Напоминание

Психоэмоциональная устойчивость как средство подготовки рукопашников КМКВК


Автор: Тальчук Артём Васильевич
Должность: Руководитель отдельной дисциплины (физическая культура)
Учебное заведение: Кронштадтский морской кадетский корпус
Населённый пункт: г. Кронштадт, г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Психоэмоциональная устойчивость как средство подготовки рукопашников КМКВК
Раздел: среднее образование





Назад




ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КАК СРЕДСТВО

ПОДГОТОВКИ РУКОПАШНИКОВ КРОНШТАДТСКОГО

МОРСКОГО КАДЕТСКОГО ВОЕННОГО КОРПУСА

________________

Преподаватели отдельной дисциплины

(физическая культура)

Аннотация:

В

статье

рассмотрена

тема

психоэмоциональной

устойчивости как средство подготовки рукопашников кронштадтского

морского кадетского военного корпуса для отражения всех негативных

факторов, (как внешних, так и внутренних) воздействующих на спортсмена в

момент поединка.

Ключевые

слова:

психоэмоциональная

устойчивость,

воля,

формирование, схватка, спорт, армейский рукопашный бой.

_____________________

Teachers of a separate discipline

(physical education)

Abstract: The article deals with the topic of psychoemotional stability as a

means of training hand-to-hand combatants of the Kronstadt Naval cadet military

corps to reflect all the negative factors (both external and internal) affecting the

athlete at the time of the fight.

Key words: psychoemotional stability, will, formation, fight, sport, army

hand-to-hand combat.

В кронштадтском морском кадетском военном корпусе занятия по

армейскому

рукопашному

бою

являются

неотъемлемой

частью

формирования и воспитания обучающихся. Армейский рукопашный бой

(АРБ) – является одним из наиболее универсальных видов единоборств,

включающие в себя ударную технику, броски и болевые приемы. АРБ

формирует физические качества (силу, выносливость, быстроту, ловкость),

развивает смелость, решительность, уверенность в своих силах, умение

действовать в нестандартных, критических ситуациях.

Психоэмоциональная устойчивость спортсмена-рукопашника - это

умение управлять стрессовыми ситуациями в момент схватки, которое

позволяет адекватно принимать быстрые решения в стрессовой ситуации не

подчиняясь негативным воздействиям извне.

Армейский

рукопашный

бой

является

необычной

деятельностью

обучающегося, связанной с высоким физическим напряжением и требующий

сохранения

у

занимающихся

прочной

положительной

мотивации

к

ежедневным нагрузкам, формирования активной внутренней установки на

самосовершенствование, самовоспитание и саморазвитие. Такая необычная

деятельность в

результате приводит

к формированию

у спортсмена

профессионально важных психических качеств и личностных особенностей,

значимых как для конкретного вида спорта, так и полезных в повседневной

жизни.

При этом экстремальные и напряженные условия, характерные для этого

вида спорта, заставляют повышать уровень требований к спортсменам

постоянно занимающихся рукопашным боем. Научно доказано, что в

определенной

степени

психоэмоциональную

устойчивость

можно

сформировать и развить в ходе учебной и тренировочной деятельности.

Одним из способов является развитие потенциала и эмоционального

интеллекта спортсмена, научение его быть более внимательным к процессам,

происходящим внутри самого себя.[1]

В спортивной деятельности человек испытывает разнообразные эмоции.

Одни из них являются сценическими, т.е. положительными, которые

вдохновляют

спортсмена.

Но

часто

бывают

они

отрицательными

и

дестабилизирующими деятельность спортсмена-рукопашника. Всвязи с этим

важна эмоциональная устойчивость к воздействующим факторам извне.

Психоэмоциональную устойчивость можно воспитывать активно и пассивно.

Наиболее распространенным активным методом

является развитие

волевых качеств. Воля – это одна из форм внутреннего контроля поведения

спортсмена, которая осуществляется им самим, в зависимости от его

мышления,

с

осознанным

принятием

решения

и

целенаправленным

последующим выполнением данного решения. Умение справиться со свей

волей является важной частью психологического состояния спортсмена-

рукопашника перед схваткой. Помочь в этом спортсмену может сознательная

саморегуляция (это умение контролировать у себя внутри взаимодействие

процессов возбуждения и торможения нервной системы). [3]

На спортсмена в момент боя постоянно воздействуют стресс-факторы,

но именно психологически подготовленный спортсмен сможет справиться со

всеми негативными факторами. Чтобы бороться с ними необходимо знать

какие стресс-факторы вызывают стресс у данного спортсмена. Для этого

каждому тренеру необходимо знать психоэмоциональное состояние каждого

обучающегося и подходить индивидуально к каждому спортсмену.

Психоэмоциональное состояние – это умение противостоять стрессу,

оптимизм, позитивное мышление и самореализация. [4] Поэтому тренеру

необходимо знать какие средства и методы психологического воздействия

необходимо применить к спортсмену-рукопашнику в момент поединка,

независимо от того в выигрышном или проигрышном положении находится

спортсмен.

Многие

спортсмены-рукопашники

имеют

низкую

психоэмоциональную

устойчивость

даже

при

высокоразвитом

уровне

мастерства, что приводит к тому, что во время схватки на соревнованиях

различного уровня не могут справиться со стрессом. Для этого каждый

тренер должен проводить не только беседы со своими воспитанниками, но и

различные

психологические

тесты

для

определения

психологического

состояния своего обучающегося.

Таким образом, можно сделать вывод, что в первую очередь заботой

тренер должно стать обучение спортсменов-рукопашников справляться со

своим

психологическим

состоянием

во

время

поединков

и

развить

психоэмоциональную устойчивость к воздействию негативных факторов

внутренних и внешних. Если все эти рекомендации будет применять каждый

тренер, то победа не оставит ждать в стороне каждого спортсмена.

Библиографический список

1.

Агеевец, В.И. Физическая культура в жизни социалистического

общества: учебное пособие / В.И Агеевец.– Санкт-Петербург: Знание, 1975.

39 с.

2.

Зыков,

А.А.

Психолого-педагогическое

обоснование

использования специальных комплексов спортивно-игровых упражнений в

процессе физической подготовки курсантов летных училищ / А.А. Зыков,

В.Л. Пашута, Д.А. Кадяшкин, А.С.

Никольская. // Ученые записки

университета имени П.Ф. Лесгафта: Научно-теоретический журнал. - №

3(157). – СПб.: НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2018. – С.130-136.

3.

Трапезников,

С.А.

Психолого-педагогические

и

правовые

аспекты

профессиональной

деятельности

преподавателей

физической

культуры в образовательных организациях МО РФ / С.А. Трапезников, В.Л.

Пашута, А.А. Поярков, М.А. Евдокимов и др.: учебно-методическое пособие,

исправленное и дополненное / под. Ред. проф. Пашута В.Л..- СПб: МО РФ,

ФГКВОУВО «ВИФК»,, 2018.

204 с.

4.

Щеголев, В.А. Опыт использования физических упражнений для

оценки психофизиологических и психологических качеств военнослужащих.

М. : В.А. Щеголев, В.Л. Марищук. – Л.: ВДКИФК, 1984. – 234 с.

5.

Сократов Н.А. Мотивационные основы здоровьесберегающего

воспитания детей / Н.А. Сократов, О.В. Брагирова, С.Н. Маннакова //

Воспитание обучающихся: теоретический и научно-методический журнал. –

2003. – № 9. – С. 44-47



В раздел образования