Автор: Черкашенина Татьяна Викторовна
Должность: студент, 1 курс магистратура
Учебное заведение: ФГБОУВО «Иркутский Национальный исследовательский технический университет»,
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Экологическая безопасность при проведении технического обслуживания и ремонта автомобилей
Раздел: среднее профессиональное
1
Экологическая безопасность при проведении технического
обслуживания и ремонта автомобилей
Черкашенина Татьяна Викторовна
Студентка 1 курса магистратуры
Специальность «Техническая эксплуатация автомобилей»
ФГБОУВО «Иркутский Национальный исследовательский технический
университет»
Современные автомобили занимает важное место в экономике и жизни
людей.
Но
непомерное
увеличение
их
количества
вызвало
появление
глобальных экологических проблем. На сегодняшний день количество только
легковых автомобилей в мире приближается к отметке 1 миллиард, что не
очень благоприятно сказывается на окружающем нас мире.
Автомобильная
отрасль
является
одним
из
основных
источников
загрязнения
окружающей
среды. Техногенные воздействия автомобильного транспорта на природную
среду
породило
ряд
экологических
проблем.
Самые
острые
связаны
с
состоянием атмосферы, гидросферы и литосферы.
Использование автомобилей наносит ощутимый вред окружающей среде:
водным
ресурсам,
почве,
а
сжигая
огромное
количество
ценных
нефтепродуктов
-
главным
образом
атмосфере.
В
результате
накопления
различных загрязнений в атмосфере происходит разрушение озонного слоя,
который предохраняет земную поверхность от солнечной радиации. С осадками
загрязняющие вещества возвращаются на Землю и попадают
в водоемы
и
почву. Сточными водами, которые содержат и тяжелые металлы – свинец,
ртуть, цинк, медь, кадмий загрязняются водные пространства и почва. Среди
всех
сфер
деятельности
человека
автомобильный
транспорт
в
процессе
эксплуатации определяется как основной источник негативного воздействия на
окружающую
среду.
Доля
загрязнений
от
различных
сфер
деятельности
человека приведена на рис.1.
Рисунок 1 - Доля загрязнений от различных сфер деятельности человека
В связи с динамичным ростом автомобилизации и в особенности с ее
негативными
последствиями,
во
всем
мире
возрастают
требования
к
безопасности
в
процессе
эксплуатации
автомобильной
техники.
Перед
автомобильной
промышленностью
стоит
задача
создания
безопасных,
экономичных, эргономичных и экологичных автомобилей. В связи с этим -
повышение
безопасности
эксплуатации
автомобилей
стало
комплексной
проблемой, а обеспечение экологической безопасности – одним из важнейших
60
16
14
10
Транспорт
Промышленность
2
направлений
решения
этой
проблемы.
В
настоящее
время
уменьшение
загрязнения
атмосферного
воздуха
токсичными
веществами,
выделяемыми
автомобильным транспортом, является одной из важнейших проблем, стоящих
перед человечеством.
Весь
жизненный
цикл
автомобиля
включает
в
себя
три
стадии:
собственно, его создание (проектирование и производство), эксплуатация и
утилизация. Каждый этап является предметом человеческой деятельности и
использования природных ресурсов, а, следовательно, оказывает техногенное
воздействие на экологию. Наиболее ощутимый вред наносится автомобилем во
время его эксплуатации.
Этап эксплуатации автомобиля состоит из двух взаимосвязанных частей:
-осуществление автомобилем грузовых и (или) пассажирских перевозок,
-техническое обслуживание и ремонт автомобиля.
На
рисунке
2
представлена
структурно-функциональная
схема
жизненного цикла автомобиля.
Рисунок 2 - Структурно-функциональная схема жизненного цикла
автомобиля
В процессе технического обслуживания и ремонта автотранспортных
средств негативное воздействие на окружающую среду оказывают следующие
факторы:
-выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
-сбросы загрязняющих
веществ, иных веществ и микроорганизмов в
поверхностные
водные
объекты,
подземные
водные
объекты
и
на
водосборные площади;
-загрязнение недр, почв;
-размещение отходов производства и потребления;
-загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными,
ионизирующими и другими видами физических воздействий;
-иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
• Проектирование
• Производство
СОЗДАНИЕ
АВТОМОБИЛЯ
• Грузопассажирские перевозки
• Техническое обслуживание и
ремонт
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
АВТОМОБИЛЯ
• Переработка
УТИЛИЗАЦИЯ
АВТОМОБИЛЯ
3
Поэтому
при
проведении
процессов
технического
обслуживания
и
ремонта
автотранспортных
средств
необходимо
учитывать
требования
по
экологической безопасности, которые заложены в нормативных документах в
области
охраны
окружающей
среды
и
разрабатываются
на
основе
современных достижений науки и техники с учетом международных правил и
стандартов
по
химическим,
физическим
и
биологическим
показателям
состояния окружающей среды
Компонентами
окружающей
среды,
подвергающиеся
негативному
воздействию
от
деятельности
человека,
являются:
Атмосфера,
Гидросфера,
Литосфера, Физические воздействия.
