Напоминание

Готовность детей к школьному обучению


Автор: Левичева Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКДОУ Детский сад №153 Министерства обороны РФ
Населённый пункт: город Трехгорный, Челябинской области
Наименование материала: доклад на педагогическом совете школы
Тема: Готовность детей к школьному обучению
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Готовность детей к школьному обучению»

Воспитатель I квалификационной категории

Левичева Ирина Юрьевна

ФГКДОУ Детский сад №153 МО РФ

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка.

С него начинается новый этап в развитии: ему предстоит осваивать

не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной

стиль отношений со сверстниками и взрослыми, физиологически и

психологически перестраиваться и приспосабливаться к другому режиму

жизни, к новой обстановке, к школьному и ученическому коллективу; быть

самостоятельным и ответственным.

Что же это - готовность ребенка к школьному обучению?- это

такой уровень развития ребенка, который обеспечивает устойчивость и

успешность систематического обучения - это определенный уровень

психологического развития ребенка. Каждая новая ступень жизни требует от

ребенка определенной готовности.

Готовность ребенка ходить в д\с, готовность одеваться, обуваться,

следить за своим внешним видом, заниматься, готовность быть одному дома.

И все это готовность ребенка дошкольного возраста.

Поступающий в школу ребенок, должен обладать

определенными признаками школьника, быть зрелым в умственном

эмоциональном и социальном отношении.

Выделяют критерии готовности детей к обучению в школе:

медицинские и психолого-педагогические.

Медицинские критерии - уровень физического развития. То, что

ребенок должен быть здоров - это бесспорно.

В психолого-педагогическую готовность ребенка к школе

входят - интеллектуальная, эмоциональная, социальная или личностная

готовность.

Показателем интеллектуальной зрелости- это уровень общей

осведомленности ребенка его кругозор и эрудиция. Это уровень внутренней

организации мышления ребенка, овладение мыслительными операциями:

анализ и синтез, сравнение и обобщение, кроме того в процессе учебной

деятельности ребенку предстоит устанавливать причинно-следственные

связи между явлениями и предметами, разрешать выявленные противоречия.

Это показатель того, что ребенок любознателен и хочет знать «что», «зачем»

и «почему».

Социально-личностная готовность- это у ребенка должны быть

развиты память, мышление, воображение, восприятие, речь и все

психические процессы.

Качества, которыми должен обладать ребенок - это умение и

желание общаться со сверстниками, стремление ребенка к общению с

другими детьми, умение подчинять свое поведение законам группы. Ребенок

должен иметь опыт приемлемого решения конфликтов, умение строить

адекватные отношения со взрослыми.

Эмоциональная зрелость -у ребенка формируется и возникает

способность выполнять достаточно длительное время не очень интересное

занятие. Дети должны сознательно подчинять свои действия правилам -

делать не только то, что хочется, но и то, что требует учитель, «надо» должно

перевесить «хочу» и способность ребенка справляться со своими

отрицательными эмоциями.

Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная,

охватывающая все сферы жизни ребенка

К 7 годам у ребенка возникает стремление - идти в школу -

появляется мотивация т.е. желание не просто учиться, играя, а участвовать в

серьезной деятельности, результаты которой положительно оценят взрослые

и дети.

В нашем детском саду мы работаем по единой основной

образовательной программе "От рождения до школы" под ред.

Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС

дошкольного образования. В этой программе для каждого возраста

существует свой перечень знаний, умений и навыков.

Главная задача детского сада состоит в создании наиболее полного,

общего развития ребенка с учетом его возрастных особенностей и

потребностей.

И поэтому следует отметить, что заниматься с детьми следует не

только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого - с

младшей группы. И не только на специальных занятиях, но и в

самостоятельной деятельности, в играх, труде, общении со взрослыми и

сверстниками.

В младшем возрасте я делаю основной упор на развитие навыков

самообслуживания, которые помогают ребенку стать самостоятельным.

На умение поддерживать порядок в индивидуальном шкафчике.

И основное содержание понятия готовность к обучению в

школе детей - это готовность к учебной деятельности, это знание программы

детского сада. От того насколько качественно и своевременно

будет подготовлен дошкольник во многом зависит от воспитателя.

Работа воспитателя по формированию готовности ребенка к

школе включает в себя:

-выработать у детей представления о занятиях, как важной

деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у

ребенка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное

выполнение заданий, внимание к словам воспитателя); Я стараюсь внушить

ребятам, что дисциплина на занятии должна быть. Если нет дисциплины -

нет результата.

-развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности,

старательности. Сформированность этих качеств проявляется в стремлении

ребенка овладевать знаниями, умениями, навыками прилагать для этого

достаточные усилия.

- формирование у детей навыков организованного поведения

учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков

оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного

становления личности, делает дошкольника более самостоятельным.

- воспитатель стимулирует детей к познавательной активности,

объясняет, как важно стремиться приобретать новые знания.

Я стремлюсь вносить свежие идеи в процесс обучения. Например:

мои воспитанники знают, что такое проектная деятельность, владеют

технологией лепбука.

-стимулирует интерес ребенка к окружающему миру, задавая

ребенку вопросы , приучает рассказывать о своем впечатлении об увиденном.

- обращает внимание на развитие мелкой моторики, где решаются

две задачи: первая - происходит влияние на общее интеллектуальное

развитие и вторая - происходит подготовка к овладению навыкам письма.

У нас есть тетради в крупную клетку, в которых я провожу

индивидуальную работу: знакомлю детей с тетрадью, клеткой, строчкой,

рисуем по клеточкам.

-при поступлении ребенка в школу, важно, чтобы он имел не только

развитую речь, но и подготовленную руку, владел зрительно- моторной

координацией.

В условиях детского сада дети приобретают знания и умения,

которые необходимы ребенку в школе. Если ребенок систематически ходит в

детский сад, старается, работает на занятиях, он получит и усвоит знания

программы детского сада, и будет успешно учиться в школе.

Психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои

силы, настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение,

чувство ответственности, организованность, дисциплинированность - вот те

качества, которые необходимы первокласснику. И оттого, насколько полно

проходит подготовка детей к школе в детском саду, зависит отношение

ребенка к школе, учебе, к заданиям, к принятию самостоятельных решений, к

первой независимости.

И все же, переход между периодом дошкольного детства и началом

обучения в школе очень сложен. Не напрасно в первом классе уделяется так

много внимания адаптации детей. Преемственность детского сада и школы

помогает сделать образовательную среду единым целым.

Под понятием «преемственность» подразумевают плавный переход

от одной образовательной ступени к другой, сохраняющий методы и формы

обучения и воспитания. Педагоги первых классов начальной школы не

смогут обеспечить мягкость адаптации старших дошкольников, если они не

знакомы с методами работы воспитателя подготовительной группы детского

сада. Если старшие дошкольники не знакомы со школой и не имеют никакого

представления о том, что их ждет за школьным порогом, будет очень

непросто воспитать у них желание учиться.

Задачи сотрудничества педагогов дошкольной и школьной системы

образования:

выработка единой концепции процесса образования и воспитания в

школе, в детском саду и в семье;

максимальное соответствие целей и задач воспитания на различных

ступенях образования, способов их достижения;

И школа, и детский сад не могут быть закрытыми общественными

институтами. Учителя и воспитатели должны отлично ориентироваться в

программах подготовительной к школе группы и первого класса школы.



В раздел образования