Напоминание

"Презентация - мастер класс по нетрадиционной технике рисования "Эбру"


Автор: Никифорова Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Ямало Ненецкий АО, г. Ноябрьск
Наименование материала: Презентация
Тема: "Презентация - мастер класс по нетрадиционной технике рисования "Эбру"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАСТЕР КЛАСС

"Использование техники Эбру в художественно-эстетическом воспитании

дошкольников"

Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению нетрадиционными

техниками рисования, познакомить педагогов с нетрадиционной техникой

рисования «Эбру».

Задачи:

- показать педагогам основной способ рисования красками на воде

-мраморирование, с элементами цветочного декора;

- упражнять в изготовлении творческих работ в технике «Эбру»;

-создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с

целью развития творческого мышления, фантазии педагогов.

Форма проведения: с педагогами и для них, без участия детей; лекция с

показом презентации + практическая работа.

Оформление: презентация по теме мастер-класса; выставка детских работ,

выполненных в технике «Эбру».

Материалы и инструменты для работы: экран для показа презентации, столы

для участников мастер класса, емкости с раствором для рисования в технике

Эбру, бумага (для эбру), акриловые краски, кисточки эбру, палочки эбру,

салфетки.

Ход мастер - класса:

(На фоне журчащей воды произносится текст)

Жизнь зародилась в воде… И красота вселенной тут же отразилась в ее

звенящих струях. Вода – стихия своенравная и непостоянная. Любое

нарушение ее покоя заставляет водный глянец меняться. (музыка

закончилась)

А вы пробовали рисовать на воде! Если нет, то сегодня попробуем вместе с

вами! Это так интересно, что не может не увлечь! Результат всегда

неповторим! Мои воспитанники от этого занятия просто в восторге.

Искусство Эбру зародилось в 11 веке. Это интересная техника —рисование

на воде специальными красками, нерастворяющимися в воде, а затем перенос

рисунка на бумагу. Родиной Эбру принято считать Турцию. Сама техника

держится в секрете, известны только некоторые моменты: в Эбру

используются только натуральные материалы. Кисти сделаны из древесины

розового кустарника или из конского волоса. Вязкость воды увеличена путём

добавления нектара Гевена (Астралагуса) – растения, растущего в Анатолии.

Выжатая их нижней части стебля, жидкость конденсируется в смолистый

воск, имеющий слабые клеящие свойства.

В переводе «Эбру» - это «облачный», «волнообразный». Поэтому в Европе

рисунки «Эбру» стали называть – «турецкая бумага» или «мраморная

бумага».

Применение техники Эбру в работе с дошкольниками позволяет развивать

художественное творчество, воображение, фантазию, интерес к

изобразительной деятельности.

Данная техника помогает решить следующие задачи:

1. Обогащать знания детей через знакомство с нетрадиционными техниками

рисования.

2. Формировать желание экспериментировать в рисовании.

3. Развивать самоидентификацию в творческой работе, целенаправленность

деятельности.

4.Воспитывать желание у воспитанников проявлять творческую

самореализацию и индивидуальность.

Так как техника Эбру является разносторонней нетрадиционной техникой,

применяемой мною в работе с воспитанниками, то я создала в группе уголок

художественного творчества «Мир красокэбру», в котором собрала все

необходимые материалы для работы в нетрадиционной технике рисования

эбру.

Для этого ребенку необходимо нанести небольшое количество краски на

кисть или набрать в пипетку. Равномерно набрызгать краску на поверхность

воды. Капли краски на масляной основе не растворяются в воде, а остаются

на ее поверхности, расплываются, принимают причудливые формы,

ежесекундно меняют очертания. Используя деревянную палочку, дети

выполняют рисунок на поверхности воды.

Когда дети только знакомятся с данной техникой, они очень любят просто

экспериментировать – водя палочкой по поверхности воды, в дальнейшем

начинают придумывать сюжетную композицию (например, букет из цветов и

листьев, подводный мир, сказочную птицу). Детям нравится выполнять

задания на воображение и развитие творческого мышления: определи, на что

это похоже; угадай, что здесь нарисовано.

