Автор: Андреева Нина Михайловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР-
Населённый пункт: город Барнаул
Наименование материала: "Здоровые дети в здоровой семье"
Тема: "Музыкальная терапия"
Раздел: дошкольное образование
Музыкальная терапия для детей.
Музыку мы слушаем для удовольствия. Но на этом не заканчиваются ее
полезные свойства. Психологи и врачи уже используют музыкальные
композиции и упражнения как настоящее лекарство, которое исцеляет и тело,
и душу. Музыкальная терапия помогает снять стресс, улучшить здоровье и
повысить интеллект.
Лечебные звуки
Удивительные свойства музыки использовались в медицине еще в 16 веке.
Французский
хирург
Амбруаз
Паре
заметил,
что
музыкальное
сопровождение во время операции позволяет снизить дозу анестезии. Этот
опыт оказался полезен и сегодня. В Национальном институте переливания
крови во Франции выявили, что некоторые композиции классической и
джазовой музыки обладают обезболивающим действием. Почему так
происходит? Все дело в том, что звук- это акустический сигнал, который
целенаправленно воздействует на клетки нашего организма, изменяя их
электрохимическую активность.
Ученые не останавливаются на достигнутом. В научно-исследовательском
центре музыкальной терапии в Москве провели опыт, как клетки человека
воспринимают разную музыку. Образцы клеточных культур поместили
между
наушниками
и
фиксировали
реакцию
на инструментальную
классическую,
средневековую,
эстрадно-симфоническую и
рок-
музыку. Наиболее
сильным
и
«антистрессовым» оказалось
воздействие
средневековых духовных песнопений.
Последние исследования показывают, что с помощью музыки можно
бороться и с различными инфекциями. Например, после 45-минутного
концерта
из
произведений
Моцарта,
Гайдна
и
Чайковского
30%
болезнетворных микробов погибают.
Музыка Моцарта повышает интеллект
Музыка может стимулировать интеллектуальное развитие, как взрослых, так
и детей. Российский физиолог и электрофизиолог- В.С.Русинов в ходе своих
исследований наблюдал за изменениями в мозге человека во время
прослушивания музыки. Оказалось, что приятные мелодии усиливают
внимание и активизируют центральную нервную систему. А специалисты в
Центре обучения и памяти при Калифорнийском университете в Ирвине
провели такой эксперимент. После стандартного теста на IQ (оценка
коэффициента интеллекта человека) группа студентов 10 минут слушала
сонату Моцарта (До мажор). После этого было проведено повторное
тестирование, и на этот раз IQ оказался на 8-9 пунктов выше, чем раньше.
Исследователи предполагают, что регулярное прослушивание музыки может
продлить срок повышенного уровня интеллекта, так как сложная структура
музыки активизирует зоны мозга, отвечающие за абстрактное мышление и
другие немузыкальные функции.
Французский отоларинголог, почетный член Французской медицинской
академии и Академии наук Альфред Томатис также советует слушать
Моцарта. Томатис изучал влияние звуков высокой частоты от 5000 до 8000
Гц на психику человека. Согласно его теории, ребенок, находясь в лоне
матери, хорошо воспринимает именно этот частотный диапазон. И поэтому
прослушивание произведений с высокими частотами помогает возвратиться
нам в то блаженное состояние, когда мы были еще эмбрионами. А когда мы
устали и медленно соображаем, такая музыка поможет «перезарядить» мозг,
как батарейки. После многолетних исследований Томатис пришел к выводу,
что сочинения Моцарта содержат наибольшее количество звуков в этом
частотном диапазоне, в то время как тяжелый рок – наименьшее.
Музыка эпохи барокко улучшает память
Музыка эпохи барокко также несет в себе огромные возможности.
