Напоминание

"Психолого-педагогические основы успешного научения"


Авторы: Ганчев Геннадий Иванович, Ганчева Наталья Викторовна
Должность: учителя русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: г. Мичуринска Тамбовской области
Наименование материала: программа курса
Тема: "Психолого-педагогические основы успешного научения"
Раздел: среднее образование





Назад




Г.И. Ганчев, Н.В. Ганчева, С.Н. Ганчева, Д.К. Воронкова

__________________________________________________________________

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

УСПЕШНОГО НАУЧЕНИЯ

_________________________________________________________

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

2-е издание, переработанное и дополненное

Мичуринск - Красногорск

2021

Авторы:

Г.И. Ганчев, Н.В. Ганчева, С.Н. Ганчева, Д.К. Воронкова

1

8-9

Психолого-педагогические основы успешного научения. 8-9 классы: программа курса

дополнительного научения учащихся общеобразовательной организации / Г.И. Ганчев, Н.В.

Ганчева, С.Н. Ганчева, Д.К. Воронкова . – Мич.- Красн.: 2021. - 14 [3] с. – (Программа)

Психолого-педагогические основы успешного научения. 8-9 классы. Программа дополнительного

научения учащихся общеобразовательной организации. 2-е изд., перер. и дополн. – Мич. – Красн.: , 2021. –

14с.

Программа направлена на систематизацию и обобщение

разрозненных знаний и впечатлений

учащихся, когда речь идет о научении, на обогащение школьников «правильным» научением, на

совершенствование

форм

самонаучения,

самодеятельности,

саморазвития

и

самореализации,

на

формирование у детей «хорошего тона» и «опредмеченных» отношений со взрослыми (педагогами,

родителями, лицами их заменяющими).

Большое внимание уделено синтезу разных видов творчества.

Программа

подчеркивает

целесообразность

плюрализма,

гармонизации

различных подходов,

межпарадигмальной кооперации (когнитивной и личностной), открытости к коммуникации.

Программа ориентирована на потребности ребенка и общества одновременно.

Мич. – Красн.

2021

Консультанты и рецензенты Программы:

2

Мирзаева Т.В., проректор по научно-методической и инновационной

деятельности Тамбовского областного ГОАУ ВПО «Институт повышения

квалификации работников образования», кандидат филологических наук,

доцент

Яковлева

Е.Е.,

методист

кафедры

общеобразовательных

дисциплин

Тамбовского областного ГОАУ ВПО «Институт повышения квалификации

работников образования», кандидат филологических наук

Пояснительная записка

Программа «Психолого-педагогические основы успешного научения».

8-9

классы.

Программа

дополнительного

научения

учащихся

3

общеобразовательной организации»

(Программа)

разработана

c

учетом

требований ФГОС основного общего образования (Стандарт), целей и задач

Основной образовательной программы основного общего образования (ООП

ООО) МБОУ СОШ № 1 г. Мичуринска Тамбовской области.

Программа

• детализирует и раскрывает содержание Стандарта и ООП ООО;

определяет общую стратегию научения, воспитания и развития

учащихся;

носит надпредметный характер: включает в себя материалы по

педагогике, физиологии, медицине, психологии и др. наукам;

знакомит

пользователей

с

одним

из

возможных

«каналов»

совершенствования «незавершенной» природы учащихся, когда речь идет о

формировании у школьников предметных, метапредметных и социальных

компетенций,

активизации

процесса

научения,

самодеятельности,

саморазвития и самореализации;

является составной частью универсальной авторской методики

научения учащихся русскому языку и литературе на основе активизации

концепта «Желание» (Г.И. Ганчев, Н.В. Ганчева, С.Г. Ганчев).

Продолжительность курса научения – 68/70 учебных часов, из которых:

часть часов отводится на изучение=присвоение теоретического

материала, в том числе правил техники безопасности и правил поведения во

время работы в Пространстве научения;

• часть часов - на формирование практических умений, выполнение

лабораторных, исследовательских, творческих и др. видов работ;

часть

часов

-

на

проведение

индивидуальных

и

групповых

консультаций;

• часть часов - на проведение семинаров, зачетов, тематических встреч,

встреч с интересными людьми;

часть часов - на подготовку публикаций (в том числе научных),

разработку и презентацию проектов;

• часть часов - на мотивирующую рефлексию=воспроизведение ранее

изученного=присвоенного

материала,

а

также

работу

учащихся

с

индивидуальными картами научения=развития.

