Напоминание

Роль глаголов в речи.


Автор: Башинская Евгения Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Виноградненский лицей им.Дедова Ф.И."
Населённый пункт: Калмыкия, с.Виноградное
Наименование материала: Конспект урока.
Тема: Роль глаголов в речи.
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект личностно - ориентированного урока русского языка

Тема: «Роль глаголов в речи» 2 класс

Цели: обобщение знаний о существенных признаках глагола как части речи; определение роли

глагола в предложении.

Задачи урока:

1.Формировать представление учащихся о роли глаголов в речи, умение употреблять их в речи,

совершенствовать умения распознавать части речи.

2. Развивать речь учащихся, умение делать выводы, закреплять изученные орфограммы.

3. Воспитывать самостоятельность, стремление к саморазвитию, бережное отношение к

природе; прививать интерес к предмету.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

осознание значимости полученных знаний, возможности их

применения в повседневной жизни.

творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий.

умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.

умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

желание применить на практике свои знания

адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников

Метапредметные:

Регулятивные УУД

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

уметь работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки

и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с

поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

учиться работать в группе и паре, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с

помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой

жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

уметь использовать глаголы в речи;

уметь отличать части речи;

уметь задавать вопрос;

понимать роль глаголов в речи.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, индуктивный, дедуктивный,

самостоятельная работа.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Технологии: постановка проблемы, интеграция русского языка с другими предметами,

элементы здоровьесберегающих технологий, технологии дифференцированного подхода,

создание ситуации успеха на уроке, технология индивидуальной работы , технология

личностно-ориентированного обучения.

Оборудование

персональный компьютер педагога, подключенный к проектору, интерактивная доска;

таблицы «Знаю, умею»;

карточки с заданиями по выбору;

презентация по теме урока;

карточки для работы в группе;

сигнальные карточки.

1.

2.

3.

Этап

Организационно-мотивационный.

(Слайд 1. Весна)

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною,

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

- Ребята, о каком времени года идет речь в этом

стихотворении Плещеева? (о весне)

-Вы любите это время года? Почему?

-Как много всего происходит в это время года и как

красиво рассказывает нам об этом писатель.

- Сегодня на уроке мы с вами будем развивать речь,

учиться делать ее более полной, понятной и

правильной.

Актуализация первичного опыта.

- Задача нашего урока-открытие новых знаний. А

для чего они нам нужны? (пригодятся в учебе и

жизни)

-Что нужно знать и уметь для открытия новых

знаний? (вспомнить, что мы проходили на

прошлых уроках)

-С какими частями речи мы познакомились на

прошлых уроках? (существительное и

прилагательное)

-Что мы о них знаем? Что научились делать?

(изменять по числам, определять род, склонять по

падежам)

Введение в новую тему.

-Прочитайте текст.(глаголы пропущены)

(Слайд 2)

Пригревает солнышко. Ветер становится

теплым. В воздухе мы чувствуем разные запахи:

запах почек, талого снега, земли и первых цветов.

-Все ли Вам понятно? Все ли на месте?

-Что нужно сделать, чтобы понять содержание

текста? (вставить пропущенные слова)

-Какие слова вы предлагаете вставить? Что общего

у этих слов? (обозначают действие)

-Что помогают передать эти слова в тексте?

(содержание)

-Как вы считаете, текст завершен? Какое

дополнительное задание можно придумать?

(придумать концовку)

-Закончите текст.

Цель

Создание эмоционального

настроя на урок.

Обращение к суб.опыту

учащихся.

Постановка проблемы,

создание атмосферы

заинтересованности

Осознание учебной задачи на

весь урок. Нацеливание на

конечный результат.

Обращение к суб. опыту

Выявление определённых

зависимостей, связей,

закономерностей. Развитие

приёмов мыслительной

деятельности. Развитие

познавательной деятельности

детей.

4.

5.

6.

- А как называются первые весенние цветы?

(подснежники, первоцветы)

(Слайд 3. Подснежники. Запрещающий знак)

Цветок весны, идущий к нам по снегу,

Простой цветок, но сколько он несет

Добра и радости. и счастья человеку,

И веры в чудо, что оно придет.

- В последнее время первоцветов становится все

меньше, поэтому многие из них занесены в

Красную книгу и находятся под охраной. Как вы

думаете, почему?

-К природе можно прикоснуться только сердцем,

прикасаясь к ней руками, мы губим её.

Формулирование целей урока.

(Слайд 4. Лебеди летят. Запрещающий знак.)

-Рассмотрите иллюстрацию.

-Что вы видите?

-Весной возвращаются домой лебеди. Лебеди-

перелетные птицы. Они тоже внесены в Красную

книгу и нуждаются в защите.

-Могут ли лететь птицы не совершая действий? Что

они делают для этого?

-А представьте себе мир без действий. Какой он?

(застывший, мертвый, неподвижный)

-Что делать? Как оживить мир? (нужны действия и

слова, которые их называют)

-Ребята, с какой частью речи мы будем продолжать

знакомиться? (с глаголом)

-Какая тема нашего урока?

-Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня?

(употреблять глаголы в речи, видеть их в тексте,

понимать их роль)

Актуализация обогащаемого опыта.

-О глаголе мы слышим не первый раз. Заполним

первую колонку таблицы «Знаю». Обозначим в ней

то, что о глаголе уже знаем.

Работа с таблицей.

(часть речи, действие предмета, что делать? что

сделать?)

Постановка проблемы.

