Автор: Юлия Геннадьевна Григорьева
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2"
Населённый пункт: Тулун Иркутская область
Наименование материала: публикация
Тема: Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы? Какова польза шахмат для детей в школе?
Раздел: среднее образование
Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают
детям шахматы? Какова польза шахмат для детей?
Сегодня вы узнаете о пользе, которую дают шахматы детям.
Для того чтобы вы могли представить себе, что дают детям уроки шахмат,
какую воспитательную функцию они выполняют перед подрастающим
поколением юных шахматистов, открывая детям ворота в мир
непредсказуемых познаний творения древних мудрецов, изобретших одну из
самых гениальных игр человечества — ШАХМАТЫ, мы обратимся к
мнению людей, посвятивших большую часть своей жизни изучению этой
проблемы и на протяжении долгих лет проводивших шахматные занятия с
детьми непосредственно в школах, а затем сделаем собственный вывод.
Начнем с того, что в школах уроков логики нет. А шахматы, с первых же
дней знакомства с ними, учат детей логически мыслить и рассуждать.
Шахматный всевобуч стал источником появления в Молдове выдающихся
гроссмейстеров мира: Виорела Бологана, Эльмиры Скрипченко, Виорела
Иордакеску и других. Кишинев, май 1984 г. Здесь возникает вопрос: как
именно, играя в шахматы, дети учатся логическому мышлению? Судите
сами: во время урока тренер рассказывает детям правила игры в шахматы,
дети усваивают их. А во время практической игры каждому из них
приходится принимать свое собственное решение, руководствуясь правилами
игры, а именно: какой ход нужно сделать в создавшейся позиции? Во время
поиска необходимого хода, руководствуясь правилами игры, ребенок
находит два и даже три возможных хода. Затем он начинает логически
рассуждать и сопоставлять: какой из этих ходов является лучшим? Скажем
прямо, что не сразу ребенку удается сделать правильный логический выбор,
но он стремится к этому и это уже здорово, что ребенок самостоятельно
анализирует, думает, рассуждает и старается выбрать лучший ход!
Определив, какой же ход, по его мнению, является лучшим, ребенок
принимает решение и делает его.
Ребенок учится принимать самостоятельные решения
Вот здесь мне хочется добавить и еще одно хорошее качество, которому
обучается ребенок во время игры в шахматы. Он учится самостоятельно
принимать свое собственное решение, а это очень важно.
В ребенке также вырабатывается уверенность в собственном суждении, в
умении правильно оценивать ход своих мыслей. И при этом шахматы учат
ребенка не только логическому мышлению, но и делать
выводы.
Планомерные, регулярные занятия шахматами и практическая игра
способствуют все более широкому развитию этих качеств у ребенка. И, что
особо нужно отметить, ребенок с каждым занятием начинает понимать, что
он что-то может делать самостоятельно. И чем дальше, тем увереннее. И вот
так в каждом ребенке постепенно утверждается самостоятельность, он
раскрывается и зреет как личность.
Шахматы развивают логическое мышление
О влиянии шахмат на развитие логического и аналитического мышления у
детей, а также о том, как шахматы формируют детский характер, как
шахматы приучают детей к порядочности, благодаря соблюдению правила:
тронул фигуру – ходи, известно много примеров из истории шахмат в мире.
Дети иногда плачут на глазах у многих, но делают ход той фигурой, которую
они тронули. Это правило учит детей порядочности, оно же учит детей и
другим более важным в их жизни поступкам. Шахматы также учат детей не
принимать поспешных решений, ибо они, как правило, являются
ошибочными. Хочу еще добавить, что, играя в шахматы и соблюдая законы и
правила шахматной игры, ребенок вырабатывает в себе целый комплекс
жизненно необходимых качеств, и что не менее важно, у ребенка
вырабатывается свой собственный, спортивный характер.
Подобные правила применимы и в жизни: прежде чем сделать шаг, обдумай
его так же, как и ход в шахматной партии, чтобы он не оказался ошибочным.
Не зря же в народе о шахматистах говорят так:
“Шахматисты редко ошибаются, так как они умеют считать на несколько
ходов вперед”. Мне кажется, что это мнение довольно объективное.
Практический анализ ученых доказал, что из числа людей, умеющих играть в
шахматы, как правило, вырастают многие выдающиеся специалисты, ученые
и руководители большого государственного масштаба.