Автор: Башинская Евгения Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Виноградненский лицей им.Дедова Ф.И."
Населённый пункт: Калмыкия, с.Виноградное
Наименование материала: Конспект урока.
Тема: Роль глаголов в речи.
Раздел: начальное образование
Конспект личностно - ориентированного урока русского языка
Тема: «Роль глаголов в речи» 2 класс
Цели: обобщение знаний о существенных признаках глагола как части речи; определение роли
глагола в предложении.
Задачи урока:
1.Формировать представление учащихся о роли глаголов в речи, умение употреблять их в речи,
совершенствовать умения распознавать части речи.
2. Развивать речь учащихся, умение делать выводы, закреплять изученные орфограммы.
3. Воспитывать самостоятельность, стремление к саморазвитию, бережное отношение к
природе; прививать интерес к предмету.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
осознание значимости полученных знаний, возможности их
применения в повседневной жизни.
творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий.
умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.
умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.
желание применить на практике свои знания
адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников
Метапредметные:
Регулятивные УУД
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
уметь работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с
поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
учиться работать в группе и паре, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
уметь использовать глаголы в речи;
уметь отличать части речи;
уметь задавать вопрос;
понимать роль глаголов в речи.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, индуктивный, дедуктивный,
самостоятельная работа.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Технологии: постановка проблемы, интеграция русского языка с другими предметами,
элементы здоровьесберегающих технологий, технологии дифференцированного подхода,
создание ситуации успеха на уроке, технология индивидуальной работы , технология
личностно-ориентированного обучения.
Оборудование
персональный компьютер педагога, подключенный к проектору, интерактивная доска;
таблицы «Знаю, умею»;
карточки с заданиями по выбору;
презентация по теме урока;
карточки для работы в группе;
сигнальные карточки.
№
1.
2.
3.
Этап
Организационно-мотивационный.
(Слайд 1. Весна)
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною,
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
- Ребята, о каком времени года идет речь в этом
стихотворении Плещеева? (о весне)
-Вы любите это время года? Почему?
-Как много всего происходит в это время года и как
красиво рассказывает нам об этом писатель.
- Сегодня на уроке мы с вами будем развивать речь,
учиться делать ее более полной, понятной и
правильной.
Актуализация первичного опыта.
- Задача нашего урока-открытие новых знаний. А
для чего они нам нужны? (пригодятся в учебе и
жизни)
-Что нужно знать и уметь для открытия новых
знаний? (вспомнить, что мы проходили на
прошлых уроках)
-С какими частями речи мы познакомились на
прошлых уроках? (существительное и
прилагательное)
-Что мы о них знаем? Что научились делать?
(изменять по числам, определять род, склонять по
падежам)
Введение в новую тему.
-Прочитайте текст.(глаголы пропущены)
(Слайд 2)
Пригревает солнышко. Ветер становится
теплым. В воздухе мы чувствуем разные запахи:
запах почек, талого снега, земли и первых цветов.
-Все ли Вам понятно? Все ли на месте?
-Что нужно сделать, чтобы понять содержание
текста? (вставить пропущенные слова)
-Какие слова вы предлагаете вставить? Что общего
у этих слов? (обозначают действие)
-Что помогают передать эти слова в тексте?
(содержание)
-Как вы считаете, текст завершен? Какое
дополнительное задание можно придумать?
(придумать концовку)
-Закончите текст.
Цель
Создание эмоционального
настроя на урок.
Обращение к суб.опыту
учащихся.
Постановка проблемы,
создание атмосферы
заинтересованности
Осознание учебной задачи на
весь урок. Нацеливание на
конечный результат.
Обращение к суб. опыту
Выявление определённых
зависимостей, связей,
закономерностей. Развитие
приёмов мыслительной
деятельности. Развитие
познавательной деятельности
детей.
4.
5.
6.
- А как называются первые весенние цветы?
(подснежники, первоцветы)
(Слайд 3. Подснежники. Запрещающий знак)
Цветок весны, идущий к нам по снегу,
Простой цветок, но сколько он несет
Добра и радости. и счастья человеку,
И веры в чудо, что оно придет.
- В последнее время первоцветов становится все
меньше, поэтому многие из них занесены в
Красную книгу и находятся под охраной. Как вы
думаете, почему?
-К природе можно прикоснуться только сердцем,
прикасаясь к ней руками, мы губим её.
Формулирование целей урока.
(Слайд 4. Лебеди летят. Запрещающий знак.)
-Рассмотрите иллюстрацию.
-Что вы видите?
-Весной возвращаются домой лебеди. Лебеди-
перелетные птицы. Они тоже внесены в Красную
книгу и нуждаются в защите.
-Могут ли лететь птицы не совершая действий? Что
они делают для этого?
-А представьте себе мир без действий. Какой он?
(застывший, мертвый, неподвижный)
-Что делать? Как оживить мир? (нужны действия и
слова, которые их называют)
-Ребята, с какой частью речи мы будем продолжать
знакомиться? (с глаголом)
-Какая тема нашего урока?
-Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня?
(употреблять глаголы в речи, видеть их в тексте,
понимать их роль)
Актуализация обогащаемого опыта.
-О глаголе мы слышим не первый раз. Заполним
первую колонку таблицы «Знаю». Обозначим в ней
то, что о глаголе уже знаем.
Работа с таблицей.
(часть речи, действие предмета, что делать? что
сделать?)
Постановка проблемы.
-А знаете ли вы, почему эта часть речи получила
такое название?