Болгарские психологи Г.Лозанов и А.Новаков определили, что музыка Баха,
Генделя, Вивальди и Монтеверди переводит мозг человека в диапазон альфа-
волн, которые распространяются на частоте от 8 до 13 Гц, что способствует
повышению самочувствия и внимательности. В результате специалисты
разработали метод суггестопедии: на фоне спокойной музыки времен Баха
человеку преподносится информация, например, фразы на иностранном
языке с интервалом в 4 секунды. Первые эксперименты показали, что люди в
таком режиме могут запомнить от 60 до 500 иностранных слов в день. Это
подтвердили и американские исследователи из университета Айовы. По их
данным скорость обучения с помощью музыки эпохи барокко увеличилась на
24%, а объем сохранения данных в памяти человека увеличился на 26%.
Музыка и эмоции
В музыкальном диалоге ребенок может контактировать с другим человеком в
безопасной зоне, он раскрепощается и учится выражать свои чувства и
эмоции.
А
делать
это
можно
с
помощью
простых
музыкальных
инструментов:
барабана,
деревянных
ложек,
маракасов,
треугольника,
трещотки и всего, что есть под рукой.
«Музыкальный диалог»
Предложите ребенку сказать что-нибудь не словами, а музыкальными
инструментами (хлопками). Взрослый отвечает.
Варианты:
«Передай свое настроение с помощью барабана».
«Давай поиграем тихо-тихо, а теперь так громко, как только можешь».
«А сможешь играть быстро-быстро, а медленно?
Пение и здоровье
Наш голос- одно из наиболее эффективных средств на пути к здоровью. Не
случайно многие известные оперные певцы - долгожители (И.С. Козловский,
М.Д.Михайлов, С.Я.Лемешев). Это объясняется тем, что во время пения
происходит стабилизация электрической активности мозга, а также мягкая
стимуляция работы внутренних органов за счет активных движений грудной
клетки, диафрагмы и пресса. Причем, даже отсутствие музыкального слуха-
не помеха для занятий лечебным вокалом.
Вокальная зарядка
Суть упражнения в том, что ребенок тянет звук как можно дольше на
удобной высоте.
Звук «м-м-м» (при правильном произнесении губам должно быть щекотно)
снимает напряжение и дает возможность расслабиться.
Звук «а-а-а»-мягко массирует гортань и щитовидную железу
Звук «и-и-и»-тонизирует, заставляет мозг работать интенсивнее, повышает
активность
Звук «о-о-о»-помогает сконцентрироваться, дает активные вибрации в
грудной клетке.
Звук «э-э-э»-благотворно действует на железы внутренней секреции.
По возрасту и интересам ребенка можно разыгрывать небольшие сценки,
которые будут провоцировать ребенка на длительный выдох и тонирование.
Например, мы едем на машине «ж-ж-ж». Вдруг машина остановилась. Что
такое? У нее спустило шину «с-с-с». А за окном дует сильный ветер «у-у-у»
(можно пропеть этот звук вверх и вниз). Он поднял с земли листья, и они
зашуршали
«ш-ш-ш»
и
т.д.Также
можно
поиграть
с
ребенком
в
«повторялки».
«Я буду издавать разные звуки. Сможешь их повторить? (Для разнообразия
можно использовать не только звуки, но и хлопки, шлепки по разным частям
тела, топанье ногами). А теперь давай поменяемся.
Ты будешь издавать звуки, а я – повторять».
Музыка и пластика
Здесь ребенок может выражать свои чувства и переживания через жесты и
пластику. Согласно концепции К. Юнга таким образом можно освободиться
от подавленных желаний, конфликтов и избавиться от отрицательных
эмоций. Также через снятие мышечного напряжения человек снижает
уровень стресса.
Придумай танец
Ребенок танцует под любимую музыку так, как хочет. Если он затрудняется с
выбором движений, покажите ему пример. Активизировать фантазию можно
с помощью газового платка. Вот у нас ручеек (волнообразные движения
вдоль пола), спрячемся (закрываем платочком лицо), а теперь сделаем салют
(спрячем платок в ладошках и подбросим вверх). Можно придумать тему для
танца. Например, «Мое хорошее настроение», «Как я устал» и др.
В темпе барабана
Кто-то из взрослых играет на барабане или другом ударном инструменте.
Можно использовать даже кастрюли или смастерить маракас, засыпав крупу
в пластиковую бутылку. Ребенок двигается, пока звучит барабан. Когда
музыка прекращается, он должен замереть на месте. Затем можно поменяться
ролями.
