Автор: Гагаркина Светлана Захаровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: пгт. Березовка, Красноярского края
Наименование материала: Статья
Тема: Одаренные дети
Раздел: дошкольное образование
Одаренные дети
Воспитатель:
Гагаркина Светлана Захаровна
(первая квалификационная категория)
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность
занимает одно из ведущих мест. Самым сенситивным (чувственным, ощущаемым)
периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст.
Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при
благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку
достигать больших высот в своем развитии.
Основной идеей эффективной работы по выявлению и развитию одаренных детей
является объединение усилий педагогов и родителей дошкольного учреждения с
целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала. При
организации работы с одаренными детьми в условиях дошкольного учреждения
особое
внимание
следует
уделять
созданию
образовательной
среды,
которая
обеспечивает возможность развития и проявления творческой активности как
одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со
скрытыми формами одаренности. Каждый ребёнок с повышенными умственными
способностями индивидуален, имеет свои интересы и предпочтения,
тягу к
определённому
виду
деятельности.
Система
воспитательно-образовательной
деятельности по развитию детских способностей основывается на максимальном
раскрытии природного потенциала каждого воспитанника, а также наличии навыков
распознавания одаренности своих воспитанников, создание для них оптимальных
условий в плане развития, образования
и отношений со сверстниками. Раннее
выявление, воспитание и обучение талантливых дошкольников является прекрасной
возможностью для качественного и эффективного образования в дальнейшем.
Сферы одарённости
Интеллектуальная сфера.
Ребёнок отличается остротой мышления, отличной
памятью и особой внимательностью, проявляет любознательность и повышенный
интерес к обучению.
Академическая сфера. У ребёнка выражена тяга к чтению, он грамотно излагает
мысли и идеи, имеет обширный словарный запас, демонстрирует отличное понимание
материала и его усвоение, проявляет интерес к математическим заданиям, легко
выполняет вычисления.
Творческая сфера. Ребёнок высокопродуктивен и изобретателен в учебно-игровой
деятельности, генерирует оригинальные идеи и имеет свои собственные соображения,
может применять разные подходы в поставленных задачах.
Коммуникативная сфера.
Ребёнок уверен в себе, легко находит общий язык с
окружающими, проявляет инициативу в общении со сверстниками, берёт на себя
ответственность в принятии решений, показывает лидерские качества.
Художественная сфера.
Ребёнок проявляет интерес к визуальным источникам
информации, увлекается рисованием и лепкой, его творчество оригинально.
Музыкальная сфера. Ребёнок проявляет интерес к музыкальным занятиям, чутко
реагирует на музыкальные произведения, способен произвести короткие ритмические
отрывки.
Физическая сфера.
Ребёнок любит физическую активность, выполняет задания,
требующие тонкой и точной моторики, имеет хорошую зрительно-моторную
координацию.
Дети с признаками одаренности проявляют повышенное внимание к окружающему
миру, быстро отвечают на вопросы воспитателя, экспериментируют с предметами,
сочиняют и рассказывают сказки и необычные истории, увлекаются игрой с
конструктором, задают множество вопросов и обладают большим словарным запасом.
Способности ребёнка всегда проявляются в деятельности и могут обнаружиться
только в конкретной деятельности, процесс которой доставляет ребёнку удовольствие.
Дети имеют возможность раскрывать и реализовывать свои способности в творческих
студиях, секциях, организованных в дошкольном учреждении и учреждениях
дополнительного образования.
В работе с одаренными детьми руководствуюсь следующими принципами:
1.
Преемственность, реализуемая в процессе сотрудничества воспитателей, узких
специалистов, педагогов дополнительного образования.
2.
Учет сенситивности дошкольного детства.
3.
Индивидуальный подход.
4.
Своевременность.
5.
Предоставление возможности выбора.
6.
Комплексный подход.
7.
Рациональное соотношение индивидуальной и коллективной деятельности
ребенка, объема специальных и объема общеразвивающих занятий.
