Авторы: Шереметова Татьяна Георгиевна, Татьяна Георгиевна Шереметова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: пгт Селенгинск Кабанский район Республика Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: Способы воспитания дошкольника
Раздел: дошкольное образование
Детство – это пора, в которой всё возможно и позволено. Слабый может стать сильным,
скучное и неинтересное может оказаться весёлым и занимательным. В этом возрасте мож-
но, сделать мир ярким, красочным, добрым. А для этого достаточно быть просто ребёнком
и чтобы рядом с ним был умный, талантливый, добрый взрослый. Что характеризует лю-
бого человека, прежде всего? Конечно же – культура, включая в себя духовность и нрав-
ственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и
творческую активность. Поэтому в период дошкольного детства именно изобразительная
деятельность наиболее ярко способствует развитию личности ребенка, активному позна-
нию им окружающего мира, воспитанию навыков творчески передавать свои впечатления
в художественной форме. В это время у детей начинает формироваться художественный
вкус. Они уже могут назвать, какие картины и иллюстрации им больше нравятся, опреде-
ляют явления природы, переданные изобразительными средствами. В своих рисунках
дети все чаще отображают то, что видели в окружающем мире или при рассматривании
иллюстраций. С целью развития детского творчества, в ходе непосредственной образова-
тельной деятельности необходимо предлагать ребятам самые разные творческие задания.
Они способствуют не только передаче выразительности образа, но и вносят некоторое раз-
нообразие в процесс изобразительной деятельности. В процессе рисования, лепки, аппли-
кации детям предлагаются коллективные занятия, которые требуют от них совместных
усилий, сочетания изобразительных умений, согласованности действий. Культура челове-
ка – есть отражение внутреннего мира его, и огромную роль в её формировании прежде
всего играет человеческое эстетическое воспитание. Поэтому ключевая роль в в формиро-
вании эстетического воспитания ребенка – это создание условий для формирования гар-
моничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, облада-
ющей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими
способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой
деятельности. Эстетическое воспитание – сложный и кропотливый процесс, в ходе кото-
рого дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству,
овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место
занимают рисование, лепка, аппликация, конструирование.
Все дети любят «творить», и воплощение творческого занятия для ребенка – это радост-
ный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но при том важно поддер-
живать его стремления, постепенно открывая перед ним новые возможности изобрази-
тельной деятельности. Занятия по рисованию, лепке, аппликации являются одним из эта-
пов многогранной работы ДОУ по эстетическому воспитанию, поэтому изобразительная
деятельность тесно связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной рабо-
ты. Для этого выбираются наиболее яркие явления из жизни детей, чтобы предлагаемая
тема была им знакома, вызывала у них интерес, эмоциональный настрой, желание рисо-
вать, лепить, вырезать и наклеивать. Осваивая разные методы рисования, аппликации,
конструирования ребенок должен сделать вывод: если такое занятие ему нравится, когда
глаза блестят от восторга, если он хочет, чтобы каждое мероприятие было праздником,
если он желает смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими сверст-
никами – то воспитателю необходимо больше с ним этими занятиями заниматься -
конструировать, учить стишки, петь, рисовать и т. д. И тогда с помощью творчества он
передает свое настроение и концу своего дошкольного детства радует своими великолеп-
ными «произведениями искусства» всех окружающих близких ему людей.
Искусство в дошкольном возрасте рассматривается как средство освоения, открытия
мира в многообразных формах своего проявления. Поэтому в таком возрасте уже необхо-
димо предлагать ребятам пользоваться нетрадиционными приемами техники:
«Рисуем пальчиками». Когда ребенок один пальчик обмакивает в красную краску, другую
– в синюю. А в итоге чем не палитра!
«Набрызги». Краски нужного цвета необходимо развести в блюдечке с водой, обмакнуть
в краску старую зубную щетку и ей, резко провести по бумаге ней по направлению к себе,
в этом случае краска будет брызгать на бумагу.
«Рисование поролоном». Им можно как размазывать краску по бумаге, так и примакивать
по поверхности листа. Этот вид техники очень подходит для изображения животных,
передает фактурность пушистой поверхности объекта.
«Рисование манкой» - Слой манки толщиной 2-3 мм. Разравниваем. Далее из этого можно
изобразить простые фигуры, проводя пальцем круг, треугольник, цветок, солнышко.
«Кляксография» - тоже является техникой рисования, развивающей воображение. Поста-
вим большую яркую кляксу. Возьмем трубочку для коктейля и осторожно подуем на кап-
лю. Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернем лист и опять подуем. Ее осо-
бенности заключаются в том что: пятно образуется случайными по форме, размеру и рас-
положению, не бывает двух одинаковых пятен. А это и есть художественное воображение,
или прямой путь к созданию образа.
«Монотипия» - для его понадобятся гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бума-
ги. Нарисуем половину круга на правой стороне от сгиба листа, левую сторону прижмем к
правой и разгладим. И получится – Солнце, или скажем – Тучка.
Вначале эту технику можно использовать в качестве упражнений по развитию фантазии,
воображения, чувства – цвета и формы. Нанесем яркие пятна на одну половину листа,
прижмем к ней вторую половину, тщательно разгладим в разные стороны и развернем. И
в результате почти «ниоткуда»появляется необычный рисунок.
В работе по рисованию можно познакомить детей с такими техниками рисования, как:
рисование горячим воском, рисование мыльными пузырями, оттисками самых разных
овощей (картофель, морковь, капустные листья). А при работе с аппликацией необходимо
разнообразно использовать различные нитки, ту же шерсть, ватные диски, крупу, бисер,
или самые различные виды бумаги. На том же конструировании детям нравится работа с
конфетными фантиками, природным и бросовым материалами.
Период дошкольного детства – это один из самых благоприятных периодов приобщения
детей к искусству, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности. В этом
возрасте дети очень восприимчивы к проявлениям прекрасного, с большим интересом и
увлечением принимают новые техники выполнения работ в любой образовательной дея-
тельности. Работая с нетрадиционными техниками рисования, лепки, конструирования и
т. д. у детей развивается художественный вкус, творческие способности, способности на-
блюдать, анализировать и размышлять об увиденном. Но дошкольник без помощи взрос-
лого не может приобщиться к опыту художественной деятельности. А мы, взрослые,
должны помочь ребенку приобрести такой опыт.