Напоминание

«Качество современного образования в условиях реализации ФГОС»


Автор: Казначеева Татьяна Николаевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: Тихвин
Наименование материала: Статья
Тема: «Качество современного образования в условиях реализации ФГОС»
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЗАЯВКА

на участие в работе Всероссийской научно-практической конференции

«Качество современного образования в условиях реализации

ФГОС»

Ф.И.О. : Казначеева Татьяна Николаевна

Учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка» - детский сад №3 «Радуга»

Ученая степень: нет

Ученое звание: нет

Должность: музыкальный руководитель

Тема доклада: « Использование технологий арт-терапии в музыкальной

деятельности с детьми дошкольного возраста как средства успешной

социализации дошкольника .»

Адрес, телефон, факс, e-mail: Ленинградская область, г. Тихвин, 3 микрорайон,

дом 42,

телефон 8(813-67)78411

Е-mail: raduga

-

tihvin

@

rambler

.

ru

1

Казначеева Татьяна Николаевна

музыкальный руководитель

МДОУ «ЦРР»- д/с №3 «Радуга»

«Использование технологий арт-терапии в музыкальной деятельности с

детьми дошкольного возраста как средства успешной социализации

дошкольника».

Современное

дошкольное

образование

постоянно

совершенствуется

новейшими

педагогическими

методиками,

направлениями и технологиями, позволяющими качественно улучшить

дидактические подходы к процессу воспитания, развития и обучения

личности. А проблема сохранения здоровья дошкольников приобрела

статус приоритетного направления и

красной

нитью проходит в

национальном

проекте «Образование»,

президентской

инициативе

«Наша

новая

школа»

и

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

дошкольного

образования.

Поэтому

возникает необходимость поиска в работе с дошкольниками методов

системного характера, влияющих не только на отдельные психические

процессы, но и на личностные структуры в целом.

Использование в музыкальном воспитании технологий арт-

терапии

является, на наш взгляд, тем самым подходом, который

способен решать задачи по укреплению физического и психического

здоровья дошкольников, их эмоционального благополучия, а также

формированию личности ребёнка в целом.

Музыка – источник особой детской радости. Уже в раннем

возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную

силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя и свой

творческий потенциал.

2

Актуальность выбранного нами направления обусловлена

социальным

заказом

родителей,

который

обозначился

по

результатам анкетирования, направленного на выявление трудностей

эмоционально-волевого

развития

личности

ребёнка,

а

также

выводами медицинских служб на начало учебного года.

Именно искусство, как мощнейший фактор воздействия на

личность человека, способно помочь ребенку приобрести здоровье,

самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное

отношение к себе и другим.

А это и есть непосредственно

формирование успешной социализации наших детей.

В рамках дошкольной образовательной среды ресурсы арт-

терапии успешно используются нами для решения следующих

задач:

1.

Развитие у дошкольников инициативности, самостоятельности,

уверенности в своих силах.

2.

Формирование

устойчивости

к

стрессам,

способности

безболезненно адаптироваться в новых условиях и успешно

усваивать образовательную программу.

3.

Гармонизация

эмоционального

состояния,

укрепления

физического и психического здоровья ребенка.

4.

Активизация

у

детей

воображения,

креативности,

оригинальности мышления.

5.

Воспитание детского коллектива, положительного отношения к

себе и к другим.

6.

Развитие

любознательности,

познавательно-речевой

деятельности дошкольников.

На занятиях основными видами музыкальной деятельности

нами используются следующие направления арт-терапии:

1.

Музыкотерапия (воздействие через восприятие музыки)

3

2.

Вокалотерапия (дыхательная терапия, пение: сольное, хоровое)

3.

Танцетерапия (воздействие через движения под музыку: танец,

ритмопластика).

4.

Элементы сказкотерапии, психогимнастики и игротерапии

Работа на предварительном этапе заключалась в создании

условий для успешной реализации цели и поставленных задач. Для

этого,

проанализировав

достаточное

количество

психолого-

педагогической и методической литературы по проблеме, была создана

библиотека

методической

литературы,

использовались

интернет-

ресурсы,

накапливался

методический материал (подборка

игр и

упражнений, этюдов, музыкального и танцевального репертуара). С

целью упорядочения собранного материала была сделана попытка

классификации имеющегося материала в зависимости от целей, а также

используемых при их проведении методов и приёмов, составлена

картотека игр и упражнений в соответствии с классификацией.

Необходимым

условием

также

является

и

создание

предметно-

развивающей среды, изготовление пособий. С этой целью был создан

центр эмоционального развития, приобретены и изготовлены различные

развивающие

игры

и

пособия.

