Автор: Жабинцева Ирина Николаевна
Должность: преподаватель экологических основ природопользования
Учебное заведение: ГАПОУ НСО "Новосибирский областной колледж культуры и искусств"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "ЕН.02 Экологические основы природопользования"
Раздел: среднее профессиональное
Министерство культуры Новосибирской области
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области «Новосибирский областной колледж культуры и искусств»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины ЕН.02 Экологические основы природопользования
по специальности 51.02.01 Народное художественное творчество
(по видам хореографическое творчество, этнохудожественное
творчество)
углубленная подготовка
Новосибирск 2020
Рассмотрено на заседании
предметно-цикловой комиссии
гуманитарных и
социально-экономических
дисциплин
протокол № 1 от 31.08.2020 г.
Рабочая
программа
по
дисциплине
разработана на основе Федерального
государственного
образовательного
стандарта по специальности 51.02.01
Народное художественное творчество
по
видам:
(хореографическое
творчество,
этнохудожественное
творчество), утвержденного приказом
Министерства образования и науки
Российской Федерации от 27 октября
2014 № 1382
Заместитель директора
по учебной работе
______________ Е.А. Молочкова
Заместитель директора
по научно-методической работе
___________ Е.В. Синкина
Разработчик: Жабинцева И.Н., преподаватель высшей квалификационной категории
ГАПОУ НСО «НОККиИ»
Рецензент:
Факторович Л.В. кандидат биологических наук, доцент кафедры ботаники и экологии
Новосибирского государственного педагогического университета.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3.
УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
13
4.
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
16
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Естественнонаучной дисциплины
ЕН.02. Экологические основы природопользования
1.1. Область применения рабочей программы дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы
подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) в соответствии с
ФГОС СПО по специальности 51.02.01 Народно-художественное творчество,
укрупненной
группы
специальностей
51.00.00
культуроведение
и
социокультурные проекты.
1.2.
Место
дисциплины
в
структуре
основной
профессиональной
образовательной программы: относится к математическому и общему
естественнонаучному циклу.
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02.
Экологические основы природопользования может быть использована в
рамках
реализации
специальности
51.02.01
Народное
художественное
творчество.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
анализировать
и
прогнозировать экологические последствия
различных видов деятельности;
использовать в профессиональной деятельности представления
взаимосвязи организмов и среды обитания;
соблюдать
в
профессиональной
деятельности
регламенты
экологической безопасности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;
особенности
взаимодействия
общества
и
природы,
основные
источники техногенного воздействия на окружающую среду;
об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах
возникновения экологического кризиса;
принципы и методы рационального природопользования;
методы экологического регулирования;
принципы размещения производств различного типа;
основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
правовые и социальные вопросы природопользования и экологической
безопасности;
принципы и правила международного сотрудничества в области
природопользования и охраны окружающей среды;
природоресурсный потенциал Российской Федерации;
охраняемые природные территории.
В
соответствии
с
ФГОС
по
специальности
51.02.01
Народно-
художественное
творчество
дисциплина
«Экологические
основы
природопользования»
способствует
формированию
общих
и
профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального
и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
ПК
3.1.
Исполнять
обязанности
руководителя
любительского
творческого
коллектива,
досугового
формирования
(объединения)
социально-культурной сферы, принимать управленческие решения.
ПК 3.4. Использовать правовые знания, соблюдать этические нормы в
работе с коллективом исполнителей.
1.4.
Рекомендуемое
количество
часов
на
освоение
программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02. Экологические основы природопользования
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32
в том числе:
лабораторные занятия
не предусмотрено
практические занятия
4
контрольные работы
4
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
(если предусмотрено)
не предусмотрено
сообщение на коллоквиум
доклад (реферат)
проект
тематический кроссворд
домашняя работа
2
2
1
1
10
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЕН.02. Экологические основы природопользования
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если
предусмотрены)
Объем часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Экология организмов
8
Тема 1.1.