С той же практической целью научающий материал разделен по

четвертям, «внутри» которых – отрезки научения/=ориентация результатов

научения на относительно небольшой отрезок времени, что, бесспорно,

способствует повышению эффективности всего процесса научения.

Научение школьников осуществляется по тематическим маршрутам

(ТМ). Каждый ТМ – своеобразный модуль, который позволяет смещать

акценты научения от содержания к ценностным ориентирам и личностно-

смысловым

сферам,

осуществлять

совершенствование

предметных,

метапредметных и социальных компетенций.

4

При реализации научения и реификации деятельностей - интеграция с

предметами учебного плана, а также с другими курсами дополнительного

научения школьников.

Средство реализации Программы

Средством реализации Программы являются авторские материалы и

авторские

разработки,

а

также

материалы

справочной,

научной

и

методической литературы, материалы сети Интернет.

Цель Программы: «перевод» знаний и практических умений учащихся

в формате «научение» в новое качественное русло.

Задачи:

1) актуализировать стратегические, тактические и оперативные цели

научения школьников;

2)

интенсифицировать

процессы

самонаучения,

самодеятельности,

саморазвития и самореализации;

3) обеспечить перевод естественных резервных возможностей учащихся,

их «отдельных» знаний и способов действий в предметные и социальные

компетенции;

4)

определить

объем,

порядок

изучения=присвоения

научающего

материала с учетом контингента учащихся, целей, задач и особенностей

тиражируемого формата.

Функции Программы:

1) нормативная (Программа является документом, обязательным для

выполнения в полном объеме);

2) целевая (Программа определяет ценности и цели, ради достижения

которых она введена в процесс научения);

3) содержательная

(Программа фиксирует содержание, подлежащее

изучению=присвоению учащимися);

4)

процессуальная

(Программа

определяет

логическую

последовательность

элементов

содержания,

организационные

формы,

методы, средства и условия научения);

5)

оценочная

(Программа выявляет уровень изучения=присвоения

учащимися научающего материала);

6) рефлексивная

(Программа выявляет степень изучения=присвоения

учащимися научающего материала и коэффициент его «возвратности» в

социум

на

уровне

сформированности

предметных

и

социальных

компетенций).

Структура Программы

Программа содержит необходимый набор элементов для представления

ее в качестве целостной системы.

Программа включает в себя Титульный лист, Пояснительную записку,

Содержание, Список литературы и технических средств научения, Ссылки

на источники, ряд Приложений.

5

Титульный лист Программы знакомит пользователей с авторами

Программы, ее названием, видом Программы, адресатом (кому Программа

адресована), местом разработки и реализации Программы.

Пояснительная записка содержит информацию

1) о соответствии Программы требованиям нормативных документов;

2)

о

цели,

задачах,

функциях,

структуре

и

актуальности

репрезентируемого формата;

3) о содержании курса и продолжительности его реализации;

4) об уровнях, зонах и формах научения школьников;

5) о системе учебников, пособий и справочников, с опорой на которые

Программа реализуется, а также комментарии и пояснения к каждому

разделу;

6) о месте Программы в системе научения школьников (связь

Программы с программой воспитания и социализации учащихся).

Аспекты, функции и ведущие парадигмы излагаются одновременно и во

взаимосвязи.

Содержание Программы:

1)

номинирует

общее

количество

часов,

отведенных

на

изучение=присвоение учебного материала;

2) освещает перечень разделов и тем;

3) репрезентирует обобщенные требования к знаниям и умениям

учащихся в форматах: «иметь представление», «знать», «уметь», «иметь

опыт».

Объем содержания охватывает три этапа и представляет собой единое

целое:

I

этап – подготовительный: на основе разрозненных знаний и

впечатлений, приобретенных учащимися за период школьной жизни,

обобщаются и систематизируются важнейшие представления о процессе

научения.

II этап - формирующий: направлен на переосмысление учащимися того,

что является научением, на формирование у школьников «хорошего тона» и

«опредмеченных» отношений со взрослыми (педагогами, родителями), на

обогащение учащихся «правильным» научением, на совершенствование

форм самонаучения, самодеятельности, саморазвития и самореализации, а

также синтез разных видов творчества и т.д.