Разработка

системы

работы

предполагала также упорядочение всех имеющихся игр, упражнений,

этюдов, музыкального репертуара по тематике и по принципу от

простого к сложному, определение периодичности их использования в

течении года. Так, например, психогимнастические упражнения и этюды

были

распределены

в

соответствии

с

комплексно-тематическим

планированием.

Практика использования атр-терапевтических средств в

развитии дошкольников показала

целесообразность

применения

интегрированных форм работы, включающих в себя три блока:

4

1.

Работа с детьми в процессе музыкальной деятельности

(фронтальная, подгрупповая, индивидуальная)

2.

Работа с родителями.

3.

Работа с социумом: школой искусств, театральными студиями,

библиотеками, художественной школой.

В использовании арт-терапевтических средств нами были

определены следующие этапы:

I.

Пассивный,

основными

задачами

которого

стали:

накопление опыта, формирование звуковых и зрительных ассоциаций,

развитие восприятия, эмоциональной заинтересованности, желания

участвовать в той или иной арт-деятельности. В рамках реализации

задач данного этапа использовались следующие методы:

Музыкотерапия

– прослушивание музыки (различных стилей, звучания различных

инструментов, соло, оркестр)

Вокалотерапия

– слушание вокальных исполнителей (соло, ансамбль, хор)

Танцетерапия

– просмотр исполнения танцев разных направлений (классический,

современный, детский, народный)

Поскольку в нашей работе предусмотрено взаимодействие с

социумом, к детям приходят профессиональные исполнители или

ученики школы искусств, играющие на разных инструментах. Концерты

для детей и их родителей проводятся вне занятий. Непременное

условие – музыка звучит в живом исполнении.

Программа концерта, как правило состоит из двух частей –

«серьезной», когда исполняется сложная для восприятия музыка и

нужно вести себя тихо, и «развлекательной», когда звучит музыка более

легкая для восприятия и можно двигаться, танцевать, импровизировать.

5

Дети с удовольствием слушают и вокальную музыку в

исполнении солистов, ансамблей, хора. Хочется отметить, что большой

интерес у детей вызывает народная музыка. Традиционные свойства

фольклора — коллективный характер творчества, вариативность,

импровизационность — открывают широкий простор для раскрытия

творческих способностей детей. Детский фольклор помогает детям

расти

здоровыми

(пестушки),

веселыми

(прибаутки,

потешки),

спокойными (колыбельные). Русские песни учат детей добру, красоте,

народной мудрости, остроумию, а также любви к природе, животным,

своей семье, родному краю.

II этап - Активный. Основная задача данного этапа заключается в

получении определенных навыков в различных видах арт-деятельности.

Для того чтобы ребёнок успешно мог себя проявить в различных видах

музыкальной деятельности, необходимо не только обогатить его

жизненный

опыт яркими

художественными

впечатлениями,

но

и

сформировать необходимые представления, умения, навыки. На это

направлен второй этап нашей работы.

Это достигается через использование следующих методов:

Музыкотерапия

– активное слушание (узнавание музыки, умение соответственно

возрасту её охарактеризовать, рассказать

о настроении,

образах,

которые возникают при её прослушивании)

- активное музицирование - игра на детских музыкальных

инструментах

Вокалотерапия

– дыхательная и артикуляционая гимнастика

- игра на духовых музыкальных инструментах

- упражнения на формирование певческого голоса.

6

Всё это позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая

процесса лечения, а пение – отличное средство для снятия внутреннего

напряжения и для самовыражения.

Танцетерапия

–выполнение танцевальных движений

- игры и упражнения на ориентировку в пространстве (накопление

двигательного опыта)

- мимические этюды

-упражнения на выполнение жестов

Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из способов

выражения чувств и переживаний. Танцевальная терапия в работе с

дошкольниками

на

втором

этапе

подразумевает

решение

дополнительных задач:

1.

Осознание ребенком собственного тела и возможностей его

использования. Детям необходимо оказать содействие в укреплении

мышц, улучшении координации движений, формировании правильной

осанки, приобретении танцевальных навыков и умений.

2.

Овладение

новыми

движениями

и позами,

стремление

овладеть новыми чувствами.

Именно танец позволяет сделать образ своего тела более

привлекательным, что напрямую связано с более позитивным образом

«Я»,

развитием

социальных

навыков.

Танцевальные

движения

представляют собой своеобразное средство связи с окружающими

во время

обучения

элементарными

навыками

общения.

Гибкое

и раскованное

тело

оказывается

более

способным

к широкому

и богатому спектру эмоциональных переживаний.

