Автор: Ведищева Надежда Дмитриевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида№3 г.Данков Липецкой области.
Населённый пункт: Г.Данков Липецкой области
Наименование материала: Консультация для родителей.
Тема: «Книжки-малышки как эффективное средство речевого развития» .
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида №3 города Данкова Липецкой области
Консультация для родителей: «Книжки-малышки как эффективное средство речевого
развития» .
Разработчик
Ведищева Н.Д.,
воспитатель первой квалификационной категории.
В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО
возрастает в несколько раз, возрастает ответственность родителей за результативность
учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Целью ДОУ по организации взаимодействия с
родителями является вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного
учреждения.
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
создавать условия для участия родителей (законных представителей) вобразовательной
деятельности;
обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том
числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе
выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Совместная работа с родителями строиться в разных направлениях. Это и консультации,
совместные занятия, развлечения, открытые занятия, мастер-классы и т.д.
Помимо этих форм, мы любим использовать в своей работе речевые конкурсы на лучшие
стихотворения, проекты, рассказы с картинками, и, конечно, книжки-малышки.
Почему мы ценим особенно книжки-малышки?
Работа над книжкой-малышкой – это и развлечение и времяпрепровождение с ребенком,
а также, что очень важно, обучение.
Книги могут быть разными. По форме это – стандартная, книга– свиток, книга – блокнот,
книга-гармошка, разной формы (животные и т. д.), книга с закладками, книга – коробка,
книга с “колесами”; по тематике: праздники, зоопарк, театр, игрушки, все наоборот,
каникулы, кулинарные рецепты, загадки, увлечения, пожелания, стихи. Это могут быть и
истории о разных предметах как сказочных, так и предметах ближайшего окружения,
перевертыши, придумывание сказок, придумывание историй с обязательными словами,
“салат” из сказок, что было бы, если бы…., вопрос – ответ, составление рассказов по
схеме (с использованием технологии – мнемотехника) и др..
Изготовление таких книжек позволяет:
– расширить и обогатить словарный запас речи детей, активизируя их речевое общение;
– научить родителей общаться со своими детьми с использованием книжекмалышек
изготовленными своими руками;
– облегчить процесс адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада. По
тематике
– это могут быть истории о разных предметах как сказочных, так и предметах
ближайшего окружения, загадки, стихи, сказки и другие.
Основная функция использования книжки-малышки заключается в накоплении опыта
рассматривания и узнавания предметов, выделения свойств (прежде всего цвета, формы,
размера). В таких книгах, как правило, представлены эталоны цвета и, формы; также
посредством образов и слов демонстрируются их проявления.
«Читая» тактильную книгу (иными словами, ощупывая предметы пальчиками), ребенок
знакомится со сказкой, природными явлениями, животным миром и т. д. Нащупывая
мелкие предметы из различных материалов, ребенок ассоциативно связывает их с
настоящими предметами. С помощью тактильных книг ребенок впервые получает
представление об очень крупных или, наоборот, очень мелких предметах, которые
невозможно обследовать руками в реальных пропорциях. Некоторые объекты в книге
могут издавать звуки: шуршать, звенеть или шелестеть.
Главная функция тактильных книг – помощь ребенку в обследовании и восприятии
окружающего мира, а так же развитие мелкой моторики рук.
«Книжка-развивашка» - это разноцветная книга с рисунками, которые выполнены из
различных материалов, по тактильным ощущениям приближенных к оригиналу. Для этого
при изготовлении тактильной книги часто используются различные виды рукоделия:
вышивка, вязание крючком и спицами передают мягкость растения или шерсти
животного, использование бисера дает ощущение мокрого и холодного дождя, лужи и др.
Читая и рассматривая эти книжки можно развивать мелкую моторику и логическое
мышление, изучать геометрические фигуры, а также, с заделом на будущее, счёт
предметов и цифры!
С помощью этих книжек дети учатся определять и называть цвета, усваивают понятия
большой – маленький, высокий – низкий.
Книжка-малышка из ткани обладает рядом достоинств: не рвется, поддается стирке и
чистке, ребенок может играть с ней, теребить, ковырять и даже грызть. Ведь самое
главное – привить интерес к развитию малыша. Современные магазины пестрят яркими
обложками, под которыми скрываются волшебные сказки и увлекательные истории, но
книжка, выполненная своими руками, более полезна и увлекательна. Мягкая книга
способна развивать такие способности, как мышление, логику, воображение, мелкую
моторику.
Книжка-сюрприз со съёмными деталями в аппликации, которые можно перемещать
внутри книги. Такие съемные детали могут быть счетным материалом, которые развивают
математические способности. Они присоединяются на различные приспособления:
кнопки, крючки, липучки, непослушные пальчики малышей становятся более умелыми и
учатся выполнять сложные действия, что очень полезно для развития мелкой моторики
ребенка. Детали на страницах сшиты из разного по фактуре и рисункам материала. Таким
образом, ребенок учится различать цвета, определять гладкую или шероховатую
поверхность, развивать свои тактильные ощущения – и это все дает одна книжка-
малышка. Своими руками маленький ребенок сможет потрогать все детали, полистать
страницы.
«Книжка-болтунишка» Благодаря этой книжке можно повторять звуки издаваемые
животными и птицами, учить стихи о персонажах книжки, придумывать сказки, и
обыгрывать их.
Конечно же, нас, прежде всего, интересуют возможности книжки в плане обогащения
словаря, развития грамматического строя и связной речи. Помимо явного эмоционального
эффекта в книжке-малышке заложен творческий потенциал, ведь ребенок сам проявит
интерес и захочет повторить увлекательное занятие с мамой.
Очень увлекательное и полезное занятие – делать вместе с ребенком книжку. Получается
такая мини типография на дому. Пока малыш совсем маленький, мама может сшить ему
развивающую книжку малышку из ткани или сделать из бумаги и картона.
Такую развивающую книжку можно сделать своими руками, что делает ее безопасной для
ребенка, а также дает возможность составить книжку по своим пожеланиям и
предпочтениям, и дарит море позитива для мамы и, конечно, ребенка.
Таким образом, я считаю, что книжки–малышки, являются эффективным средством
развития речи дошкольников.