Особое внимание уделяется формированию у учащихся

1) умения выбирать правильный стиль деятельностей применительно к

различным ситуациям;

2) устойчивых предметных умений;

3) развитию навыков самоконтроля и потребности обращения к

внешним

источникам

информации

художественной

и

справочной

литературе, словарям, Интернет-ресурсам для уточнения имеющихся и

присвоения новых знаний.

6

В

основе

III

этапа

рефлексия:

выявление

степени

изучения=присвоения

научающего

материала,

способности

его

интерпретирования и тиражирования в социум.

В Списке литературы и технических средств научения - основная и

дополнительная литература, учебные и справочные пособия, учебно-

методическая литература, перечень рекомендуемых технических средств

научения, а также демонстрационные печатные и экранно-звуковые пособия,

цифровые

образовательные

ресурсы,

учебно-практическое

и

учебно-

лабораторное оборудование и т.д.

В библиографическом списке выделены издания, предназначенные как

для учащихся, так и для учителя.

В Ссылке на источники – источники цитирования.

Списки оформлены в соответствии с ГОСТом.

Среди Приложений:

Приложение

1.

Тематическое

планирование,

в

котором

репрезентированы

названия

разделов

и

тем,

последовательность

их

рассмотрения,

общее

количество

часов,

отведенное

на

их

изучение=присвоение, информация о формах организации процесса научения

и основных видах деятельностей школьников на уровне научающих

действий, планируемые результаты научения (предметные, метапредметные,

личностные).

Приложение 2. Календарно-тематическое планирование,

в котором

реифицированы

последовательное

распределение

разделов

и

тем

указанием видов и форм контроля), количество часов, отведённых на

изучение=присвоение научающего материала (в том числе материала

метапредметной

направленности),

логики

учебного

процесса,

даты

проведения занятий (по плану/фактически).

Формы организации процесса научения

Апробируемые формы организации процесса научения - занятия-

практикумы,

занятия-семинары,

занятия-исследования,

занятия-защиты,

занятия-презентации, занятия-выставки, занятия-встречи, выездные занятия,

занятия-экскурсии и т. д. - интересны и полезны.

Каждое занятие - системно-сопоставительная модель, обладающая

признаками информационной насыщенности и способствующая развитию

резервной базы учащихся, их модулей, вариативно-изменяющаяся форма

организации научения, воспитания и развития личности школьника.

«Генеральные цели занятий не складываются из «частных целей», а

распадаются на «подцели».

«Текущие целевые установки - с позиции учащихся, чтобы дети могли

«отрефлексировать наличный уровень знаний, а затем оценить свои успехи,

свой личностный рост».

На каждом занятии - определенные этапы: Оргформат, Инициация,

Погружение в тему, Мотивирующая рефлексия.

7

Каждый этап – релевантные стадии: Эмоциональное прикосновение,

Актуализация субъектного опыта, Функция мотивации и т.д.

Каждая стадия - атмосфера активизирующей познавательной дея-

тельности.

Изучению=присвоению нового материала предшествует повторение

ранее изученного, выполнению зачетных, исследовательских, творческих

работ – занятия-консультации, занятия-инструктажи, занятия-прямые линии.

После выполнения работ – анализ и работа над ошибками.

На всех этапах научения – определение практических достижений

учащихся, их реальных результатов.

Динамический аспект оценивания

Динамический аспект оценивания результатов деятельностей учащихся

базируется на когнитивных механизмах

• Профилирование (анализ индивидуального фона научения в виде набора

характеристик, из которых выделяется одна, наиболее значимая в данной

ситуации, фигура);

Сравнение

(соотнесение характеристики результатов научения с

общепринятой (устоявшейся) и личной системой оценивания);

• Метонимический перенос (перенос акцентов в оценке деятельностей с

внутренней на внешнюю, с личной – на общественную);

• Индивидуальное вознаграждение и т.д.

В системе лексических средств выражения оценок -

язык чистых оценок

(репрезентация лексем типа

великолепно,

замечательно, хорошо и др.);

• язык оценок-коннотаций;

• свернутые оценочные суждения (направлены на совершенствование

моральных,

этических,

эстетических

и

утилитарных

норм

учащихся,

совершенствование их отношений с другими людьми).