Но

наибольший

отклик

у

детей

вызывают

элементы

сказкотерапии, психогимнастики и игротерапии. Так, под определенный

характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых

7

сказок и сами сочиняют собственные сказки. Как основа занятия нами

использовались произведения живописи – картины с изображением

сказочных персонажей.

Психогимнастические этюды и упражнения способствуют не

только

расслаблению

детей

и

снятию

психоэмоционального

напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать

свое эмоциональное состояние, но и в процессе выполнения их дети

учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и

развиваются различные психические функции (внимание, память,

моторика). Например, детям очень нравится упражнение «Танец пяти

движений», которое сопровождается разными по характеру мелодиями.

Так, импровизируя образные и танцевальные движения в соответствии с

характером музыки, дети превращаются в рыбок, бабочек, в сломанные

игрушки, пробираются сквозь лесную чащу. Хочется отметить, что даже

самые малоактивные дети с удовольствием импровизируют и передают

волшебные образы.

Не редко на занятиях используется прием озвучивания

литературного произведения музыкальными инструментами, где дети

имеют возможность импровизировать, отображать свой внутренний мир,

чувства и переживания, оживлять образ своим исполнением.

Использование методов хромотерапии и цветотерапии, которые

включают в себя использование различных атрибутов определенного

лечебного цвета, также помогают достичь определённых результатов.

Например, в ритмопластических композициях, движениях, предлагаем

детям использовать шелковые шарфики, ленточки, косынки зеленого,

синего, красного и желтого цветов, т.к. данные цветовые решения

способствуют созданию хорошего настроения, успокаивают, дают заряд

положительной энергии и благотворно влияют на организм человека в

целом.

8

III

этап -

Результативный . Задачей данного этапа является

«выпуск» продукта

исполнительской деятельности (соло-игра на

музыкальных

инструментах,

оркестр,

песня,

танец

определённой

тематики)

Фольклорная арт-терапия на заключительном этапе находит

свое применение в традиционных народных праздничных гуляньях:

«Осенины»,

«Масленица», «Колядки» и т.д., где свое творчество

проявляют и дети, и родители, и участники профессиональных

народных коллективов.

На заключительном этапе при использовании метода

вокалотерапии, детьми исполняются песни, воспитывающие доброту,

чувство товарищества, направленные на насыщение положительными

эмоциями и психологическую разгрузку. Исполнение таких песен, как

«Верьте в чудеса», «Будьте добры!», «С нами, друг!», «Если добрый

ты…» помогают в решении этих задач. С большим желанием родители

принимают участие в тематических вечерах «Любимые песни нашего

детства», «Колыбельные песни», конкурсных программах «Поющая

семья», «Битва хоров».

Для проявления творчества в танцевальной и телесно-

ориентированной деятельности нами успешно используются различные

формы досугово - развлекательной деятельности детей и их родителей.

Совместная

творческая

атмосфера

способствуют

укреплению

эмоциональных контактов, взаимопониманию и доверию.

Немаловажным считаем проведение мониторинга динамики

развития воспитанников, т.к. это позволяет оценить не только успехи

детей, но и проанализировать степень эффективности работы самого

педагога, что в свою очередь помогает судить о правильности

выбранных технологий и методов работы

и, при необходимости,

вносить коррективы в дальнейший план деятельности.

И

работа,

9

проводимая по данному направлению, получила свои положительные

результаты.

В ходе занятий с применением арт-терапевтических

технологий

можно

проследить,

как

удовлетворяется

актуальная

потребность

дошкольника

в

признании,

позитивном

внимании,

ощущении собственной успешности и значимости. Ребенок начинает

чувствовать себя спокойно, комфортно, появляется уверенность в своих

силах. Агрессия и тревожность уступают место активности и творчеству,

у ребенка появляется возможность получать удовольствие от своей

деятельности. Необходимая составляющая занятия – полное принятие и

поддержка со стороны педагога.

Арт-терапия имеет мощный потенциал, актуализация которого

позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу

обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации

совместной

интеллектуальной

и

эмоционально-художественной

деятельности педагога и воспитанника. Использование средств арт-

терапии дает

возможность

неформально

реализовывать

процесс

интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных

видах

деятельности

(речевой,

познавательной,

двигательной,

художественно-эстетической и т.д.)

Таким образом, включение средств арт-терапии в

воспитательно-образовательный процесс

музыкального развития

способствует формированию у ребенка психологической и личностной

готовности не только жить в быстроизменяющемся мире, но и быть

активным участником происходящих в нем преобразований.

10



В раздел образования