Напоминание

«Книжки-малышки как эффективное средство речевого развития» .


Автор: Ведищева Надежда Дмитриевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида№3 г.Данков Липецкой области.
Населённый пункт: Г.Данков Липецкой области
Наименование материала: Консультация для родителей.
Тема: «Книжки-малышки как эффективное средство речевого развития» .
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида №3 города Данкова Липецкой области

Консультация для родителей: «Книжки-малышки как эффективное средство речевого

развития» .

Разработчик

Ведищева Н.Д.,

воспитатель первой квалификационной категории.

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО

возрастает в несколько раз, возрастает ответственность родителей за результативность

учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Целью ДОУ по организации взаимодействия с

родителями является вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного

учреждения.

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

создавать условия для участия родителей (законных представителей) вобразовательной

деятельности;

обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том

числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе

выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Совместная работа с родителями строиться в разных направлениях. Это и консультации,

совместные занятия, развлечения, открытые занятия, мастер-классы и т.д.

Помимо этих форм, мы любим использовать в своей работе речевые конкурсы на лучшие

стихотворения, проекты, рассказы с картинками, и, конечно, книжки-малышки.

Почему мы ценим особенно книжки-малышки?

Работа над книжкой-малышкой – это и развлечение и времяпрепровождение с ребенком,

а также, что очень важно, обучение.

Книги могут быть разными. По форме это – стандартная, книга– свиток, книга – блокнот,

книга-гармошка, разной формы (животные и т. д.), книга с закладками, книга – коробка,

книга с “колесами”; по тематике: праздники, зоопарк, театр, игрушки, все наоборот,

каникулы, кулинарные рецепты, загадки, увлечения, пожелания, стихи. Это могут быть и

истории о разных предметах как сказочных, так и предметах ближайшего окружения,

перевертыши, придумывание сказок, придумывание историй с обязательными словами,

“салат” из сказок, что было бы, если бы…., вопрос – ответ, составление рассказов по

схеме (с использованием технологии – мнемотехника) и др..

Изготовление таких книжек позволяет:

– расширить и обогатить словарный запас речи детей, активизируя их речевое общение;

– научить родителей общаться со своими детьми с использованием книжекмалышек

изготовленными своими руками;

– облегчить процесс адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада. По

тематике

– это могут быть истории о разных предметах как сказочных, так и предметах

ближайшего окружения, загадки, стихи, сказки и другие.

Основная функция использования книжки-малышки заключается в накоплении опыта

рассматривания и узнавания предметов, выделения свойств (прежде всего цвета, формы,

размера). В таких книгах, как правило, представлены эталоны цвета и, формы; также

посредством образов и слов демонстрируются их проявления.

«Читая» тактильную книгу (иными словами, ощупывая предметы пальчиками), ребенок

знакомится со сказкой, природными явлениями, животным миром и т. д. Нащупывая

мелкие предметы из различных материалов, ребенок ассоциативно связывает их с

настоящими предметами. С помощью тактильных книг ребенок впервые получает

представление об очень крупных или, наоборот, очень мелких предметах, которые

невозможно обследовать руками в реальных пропорциях. Некоторые объекты в книге

могут издавать звуки: шуршать, звенеть или шелестеть.

Главная функция тактильных книг – помощь ребенку в обследовании и восприятии

окружающего мира, а так же развитие мелкой моторики рук.

«Книжка-развивашка» - это разноцветная книга с рисунками, которые выполнены из

различных материалов, по тактильным ощущениям приближенных к оригиналу. Для этого

при изготовлении тактильной книги часто используются различные виды рукоделия:

вышивка, вязание крючком и спицами передают мягкость растения или шерсти

животного, использование бисера дает ощущение мокрого и холодного дождя, лужи и др.

Читая и рассматривая эти книжки можно развивать мелкую моторику и логическое

мышление, изучать геометрические фигуры, а также, с заделом на будущее, счёт

предметов и цифры!

С помощью этих книжек дети учатся определять и называть цвета, усваивают понятия

большой – маленький, высокий – низкий.

Книжка-малышка из ткани обладает рядом достоинств: не рвется, поддается стирке и

чистке, ребенок может играть с ней, теребить, ковырять и даже грызть. Ведь самое

главное – привить интерес к развитию малыша. Современные магазины пестрят яркими

обложками, под которыми скрываются волшебные сказки и увлекательные истории, но

книжка, выполненная своими руками, более полезна и увлекательна. Мягкая книга

способна развивать такие способности, как мышление, логику, воображение, мелкую

моторику.

Книжка-сюрприз со съёмными деталями в аппликации, которые можно перемещать

внутри книги. Такие съемные детали могут быть счетным материалом, которые развивают

математические способности. Они присоединяются на различные приспособления:

кнопки, крючки, липучки, непослушные пальчики малышей становятся более умелыми и

учатся выполнять сложные действия, что очень полезно для развития мелкой моторики

ребенка. Детали на страницах сшиты из разного по фактуре и рисункам материала. Таким

образом, ребенок учится различать цвета, определять гладкую или шероховатую

поверхность, развивать свои тактильные ощущения – и это все дает одна книжка-

малышка. Своими руками маленький ребенок сможет потрогать все детали, полистать

страницы.

«Книжка-болтунишка» Благодаря этой книжке можно повторять звуки издаваемые

животными и птицами, учить стихи о персонажах книжки, придумывать сказки, и

обыгрывать их.

Конечно же, нас, прежде всего, интересуют возможности книжки в плане обогащения

словаря, развития грамматического строя и связной речи. Помимо явного эмоционального

эффекта в книжке-малышке заложен творческий потенциал, ведь ребенок сам проявит

интерес и захочет повторить увлекательное занятие с мамой.

Очень увлекательное и полезное занятие – делать вместе с ребенком книжку. Получается

такая мини типография на дому. Пока малыш совсем маленький, мама может сшить ему

развивающую книжку малышку из ткани или сделать из бумаги и картона.

Такую развивающую книжку можно сделать своими руками, что делает ее безопасной для

ребенка, а также дает возможность составить книжку по своим пожеланиям и

предпочтениям, и дарит море позитива для мамы и, конечно, ребенка.

Таким образом, я считаю, что книжки–малышки, являются эффективным средством

развития речи дошкольников.



В раздел образования