Напоминание

Определение способностей и склонности к обучению в музыкальной школе


Автор: Шишкина Ирина Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: г.Сургут Ханты-Манскийский автономный округ
Наименование материала: методическая работа
Тема: Определение способностей и склонности к обучению в музыкальной школе
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого»

Методическая работа

Определение способностей и склонности

к обучению в музыкальной школе.

Разработчики: Шишкина И.Ю.,

преподаватель высшей категории

по классу фортепиано

2021

Введение

Определение музыкального слуха

Описание методических приемов

Определение чувства ритма.

Описание методических приемов

Определение координационных способностей и способности мелких

пальцевых движений

Описание методических приемов

Определение склонности ребенка к занятиям музыкой.

Вывод

Определение способностей и склонности

к обучению в музыкальной школе.

Определение музыкальных способностей

Преподавателей школы искусств, всегда волнует вопрос приёмных

испытаний будущих учащихся школы.

Реализуемые

программы "ФГТ

учитывают

возрастные

и

индивидуальные особенности обучающихся и направлены на: выявление

одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском

возрасте; создание условий для художественного образования, эстетического

воспитания, духовно-нравственного развития детей; приобретение детьми

знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять

музыкальные

произведения

в

соответствии

с

необходимым

уровнем

музыкальной грамотности и стилевыми традициями; воспитание у детей

культуры сольного и ансамблевого музицирования; приобретение детьми

опыта

творческой

деятельности;

овладение

детьми

духовными

и

культурными ценностями народов мира; подготовку одаренных детей к

поступлению

в

образовательные

учреждения,

реализующие

основные

профессиональные образовательные программы в области музыкального

искусства". Но "выявление одаренных детей" - это длительный процесс,

государство "дает" нашим школам на этот процесс даже 8-9 лет! В этом

процессе мы выявляем особенно способных.

«Сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность

успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.

Высокая ступень развития способностей называется талантом»

На вступительных экзаменах школы выявляется у ребёнка наличие

музыкальной одарённости в момент проведения испытания, и ничего не

сделано для того, чтобы определить степень интенсивности музыкального

развития в будущем.

Определение музыкального слуха.

Для определения музыкального слуха, голоса и музыкальной памяти.

Существует ряд традиционных тестов. Эти тесты очень простые, но для их

выполнения требуется минимальный набор музыкальных знаний и .

Тест 1. Попросите ребенка подойти к фортепиано и отвернуться. Сыграйте

по очереди два звука в разных регистрах (верхнем и нижнем) и спросите его,

какой звук был ниже, а какой выше.

Тест 2. Нажмите на фортепиано одну клавишу и спросите ребенка, сколько

прозвучало звуков. Теперь нажмите две клавиши одновременно (желательно

на большом расстоянии друг от друга), и спросите, сколько звуков

прозвучало теперь. Если ребенок затрудняется с ответом, нажмите те же

клавиши по очереди. Сыграйте любой аккорд двумя руками (в широком

расположении), и спросите, сколько звуков прозвучало (один, или много).

Первые

два

теста

проверяют

активность

слуха,

способность

«ориентироваться в звуковом пространстве», выделять отдельные элементы

из общего звучания музыки (на простейшем уровне). Они позволяют

определить, понимает ли ребенок разницу звуков по высоте, а также разницу

между отдельным звуком и несколькими, прозвучавшими одновременно.

Тест 3. Спойте ноту Ми первой октавы (например, на слог «ля» или простое

«а») и попросите ребенка повторить. Затем спойте ноту Ля первой октавы и

снова попросите повторить. Если вы слышите, что ребенку трудно петь в

этом диапазоне, спойте ноты выше: До-Ми второй октавы, или наоборот

ниже: Си малой – Ре первой октавы. Попробуйте разные ноты, для того

чтобы определить диапазон голоса ребенка.

Тест 4. Спойте простую, короткую мелодическую фразу, и попросите

ребенка повторить.

Тест 5. Попросите ребенка спеть любимую песенку.

Таким образом, тесты 3-5 позволяют вам проверить:

музыкальный слух ребенка,

музыкальную память,

«репродуктивный» музыкальный слух (может ли ребенок повторить

прозвучавшую ноту и мелодическую фразу),

диапазон голоса ребенка,

может ли ребенок интонировать (петь «чисто»).

