Напоминание

"Музыкальная терапия"


Автор: Андреева Нина Михайловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР-
Населённый пункт: город Барнаул
Наименование материала: "Здоровые дети в здоровой семье"
Тема: "Музыкальная терапия"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Музыкальная терапия для детей.

Музыку мы слушаем для удовольствия. Но на этом не заканчиваются ее

полезные свойства. Психологи и врачи уже используют музыкальные

композиции и упражнения как настоящее лекарство, которое исцеляет и тело,

и душу. Музыкальная терапия помогает снять стресс, улучшить здоровье и

повысить интеллект.

Лечебные звуки

Удивительные свойства музыки использовались в медицине еще в 16 веке.

Французский

хирург

Амбруаз

Паре

заметил,

что

музыкальное

сопровождение во время операции позволяет снизить дозу анестезии. Этот

опыт оказался полезен и сегодня. В Национальном институте переливания

крови во Франции выявили, что некоторые композиции классической и

джазовой музыки обладают обезболивающим действием. Почему так

происходит? Все дело в том, что звук- это акустический сигнал, который

целенаправленно воздействует на клетки нашего организма, изменяя их

электрохимическую активность.

Ученые не останавливаются на достигнутом. В научно-исследовательском

центре музыкальной терапии в Москве провели опыт, как клетки человека

воспринимают разную музыку. Образцы клеточных культур поместили

между

наушниками

и

фиксировали

реакцию

на инструментальную

классическую,

средневековую,

эстрадно-симфоническую и

рок-

музыку. Наиболее

сильным

и

«антистрессовым» оказалось

воздействие

средневековых духовных песнопений.

Последние исследования показывают, что с помощью музыки можно

бороться и с различными инфекциями. Например, после 45-минутного

концерта

из

произведений

Моцарта,

Гайдна

и

Чайковского

30%

болезнетворных микробов погибают.

Музыка Моцарта повышает интеллект

Музыка может стимулировать интеллектуальное развитие, как взрослых, так

и детей. Российский физиолог и электрофизиолог- В.С.Русинов в ходе своих

исследований наблюдал за изменениями в мозге человека во время

прослушивания музыки. Оказалось, что приятные мелодии усиливают

внимание и активизируют центральную нервную систему. А специалисты в

Центре обучения и памяти при Калифорнийском университете в Ирвине

провели такой эксперимент. После стандартного теста на IQ (оценка

коэффициента интеллекта человека) группа студентов 10 минут слушала

сонату Моцарта (До мажор). После этого было проведено повторное

тестирование, и на этот раз IQ оказался на 8-9 пунктов выше, чем раньше.

Исследователи предполагают, что регулярное прослушивание музыки может

продлить срок повышенного уровня интеллекта, так как сложная структура

музыки активизирует зоны мозга, отвечающие за абстрактное мышление и

другие немузыкальные функции.

Французский отоларинголог, почетный член Французской медицинской

академии и Академии наук Альфред Томатис также советует слушать

Моцарта. Томатис изучал влияние звуков высокой частоты от 5000 до 8000

Гц на психику человека. Согласно его теории, ребенок, находясь в лоне

матери, хорошо воспринимает именно этот частотный диапазон. И поэтому

прослушивание произведений с высокими частотами помогает возвратиться

нам в то блаженное состояние, когда мы были еще эмбрионами. А когда мы

устали и медленно соображаем, такая музыка поможет «перезарядить» мозг,

как батарейки. После многолетних исследований Томатис пришел к выводу,

что сочинения Моцарта содержат наибольшее количество звуков в этом

частотном диапазоне, в то время как тяжелый рок – наименьшее.

Музыка эпохи барокко улучшает память

Музыка эпохи барокко также несет в себе огромные возможности.

