Авторы: Чернова Рузиля Ринатовна, Шарифуллина Регина Радиковна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №116
Населённый пункт: г. Н.Челны
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие коммуникативных умений младших дошкольников в процессе игровой деятельности.
Раздел: дошкольное образование
Развитие коммуникативных умений младших дошкольников в процессе игровой деятельности.
В последнее время очень многие педагогические и образовательные издания часто публикуют информацию о
преимуществе игрового общения перед обучающим. И это не удивительно, ведь личность ребенка
раскрывается более спонтанно именно в игре, благодаря тому, что в процессе игровой деятельности снимается
напряжение, дети ведут себя более легко, раскованно. Игра, как известно является ведущей деятельностью
дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить
ребенку все необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные навыки, умение
правильно выражать свои мысли, чувства и т. д. Если вмешиваться в игру ребенка ненавязчиво, побуждать его
действовать по определенному сюжету, поиграть на глазах у ребенка с его игрушками, воспроизводя ряд
действий, а потом назвать роль, например, я доктор. Ребенок, наблюдая за взрослым, будет сам играть так же,
внося свои изменения, дополняя эти действия. Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять
самодеятельный и творческий характер игры, непосредственность переживаний, веру в правду игры. Подчас
игра, специально созданная взрослым, способна даже предотвратить семейные конфликты, например, можно
настроить ребенка на сон, обратившись к нему в игре: Доктор, вашим больным нужен покой, и им пора спать,
или предложить отправить машины в гараж, который закрывается на ночь. «Если взрослый поможет ребенку
овладеть способами ролевого поведения, то он включится в более разнообразную игровую деятельность,
осваивая и другие роли. Можно, включаясь в игру, переориентировать малыша, например, если ребенок все
время играет в солдата, который убивает, то взрослый может взять на себя роль командирапограничника, и
тогда солдат будет вынужден подчиняться взрослому, защищая, а не нападая». «Сюжетно-ролевая игра
обязательно сама придет в жизнь ребенка. Но то, насколько она будет богатой и разнообразной, и как много
сложных жизненных коллизий преодолеет ваш малыш, играя, - в значительной степени зависит от вас. Не
забывайте, что сюжетно-ролевая игра - очень мощное средство успешной социализации и овладения навыками
решения самых непредвиденных ситуаций. Недаром же лучшие менеджеры мира прибегают в своей работе к
аналогу детской сюжетно-ролевой игры, по-взрослому именуемой ими деловой». Коммуникативные
способности - это те способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей
умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как
можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приемы. Любому взрослому, будь то родитель
или педагог, нужно помнить, что в том случае, когда мы вступаем в общение с ребенком, на нас ложится особая
ответственность за построение взаимодействия, поскольку именно в общении ребенок воспринимает и
усваивает его образцы. Ребенок всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт дошкольника создает тот
фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла
слова. Однако задачи коммуникативного развития дошкольника не исчерпываются умением элементарно
осознавать факты слышимой речи и словесно формулировать мысль. Ребенка надо научить не только отвечать
на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие,
устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо
вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу. Безусловно, к успешному результату приводит не
всякое общение с ребенком, а только организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно
должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой - сообщением
ему нужных знаний по культуре человеческого общения. Известно, что нельзя обучать детей общению, не
включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-то другой
деятельностью (игровой, практической, познавательной и т.д.); не уточнив ситуацию общения, не создав
потребности и мотивации у каждого ребенка вступить в него. Среди различных форм взаимодействия с детьми
специалисты называют театрализацию (в частности, театрализованные игры). Театрализация используется в
интересах речевого развития ребенка. Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства
стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями. В связи с этим проблема, с нашей
точки зрения, заключается в необходимости осознать, что такой вид детской деятельности, как театрализация,
создает максимально благоприятные условия для развития коммуникативно-речевой активности у детей
младшего дошкольного возраста и закладывает основу для формирования необходимых коммуникативных
способностей. Большинство театрализованных игр не продолжительны по времени и просты по своей
организации (что особенно важно для малышей), мы их проводим не только на специальных занятиях, но и в
свободное время: на прогулке, во второй половине дня. Если же игра совсем не знакома и проводится впервые,
то она требует от детей высокого умственного и творческого напряжения, мы проводим ее в утренние часы,
отведенные для занятий. В это время дети более продуктивно работают и лучше усваивают новое. Главный
методический прием в использовании игр - их многократное повторение, которое является необходимым
условием художественного эффекта. Малыши по-разному, в разном темпе воспринимают и усваивают новое.
Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают глубже понимать ее содержание и
направленность, становятся инициативнее. Театрализованная игра - один из подходов раннего распознавания
способностей ребенка, и здесь педагогу надо быть исключительно внимательным и наблюдательным,
фиксировать творческий и интеллектуальный рост своих подопечных. Особенно следует обращать внимание на
то, как говорят дети. Мы считаем, что театрализованная игра способна приучить детей к искусству речевой
коммуникации. Поэтому, удачно выстроенные, яркие, эмоциональные монологи и диалоги в таких играх надо
при обсуждении положительно отмечать, стараться создать эмоциональный комфорт для наиболее полной
творческой отдачи играющих. Театрализованная деятельность, игра-драматизация, веселые досуги - это форма
работы интегрирует знания и умения детей и создает условия для их творческого применения. Развивая у детей
художественно - речевые способности драматизацией сказок, необходимо научить их имитировать действия
персонажей, передавать слова героев. Обучаясь разговору, дети одновременно обогащают свой словарь,
совершенствуют речевые навыки, эмоционально откликаются на прочитанное, развивают память и
воображение. У детей развиваются умения использовать средства выразительности (интонационно, мимикой,
инсценировкой). Дети учатся умению взаимодействовать с другими детьми, играть дружно, не ссориться,
исполнять привлекательные роли по очереди, договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть
элементарными способами разрешения конфликтных Дошкольный возраст - особо ответственный период в
воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении
ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие
на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех
трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации
воспитательной работы с дошкольниками. Общение с детьми и общение детей - необходимое условие
психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится основной социальной
потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием
формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных
взаимоотношений детей в группе детского сада