(Слайд 5 )
Обращение к суб. опыту
уч-ся
Воспитание бережного
отношения к природе
Воспитание бережного
отношения к природе
Развитие творческих
способностей.
Формирование способности к
взаимоконтролю,
самоконтролю.
7.
8.
-Слово «глагол» в старославянском языке означало
слово, речь. Глаголить значит говорить, совершать
действие. Наши предки считали его важнейшим
видом слова. Ведь глагол одна из 2-х частей речи,
без которых не построишь предложение, не
передашь собеседнику никакой информации.
-Как отличить глаголы от других частей речи?
-Откроем учебник на стр.69 и проверим наши
предположения.
(работа с правилом)
Физкультминутка для глаз.
Составление плана выхода из затруднения и
проверка правильности своих ответов на
практике.
-Прочитаем текст у.521.
-О каких машинах идет речь?
-Для чего человек это делает?
-Где в этом тексте спрятались глаголы? Как их
найти?
-Составим план.
(1.Прочитать предложение. 2.Поставить к слову
вопрос.3.Определить, что обозначает слово)
-Первое предложение разберем вместе.
-Второе предложение выполните в парах в
соответствии с планом.
-Проверьте правильность своих ответов.
(Слайд 6)
-Оцените сложность выполненной работы с
помощью сигнальных карточек.
Все понятно Были небольшие Не смог выполнить
Сложности
-Молодцы, ребята которые справились. Те кто не
смог не расстраивайтесь, вам нужно еще
поупражняться.
Физкультминутка.
Закрепление.
Обогащение суб. опыта,
расширение кругозора,
активизация познавательной
активности
Мозговой штурм.
Умение выполнять учебное
действие в соответствии с
планом.
Развитие самоконтроля и
самоанализа
9.
10.
11.
На доске задания на выбор:
1)Составить и записать небольшой рассказ по
картине (желающие выполнить это задание могут
объединиться в группу)
2) Вставить в текст глаголы и орфограммы:
долгожданная в.сна. сне. .
повсюду звонкие ручейки. В голубом
небе голоса птиц.
3) Найти в тексте и выписать словосочетания
Существительное+глагол, объяснить выделенные
орфограммы:
С полей уже сошел последний снег. А в лесу еще
лежат рыхлые сугробы. На их фоне пламенеют
малиновые кусты багула. Цветущий багул –
настоящее Забайкальское чудо.
Проверка:
1гр. Зачитать получившийся текст.
- Какие глаголы использовали?
2гр. Зачитать текст без глаголов, затем с глаголами.
- Какой текст лучше? Почему?
Объяснение орфограмм.
3гр. Зачитать выписанные словосочетания,
объяснить орфограммы.
- Молодцы!
-Вывод: Для чего служат глаголы в речи?
(обозначают действия предметов; передают точно и
достоверно все действия и события; делают нашу
речь живой)
Самостоятельная работа на отдельных
листах - карточках.
- Как узнать усвоили вы тему или нет? (провести
самостоятельную работу)
-У каждого из вас есть карточка с заданиями за
выполнение которых вы получите 1 или 2 балла,
которые в итоге дадут общую оценку вашей работе.
Вы можете выполнить любое количество заданий и
в удобной для вас последовательности.
Подведение итогов урока.
- Что нового вы узнали о глаголе на уроке?
Предоставление возможности
выбора задания
Формирование культуры
общения, речи, поведения.
Учить доказывать свою точку
зрения, выслушивая своего
товарища.
Воспитание самостоятельность,
развитие мышления.
12.
13.
14.
-Что научились делать?
-Заполните таблицу по теме «Глагол» до конца.
- Был ли интересен вам сегодняшний урок?
- За что вы можете себя похвалить?
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание (по выбору):
1.
С.69, упр. 523 в учебнике
2.
Записать 8 глаголов отвечающих на вопросы
что делать? что сделать?
Осознание собственного
мнения об уроке, о работе на
нём. Формирование
положительного отношения к
учению, умения анализировать,
обобщать свою деятельность и
планировать её. Закрепление
чувства уверенности в себе и
чувство радости от успеха.
Право выбора задания.
Самостоятельная работа.
Ф.И _____________________________________
Прочитайте. Выпишите глаголы.(2б.)
Льёт, голос, кричит, устаёт, поёт, дождь, изгородь, стоит, блестит, летит, говорят,
тишина, снег, падал, день, принёс, росла, пела, барабанил, падающий, ковры, избушка,
посыпались, переливались, камешки.
__________________________________________________________________________________
_________________________________________________
Спишите. Подчеркните слова, отвечающие на вопрос что делает? Двумя линиями.(1б.)
Ворона на дереве вьёт гнездо. Снег падает на землю. Рыбак ловит рыбу.
К данным словам напиши однокоренные слова, отвечающие на вопрос что делает?(1б.)
Зевок - … Пуск - …
Ночь - … Работа - …
Обед - … Полив - …
Спиши текст, подчеркни глаголы двумя линиями. Вставь пропущенные буквы.(2б.)
Поб..жала по лесу позёмка. Загудел лес. Нал..тел в..тер. Зак..чались д..ревья. Пол..тели
сугробики с ..ловых лап. Снег посыпал. Нач..лась пурга.
Таблица «Знаю, умею» по теме «Глагол»
Знаю
Умею
Часть речи
Задавать вопросы
Обозначает действие
Определять в тексте
Что делать? что сделать?
Значение в речи