Оскорбительные оценки, иллокутивная сила которых репрезентируется

прагмемами бездельник, негодяй, шалопай и др., не допускаются.

В

оценивании

достижений

школьников

-

«внешние»

субъекты

(родители

учащихся,

лица

их

заменяющие,

представители

органов

самоуправления, СМИ и т.д.).

В качестве объектов оценивания:

• устные ответы учащихся;

• их письменные работы;

сообщения, рефераты, доклады, творческие и научные работы,

презентации и т.д.;

• семантические конструкты поведенческого характера.

Отмеченные конструкты не наблюдаются непосредственно в отличие,

скажем, от темпа и качества письма. Это произвольные, недоступные для

внешнего наблюдения, латентные, комплексные признаки.

Рефлексия

8

Рефлексия

школьников на процесс научения выявляется с помощью

авторской методики «Лингворисунок…» (Г.И. Ганчев, Н.В. Ганчева, С.Г.

Ганчев).

Место проведения занятий

Занятия проводятся в Пространстве научения, условно разделенном на

несколько зон научения/=творческих мастерских (ЗН/=ТМ).

В основе деления – учет особенностей физического и психического

развития учащихся.

Каждая ЗН/=ТМ – в угоду ребенку, «на вырост».

Ее научающие возможности зрительно доступны.

ЗН/=ТМ связаны между собой

и с Инструментальной» зоной

«переходами-блоками».

«При движении по «переходам» у учащихся меняется восприятие

пространства, фокус внимания, происходит «переключение» на новое

знание».

Кабинет

оснащен

ростовой

мебелью,

демонстрационным

оборудованием,

наглядными

пособиями,

учебной,

справочной

и

методической литературой, дидактическим и раздаточным материалом,

стендами.

Столы и стулья - в соответствии с возрастными показателями.

По

периметру

кабинета

-

«зеленая

кровля»,

которая

созвучна

современной тенденции эко-архитектуры.

Все создает ощущение целостности, единства функций, способствует

сохранению и укреплению здоровья детей.

Планируемые результаты научения

В результате научения по Программе учащиеся должны:

иметь представление

1) о научении как системе;

2) о целях, задачах, методиках, методах, приемах научения;

3) о роли личности в научении;

4) об успешном научении;

5) о самонаучении, самодеятельности, саморазвитии и самореализации;

знать

1)

содержание

основных

понятий,

характеризующих

процесс

научения;

2) методику и критерии оценивания «прошлого» и «настоящего» опыта

научения;

3) функции и технологии, дающие возможность выйти на аспект

успешного научения;

4)

технологии

самонаучения,

самодеятельности,

саморазвития

и

самореализации;

5)

«гибкие»

формы

отслеживания

результатов

научающих

деятельностей;

9

6) нормы учебной этики и учебного труда;

уметь

1)

выделять

эстетический,

этический,

культуроведческий

и

информационный аспекты научения, базовые принципы его организации и

функционирования;

2) «заглядывать» в прошлый опыт научения;

3) анализировать «настоящий» опыт научения;

4) распознавать ситуации, влияющие на процесс научения позитивно и

негативно;

5) обнаруживать ошибки в научающих действиях;

6)

успешно

корректировать

эти

действия

с

целью

улучшения

результатов научения;

7)

использовать

для

совершенствования

результатов

научения

художественную и справочную литературу, словари, Интернет-ресурсы,

технические средства научения;

8)

прогнозировать «будущий» опыт научения,

создавать новые

деятельности, новые модели, новые формы.

иметь опыт

1) использования присвоенных знаний в новых условиях и ситуациях;

2) тиражирования присвоенных знаний и умений в социум.

Программа не претендует на универсальность, на массовость, на всеобщее

внедрение в практику. Однако считаем, что она может быть полезна для

студентов

педагогических

вузов,

родителей

школьников,

педагогов,

слушателей институтов и факультетов повышения квалификации, а также

для других профессионально-педагогических работников.

Содержание Программы

(68/70 часов)

Раздел I. Оргформат.

Раздел

II.

Основы

безопасности

жизнедеятельности.

Техника

безопасности и правила поведения во время работы в Пространстве

научения.

Раздел III. Введение. Введение. Цели и задачи курса. Содержание курса.