Помните, если ребенок показывает средний результат, если он может

уловить хотя бы направление мелодии, не попадая точно в ноту, значит, у

него есть музыкальный слух, пусть и плохо развитый. Бывают дети, которые

поют в очень узком диапазоне, совершенно не интонируют и не могут понять

даже общее направление мелодии. На самом деле, таких детей достаточно

много, и в музыкальных школах умеют работать с ними и развивают их

способности до определенного уровня (неспособность к пению не мешает

им быть талантливыми пианистами или трубачами).

Определение чувства ритма.

Для определения ритмических способностей ребенку дают послушать

несложную, но ритмически яркую фразу и просят воспроизвести ее

музыкальный ритм, хлопая в ладоши. Задание можно выполнить и без

исполнения мелодии на фортепиано, а хлопая в ладоши или постукивая

карандашом по столу сначала педагогом, а затем поступающим ребёнком

несложных ритмических фигур. Хотя многие педагоги отдают предпочтение

именно проигрыванию ритмически выразительной музыкальной фразы, так

как приемной комиссии желательно выявить у ребенка наличие не чувства

ритма вообще, а чувство музыкального ритма.

Вот несколько тестов на определение чувства ритма, которые также

используют во время вступительных испытаний с ребенком.

Тест 1. Простучите (не быстро) простую ритмическую последовательность и

попросите ребенка повторить. Повторите тест 2-4 раза, в зависимости от

успехов ребенка, используя разные последовательности

Тест 2. Попросите ребенка промаршировать на месте под музыку. Исполните

или поставьте запись любой популярной, маршевой музыки.

Тест 3. Попросите ребенка хлопать в ладоши под музыку (как это делают на

концертах, когда публике нравится какая-нибудь песня). Сыграйте или

поставьте запись любой ритмичной детской музыки.

Если у ребенка слабое чувство ритма, это не означает, что его нельзя

развить. Если ребенок успешно выполняет все тесты, это означает, что

учиться музыке ему будет гораздо легче, но это не дает гарантии того, что

через месяц ему не надоест

Определение координационных способностей

и способности мелких пальцевых движений.

Ощущение и запоминание расстояний.

В целях выявления этого

свойства Г. Радзивович рекомендует следующее упражнение: ребёнок

должен коснуться указанной точки на клавиатуре. Затем ему следует

повторить несколько раз это движение, причём некоторые повторения

делаются с закрытыми глазами. На этот последний пункт проверки

необходимо обратить особое внимание, ибо только этот, неконтролируемый

зрением способ действия может быть назван в чистом виде, основанном на

мышечной памяти.

Иной вариант этого способа проверки предлагают преподаватели

варшавской музыкальной школы им. Ф. Шопена: на миллиметровой бумаге

нарисованы 2 кружка (диаметром 1см), расстояние между которыми

составляет 4 см. Задание остаётся прежним, однако места попаданий точно

фиксируются, что даст возможность сравнивать результаты. Затем ребёнку

дается более сложная задача: проделать то же самое с 3 кружками.

1. Быстрота двигательной реакции

определяется тем, насколько

быстро нервная система исполнителя способна осуществлять торможение,

гасить или возбуждать условный рефлекс. Для проверки этой способности

ребёнку показывают несколько типов движения и организуют игру, в

которой в ответ на

определённый сигнал он должен изменить характер движения либо вообще

прервать его.

2.Синхронизация движений представляет собой комплекс сложных и

разнородных движений рук и пальцев. В качестве примера обратимся к

полиритмии. Трудности при изучении таких фигур чаще всего вызваны

слаборазвитым чувством ритма, неумением ощутить общий ритм

двух

сплетающихся

линий.

Непременным

условием

успешного

овладения

приёмами

такого

рода

является

умение

одновременно

исполнять

разнотипные движения. Умение это проверяется следующим образом:

ребёнок пытается исполнить одновременно два отличных друг от друга

движения (portato и legato), возможен и другой вариант — тип движения

общий, но одна из рук должна выполнить его в два раза быстрее.

Само по себе наличие способностей не влияет на успех человека в той

или иной сфере деятельности. Можно обладать развитыми от рождения

музыкальными способностями – красивым, сильным голосом, абсолютным

слухом, и при этом ненавидеть музыку. «Любое образование, в том числе и

музыкальное, для того и существует, чтобы развивать необходимые

способности в своей сфере и давать определенные знания».

