Автор: Казначеева Татьяна Николаевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: Тихвин
Наименование материала: Статья
Тема: «Качество современного образования в условиях реализации ФГОС»
Раздел: дошкольное образование
ЗАЯВКА
на участие в работе Всероссийской научно-практической конференции
«Качество современного образования в условиях реализации
ФГОС»
Ф.И.О. : Казначеева Татьяна Николаевна
Учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка» - детский сад №3 «Радуга»
Ученая степень: нет
Ученое звание: нет
Должность: музыкальный руководитель
Тема доклада: « Использование технологий арт-терапии в музыкальной
деятельности с детьми дошкольного возраста как средства успешной
социализации дошкольника .»
Адрес, телефон, факс, e-mail: Ленинградская область, г. Тихвин, 3 микрорайон,
дом 42,
телефон 8(813-67)78411
Е-mail: raduga
-
tihvin
@
rambler
.
ru
1
Казначеева Татьяна Николаевна
музыкальный руководитель
МДОУ «ЦРР»- д/с №3 «Радуга»
«Использование технологий арт-терапии в музыкальной деятельности с
детьми дошкольного возраста как средства успешной социализации
дошкольника».
Современное
дошкольное
образование
постоянно
совершенствуется
новейшими
педагогическими
методиками,
направлениями и технологиями, позволяющими качественно улучшить
дидактические подходы к процессу воспитания, развития и обучения
личности. А проблема сохранения здоровья дошкольников приобрела
статус приоритетного направления и
красной
нитью проходит в
национальном
проекте «Образование»,
президентской
инициативе
«Наша
новая
школа»
и
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
дошкольного
образования.
Поэтому
возникает необходимость поиска в работе с дошкольниками методов
системного характера, влияющих не только на отдельные психические
процессы, но и на личностные структуры в целом.
Использование в музыкальном воспитании технологий арт-
терапии
является, на наш взгляд, тем самым подходом, который
способен решать задачи по укреплению физического и психического
здоровья дошкольников, их эмоционального благополучия, а также
формированию личности ребёнка в целом.
Музыка – источник особой детской радости. Уже в раннем
возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную
силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя и свой
творческий потенциал.
2
Актуальность выбранного нами направления обусловлена
социальным
заказом
родителей,
который
обозначился
по
результатам анкетирования, направленного на выявление трудностей
эмоционально-волевого
развития
личности
ребёнка,
а
также
выводами медицинских служб на начало учебного года.
Именно искусство, как мощнейший фактор воздействия на
личность человека, способно помочь ребенку приобрести здоровье,
самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное
отношение к себе и другим.
А это и есть непосредственно
формирование успешной социализации наших детей.
В рамках дошкольной образовательной среды ресурсы арт-
терапии успешно используются нами для решения следующих
задач:
1.
Развитие у дошкольников инициативности, самостоятельности,
уверенности в своих силах.
2.
Формирование
устойчивости
к
стрессам,
способности
безболезненно адаптироваться в новых условиях и успешно
усваивать образовательную программу.
3.
Гармонизация
эмоционального
состояния,
укрепления
физического и психического здоровья ребенка.
4.
Активизация
у
детей
воображения,
креативности,
оригинальности мышления.
5.
Воспитание детского коллектива, положительного отношения к
себе и к другим.
6.
Развитие
любознательности,
познавательно-речевой
деятельности дошкольников.
На занятиях основными видами музыкальной деятельности
нами используются следующие направления арт-терапии:
1.
Музыкотерапия (воздействие через восприятие музыки)
3
2.
Вокалотерапия (дыхательная терапия, пение: сольное, хоровое)
3.
Танцетерапия (воздействие через движения под музыку: танец,
ритмопластика).
4.
Элементы сказкотерапии, психогимнастики и игротерапии
Работа на предварительном этапе заключалась в создании
условий для успешной реализации цели и поставленных задач. Для
этого,
проанализировав
достаточное
количество
психолого-
педагогической и методической литературы по проблеме, была создана
библиотека
методической
литературы,
использовались
интернет-
ресурсы,
накапливался
методический материал (подборка
игр и
упражнений, этюдов, музыкального и танцевального репертуара). С
целью упорядочения собранного материала была сделана попытка
классификации имеющегося материала в зависимости от целей, а также
используемых при их проведении методов и приёмов, составлена
картотека игр и упражнений в соответствии с классификацией.
Необходимым
условием
также
является
и
создание
предметно-
развивающей среды, изготовление пособий. С этой целью был создан
центр эмоционального развития, приобретены и изготовлены различные
развивающие
игры
и
пособия.