Красивые узоры, получаются как бы сами собой, что не может не радовать

маленьких художников. Хочется отметить, что техника Эбру напоминает

собой бесконечное медитативное движение, расслабляющее, успокаивающее

и снимающее нервное напряжение. Такое занятие не только увлекает, но и

прекрасно успокаивает активных и беспокойных детей.

Продолжая осваивать нетрадиционную технику рисования с детьми, я

пришла к выводу, что с помощью волшебного таинства Эбру можно

развивать художественные навыки у детей, а так же раскрывать творческий,

личностный потенциал ребенка, талант, который, как мы знаем, дремлет в

каждом из наших воспитанников.

Мастер-класс

Уважаемые коллеги, приглашаю вас окунуться в волшебную сказку Эбру.

Для начала рисования нам понадобятся: емкость, в которой мы будем

рисовать, пипетка, кисточка для фона, палочка для рисования, гребешок

эбру. Все это вы видите на своих рабочих местах.

В рисовании техникой Эбру – нет правильных или неправильных штрихов,

каждое ваше движение, каждая капелька краски – это ваше творчество, ваш

внутренний мир, поэтому не стоит бояться, что-то испортить или сделать не

так.

Сейчас мы попробуем нарисовать цветочный узор.

Первое, что нам необходимо - нарисовать фон. Нужно обмакнуть кисть и

набрать небольшое количество краски (по вашему выбору). Затем вот так

поставить руку (показываю), и держа кисточку за самый кончик постучать по

руке. Посмотрите получаются хаотичные капли. Потом мы смываем краску и

тоже самое проделываем с другим цветом (по вашему выбору). Каждая

капелька, соприкасаясь с водой, оживает и начинает гулять по поверхности.

Наша поверхность покрыта краской, теперь мы в руки возьмём инструмент,

которым собственно и будем рисовать – это деревянная палочка. Одно из

правил рисования по воде – палочку необходимо всегда держать под углом

90 градусов по отношению к воде. Осторожно окунем палочку в левый

нижний угол и, начинаем проводить линии вправо, затем влево, потом снова

вправо и т.д. Это необходимо для того, чтобы краски немного поиграли друг

с другом и перемешались между собой. У нас получается рисунок похожий

на ёлочки.

Теперь вы можете немного пофантазировать и поводить палочкой по

поверхности, так как захочется вашей душе.

Далее, нарисуем красивый цветок. Наносим пипеткой по капельки три круга,

в центр этих кругов ещё круги других цветов, посмотрите, как это делаю я,

чтобы было более понятно. Затем опустим палочку чуть выше первого круга

и проведём прямую в центр круга. Теперь вводим палочку в круг и плавными

движениями оттягиваем краску по дуге, влево и так же вправо. Второй круг

мы будем палочкой собирать в центр, посмотрите, как это делаю я.

Приступаем к третьему кругу, первые наши действия повторим, как и со

вторым цветком, соберём его в центр, а теперь каждый лепесток оттянем в

сторону. Вот так из обычных кругов мы получили три разных цветка.

Ну а теперь каждый может немного пофантазировать и дополнить свою

работу, какими-нибудь элементами, либо повторить мои движения. (Рисую

цветы, завитки и т.п.)

Итак, наш цветочный узор готов, а чтобы его красота нам запомнилась,

необходимо его сохранить. Поэтому мы превратимся в волшебников и

перенесем свои фантазии на бумагу. Положите лист на рисунок, подождите

2-3 секунды. Возьмите лист за края и плавно перетащите его через лоток,

чтобы убрать лишнюю жидкость.

Уважаемые коллеги!

Как вы думаете - что дает дошкольникам рисование в технике ЭБРУ?

(Ответы участников мастер-класса).

Вывод: я считаю, что для детей Эбру является прекрасным инструментом

развития воображения, моторики, творчества.



В раздел образования