Техническое
обслуживание
и
ремонт
автомобилей
приводят
к
образованию на автотранспортных предприятиях отходов, которые оказывают
вредное
влияние
на
окружающую
среду.
Основу
классификации
отходов,
образующихся
на
предприятиях
автотранспорта,
составляет
деление
их
по
агрегатному состоянию.
По
агрегатному
состоянию
отходы
автотранспортного
производства
разделяются на пять классов: твердые, жидкие, пастообразные, пылеобразные и
газообразные.
Газообразные отходы, загрязняющие воздух, образуются при
- работе на диагностических и других постах с работающим двигателем
АТС в виде отработавших газов;
-при выполнении работ с аккумуляторными батареями в виде кислотных
и щелочных испарений;
-при проведении работ с тормозной системой, ходовой частью, связанных
с
использованием
тормозной
и
амортизационной
жидкостями,
в
виде
взрывоопасных, токсичных испарений;
-при вулканизационных и шиноремонтных работы, выполнение которых
производится с использованием бензина и клеев;
-при лакокрасочных работах, где происходит загрязнение рабочей зоны
аэрозолем, парами красок и лаков
,
в состав которых иногда входят дихлорэтан
и метанол;
-при медницко-жестяницких и кузовных работах
выделяются вредные
испарения
при
зачистке
деталей
абразивным
инструментом
и
проведении
паяльных операций;
-и сварочных работах .
Указанные технологические процессы разрешается проводить только при
оборудованной
приточно-вытяжной
вентиляции,
удаляющей
газообразные
отходы в атмосферу.
Еще
одним
негативным
воздействием
на
атмосферу
при
выполнении
работ по техническому обслуживанию является повышенная пожароопасность
от
применения
легковоспламеняющихся
эксплуатационных
материалов
и
электрооборудования.
Повышенным
источником
возгорания
является
электропроводка,
источники
освещения
и
электродвигатели
поста
моечных
работ.
4
При
исследовании
негативного
воздействия
на
водные
объекты
и
подземные водные объекты и почву определено, что самым загрязняющим
процессом в системе технического обслуживания и ремонта автомобильного
транспорта является операция мойки автотранспортных средств, его агрегатов
и
деталей,
особенно
автомобилей-цистерн
для
перевозки
легковоспламеняющихся, взрывоопасных, токсичных и т.п. грузов.
Нефтепродукты представляют опасность в связи с их подвижностью при
попадании в почву или воду. При концентрации нефтяных загрязнителей более
0,05 мг/л портятся вкусовые качества воды.
Источниками загрязнения окружающей среды нефтепродуктами на АТП
могут быть сточные воды от установок для наружной мойки автомобилей.
Загрязняющими
факторами
являются
смываемые
с
автомобиля:
топливо,
особенно этилированный бензин, содержащий сильнодействующее ядовитое
соединение
тетраэтилсвинец, масла, водорастворимые соли, грязь с большим
содержанием тяжелых металлов (свинец).
Электролит
аккумуляторных
батарей
является
весьма
вредным
для
окружающей
среды
веществом.
На
дно
аккумуляторных
банок
выпадают
свинцовая
пыль
и
кусочки
свинцовых
пластин.
Поэтому
от
мойки
аккумуляторных
банок
в
сточные
воды
или
почву
попадают
остатки
отработавшего электролита и свинцового шлама. Составляющей антифризов
является этиленгликоль. Этиленгликоль ядовит, имеет большую проникающую
способность и при нарушении правил промывки двигателя может попадать в
почву и сточные воды.
Кроме того, загрязняющими факторами в процессе мойки являются и
сами
моющие
щелочные
растворы
и
нейтрализующие
жидкости.
Осадки,
накапливающиеся
в
отстойниках
моечных
установок
(песок,
глина,
ил,
нефтепродукты),
образуют
вредную
для
окружающей
среды
массу.