Разработка
системы
работы
предполагала также упорядочение всех имеющихся игр, упражнений,
этюдов, музыкального репертуара по тематике и по принципу от
простого к сложному, определение периодичности их использования в
течении года. Так, например, психогимнастические упражнения и этюды
были
распределены
в
соответствии
с
комплексно-тематическим
планированием.
Практика использования атр-терапевтических средств в
развитии дошкольников показала
целесообразность
применения
интегрированных форм работы, включающих в себя три блока:
4
1.
Работа с детьми в процессе музыкальной деятельности
(фронтальная, подгрупповая, индивидуальная)
2.
Работа с родителями.
3.
Работа с социумом: школой искусств, театральными студиями,
библиотеками, художественной школой.
В использовании арт-терапевтических средств нами были
определены следующие этапы:
I.
Пассивный,
основными
задачами
которого
стали:
накопление опыта, формирование звуковых и зрительных ассоциаций,
развитие восприятия, эмоциональной заинтересованности, желания
участвовать в той или иной арт-деятельности. В рамках реализации
задач данного этапа использовались следующие методы:
Музыкотерапия
– прослушивание музыки (различных стилей, звучания различных
инструментов, соло, оркестр)
Вокалотерапия
– слушание вокальных исполнителей (соло, ансамбль, хор)
Танцетерапия
– просмотр исполнения танцев разных направлений (классический,
современный, детский, народный)
Поскольку в нашей работе предусмотрено взаимодействие с
социумом, к детям приходят профессиональные исполнители или
ученики школы искусств, играющие на разных инструментах. Концерты
для детей и их родителей проводятся вне занятий. Непременное
условие – музыка звучит в живом исполнении.
Программа концерта, как правило состоит из двух частей –
«серьезной», когда исполняется сложная для восприятия музыка и
нужно вести себя тихо, и «развлекательной», когда звучит музыка более
легкая для восприятия и можно двигаться, танцевать, импровизировать.
5
Дети с удовольствием слушают и вокальную музыку в
исполнении солистов, ансамблей, хора. Хочется отметить, что большой
интерес у детей вызывает народная музыка. Традиционные свойства
фольклора — коллективный характер творчества, вариативность,
импровизационность — открывают широкий простор для раскрытия
творческих способностей детей. Детский фольклор помогает детям
расти
здоровыми
(пестушки),
веселыми
(прибаутки,
потешки),
спокойными (колыбельные). Русские песни учат детей добру, красоте,
народной мудрости, остроумию, а также любви к природе, животным,
своей семье, родному краю.
II этап - Активный. Основная задача данного этапа заключается в
получении определенных навыков в различных видах арт-деятельности.
Для того чтобы ребёнок успешно мог себя проявить в различных видах
музыкальной деятельности, необходимо не только обогатить его
жизненный
опыт яркими
художественными
впечатлениями,
но
и
сформировать необходимые представления, умения, навыки. На это
направлен второй этап нашей работы.
Это достигается через использование следующих методов:
Музыкотерапия
– активное слушание (узнавание музыки, умение соответственно
возрасту её охарактеризовать, рассказать
о настроении,
образах,
которые возникают при её прослушивании)
- активное музицирование - игра на детских музыкальных
инструментах
Вокалотерапия
– дыхательная и артикуляционая гимнастика
- игра на духовых музыкальных инструментах
- упражнения на формирование певческого голоса.
6
Всё это позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая
процесса лечения, а пение – отличное средство для снятия внутреннего
напряжения и для самовыражения.
Танцетерапия
–выполнение танцевальных движений
- игры и упражнения на ориентировку в пространстве (накопление
двигательного опыта)
- мимические этюды
-упражнения на выполнение жестов
Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из способов
выражения чувств и переживаний. Танцевальная терапия в работе с
дошкольниками
на
втором
этапе
подразумевает
решение
дополнительных задач:
1.
Осознание ребенком собственного тела и возможностей его
использования. Детям необходимо оказать содействие в укреплении
мышц, улучшении координации движений, формировании правильной
осанки, приобретении танцевальных навыков и умений.
2.
Овладение
новыми
движениями
и позами,
стремление
овладеть новыми чувствами.
Именно танец позволяет сделать образ своего тела более
привлекательным, что напрямую связано с более позитивным образом
«Я»,
развитием
социальных
навыков.
Танцевальные
движения
представляют собой своеобразное средство связи с окружающими
во время
обучения
элементарными
навыками
общения.
Гибкое
и раскованное
тело
оказывается
более
способным
к широкому
и богатому спектру эмоциональных переживаний.