Принципы
взаимодействия
живых организмов и
среды обитания
Содержание учебного материала
4
1 Наука экология, ее содержание и задачи.
1
1
2 Среды жизни и экологические факторы. Закономерности действия экологических
факторов.
1
1
3 Типы взаимодействия организмов. Основные пути приспособления и воздействия
организмов к среде.
1
1
Лабораторные работы
не
предусмотрено
Практическое занятие №1
Составление таблицы зависимости организмов от экологических факторов.
1
Контрольная работа
не
предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
2
1.Повторная работа над учебным материалом «Приспособительные формы
организмов».
2. Работа с текстом «Экологическая классификация живых организмов по типу
питания».
3. Составление тезисов ответов «Биологические ритмы».
Тема 1.2
Условия устойчивого
развития экосистем и
возможные причины
возникновения
экологического
Содержание учебного материала
4
1 Экосистемы: типы и составляющие. Структура и функционирование экосистем.
1
1
2 Экология популяций. Рост численности и плотность популяций.
1
1
3 Экологический кризис, причины возникновения. Пути решения.
1
1
Лабораторные работы
не
предусмотрено
кризиса
Практическое занятие
не
предусмотрено
Контрольная работа №1 Ответы на контрольные вопросы.
1
Самостоятельная работа обучающихся
2
1.Повторная работа над учебным материалом «Биологическое разнообразие как
основное условие устойчивости экосистем».
2.Аналитическая обработка текста (конспект – анализ) «Взаимодействие видов в
экосистемах».
3. Подготовка сообщения для выступления на коллоквиуме.
Раздел 2.
Особенности
взаимодействия
общества и природы
7
Тема 2.1.
Общество и природа
Содержание учебного материала
3
1 История взаимоотношений общества и природы.
2
1
2 Виды воздействия человека на природу. Степень воздействия человека на природу.
1
1
Лабораторные работы
не
предусмотрено
Практическое занятие
не
предусмотрено
Контрольная работа
не
предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
2
1.Повторная работа над учебным материалом «Человек как биосоциальный вид».
2. Работа со справочными материалами по экологии «История развития
экологических связей человечества».
Тема 2.2.
Основные источники
техногенного
воздействия на
окружающую среду.
Основные группы
Содержание учебного материала
4
2
1 Принципы размещения производств различного типа.
1
2 Общая характеристика отходов естественного и антропогенного происхождения.
Их источники.
1
2
3 Загрязнение среды отходами производства и потребления. Защита от отходов
производства и потребления. Малоотходные и «безотходные» технологии.
1
1
отходов, их
источники и
масштабы
образования
Лабораторные работы
не
предусмотрено
Практическое занятие № 2 Анализируя и прогнозируя экологические последствия
техногенного воздействия определить основные источники техногенного воздействия
на почву.
1
Контрольная работа
не
предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Составление тематического кроссворда «Техногенное воздействие на здоровье
человека».
Работа со справочными материалами по экологии, ответы на вопросы «Загрязнение
окружающей среды промышленными предприятиями и защита от загрязнений».
Чтение учебника, дополнительной литературы, поиск информации на сайтах
Интернет.
2
Раздел 3.
Экологическая
защита и охрана
окружающей среды
7
Тема 3.1.
Принципы и методы
рационального
природопользования
Содержание учебного материала
3
2
1 Предмет и задачи природопользования. Понятие, виды и формы
природопользования.
1
2 Мотивы рационального природопользования и охраны природы. Принципы
рационального природопользования и охраны природы.
1
2
Лабораторные работы
не
предусмотрено
Практическое занятие №3 Анализ методов рационального природопользования.
1
Контрольная работа
не
предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
2
1.Составление тезисов ответов «Природозащитные мероприятия, роль технического
прогресса в защите окружающей среде. Современные биотехнологии охраны
окружающей среды».
2. Чтение текста и ответы на контрольные вопросы по теме: «Рациональное
использование и охрана водных ресурсов».