Один
автомобиль за год при многократных прохождениях через моечную установку в
среднем оставляет вредных веществ: легковой до 50 кг и грузовой - до 250 кг.
При сварочных работах образуется продукт переработки карбида кальция
в ацетилен- ил, которой будучи сброшенным в канализацию или разбросанный
по территории, также наносит экологический вред почве и водным ресурсам.
Негативным воздействием на водные ресурсы и почву является утечка
отработанных
моторных,
трансмиссионных
масел,
консистентных
смазок
и
технических жидкостей при их замене или доливе на автомобиле или агрегате
при выполнении слесарно-смазочных работ.
Электромагнитные,
ионизирующие
излучения
возникают
от
индукционного нагрева печей, сварки, опрессовки, использования электронного
диагностического
оборудования
и
приборов,
проведения
работ
по
наладке
электрооборудования
автомобиля,
проверки
состояния
коммутационной
аппаратуры.
Источниками
электромагнитных
полей
при
техническом
обслуживании
и
ремонте
являются
устройства
защиты
и
автоматики,
измерительные и другие электронные приборы, отдельные части генераторов,
трансформаторов,
индукционные
печи,
радиолокационное
оборудование
автомобиля.
Опасность
экологического
воздействия
оценивается
по
5
энергетическому
и
биологическому
воздействию
излучений
на
нервную,
иммунную,
сердечно-сосудистую
и
эндокринную
системы
человека
как
на
объекта природной среды.
Шумовое воздействие от деятельности по техническому обслуживанию и
ремонту
автомобиля
возникает
при
выполнении
операций
мойки
и
при
диагностике автомобиля с работающим двигателем.
Результаты
выявленных
технологических
процессов
по
техническому
обслуживанию и ремонту автотранспорта, оказывающих негативное влияние на
компоненты природной среды представлены рис.3.
Рисунок 3 - Влияние технологических процессов технического
обслуживания и ремонта автотранспорта на компоненты природной среды
В результате анализа изученных материалов определено, что наиболее
сильное
негативное
воздействие
автомобильного
транспорта
экологию
происходит в период его эксплуатации: и при совершении перевозок, и при
его
техническом
обслуживании
и
ремонте.
Деятельность
по
техническому
обслуживанию
и
ремонту
автомобилей
относится
к
категории
областей
с
повышенным уровнем вредного воздействия на окружающую среду по всем ее
компонентам.
Основными
мероприятиями
по
предотвращению
и
уменьшению
вредного воздействия автомобилей на окружающую среду следует считать:
ВОЗДУХ
ВОДНЫЕ
ОБЪЕКТЫ
ПОЧВА
ДРУГИЕ
ВОЗДЕЙ
СТВИЯ
1.Проверка
технического
состояния
автотранспортных
средств и их
агрегатов
2.Мойка
автотранспортных
средств, агрегатов
и деталей
3.Работа с
аккумуляторными
батареями
4.Работы с
техническими
жидкостями
5. Сварочные
работы
1.Проверка
технического
состояния
автотранспортных
средств и их агрегатов
2.Работы с
техническими
жидкостями
3.Слесарные и
смазочные работы
4.Вулканизационные
и шиноремонтные
работы
5.Окрасочные
и противокоррозионные
работы
6.Медницко-
жестяницкие и
кузовные работы
7.Сварочные работы
1.Моечные работы
2.Медницко-
жестяницкие и
кузовные работы
3. Слесарные
и смазочные
работы
4.Работы
с техническими
жидкостями
5. Сварочные
работы
1.Проверка
технического
состояния
автотранспортных
средств и их
агрегатов
2.Моечные
работы
3.Сварочные
работы
4.Работы
с техническими
жидкостями
5.Размещение
отходов
производства и
потребления
6
-совершенствование
методов
ремонта,
обслуживания
и
эксплуатации
автомобилей
с
целью
снижения
концентрации
токсичных
компонентов
в
отработавших
газах,
уровня
шума,
производимого
автомобилями,
и
загрязнения окружающей среды эксплуатационными материалами;
-использование в технологическом процессе технического обслуживания
и
ремонта
оборудования,
снижающего
уровень
загрязнения
окружающей
среды;
-соблюдение
требований
охраны
труда
и
техники
безопасности
при
проведении работ;
-осознание
гражданской
ответственности
за
экологическое
состояние
города, страны, Земли перед потомками.