Но
наибольший
отклик
у
детей
вызывают
элементы
сказкотерапии, психогимнастики и игротерапии. Так, под определенный
характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых
7
сказок и сами сочиняют собственные сказки. Как основа занятия нами
использовались произведения живописи – картины с изображением
сказочных персонажей.
Психогимнастические этюды и упражнения способствуют не
только
расслаблению
детей
и
снятию
психоэмоционального
напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать
свое эмоциональное состояние, но и в процессе выполнения их дети
учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и
развиваются различные психические функции (внимание, память,
моторика). Например, детям очень нравится упражнение «Танец пяти
движений», которое сопровождается разными по характеру мелодиями.
Так, импровизируя образные и танцевальные движения в соответствии с
характером музыки, дети превращаются в рыбок, бабочек, в сломанные
игрушки, пробираются сквозь лесную чащу. Хочется отметить, что даже
самые малоактивные дети с удовольствием импровизируют и передают
волшебные образы.
Не редко на занятиях используется прием озвучивания
литературного произведения музыкальными инструментами, где дети
имеют возможность импровизировать, отображать свой внутренний мир,
чувства и переживания, оживлять образ своим исполнением.
Использование методов хромотерапии и цветотерапии, которые
включают в себя использование различных атрибутов определенного
лечебного цвета, также помогают достичь определённых результатов.
Например, в ритмопластических композициях, движениях, предлагаем
детям использовать шелковые шарфики, ленточки, косынки зеленого,
синего, красного и желтого цветов, т.к. данные цветовые решения
способствуют созданию хорошего настроения, успокаивают, дают заряд
положительной энергии и благотворно влияют на организм человека в
целом.
8
III
этап -
Результативный . Задачей данного этапа является
«выпуск» продукта
исполнительской деятельности (соло-игра на
музыкальных
инструментах,
оркестр,
песня,
танец
определённой
тематики)
Фольклорная арт-терапия на заключительном этапе находит
свое применение в традиционных народных праздничных гуляньях:
«Осенины»,
«Масленица», «Колядки» и т.д., где свое творчество
проявляют и дети, и родители, и участники профессиональных
народных коллективов.
На заключительном этапе при использовании метода
вокалотерапии, детьми исполняются песни, воспитывающие доброту,
чувство товарищества, направленные на насыщение положительными
эмоциями и психологическую разгрузку. Исполнение таких песен, как
«Верьте в чудеса», «Будьте добры!», «С нами, друг!», «Если добрый
ты…» помогают в решении этих задач. С большим желанием родители
принимают участие в тематических вечерах «Любимые песни нашего
детства», «Колыбельные песни», конкурсных программах «Поющая
семья», «Битва хоров».
Для проявления творчества в танцевальной и телесно-
ориентированной деятельности нами успешно используются различные
формы досугово - развлекательной деятельности детей и их родителей.
Совместная
творческая
атмосфера
способствуют
укреплению
эмоциональных контактов, взаимопониманию и доверию.
Немаловажным считаем проведение мониторинга динамики
развития воспитанников, т.к. это позволяет оценить не только успехи
детей, но и проанализировать степень эффективности работы самого
педагога, что в свою очередь помогает судить о правильности
выбранных технологий и методов работы
и, при необходимости,
вносить коррективы в дальнейший план деятельности.
И
работа,
9
проводимая по данному направлению, получила свои положительные
результаты.
В ходе занятий с применением арт-терапевтических
технологий
можно
проследить,
как
удовлетворяется
актуальная
потребность
дошкольника
в
признании,
позитивном
внимании,
ощущении собственной успешности и значимости. Ребенок начинает
чувствовать себя спокойно, комфортно, появляется уверенность в своих
силах. Агрессия и тревожность уступают место активности и творчеству,
у ребенка появляется возможность получать удовольствие от своей
деятельности. Необходимая составляющая занятия – полное принятие и
поддержка со стороны педагога.
Арт-терапия имеет мощный потенциал, актуализация которого
позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу
обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации
совместной
интеллектуальной
и
эмоционально-художественной
деятельности педагога и воспитанника. Использование средств арт-
терапии дает
возможность
неформально
реализовывать
процесс
интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных
видах
деятельности
(речевой,
познавательной,
двигательной,
художественно-эстетической и т.д.)
Таким образом, включение средств арт-терапии в
воспитательно-образовательный процесс
музыкального развития
способствует формированию у ребенка психологической и личностной
готовности не только жить в быстроизменяющемся мире, но и быть
активным участником происходящих в нем преобразований.
10