Автор: Левичева Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКДОУ Детский сад №153 Министерства обороны РФ
Населённый пункт: город Трехгорный, Челябинской области
Наименование материала: доклад на педагогическом совете школы
Тема: Готовность детей к школьному обучению
Раздел: дошкольное образование
«Готовность детей к школьному обучению»
Воспитатель I квалификационной категории
Левичева Ирина Юрьевна
ФГКДОУ Детский сад №153 МО РФ
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка.
С него начинается новый этап в развитии: ему предстоит осваивать
не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной
стиль отношений со сверстниками и взрослыми, физиологически и
психологически перестраиваться и приспосабливаться к другому режиму
жизни, к новой обстановке, к школьному и ученическому коллективу; быть
самостоятельным и ответственным.
Что же это - готовность ребенка к школьному обучению?- это
такой уровень развития ребенка, который обеспечивает устойчивость и
успешность систематического обучения - это определенный уровень
психологического развития ребенка. Каждая новая ступень жизни требует от
ребенка определенной готовности.
Готовность ребенка ходить в д\с, готовность одеваться, обуваться,
следить за своим внешним видом, заниматься, готовность быть одному дома.
И все это готовность ребенка дошкольного возраста.
Поступающий в школу ребенок, должен обладать
определенными признаками школьника, быть зрелым в умственном
эмоциональном и социальном отношении.
Выделяют критерии готовности детей к обучению в школе:
медицинские и психолого-педагогические.
Медицинские критерии - уровень физического развития. То, что
ребенок должен быть здоров - это бесспорно.
В психолого-педагогическую готовность ребенка к школе
входят - интеллектуальная, эмоциональная, социальная или личностная
готовность.
Показателем интеллектуальной зрелости- это уровень общей
осведомленности ребенка его кругозор и эрудиция. Это уровень внутренней
организации мышления ребенка, овладение мыслительными операциями:
анализ и синтез, сравнение и обобщение, кроме того в процессе учебной
деятельности ребенку предстоит устанавливать причинно-следственные
связи между явлениями и предметами, разрешать выявленные противоречия.
Это показатель того, что ребенок любознателен и хочет знать «что», «зачем»
и «почему».
Социально-личностная готовность- это у ребенка должны быть
развиты память, мышление, воображение, восприятие, речь и все
психические процессы.
Качества, которыми должен обладать ребенок - это умение и
желание общаться со сверстниками, стремление ребенка к общению с
другими детьми, умение подчинять свое поведение законам группы. Ребенок
должен иметь опыт приемлемого решения конфликтов, умение строить
адекватные отношения со взрослыми.
Эмоциональная зрелость -у ребенка формируется и возникает
способность выполнять достаточно длительное время не очень интересное
занятие. Дети должны сознательно подчинять свои действия правилам -
делать не только то, что хочется, но и то, что требует учитель, «надо» должно
перевесить «хочу» и способность ребенка справляться со своими
отрицательными эмоциями.
Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная,
охватывающая все сферы жизни ребенка
К 7 годам у ребенка возникает стремление - идти в школу -
появляется мотивация т.е. желание не просто учиться, играя, а участвовать в
серьезной деятельности, результаты которой положительно оценят взрослые
и дети.
В нашем детском саду мы работаем по единой основной
образовательной программе "От рождения до школы" под ред.
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС
дошкольного образования. В этой программе для каждого возраста
существует свой перечень знаний, умений и навыков.
Главная задача детского сада состоит в создании наиболее полного,
общего развития ребенка с учетом его возрастных особенностей и
потребностей.
И поэтому следует отметить, что заниматься с детьми следует не
только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого - с
младшей группы. И не только на специальных занятиях, но и в
самостоятельной деятельности, в играх, труде, общении со взрослыми и
сверстниками.
В младшем возрасте я делаю основной упор на развитие навыков
самообслуживания, которые помогают ребенку стать самостоятельным.
На умение поддерживать порядок в индивидуальном шкафчике.
И основное содержание понятия готовность к обучению в
школе детей - это готовность к учебной деятельности, это знание программы
детского сада. От того насколько качественно и своевременно
будет подготовлен дошкольник во многом зависит от воспитателя.
Работа воспитателя по формированию готовности ребенка к
школе включает в себя:
-выработать у детей представления о занятиях, как важной
деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у
ребенка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное
выполнение заданий, внимание к словам воспитателя); Я стараюсь внушить
ребятам, что дисциплина на занятии должна быть. Если нет дисциплины -
нет результата.
-развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности,
старательности. Сформированность этих качеств проявляется в стремлении
ребенка овладевать знаниями, умениями, навыками прилагать для этого
достаточные усилия.
- формирование у детей навыков организованного поведения
учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков
оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного
становления личности, делает дошкольника более самостоятельным.
- воспитатель стимулирует детей к познавательной активности,
объясняет, как важно стремиться приобретать новые знания.
Я стремлюсь вносить свежие идеи в процесс обучения. Например:
мои воспитанники знают, что такое проектная деятельность, владеют
технологией лепбука.
-стимулирует интерес ребенка к окружающему миру, задавая
ребенку вопросы , приучает рассказывать о своем впечатлении об увиденном.
- обращает внимание на развитие мелкой моторики, где решаются
две задачи: первая - происходит влияние на общее интеллектуальное
развитие и вторая - происходит подготовка к овладению навыкам письма.
У нас есть тетради в крупную клетку, в которых я провожу
индивидуальную работу: знакомлю детей с тетрадью, клеткой, строчкой,
рисуем по клеточкам.
-при поступлении ребенка в школу, важно, чтобы он имел не только
развитую речь, но и подготовленную руку, владел зрительно- моторной
координацией.
В условиях детского сада дети приобретают знания и умения,
которые необходимы ребенку в школе. Если ребенок систематически ходит в
детский сад, старается, работает на занятиях, он получит и усвоит знания
программы детского сада, и будет успешно учиться в школе.
Психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои
силы, настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение,
чувство ответственности, организованность, дисциплинированность - вот те
качества, которые необходимы первокласснику. И оттого, насколько полно
проходит подготовка детей к школе в детском саду, зависит отношение
ребенка к школе, учебе, к заданиям, к принятию самостоятельных решений, к
первой независимости.
И все же, переход между периодом дошкольного детства и началом
обучения в школе очень сложен. Не напрасно в первом классе уделяется так
много внимания адаптации детей. Преемственность детского сада и школы
помогает сделать образовательную среду единым целым.
Под понятием «преемственность» подразумевают плавный переход
от одной образовательной ступени к другой, сохраняющий методы и формы
обучения и воспитания. Педагоги первых классов начальной школы не
смогут обеспечить мягкость адаптации старших дошкольников, если они не
знакомы с методами работы воспитателя подготовительной группы детского
сада. Если старшие дошкольники не знакомы со школой и не имеют никакого
представления о том, что их ждет за школьным порогом, будет очень
непросто воспитать у них желание учиться.
Задачи сотрудничества педагогов дошкольной и школьной системы
образования:
выработка единой концепции процесса образования и воспитания в
школе, в детском саду и в семье;
максимальное соответствие целей и задач воспитания на различных
ступенях образования, способов их достижения;
И школа, и детский сад не могут быть закрытыми общественными
институтами. Учителя и воспитатели должны отлично ориентироваться в
программах подготовительной к школе группы и первого класса школы.