Тема 3.2.
Методы
экологического
регулирования
Содержание учебного материала
4
1 Необходимость экологического регулирования.
1
1
2 Методы государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
1
2
3 Использование экономических инструментов в экологическом регулировании.
1
2
Лабораторные работы
не
предусмотрено
Практическое занятие
не
предусмотрено
Контрольная работа № 2 Ответы на контрольные вопросы.
1
Самостоятельная работа обучающихся
2
1.Составление тезисов ответов по теме: «Особенности регулирования
природопользования в развитых странах».
2. Чтение учебника, дополнительной литературы, поиск информации на сайтах
Интернет.
3.Ответы на контрольные вопросы по теме: «Экологические аспекты
государственного регулирования».
Раздел 4.
Правовые и
социальные вопросы
природопользования
и экологической
безопасности
10
Тема 4.1.
Принципы
мониторинга
окружающей среды
Содержание учебного материала
3
1
1 Мониторинг как система наблюдения и контроля окружающей среды. Понятие и
принципы мониторинга окружающей среды. Виды мониторинга. Объекты
мониторинга. Значение мониторинга.
1
1
2 Нормирование качества окружающей среды.
1
2
Лабораторные работы
не
предусмотрено
Практическое занятие №4
Определение регламента экологической безопасности в профессиональной
деятельности.
1
Контрольная работа
не
предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
1
1. Составление выписок из текста «Нормирование качества воды».
2. Чтение учебника, дополнительной литературы, поиск информации на сайтах
Интернет.
3.Чтение текста и ответы на контрольные вопросы по теме: «Биологический
мониторинг, его значение».
Тема 4.2.
Правовые основы
природопользования.
Природоресурсный
потенциал
Российской
Федерации
Содержание учебного материала
4
1 Экологическое законодательство Российской Федерации. Государственные органы
Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей
природной среды.
1
2
2 Экологическая безопасность человека. Эколого-экономическая оценка
природоресурсного потенциала России.
1
1
3 Охраняемые природные территории.
1
2
Лабораторные работы
не
предусмотрено
Практическое занятие
не
предусмотрено
Контрольная работа №3 Письменное тестирование.
1
Самостоятельная работа обучающихся
2
1. Составление выписок из текста «Юридическая ответственность за экологические
правонарушения».
2. Чтение текста и ответы на контрольные вопросы по теме: «Экологическая
безопасность современной России».
Тема 4.3.
Принципы и правила
международного
сотрудничества в
области
природопользования
и охраны
Содержание учебного материала
3
1 Международные объекты охраны природной среды. Международные принципы
охраны окружающей среды.
1
1
2 Международные организации, договоры и инициативы в области
природопользования и охраны окружающей среды.
1
2
Лабораторные работы
не
предусмотрено
окружающей среды
Практическое занятие
не
предусмотрено
Контрольная работа №4 Ответы на контрольные вопросы.
1
Самостоятельная работа обучающихся
1
1. Составление выписок из текста «Участие России в международном
сотрудничестве».
2. Чтение текста и ответы на контрольные вопросы по теме: «Антарктида –
международный объект охраны природной среды».
3. Подготовка к экзамену.
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)
не
предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)
не
предусмотрено
Всего:
48
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02. Экологические основы природопользования
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины предполагает наличие
оборудованного
учебного
кабинета,
библиотеки,
читального
зала
со
свободным доступом в Интернет во время учебного занятия и период
внеучебной деятельности.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-
эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть
оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в
том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения,
достаточными
для
выполнения
требований
к
уровню
подготовки
обучающихся.
Оборудование
учебного
кабинета:
классная
доска
с
магнитной
поверхностью и набором приспособлений для крепления постеров и таблиц,
шкаф.
