Напоминание

«Работа над переходами в позиции на скрипке в младших классах ДМШ и ДШИ»


Автор: Гранина Анна Максимовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: Красноярский край, пгт Шушенское
Наименование материала: Разработка открытого урока
Тема: «Работа над переходами в позиции на скрипке в младших классах ДМШ и ДШИ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Разработка

открытого урока

на тему «Работа над переходами в

позиции на скрипке в младших

классах ДМШ и ДШИ»

Преподаватель МБУ ДО «Шушенская ДШИ»

Гранина Анна Максимовна.

Обучающая: Волобуева Вероника.

Тема: «Работа над переходами в позиции на скрипке в младших классах

ДМШ и ДШИ».

Характеристика обучающегося: Волобуева Вероника, учится в третьем

классе. Имеет хорошие музыкальные данные. На уроке эмоциональна,

активна, живо реагирует на замечания. Девочка очень умная, но не ко

всякому уроку делает домашнее задание.

Тип урока:

комбинированный-закрепление изученного с применением

знаний и умений, ознакомление с новым материалом.

Форма урока: добиться от ребёнка правильного скольжения по грифу,

попадание в нужную ноту в позиции.

Задачи:

- образовательная (разбор двигательных функций левой руки, свободное

владение 2-й и 3-й позициями, изучение различных видов переходов ).

- воспитательная (воспитание внимания, аккуратности и трудолюбия).

-развивающая (развить навыки и способности, личные качества учащегося,

слуховой контроль).

Методы :

Используется комплексный метод обучения:

-показ

педагога

изучаемого

материала

с

пояснением

и

словесной

инструкцией;

-игра упражнений способствующих правильному скольжению левой руки по

грифу скрипки;

-знакомство с различными видами переходов и способами их осуществления;

-метод повтора для закрепления знаний.

Деятельность учащегося на уроке:

практическая, самостоятельная и творческая.

Средства обучения: инструмент скрипка, сборник С.Шальмана «Я буду

скрипачом», дневник.

Ход занятий: К началу урока ребенок, а именно Вероника, уже знает, что

позиция – это такое положение левой руки, когда не сдвигая её с места,

можно сыграть мелодию или её часть на всех четырех струнах; что в каждой

позиции звуки следуют один за другим, как в первой позиции. Вероника

работает над двумя гаммами: Соль мажор в 3-й позиции (приступили к

изучению сразу после изучения этой гаммы в 1-й позиции). Поэтому

начинаем урок с работы над гаммой соль мажор. Следим за ведением

смычка,

играем

платным

звуком,

чисто

интонируем.

Периодически

останавливаю ребёнка и интересуюсь, какую ноту он сейчас играет. Это

необходимо для того, чтобы ребёнок запоминал аппликатуру в позициях.

Затем прошу Веронику сыграть однооктавные гаммы (мажор и минор). Это

очень полезный способ освоения грифа.

Затем переходим к подготовительному упражнения для смены позиций.

Упражнение способствует устойчивому держанию скрипки на ключице и не

дают возможности зажимать крепко шейку скрипки большим и указательным

пальцами левой руки, а также приучает локтевой и плечевой суставы к той

работе, которая будет необходима при смене позиций. Во время этого

упражнения смычком нужно играть длинную ноту, а левую руку плавно

перемещать вдоль шейки скрипки. Необходимо, чтобы ребёнок уяснил, что в

процессе смены позиций принимает участие вся рука в целом. В пределах

первых четырех позиций смена происходит при помощи предплечья с

участием плеча.

Переходим непосредственно к переходам. Прошу ребёнка поставить 1-й

палей на струну «ля». Остальные пальцы свободно приподняты над струной.

Ослабляем напряжение руки (особенно локтя), палец легко скользит по

грифу и «везёт» за собой всю руку. Дойдя до ноты «ре» в середине грифа

останавливаем руку, прижимаем палец; таким же образом возвращаемся

обратно в 1-ю позицию. Повторяем упражнение несколько раз. Добиваемся

чёткого попадания 1-го пальца в нужную ноту. Выполняем это упражнение

по очереди каждым пальцем на всех струнах.

Используем сборник

С.Шальмана. Следим, чтобы переходы были плавными, ночёткими. Должны

быть слышны основные звуки без глиссандо.

Переходим к переходу с нижележащего пальца на вышележащий вверх и с

вышележащего на нижележащий вниз.В самом начале изучение этого вида

перехода можно использовать вспомогательные звуки для облегчения

понимания

процесса

перехода

(гамма

«соль»

мажор).

Не

забываю

периодически давать возможность ребёнку отдохнуть, расслабить игровой

аппарат. В это время можно сделать расслабляющие упражнения, ненадолго

переключить внимание ребёнка.

Переходим к следующему виду переходов. Это переход с вышележащего

пальца на нижележащий вверх и с нижележащего на вышележащий вниз.

Здесь работает подмена пальцев. Вышележащий палец начинает плавно

скользить, затем подменяется 1-м пальцем; вниз скользит 1-й палец, сменяясь

в конце пути 2-м пальцем. Данный вид перехода отрабатываем на гамме,

чередуя 1-й и 2-й пальцы.

Следующий вид перехода – переход через открытую струну. В предыдущих

переходах из позиции в позицию мы скользили по грифу. Но с открытой

струной этого делать нельзя. Поэтому нужно научиться брать звук с воздуха.

Для этого его нужно себе представить, спеть. Делаем это упражнение

неоднократно, добиваясь чёткого попадания в нужную ноту.

Домашнее задание: гамма «соль» мажор – поработать над интонацией и

качеством звукоизвлечения. Работать над переходами, используя упражнения

из сборника С. Шальмана.



В раздел образования