Формы организации процесса научения. Методика работы на занятиях.

Раздел IV. Научение как система.

Цели и задачи научения.

Формы

научения.

Методы

научения.

Приемы

научения.

Модели

научения.

Содержание научения. Результат научения. Опыт научения. «Прошлый»

опыт научения.

«Настоящий» опыт научения. Линии прогноза опыта

«будущего». Системы оценивания опыта научения. Технологии оценивания.

Функции, дающие возможность выйти на аспект успешного научения.

Личность в научении.

10

Раздел V. Формат «Успешное научение».

Методический кластер

формата.

Творческое преобразование предметности: новые цели, новые

задачи, новые тактики научения. Модели успешного научения. Формы

успешного научения. Научение, «прорастающее» через творчество. Детское

авторство научения. Успешное научение как способ присвоения культурных

образцов.

Раздел VI. Здоровье человека. Понятие о биологическом, психологическом

и социальном здоровье человека. Психологический аспект проблемы

«Психическое

здоровье».

Аспект

«Здоровье»

в

формате

«Успешное

научение».

Раздел VII. Режим дня. Понятие «режим дня». Понятие «бодрствование».

Режим бодрствования. Способы преодоления переутомления. Чередование

умственной и физической нагрузки. Способы физической активности

(физзарядка, аэробика, танцы и т.д.).

Раздел VIII. Питание. Питание: частотность, содержание, калорийность.

Раздел IX. Сон. Понятие «сон». Сон как «механизм» снижения умственного

утомления,

восстановления

сил

организма,

перевода

информации

из

оперативной памяти в долговременную.

Раздел X.

Адаптация.

Понятие

«адаптация».

Процесс

адаптации

в

научающем поле. Подготовка по адаптации. Бытовая подготовка. Способы

ситуативной саморегуляции. Эмоции. Управление эмоциями. Самоконтроль

эмоционального состояния по внешним выражениям эмоций. Дыхательные

упражнения (мобилизующее дыхание, успокаивающее дыхание и т.д.).

Методы,

способствующие

предупреждению

психоэмоционального

напряжения/стресса

и

образованию

психологической

устойчивости

в

научающем поле.

Раздел

XI.

«Лирическая

пронзительность»

формата

«Успешное

научение».

Навыки эффективного изучения и присвоения научающего

материала. Концентрация и визуализация в системе успешного научения.

Мотивация к письму как виду деятельности и самовыражению. Коррекция

орфографических, пунктуационных и грамматических навыков. Способы

эффективного использования памяти и внимания.

Раздел XII. Самонаучение и самодеятельность. Понятие о самоучении и

самодеятельности.

Специфика

самоучения

и

самодеятельности.

«Погружение» в тему. Вовлеченность в процесс присвоения знаний всех

органов чувств. Восхождение от «натуральной» к культурной форме

мышления, от «житейских» понятий к новому высшему плану мыслей.

Осознание существа, роли новых знаний, характера их использования. Новый

характер

поисково-исследовательской

деятельности.

«Гибкие»

формы

отслеживания результатов самонаучения, самодеятельности, саморазвития и

самореализации. Ситуации

успеха и неуспеха. Опыт анализа ситуаций.

Активизация

самонаучения,

самодеятельности,

саморазвития

и

самореализации

через

«вовлечение»

себя

в

систему

оценивания

11

деятельности. Результат научения в формате «Любовь и отношение к

человеку».

Раздел XIII. Речь. Невербальное общение. Языковые знания. Процесс

общения. «Языковое поведение». Говорящий и слушающий. Нормы русского

речевого этикета. Благозвучие и неблагозвучие речи. Голос как средство

коммуникации. Роль голоса в публичном выступлении. Голос и интонация

оратора. Голос как часть имиджа. Язык телодвижений, мимики, жестов.

Языковые знания, речевые компетенции в формате «Успешное научение».

Раздел XIV. Отношения «Ведущий – Ведомый».

Место педагога в

научении. Место взрослого в научении. Новые технологии межличностных

отношений.

«Очищение

от

замкнутости».

«Научение-собеседник».

Гуманизация

отношений

(отсутствие

критики,

благоприятность,

доброжелательность, комфортность и т.д.).

Раздел XV. Повторение, систематизация и обобщение изученного материала.

Раздел XVI.

Рефлексия как понятие.