Технические средства обучения: видеоплейер, телевизор, компьютер.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Учебный комплекс:
1.Жабинцева, И. Н. Экологические основы природопользования
[Электронный ресурс]: конспект лекций по дисциплине : [для НХТ, СКД и
ОТИР]/ И. Н. Жабинцева. - Новосибирск: НОККиИ, 2017. - 30 с. - Доступ из
ЭБ НОККиИ
2.Жабинцева, И. Н. Экологические основы природопользования
[Электронный ресурс]: сборник заданий и упражнений для аудиторной и
внеаудиторной самостоятельной работы студента : [для специальностей
51.02.01 Народное художественное творчество, 51.02.02. Социально-
культурная деятельность, 51.02.03 Библиотековедение]/ И. Н. Жабинцева. -
Новосибирск: НОККиИ, 2017. - 45 с.- Доступ из ЭБ НОККиИ
Основная литература:
1.Колесников, С. И. Экологические основы природопользования [Текст] :
учебник для студентов образовательных учреждений среднего
профессионального образования / С. И. Колесников. - 5-е изд. - Москва :
Дашков и К°, 2017. - 304 с. – 30
2.Хандогина, Е.К.
Экологические основы природопользования [Текст]:
учебное пособие [для студентов СПО]/ Е. К. Хандогина, Н. А. Герасимова, А.
В. Хандогина. - 2-е изд.. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2017. - 160 с.-10
3.Колесников, С.И. Экологические основы природопользования:
учебник/С.И. Колесников.- М.:Дашков и К, 2008, 2009, 2010.- 304 с. ГРИФ
Электронные ресурсы:
1.Клюев, Н.Н. Экологическая география России: природопользование на
рубеже веков / Н.Н. Клюев, Л.М. Яковенко. – Москва : Русское слово —
учебник, 2017. – 129 с. – Доступ из ЭБС «Университетская библиотека
онлайн»
2.Маринченко, А.В. Экология [Электронный ресурс] : учебник / А.В.
Маринченко. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва : Дашков и К°, 2016. – 304
с. – Доступ из ЭБС «Университетская библиотека онлайн»
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Контроль
и
оценка
результатов
освоения
дисциплины
осуществляется
преподавателем
в
процессе
проведения
практических
занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Умения:
анализировать и прогнозировать
экологические последствия различных
видов деятельности;
использовать в профессиональной
деятельности представления взаимосвязи
организмов и среды обитания;
соблюдать в профессиональной
деятельности регламенты экологической
безопасности;
Знания:
принципы взаимодействия живых
организмов и среды обитания;
особенности взаимодействия общества и
природы, основные источники
техногенного
воздействия на окружающую среду;
об условиях устойчивого развития
экосистем и возможных причинах
возникновения экологического кризиса;
наблюдение, устный и письменный опрос;
интерпретация результатов наблюдений;
защита реферата, наблюдение за
деятельностью обучающихся при освоении
учебной дисциплины;
письменный контроль, проектирование;
устный контроль, экспертная оценка на
практических контрольных занятиях;
наблюдение за деятельностью обучающихся
на практических занятиях; фронтальный
опрос;
принципы и методы рационального
природопользования;
методы экологического регулирования;
принципы размещения производств
различного типа;
основные группы отходов, их источники и
масштабы образования;
понятие и принципы мониторинга
окружающей среды;
правовые и социальные вопросы
природопользования и экологической
безопасности;
принципы и правила международного
сотрудничества в области
природопользования и охраны
окружающей среды;
природоресурсный потенциал Российской
Федерации;
охраняемые природные территории.
наблюдение, тестирование, фронтальный
опрос;
наблюдение, тестирование, фронтальный
опрос;
наблюдение, устный контроль;
анализ практических работ, наблюдение за
деятельностью обучающихся при освоении
учебной дисциплины;
тестирование, защита сообщения;
экспертная оценка на практических
контрольных занятиях;
групповой опрос, наблюдение за
деятельностью обучающихся при освоении
учебной дисциплины;
наблюдение, письменный контроль;
экспертная оценка по результатам
наблюдений при освоении учебной
дисциплины; фронтальный опрос;