Автор: Тальчук Артём Васильевич
Должность: Руководитель отдельной дисциплины (физическая культура)
Учебное заведение: Кронштадтский морской кадетский корпус
Населённый пункт: г. Кронштадт, г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Психоэмоциональная устойчивость как средство подготовки рукопашников КМКВК
Раздел: среднее образование
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КАК СРЕДСТВО
ПОДГОТОВКИ РУКОПАШНИКОВ КРОНШТАДТСКОГО
МОРСКОГО КАДЕТСКОГО ВОЕННОГО КОРПУСА
________________
Преподаватели отдельной дисциплины
(физическая культура)
Аннотация:
В
статье
рассмотрена
тема
психоэмоциональной
устойчивости как средство подготовки рукопашников кронштадтского
морского кадетского военного корпуса для отражения всех негативных
факторов, (как внешних, так и внутренних) воздействующих на спортсмена в
момент поединка.
Ключевые
слова:
психоэмоциональная
устойчивость,
воля,
формирование, схватка, спорт, армейский рукопашный бой.
_____________________
Teachers of a separate discipline
(physical education)
Abstract: The article deals with the topic of psychoemotional stability as a
means of training hand-to-hand combatants of the Kronstadt Naval cadet military
corps to reflect all the negative factors (both external and internal) affecting the
athlete at the time of the fight.
Key words: psychoemotional stability, will, formation, fight, sport, army
hand-to-hand combat.
В кронштадтском морском кадетском военном корпусе занятия по
армейскому
рукопашному
бою
являются
неотъемлемой
частью
формирования и воспитания обучающихся. Армейский рукопашный бой
(АРБ) – является одним из наиболее универсальных видов единоборств,
включающие в себя ударную технику, броски и болевые приемы. АРБ
формирует физические качества (силу, выносливость, быстроту, ловкость),
развивает смелость, решительность, уверенность в своих силах, умение
действовать в нестандартных, критических ситуациях.
Психоэмоциональная устойчивость спортсмена-рукопашника - это
умение управлять стрессовыми ситуациями в момент схватки, которое
позволяет адекватно принимать быстрые решения в стрессовой ситуации не
подчиняясь негативным воздействиям извне.
Армейский
рукопашный
бой
является
необычной
деятельностью
обучающегося, связанной с высоким физическим напряжением и требующий
сохранения
у
занимающихся
прочной
положительной
мотивации
к
ежедневным нагрузкам, формирования активной внутренней установки на
самосовершенствование, самовоспитание и саморазвитие. Такая необычная
деятельность в
результате приводит
к формированию
у спортсмена
профессионально важных психических качеств и личностных особенностей,
значимых как для конкретного вида спорта, так и полезных в повседневной
жизни.
При этом экстремальные и напряженные условия, характерные для этого
вида спорта, заставляют повышать уровень требований к спортсменам
постоянно занимающихся рукопашным боем. Научно доказано, что в
определенной
степени
психоэмоциональную
устойчивость
можно
сформировать и развить в ходе учебной и тренировочной деятельности.
Одним из способов является развитие потенциала и эмоционального
интеллекта спортсмена, научение его быть более внимательным к процессам,
происходящим внутри самого себя.[1]
В спортивной деятельности человек испытывает разнообразные эмоции.
Одни из них являются сценическими, т.е. положительными, которые
вдохновляют
спортсмена.
Но
часто
бывают
они
отрицательными
и
дестабилизирующими деятельность спортсмена-рукопашника. Всвязи с этим
важна эмоциональная устойчивость к воздействующим факторам извне.
Психоэмоциональную устойчивость можно воспитывать активно и пассивно.
Наиболее распространенным активным методом
является развитие
волевых качеств. Воля – это одна из форм внутреннего контроля поведения
спортсмена, которая осуществляется им самим, в зависимости от его
мышления,
с
осознанным
принятием
решения
и
целенаправленным
последующим выполнением данного решения. Умение справиться со свей
волей является важной частью психологического состояния спортсмена-
рукопашника перед схваткой. Помочь в этом спортсмену может сознательная
саморегуляция (это умение контролировать у себя внутри взаимодействие
процессов возбуждения и торможения нервной системы). [3]
На спортсмена в момент боя постоянно воздействуют стресс-факторы,
но именно психологически подготовленный спортсмен сможет справиться со
всеми негативными факторами. Чтобы бороться с ними необходимо знать
какие стресс-факторы вызывают стресс у данного спортсмена. Для этого
каждому тренеру необходимо знать психоэмоциональное состояние каждого
обучающегося и подходить индивидуально к каждому спортсмену.
Психоэмоциональное состояние – это умение противостоять стрессу,
оптимизм, позитивное мышление и самореализация. [4] Поэтому тренеру
необходимо знать какие средства и методы психологического воздействия
необходимо применить к спортсмену-рукопашнику в момент поединка,
независимо от того в выигрышном или проигрышном положении находится
спортсмен.
Многие
спортсмены-рукопашники
имеют
низкую
психоэмоциональную
устойчивость
даже
при
высокоразвитом
уровне
мастерства, что приводит к тому, что во время схватки на соревнованиях
различного уровня не могут справиться со стрессом. Для этого каждый
тренер должен проводить не только беседы со своими воспитанниками, но и
различные
психологические
тесты
для
определения
психологического
состояния своего обучающегося.
Таким образом, можно сделать вывод, что в первую очередь заботой
тренер должно стать обучение спортсменов-рукопашников справляться со
своим
психологическим
состоянием
во
время
поединков
и
развить
психоэмоциональную устойчивость к воздействию негативных факторов
внутренних и внешних. Если все эти рекомендации будет применять каждый
тренер, то победа не оставит ждать в стороне каждого спортсмена.
Библиографический список
1.
Агеевец, В.И. Физическая культура в жизни социалистического
общества: учебное пособие / В.И Агеевец.– Санкт-Петербург: Знание, 1975.
–
39 с.
2.
Зыков,
А.А.
Психолого-педагогическое
обоснование
использования специальных комплексов спортивно-игровых упражнений в
процессе физической подготовки курсантов летных училищ / А.А. Зыков,
В.Л. Пашута, Д.А. Кадяшкин, А.С.
Никольская. // Ученые записки
университета имени П.Ф. Лесгафта: Научно-теоретический журнал. - №
3(157). – СПб.: НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2018. – С.130-136.
3.
Трапезников,
С.А.
Психолого-педагогические
и
правовые
аспекты
профессиональной
деятельности
преподавателей
физической
культуры в образовательных организациях МО РФ / С.А. Трапезников, В.Л.
Пашута, А.А. Поярков, М.А. Евдокимов и др.: учебно-методическое пособие,
исправленное и дополненное / под. Ред. проф. Пашута В.Л..- СПб: МО РФ,
ФГКВОУВО «ВИФК»,, 2018.
–
204 с.
4.
Щеголев, В.А. Опыт использования физических упражнений для
оценки психофизиологических и психологических качеств военнослужащих.
М. : В.А. Щеголев, В.Л. Марищук. – Л.: ВДКИФК, 1984. – 234 с.
5.
Сократов Н.А. Мотивационные основы здоровьесберегающего
воспитания детей / Н.А. Сократов, О.В. Брагирова, С.Н. Маннакова //
Воспитание обучающихся: теоретический и научно-методический журнал. –
2003. – № 9. – С. 44-47