старшинов . После окончания пехотного училища старший сержант Старшинов
– помощник командира пулемётного взвода. На фронте не расставался с пером и бумагой.
Вот как просто, но ёмко он пишет о своих первых армейских буднях.
И вот в свои семнадцать лет
Я встал в солдатский строй…
У всех шинелей серый цвет,
У всех — один покрой….
… Иди в жару, иди в пургу.
Ну что — не по плечу?..
Здесь нету слова «не могу»,
А пуще — «не хочу».
В 1943 году был тяжело ранен и уволен в запас. Награжден медалью «За боевые заслуги».
После войны окончил Литературный институт им. Горького. Николай Старшинов запомнился
современникам как добрый, весёлый, жизнелюбивый человек.
Ученик 16:
Булат Окуджава. В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Всю войну был миномётчиком.
Он рвался на фронт изо всех сил, а попав на войну, возненавидел её и пронёс ненависть к
войне через всю жизнь. Поэт говорил, что его стихи не о войне, а против неё.
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли —
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом — солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите, и все-таки
Постарайтесь вернуться назад.
Окуджава вспоминал: «Я закончил девятый класс, когда началась война. Как и многие
сверстники, отчаянно рвался на фронт. Вместе с другом мы каждый день наведывались в
военкомат. Нам вручали повестки и говорили: «Разнесете их по домам, а завтра мы вас
отправим». Длилось так полгода... Наконец, сломленный нашим упорством, капитан не
выдержал и сказал: «Пишите свои повестки сами, у меня рука не поднимается это сделать». Мы
заполнили бланки и отнесли их домой: он — ко мне, я — к нему».
Многие стихи Б.Окуджавы положены на музыку.
( Песня «Здесь птицы не поют»)
Ученик 17:
Эдуа
́
рд Аса
́
дов . Ушёл добровольцем на фронт. В боях за Севастополь получил тяжелейшее
ранение в лицо. Врачи не смогли сохранить ему глаза, и с того времени Асадов был вынужден
до конца жизни носить чёрную полумаску. Он писал о Родине, верности, мужестве и
патриотизме.
Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась...
В руках, веселых только от труда,
По добродушью ,иногда не сразу
Возмездие вздымалось. Это да.
Но жажды крови не было ни разу.
И в схватке с самой лютою войною
Она и ад сумела превозмочь.
Тому порукой - города-герои
В огнях салюта в праздничную ночь!
И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.
Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима.
Ученик 18:
Ольга Берггольц не была на фронте, но она пережила почти 900 дней блокады. Оставаясь в
осаждённом Ленинграде, работала на радио, почти ежедневно обращаясь к мужеству жителей
города. Её муж
умер от голода. В это время Берггольц создала свои лучшие поэмы,
посвящённые защитникам непокорённого Ленинграда:
...Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна...
Над Ленинградом — смертная угроза -
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слёзы,
что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады —
мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут рядом,
и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут
старинные знамена Петрограда.
Мы будем драться с беззаветной силой,
мы одолеем бешеных зверей,
мы победим, клянусь тебе, Россия,
от имени российских матерей.
Ученик 19:
После войны на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища, где покоятся почти
600 000 ленинградцев были высечены именно строки Ольги Берргольц:
Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт и ничто не забыто.
Ведущий 1:
Беспощадное время многое стирает в памяти, но строки, опалённые войной, стали
памятником тем, кто спас нашу планету от фашизма.
Ведущий 2:
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо,
Всё, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь родину - такую,
Какой её ты в детстве увидал,
Клочок земли, припавший к трём берёзам,
Далёкую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перезвоном,
Песчаный берег с низким ивняком
Ведущий 3:
«Клочок земли», «берёзы» - символы Родины, за которую шли в атаку, отдавали жизнь, завещая
её нам. Чтобы помнили…
Ведущий 1:
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Объявляется минута молчания.
Ведущий 2:
О, Россия!
С нелегкой судьбою страна…
У меня ты, Россия,
Как сердце, одна.
Я и другу скажу,
Я скажу и врагу –
Без тебя,
Как без сердца,
Прожить не смогу…
(Песня «От героев былых времён»)
Ведущий 3:
И голоса поэтов фронтового поколения по-прежнему звучат в наши дни и напоминают о тех
трагических и героических днях, когда весь народ встал на защиту своей страны.
Слово учителя. Погибшие поэты… Они остались жить; незримые, они находятся в строю.
Поэты молчат, за них говорят строки, оборванные пулей... Мне хочется, чтобы стихи погибших
поэтов помогли вам, только начинающим жить, посмотреть на мир другими глазами.
Погибшие поэты, как и тысячи их сверстников, так мало успевшие в жизни и сделавшие так
много, отдав свои жизни за Родину, всегда будут совестью всех нас, живущих.