Болгарские психологи Г.Лозанов и А.Новаков определили, что музыка Баха,

Генделя, Вивальди и Монтеверди переводит мозг человека в диапазон альфа-

волн, которые распространяются на частоте от 8 до 13 Гц, что способствует

повышению самочувствия и внимательности. В результате специалисты

разработали метод суггестопедии: на фоне спокойной музыки времен Баха

человеку преподносится информация, например, фразы на иностранном

языке с интервалом в 4 секунды. Первые эксперименты показали, что люди в

таком режиме могут запомнить от 60 до 500 иностранных слов в день. Это

подтвердили и американские исследователи из университета Айовы. По их

данным скорость обучения с помощью музыки эпохи барокко увеличилась на

24%, а объем сохранения данных в памяти человека увеличился на 26%.

Музыка и эмоции

В музыкальном диалоге ребенок может контактировать с другим человеком в

безопасной зоне, он раскрепощается и учится выражать свои чувства и

эмоции.

А

делать

это

можно

с

помощью

простых

музыкальных

инструментов:

барабана,

деревянных

ложек,

маракасов,

треугольника,

трещотки и всего, что есть под рукой.

«Музыкальный диалог»

Предложите ребенку сказать что-нибудь не словами, а музыкальными

инструментами (хлопками). Взрослый отвечает.

Варианты:

«Передай свое настроение с помощью барабана».

«Давай поиграем тихо-тихо, а теперь так громко, как только можешь».

«А сможешь играть быстро-быстро, а медленно?

Пение и здоровье

Наш голос- одно из наиболее эффективных средств на пути к здоровью. Не

случайно многие известные оперные певцы - долгожители (И.С. Козловский,

М.Д.Михайлов, С.Я.Лемешев). Это объясняется тем, что во время пения

происходит стабилизация электрической активности мозга, а также мягкая

стимуляция работы внутренних органов за счет активных движений грудной

клетки, диафрагмы и пресса. Причем, даже отсутствие музыкального слуха-

не помеха для занятий лечебным вокалом.

Вокальная зарядка

Суть упражнения в том, что ребенок тянет звук как можно дольше на

удобной высоте.

Звук «м-м-м» (при правильном произнесении губам должно быть щекотно)

снимает напряжение и дает возможность расслабиться.

Звук «а-а-а»-мягко массирует гортань и щитовидную железу

Звук «и-и-и»-тонизирует, заставляет мозг работать интенсивнее, повышает

активность

Звук «о-о-о»-помогает сконцентрироваться, дает активные вибрации в

грудной клетке.

Звук «э-э-э»-благотворно действует на железы внутренней секреции.

По возрасту и интересам ребенка можно разыгрывать небольшие сценки,

которые будут провоцировать ребенка на длительный выдох и тонирование.

Например, мы едем на машине «ж-ж-ж». Вдруг машина остановилась. Что

такое? У нее спустило шину «с-с-с». А за окном дует сильный ветер «у-у-у»

(можно пропеть этот звук вверх и вниз). Он поднял с земли листья, и они

зашуршали

«ш-ш-ш»

и

т.д.Также

можно

поиграть

с

ребенком

в

«повторялки».

«Я буду издавать разные звуки. Сможешь их повторить? (Для разнообразия

можно использовать не только звуки, но и хлопки, шлепки по разным частям

тела, топанье ногами). А теперь давай поменяемся.

Ты будешь издавать звуки, а я – повторять».

Музыка и пластика

Здесь ребенок может выражать свои чувства и переживания через жесты и

пластику. Согласно концепции К. Юнга таким образом можно освободиться

от подавленных желаний, конфликтов и избавиться от отрицательных

эмоций. Также через снятие мышечного напряжения человек снижает

уровень стресса.

Придумай танец

Ребенок танцует под любимую музыку так, как хочет. Если он затрудняется с

выбором движений, покажите ему пример. Активизировать фантазию можно

с помощью газового платка. Вот у нас ручеек (волнообразные движения

вдоль пола), спрячемся (закрываем платочком лицо), а теперь сделаем салют

(спрячем платок в ладошках и подбросим вверх). Можно придумать тему для

танца. Например, «Мое хорошее настроение», «Как я устал» и др.

В темпе барабана

Кто-то из взрослых играет на барабане или другом ударном инструменте.

Можно использовать даже кастрюли или смастерить маракас, засыпав крупу

в пластиковую бутылку. Ребенок двигается, пока звучит барабан. Когда

музыка прекращается, он должен замереть на месте. Затем можно поменяться

ролями.

