Напоминание

Способы воспитания дошкольника


Авторы: Шереметова Татьяна Георгиевна, Татьяна Георгиевна Шереметова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: пгт Селенгинск Кабанский район Республика Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: Способы воспитания дошкольника
Раздел: дошкольное образование





Назад




Детство – это пора, в которой всё возможно и позволено. Слабый может стать сильным,

скучное и неинтересное может оказаться весёлым и занимательным. В этом возрасте мож-

но, сделать мир ярким, красочным, добрым. А для этого достаточно быть просто ребёнком

и чтобы рядом с ним был умный, талантливый, добрый взрослый. Что характеризует лю-

бого человека, прежде всего? Конечно же – культура, включая в себя духовность и нрав-

ственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и

творческую активность. Поэтому в период дошкольного детства именно изобразительная

деятельность наиболее ярко способствует развитию личности ребенка, активному позна-

нию им окружающего мира, воспитанию навыков творчески передавать свои впечатления

в художественной форме. В это время у детей начинает формироваться художественный

вкус. Они уже могут назвать, какие картины и иллюстрации им больше нравятся, опреде-

ляют явления природы, переданные изобразительными средствами. В своих рисунках

дети все чаще отображают то, что видели в окружающем мире или при рассматривании

иллюстраций. С целью развития детского творчества, в ходе непосредственной образова-

тельной деятельности необходимо предлагать ребятам самые разные творческие задания.

Они способствуют не только передаче выразительности образа, но и вносят некоторое раз-

нообразие в процесс изобразительной деятельности. В процессе рисования, лепки, аппли-

кации детям предлагаются коллективные занятия, которые требуют от них совместных

усилий, сочетания изобразительных умений, согласованности действий. Культура челове-

ка – есть отражение внутреннего мира его, и огромную роль в её формировании прежде

всего играет человеческое эстетическое воспитание. Поэтому ключевая роль в в формиро-

вании эстетического воспитания ребенка – это создание условий для формирования гар-

моничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, облада-

ющей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими

способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой

деятельности. Эстетическое воспитание – сложный и кропотливый процесс, в ходе кото-

рого дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству,

овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место

занимают рисование, лепка, аппликация, конструирование.

Все дети любят «творить», и воплощение творческого занятия для ребенка – это радост-

ный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но при том важно поддер-

живать его стремления, постепенно открывая перед ним новые возможности изобрази-

тельной деятельности. Занятия по рисованию, лепке, аппликации являются одним из эта-

пов многогранной работы ДОУ по эстетическому воспитанию, поэтому изобразительная

деятельность тесно связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной рабо-

ты. Для этого выбираются наиболее яркие явления из жизни детей, чтобы предлагаемая

тема была им знакома, вызывала у них интерес, эмоциональный настрой, желание рисо-

вать, лепить, вырезать и наклеивать. Осваивая разные методы рисования, аппликации,

конструирования ребенок должен сделать вывод: если такое занятие ему нравится, когда

глаза блестят от восторга, если он хочет, чтобы каждое мероприятие было праздником,

если он желает смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими сверст-

никами – то воспитателю необходимо больше с ним этими занятиями заниматься -

конструировать, учить стишки, петь, рисовать и т. д. И тогда с помощью творчества он

передает свое настроение и концу своего дошкольного детства радует своими великолеп-

ными «произведениями искусства» всех окружающих близких ему людей.

Искусство в дошкольном возрасте рассматривается как средство освоения, открытия

мира в многообразных формах своего проявления. Поэтому в таком возрасте уже необхо-

димо предлагать ребятам пользоваться нетрадиционными приемами техники:

«Рисуем пальчиками». Когда ребенок один пальчик обмакивает в красную краску, другую

– в синюю. А в итоге чем не палитра!

«Набрызги». Краски нужного цвета необходимо развести в блюдечке с водой, обмакнуть

в краску старую зубную щетку и ей, резко провести по бумаге ней по направлению к себе,

в этом случае краска будет брызгать на бумагу.

«Рисование поролоном». Им можно как размазывать краску по бумаге, так и примакивать

по поверхности листа. Этот вид техники очень подходит для изображения животных,

передает фактурность пушистой поверхности объекта.

«Рисование манкой» - Слой манки толщиной 2-3 мм. Разравниваем. Далее из этого можно

изобразить простые фигуры, проводя пальцем круг, треугольник, цветок, солнышко.

«Кляксография» - тоже является техникой рисования, развивающей воображение. Поста-

вим большую яркую кляксу. Возьмем трубочку для коктейля и осторожно подуем на кап-

лю. Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернем лист и опять подуем. Ее осо-

бенности заключаются в том что: пятно образуется случайными по форме, размеру и рас-

положению, не бывает двух одинаковых пятен. А это и есть художественное воображение,

или прямой путь к созданию образа.

«Монотипия» - для его понадобятся гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бума-

ги. Нарисуем половину круга на правой стороне от сгиба листа, левую сторону прижмем к

правой и разгладим. И получится – Солнце, или скажем – Тучка.

Вначале эту технику можно использовать в качестве упражнений по развитию фантазии,

воображения, чувства – цвета и формы. Нанесем яркие пятна на одну половину листа,

прижмем к ней вторую половину, тщательно разгладим в разные стороны и развернем. И

в результате почти «ниоткуда»появляется необычный рисунок.

В работе по рисованию можно познакомить детей с такими техниками рисования, как:

рисование горячим воском, рисование мыльными пузырями, оттисками самых разных

овощей (картофель, морковь, капустные листья). А при работе с аппликацией необходимо

разнообразно использовать различные нитки, ту же шерсть, ватные диски, крупу, бисер,

или самые различные виды бумаги. На том же конструировании детям нравится работа с

конфетными фантиками, природным и бросовым материалами.

Период дошкольного детства – это один из самых благоприятных периодов приобщения

детей к искусству, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности. В этом

возрасте дети очень восприимчивы к проявлениям прекрасного, с большим интересом и

увлечением принимают новые техники выполнения работ в любой образовательной дея-

тельности. Работая с нетрадиционными техниками рисования, лепки, конструирования и

т. д. у детей развивается художественный вкус, творческие способности, способности на-

блюдать, анализировать и размышлять об увиденном. Но дошкольник без помощи взрос-

лого не может приобщиться к опыту художественной деятельности. А мы, взрослые,

должны помочь ребенку приобрести такой опыт.



В раздел образования