Формы работы с одаренными детьми
- групповые занятия с одаренными детьми;
- индивидуальные занятия;
- конкурсы, викторины, олимпиады, спортивные игры;
- дополнительные образовательные услуги;
- исследовательская деятельность.
В нашем детском саду имеется веер дополнительных образовательных услуг. Но не
каждая творческая студия является кузницей одаренных детей. Это сопровождающий
фон развития ребенка, пробуждение его природного потенциала, первый этап развития
способностей дошкольника.
Одарённые дети испытывают потребности в исследовательской деятельности, которая
позволяет им погрузиться в творческий процесс обучения, питать жажду к знаниям,
стремиться к открытиям и самопознанию.
Метод проектов, грамотно применяемый на занятиях, идеально подходит для
реализации познавательного интереса дошкольников и развития их креативных и
умственных способностей. Учитывая уровни одарённости и круг интересов, ребёнку
или группе детей предлагаю выполнить тематический проект: путём исследования
найти решение поставленной задачи и подвести итоги, выражая свою точку зрения
перед публикой. Данная форма образования и развития предоставляет одарённым
детям возможность обучаться вместе со сверстниками и находиться в привычной
социальной среде, тем временем расширяя свои способности и обогащая знания. При
выполнении заданий проекта воспитатель находится в роли консультанта, помогает и
поддерживает ребёнка при выполнении заданий. Ведь главная задача педагога –
оказание помощи ребёнку в проявлении и развитии его способностей.
Педагогам следует быть более внимательными по отношению к одарённым
воспитанникам,
чтобы
дети
чувствовали
себя
нужными
и
востребованными.
Необходимо повышать умственную нагрузку ребёнка, внедряя интересные факты и
интегрированные задания и игры, тем самым поощряя и развивая познавательную
активность
ребёнка.
Важна
и
стимуляция
дошкольника:
доска
почёта,
интеллектуальные игры и конкурсы, награды. При малейшей неудаче самооценка
резко падает, так как у одарённого ребёнка повышенные требования к себе и
стремление к перфекционизму. Но при достижении определённого успеха, самооценка
одарённого ребёнка повышается до такой степени, что перерастает в превосходство
над окружающими. Поэтому педагоги и педагог – психолог в том числе должны
обращать особое внимание на психологию одарённого ребёнка и помогать ему в
развитии
социально-коммуникативных
навыков
и
построении
отношений
со
сверстниками, а также взрослыми людьми.
Взрослые люди, находящиеся рядом с одарённым ребёнком, должны иметь
устойчивую психику, так как излишне эмоциональный восторг или, наоборот,
недоверчивость по отношению к ребёнку могут повлечь приостановку развития
способностей.
Педагог должен проводить регулярные консультационные беседы с родителями,
помогая им лучше понять своего ребёнка и реализовать его потенциал. Работа
педагога с одарёнными детьми – это постоянное развитие, личностный рост,
пополнение знаний в области психологии и средств обучения одарённых детей, обмен
опытом с другими педагогами, а также плотное общение с родителями одарённых
воспитанников. Педагог и родители должны объединяться в создании и поддержании
благоприятных условий для развития и воплощения творческого потенциала
одарённого ребенка.
«Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и
требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за
ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод», - сказал когда-
то В. А. Сухомлинский. Так давайте же прикладывать совместные
усилия для
выращивания этих росточков - одаренных детей!
Список используемой литературы:
Афонькина Ю.А., Филатова О.В. Организация работы ДОО с талантливыми
дошкольниками. Учитель - 2016
Бурменская Г. Одаренные дети. – М., 1991
Веракса Н. Е. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте // Вопросы
психологии.- 2003г. - №6
Монина Г.Б., Рузина М. С. Ох, уж эти одаренные дети. Талант и синдром дефицита
внимания: двойная исключительность. – Санкт – Петербург: Речь, 2010