Мотивирующая рефлексия.

«Действенная» рефлексия. «Возвращение» знаний в социальный контекст

действительности. Рождение новых знаний.

Раздел XVII. Практикумы, семинары, проекты, круглые столы, зачеты,

мастер-классы, встречи, конференции, экскурсии.

Раздел XVIII. Список литературы и технических средств научения.

18.1. Немов Р.С. Психология. Экспериментальная педагогическая психология

и психодиагностика. М.: изд. «Просвещение» «Владос».1995, с.199.

18.2. Павлова В.В. Культура устной и письменной речи: Учеб.-метод.

пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей русского

языка и литературы. - Тамбов: ТОИПКРО, 2006. – 88с.

18.3. Современные системы и технологии обучения в условиях модернизации

образования.

Сборник

материалов

областной

научно-практической

конференции. Часть II .- Тамбов: ТОИПКРО, 2007. - 120с.

18.4.

Черникова

Т.В.,

Сукочева

Г.А.

Психологический

практикум.

Старшеклассник без стрессов и тревог. Программа занятий. Методические

рекомендации. М.: Глобус.

18.5.

Чибухашвили

В.А.

Активно-деятельностный

и

личностно

ориентированный подход к обучению культуре речи с использованием

прикладных компьютерных программ. «Проблемы

русского и общего

языкознания: Межвузовский сборник научных трудов». Выпуск 2.- Елец:

ЕГУ им. И.А. Бунина, 2004.

18.6. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом

в адаптивной школе/ М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.

18.7. Компьютеры, подключенные к сети Интернет, мультимедийные

проекторы,

DVD-проекторы,

демонстрационные экраны, интерактивные

доски, множительная техника и т.д.

Раздел XIX. Ссылки на источники, словари.

12

19.1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4. – М.:

Рус. яз., 1989 -. – ISBN 5-200-00748-8. Т.2: И-О.- 1989.- 779 с., 1 портр. -

ISBN 5-200-01276-7.

19.2. Комплексный словарь русского языка /А.Н. Тихонов и др.; под. ред. д-

ра филол. Наук А.Н. Тихонова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз. – Медиа,

2007. – ХVI, 1228, [4]с. ISBN 978-5-9576-0368-9.

19.3. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З. и др. Краткий словарь когнитивных

терминов.

М.,

1996.

В

кн.:

«Актуальные

проблемы

современной

лингвистики»: учебн. пособие/ сост. Л.Н. Чурилина – 3-е изд. – М.: Флинта:

Наука, 2008. – 416 с.

19.4. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка.

– М.: «Альта-Принт», 2007. – VIII, 1239 с. ISBN 978-5-98628-082-0.

Раздел

XX. Литература.

20.1. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. – М.:

Педагогика, 1991. – 240 с. – (Зарубежная школа и педагогика). ISBN 5-7155-

0408-2 (СССР). ISBN 3-407-2510-92 (ФРГ).

20.2. Оганесянц Н. Педагогические подходы конструктивизма. Модели

использования ИКТ в проблемном обучении за рубежом. «Школьные

технологии», №1, 2009.

20.3. Пахомова Т.М. Родительское собрание «Ваш ребенок стал плохо

учиться?» «Завуч». №3, 2005. С.138.

20.4.

Пентин

А.Ю.

Как

совместить

компетентностный

подход

и

традиционное содержание обучения? Национальный проект «Образование».

Пилотный выпуск. Информационно-методический журнал, 2006.

20.5. Сергеева С.Ф. «Присутствие в среде: методология и теория обучения».

Школьные технологии. №5, 2011.

20.6.

Чибухашвили

В.А.

Активно-деятельностный

и

личностно

ориентированный подход к обучению культуре речи с использованием

прикладных компьютерных программ. «Проблемы

русского и общего

языкознания: Межвузовский сборник научных трудов». Выпуск 2.- Елец:

ЕГУ им. И.А. Бунина, 2004. – 279с.

20.7. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом

в адаптивной школе/ М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 384.

20.8. Шкуран Р.А. Современные образовательные технологии на уроках

русского языка и литературы: Учебно–методическое пособие для слушателей

курсов повышения квалификации учителей русского языка и литературы. –

Тамбов: ТОИПКР

О, 2006. – 69с.

13



В раздел образования