Что же тогда важно для достижения успеха Важен интерес, склонность

человека к определенной сфере деятельности, которая позволяет развивать

способности в этой сфере быстрее, нежели это могут сделать другие люди. В

большинстве случаев, это и есть секрет таланта, одаренности одних людей и

кажущейся бездарности и «отсутствия способностей» других.

Определение склонности ребенка к занятиям музыкой.

Беседа с ребенком кажется самым простым и элементарным способом

узнать о его способностях и склонности к музыке, однако на практике это

оказывается весьма не просто. Беседа с ребенком должна преследовать две

цели.

Определение эмоциональности и артистизма ребенка – насколько

глубоко он может переживать художественные образы и насколько ярко,

эмоционально может их передать. Эти качества одинаково важны и для

поэзии, и для музыки. Поэтому, если ребенок любит и легко запоминает

стихи, читает их с выражением, старается передать настроение – он уже

обладает неким артистизмом и эмоциональностью. Все это является

показателем того, что у ребенка есть склонность к творчеству, он легко

может заниматься музыкой и добиться успехов.

Если ребенок стесняется, читает стихи сухо и невыразительно, не

делайте критических выводов! Возможно, он – интроверт, и глубокие

чувства, которые его переполняют, просто не проявляются «снаружи».

Возможно, он еще «не умеет» выражать свои эмоции и чувства (делать это

осознанно). Здесь не может быть единого подхода, у каждого ребенка будут

свои особенности

Определение интереса ребенка к музыке и творчеству. Что он знает

о музыке, хотел бы он ею заниматься? Что ему больше нравится – петь или

играть на каком-нибудь инструменте? Узнайте у ребенка, какая музыка по

характеру ему больше нравится (или конкретнее: из какого мультика или

фильма)? Какие мультики или фильмы он любит смотреть и почему? Какие

книги, про что ему больше нравится читать или слушать? Есть ли у него

любимые песни? Попросите его напеть одну из них.

Для того чтобы определить интерес ребенка к музыке, важно не

столько то, что он ответит (у большинства детей одинакового возраста

ответы, как правило, очень похожи), сколько то, как он отвечает на ваши

вопросы. Важна некая определенность ребенка в своих вкусах. Если ему все

равно, и музыка не вызывает у него особого энтузиазма, вам следует

задуматься, нужно ли музыкальное обучение самому ребенку (музыкальные

занятия могут увлечь его, «раскрыть», но могут и отторгнуть – здесь все

будет зависеть от самого ребенка и от умения преподавателя). Если он может

сказать более или менее точно, что ему нравится музыка веселая, активная,

как в таком-то мультике; что он любит петь и танцевать; он не только с

удовольствием споет, но и танцевать при этом начнет. У вас есть все

основания полагать, что ребенку понравится заниматься музыкой, и он

сможет достигнуть определенных успехов.

Выводы:

Можно

определить

склонность

ребенка

к

музыке,

наличие

музыкальных

способностей

и

уровень

их

развития

вышеперечисленными способами.

Развитые музыкальные способности, такие как музыкальный слух или

чувство ритма, не означают наличия у ребенка склонности к

музыке. Именно

интерес,

желание

заниматься

музыкой

играют

решающую роль в том, достигнет ли ребенок успехов в музыке или нет

(не важно, на профессиональном уровне или любительском).

Отсутствие

ярко

выраженных

способностей

и

явного

желания

заниматься

музыкой

еще

не

дает

право

считать

ребенка

«неспособным»,

«немузыкальным». Возможно, именно в процессе

обучения ребенок раскроет свои способности и у него появиться

интерес к музыке. Таким образом, пока вы не начали заниматься

музыкой с ребенком, нельзя быть окончательно уверенным в том, что у

ребенка нет способностей и склонности к музыке.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Л.Сигал «Выявление музыкальных и профессиональных данных на

приёмных экзаменах.» - В кн.: Опыт проведения приёмных испытаний,

2.И.Золотова «О методике проведения приёмных экзаменов в польских

музыкальных

школах».

-

В

кн.:

Вопросы

фортепианной

педагогики

«Музыка» М.,1976.

3. Когай А. Ю., Сеитова Л. К. Двигательная физическая культура ученика на

уроке фортепиано в ДМШ (новые методы и приемы) // Молодой ученый.

2016

4. Любомудрова Н.А. Методика обучения игре на фортепиано: учебное

пособие/ Н.А. Любомудрова - М.: Музыка, 1982. - 143с.

5.Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. - М.: Педагогика, -

1985.-180 с.



В раздел образования