-А знаете ли вы, почему эта часть речи получила

такое название?

(Слайд 5 )

Обращение к суб. опыту

уч-ся

Воспитание бережного

отношения к природе

Воспитание бережного

отношения к природе

Развитие творческих

способностей.

Формирование способности к

взаимоконтролю,

самоконтролю.

7.

8.

-Слово «глагол» в старославянском языке означало

слово, речь. Глаголить значит говорить, совершать

действие. Наши предки считали его важнейшим

видом слова. Ведь глагол одна из 2-х частей речи,

без которых не построишь предложение, не

передашь собеседнику никакой информации.

-Как отличить глаголы от других частей речи?

-Откроем учебник на стр.69 и проверим наши

предположения.

(работа с правилом)

Физкультминутка для глаз.

Составление плана выхода из затруднения и

проверка правильности своих ответов на

практике.

-Прочитаем текст у.521.

-О каких машинах идет речь?

-Для чего человек это делает?

-Где в этом тексте спрятались глаголы? Как их

найти?

-Составим план.

(1.Прочитать предложение. 2.Поставить к слову

вопрос.3.Определить, что обозначает слово)

-Первое предложение разберем вместе.

-Второе предложение выполните в парах в

соответствии с планом.

-Проверьте правильность своих ответов.

(Слайд 6)

-Оцените сложность выполненной работы с

помощью сигнальных карточек.

Все понятно Были небольшие Не смог выполнить

Сложности

-Молодцы, ребята которые справились. Те кто не

смог не расстраивайтесь, вам нужно еще

поупражняться.

Физкультминутка.

Закрепление.

Обогащение суб. опыта,

расширение кругозора,

активизация познавательной

активности

Мозговой штурм.

Умение выполнять учебное

действие в соответствии с

планом.

Развитие самоконтроля и

самоанализа

9.

10.

11.

На доске задания на выбор:

1)Составить и записать небольшой рассказ по

картине (желающие выполнить это задание могут

объединиться в группу)

2) Вставить в текст глаголы и орфограммы:

долгожданная в.сна. сне. .

повсюду звонкие ручейки. В голубом

небе голоса птиц.

3) Найти в тексте и выписать словосочетания

Существительное+глагол, объяснить выделенные

орфограммы:

С полей уже сошел последний снег. А в лесу еще

лежат рыхлые сугробы. На их фоне пламенеют

малиновые кусты багула. Цветущий багул –

настоящее Забайкальское чудо.

Проверка:

1гр. Зачитать получившийся текст.

- Какие глаголы использовали?

2гр. Зачитать текст без глаголов, затем с глаголами.

- Какой текст лучше? Почему?

Объяснение орфограмм.

3гр. Зачитать выписанные словосочетания,

объяснить орфограммы.

- Молодцы!

-Вывод: Для чего служат глаголы в речи?

(обозначают действия предметов; передают точно и

достоверно все действия и события; делают нашу

речь живой)

Самостоятельная работа на отдельных

листах - карточках.

- Как узнать усвоили вы тему или нет? (провести

самостоятельную работу)

-У каждого из вас есть карточка с заданиями за

выполнение которых вы получите 1 или 2 балла,

которые в итоге дадут общую оценку вашей работе.

Вы можете выполнить любое количество заданий и

в удобной для вас последовательности.

Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали о глаголе на уроке?

Предоставление возможности

выбора задания

Формирование культуры

общения, речи, поведения.

Учить доказывать свою точку

зрения, выслушивая своего

товарища.

Воспитание самостоятельность,

развитие мышления.

12.

13.

14.

-Что научились делать?

-Заполните таблицу по теме «Глагол» до конца.

- Был ли интересен вам сегодняшний урок?

- За что вы можете себя похвалить?

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание (по выбору):

1.

С.69, упр. 523 в учебнике

2.

Записать 8 глаголов отвечающих на вопросы

что делать? что сделать?

Осознание собственного

мнения об уроке, о работе на

нём. Формирование

положительного отношения к

учению, умения анализировать,

обобщать свою деятельность и

планировать её. Закрепление

чувства уверенности в себе и

чувство радости от успеха.

Право выбора задания.

Самостоятельная работа.

Ф.И _____________________________________

Прочитайте. Выпишите глаголы.(2б.)

Льёт, голос, кричит, устаёт, поёт, дождь, изгородь, стоит, блестит, летит, говорят,

тишина, снег, падал, день, принёс, росла, пела, барабанил, падающий, ковры, избушка,

посыпались, переливались, камешки.

__________________________________________________________________________________

_________________________________________________

Спишите. Подчеркните слова, отвечающие на вопрос что делает? Двумя линиями.(1б.)

Ворона на дереве вьёт гнездо. Снег падает на землю. Рыбак ловит рыбу.

К данным словам напиши однокоренные слова, отвечающие на вопрос что делает?(1б.)

Зевок - … Пуск - …

Ночь - … Работа - …

Обед - … Полив - …

Спиши текст, подчеркни глаголы двумя линиями. Вставь пропущенные буквы.(2б.)

Поб..жала по лесу позёмка. Загудел лес. Нал..тел в..тер. Зак..чались д..ревья. Пол..тели

сугробики с ..ловых лап. Снег посыпал. Нач..лась пурга.

Таблица «Знаю, умею» по теме «Глагол»

Знаю

Умею

Часть речи

Задавать вопросы

Обозначает действие

Определять в тексте

Что делать? что сделать?

Значение в речи



В раздел образования