Вариант.
Изменяем
темп,
играя
на
барабане
(медленно,
быстро,
с
ускорением). Ребенок должен следовать темпу.
Обретаем спокойствие
Композиции в медленном темпе заставляют человека непроизвольно
замедлить дыхание, расслабиться и успокоиться.
Медитация «Ласковое солнышко»
На фоне спокойной музыки предложите ребенку положить руки в районе
сердца и послушать, как оно стучит. «Представь, что у тебя в груди кусочек
солнышка. Яркий и теплый свет разливается по телу, рукам, ногам. Оно
согревает тебя, наполняет энергией и хорошим настроением…»
Музыкальный сон
Прослушайте музыкальное произведение с закрытыми глазами и обсудите
кому, что «снилось».
Рисуем музыку
Цвет в сочетании с музыкой усиливает психотерапевтическое воздействие на
человека.
Предложите ребенку нарисовать все, что захочется под музыку. Это может
быть какой-либо сюжет, а могут быть абстрактные линии или пятна.
Чтобы настроить юного художника, расскажите ему небольшую сказку.
«Жила-была Кисточка. Она очень любила своего друга -Художника. С ее
помощью на холсте получались красивые картины. Но однажды Художник
загрустил и не хотел больше рисовать. Кисточка очень расстроилась и не
знала, как помочь своему другу. Как-то раз Кисточка проснулась от
удивительных звуков за окном. Оказывается, в их доме поселился Музыкант.
(Звучит музыка.)
В них Кисточка услышала пение птиц и шум ветра, увидела утренний туман
и заход солнца. Кисточке очень захотелось рисовать. Она даже попыталась
встать, но... не смогла, потому что кисточки не умеют сами ходить. «А что,
если музыку пригласить к нам и окунуть в краски», -подумала Кисточка и
стала звать звуки к себе в гости. И музыка вплыла в комнату. Палитра ожила.
От этих прекрасных звуков Художник проснулся. «Теперь я знаю, что и как
рисовать", - воскликнул он и принялся рисовать ту музыку, что наполняла
его комнату».
Вот такая удивительная история произошла с Кисточкой. У нас с тобой есть
не менее волшебная кисточка, которая тоже сможет нарисовать музыку.
Даже несколько минут в день хорошей музыки помогут ребенку обрести
душевное равновесие и получить заряд положительных эмоций. Через пение,
фантазии, рисование, движение, игру на музыкальных инструментах он
может выразить себя, стать общительнее, здоровее и умнее.
Список произведений, оказывающих
седативное и тонизирующие действия
С.Шушарджан – доктор медицинских наук, основоположник научной
музыкальной терапии в России разработал музыкально-терапевтические
программы
для
регуляции
состояния
человека.
Вот,
некоторые
из
отобранных и опробованных произведений:
Музыка, оказывающая седативное действие:
В.Моцарт: Симфония №4 – Andante
Л.Бетховен:Лунная соната – Adagio sostenuto
И.Бах: Бранденбургский концерт №1 – Adagio
П.Чайковский: Мелодия
Э.Григ: сюита «Пер Гюнт» - Песня Сольвейг
Й.Гайдн: Симфония №96 – Andante
К.Дебюсси: Лунный свет
Ф.Шопен: Фортепианный концерт№2 – Larghetto
А.Вивальди: Времена года – Весна,
С.Рахманинов: Вокализ
Ф.Шуберт: Музыкальный момент
Т.Альбинони: Адажио
Произведения, оказывающие тонизирующее действие
П.Чайковский: Лебединое озеро- Вальс
И.Бах: Бранденбургский концерт №2 и №3 -1 часть
А.Рубинштейн: Мелодия
Э.Григ: Пер Гюнт – Утро
И.Штраус: Вальс «Голубой Дунай»
В.Моцарт: «Маленькая ночная серенада»
И.Пахельбель: Канон (Ре мажор)
Р.Шуман: Симфония№3 (Ми-бемоль мажор)
Р.Клейдерман: «Mamma Mia»
Ф.Синатра: «Forget Domani»