Вариант.

Изменяем

темп,

играя

на

барабане

(медленно,

быстро,

с

ускорением). Ребенок должен следовать темпу.

Обретаем спокойствие

Композиции в медленном темпе заставляют человека непроизвольно

замедлить дыхание, расслабиться и успокоиться.

Медитация «Ласковое солнышко»

На фоне спокойной музыки предложите ребенку положить руки в районе

сердца и послушать, как оно стучит. «Представь, что у тебя в груди кусочек

солнышка. Яркий и теплый свет разливается по телу, рукам, ногам. Оно

согревает тебя, наполняет энергией и хорошим настроением…»

Музыкальный сон

Прослушайте музыкальное произведение с закрытыми глазами и обсудите

кому, что «снилось».

Рисуем музыку

Цвет в сочетании с музыкой усиливает психотерапевтическое воздействие на

человека.

Предложите ребенку нарисовать все, что захочется под музыку. Это может

быть какой-либо сюжет, а могут быть абстрактные линии или пятна.

Чтобы настроить юного художника, расскажите ему небольшую сказку.

«Жила-была Кисточка. Она очень любила своего друга -Художника. С ее

помощью на холсте получались красивые картины. Но однажды Художник

загрустил и не хотел больше рисовать. Кисточка очень расстроилась и не

знала, как помочь своему другу. Как-то раз Кисточка проснулась от

удивительных звуков за окном. Оказывается, в их доме поселился Музыкант.

(Звучит музыка.)

В них Кисточка услышала пение птиц и шум ветра, увидела утренний туман

и заход солнца. Кисточке очень захотелось рисовать. Она даже попыталась

встать, но... не смогла, потому что кисточки не умеют сами ходить. «А что,

если музыку пригласить к нам и окунуть в краски», -подумала Кисточка и

стала звать звуки к себе в гости. И музыка вплыла в комнату. Палитра ожила.

От этих прекрасных звуков Художник проснулся. «Теперь я знаю, что и как

рисовать", - воскликнул он и принялся рисовать ту музыку, что наполняла

его комнату».

Вот такая удивительная история произошла с Кисточкой. У нас с тобой есть

не менее волшебная кисточка, которая тоже сможет нарисовать музыку.

Даже несколько минут в день хорошей музыки помогут ребенку обрести

душевное равновесие и получить заряд положительных эмоций. Через пение,

фантазии, рисование, движение, игру на музыкальных инструментах он

может выразить себя, стать общительнее, здоровее и умнее.

Список произведений, оказывающих

седативное и тонизирующие действия

С.Шушарджан – доктор медицинских наук, основоположник научной

музыкальной терапии в России разработал музыкально-терапевтические

программы

для

регуляции

состояния

человека.

Вот,

некоторые

из

отобранных и опробованных произведений:

Музыка, оказывающая седативное действие:

В.Моцарт: Симфония №4 – Andante

Л.Бетховен:Лунная соната – Adagio sostenuto

И.Бах: Бранденбургский концерт №1 – Adagio

П.Чайковский: Мелодия

Э.Григ: сюита «Пер Гюнт» - Песня Сольвейг

Й.Гайдн: Симфония №96 – Andante

К.Дебюсси: Лунный свет

Ф.Шопен: Фортепианный концерт№2 – Larghetto

А.Вивальди: Времена года – Весна,

С.Рахманинов: Вокализ

Ф.Шуберт: Музыкальный момент

Т.Альбинони: Адажио

Произведения, оказывающие тонизирующее действие

П.Чайковский: Лебединое озеро- Вальс

И.Бах: Бранденбургский концерт №2 и №3 -1 часть

А.Рубинштейн: Мелодия

Э.Григ: Пер Гюнт – Утро

И.Штраус: Вальс «Голубой Дунай»

В.Моцарт: «Маленькая ночная серенада»

И.Пахельбель: Канон (Ре мажор)

Р.Шуман: Симфония№3 (Ми-бемоль мажор)

Р.Клейдерман: «Mamma Mia»

Ф.Синатра: «Forget Domani»



В раздел образования