Автор: Чекалова Марина Николаевна
Должность: преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "Владимирский химико-механический колледж"
Населённый пункт: г. Владимир
Наименование материала: статья
Тема: Волонтерская деятельность как одна из важнейших составляющих основ духовно-нравственного воспитания обучающихся ГБПОУ ВО «ВХМК»
Раздел: среднее профессиональное
Волонтерская деятельность как одна из важнейших составляющих
основ духовно-нравственного воспитания обучающихся ГБПОУ ВО
«ВХМК»
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических
периодов. Самая большая опасность для нашего общества – это не развал
экономики и даже не смена политической системы, а то, что, к сожалению,
ныне материальные ценности доминируют над духовными, что приводит к
частичной или полной деградации личности. У молодых людей искажается
представление о доброте,
великодушии, справедливости,
гражданской
позиции и патриотизме.
Воспитание и развитие у обучающихся нравственности и высокой
культуры, на мой взгляд, является самой важной задачей в процессе
становления личности. Но образование, к сожалению, само по себе не
гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, так как
это качество личности, которое определяется в повседневном поведении
человека, в его отношении к другим людям на основе доброжелательности и
уважения к каждому человеку.
Вполне очевидно, что социальная работа с обучающимися должна
строиться на стимулировании активности самих молодых людей в ходе
создания
соответствующих
условий
для
самостоятельного
решения
определенных задач и проблем. Следовательно, волонтерскую деятельность
можно рассматривать как мощное новаторское средство, способствующее
профессиональной социализации обучающихся и обладающее безграничным
воспитательным потенциалом.
Волонтерство
позволяет создать условия для формирования у
обучающихся нравственных качеств, которые признаются значимыми в
социуме. В своей деятельности волонтеры в первую очередь выходят на
такую духовно-нравственную ценность, как «милосердие». На мой взгляд,
милосердие
является
источником
нравственности
как
таковой.
Если
подросток
чувствует
в
себе
бескорыстное
желание
помогать,
то
сформировать в нем социальную солидарность, гражданственность и другие
базовые национальные ценности будет не такой уж непосильной задачей.
Современную молодежь очень легко увлечь и заинтересовать, они с
радостью включаются в общественные дела, а в ожидании поощрения и
стимулирования их интересов, и вовсе, они готовы свернуть горы.
В настоящее время существует целый ряд педагогических функций
волонтерской деятельности, которые так же отражают и ее педагогический
потенциал: это и функция социальной компетентности (развитие культуры
поведения
в
обществе);
личностно-развивающая
функция
(реализация
уникальных
способностей);
профессионально-трудовая
функция
(приобщение к самостоятельной трудовой деятельности, приобретение
первичных
навыков);
функция
гражданского
воспитания
(выражение
гражданской позиции, реализация собственных гражданских обязанностей и
прав) и так далее. Но более подробно хотелось бы остановиться на
определении духовно-нравственной функции. Данная функция отражает
жизнеутверждающие
позиции
волонтёрской
деятельности,
которые
направлены на утверждение добра, доверия и справедливости. Главный закон
добровольчества – это жизнь ради общего блага, ради помощи другим людям
и ради самой жизни во всех ее формах и проявлениях.
В своей работе как классный руководитель я использую деятельность,
направленную на развитие социального, экологического и образовательного
волонтерства.
Социальное волонтерство – это наиболее популярное направление
волонтерской деятельности; это помощь пожилым людям и ветеранам,
помощь детям, нуждающимся в особом внимании государства, людям с
ограниченными возможностями, то есть иными словами, это работа с той
категорией людей, которую принято называть социально незащищенными.
Зачастую, когда человек приходит к мысли о том, что он хочет стать
волонтером, первое, о чем он думает, – это, как правило, социальный аспект.
В процессе добровольческой деятельности между людьми устанавливаются
коммуникативные неформальные, а порой даже и дружеские отношения и
приобретается
опыт
гуманного
социального
взаимодействия.
Именно
социально-направленная волонтерская деятельность учит обучающихся
создавать атмосферу доверия, проявлять такие социальные чувства, как
уважение,
отзывчивость,
благожелательность
и
другие,
направленные
непосредственно на развитие духовно-нравственного воспитания.Исходя из
этого, обучающиеся моей группы никогда не отказываются от участия в
поздравительных концертах в Доме-инвалидов в п.Оргтруд, посвященных 8
Марта и 9 Мая.
Экологическое воспитание человека непосредственно связано с
нравственным. Ведь нравственность – это духовные и душевные качества
человека, основанные обычно на чести, доброте и справедливости, которые
проявляются не только в отношении к людям, но и к животным, и к самой
природе. Все чаще организуются субботники, когда добровольцы выходят на
уборку территорий в осенний и весенний периоды. Надо отдать должное
нашим
ребятам,
которые
ежегодно
принимают
участие
в
таких
экологических
мероприятиях,
как уборка
территории Детского Дома
им.К.Либкхнета».
Однако экологическое волонтерство этим не ограничивается. Существуют
различные проекты, нацеленные на помощь приютам для животных. И
студенты моей группы активно собирают корм для братьев наших меньших.
Участие в экологическом волонтерстве играет огромную воспитательную
роль
для
подрастающего
поколения.
Именно
наедине
с
природой
проверяются на прочность основные качества человека. Ведь именно
совместная добровольческая работа позволяет окончательно сформировать
такие качества, как дружба, взаимопонимание, уважение и другие.
Образовательное волонтерство является своеобразной школой духовно-
нравственного воспитания. Ни для кого не секрет, что многие молодые люди
тщательно подходят к выбору своей будущей профессии. Однако в
настоящее время система подготовки специалистов среднего звена и рабочих
кадров претерпевает значительные изменения в своей структуре. Стратегия
усовершенствования
Федерального
государственного
образовательного
стандарта для среднего профессионального образования путем внедрения
стандартов WorldSkills уже дает положительные результаты.Основной
миссией
WorldSkills
является
повышение
престижа
высококвалифицированных
кадров
путем
организации
чемпионатов
профессионального мастерства для трансляции полученного практического
опыта
и
демонстрации
индивидуальных
технических
способностей
обучающегося. Именно победители такого рода конкурсов и становятся
нашими образовательными волонтерами. Они проводят мастер-классов для
абитуриентов в дни открытых дверей, участвуют в проведении региональной
олимпиады по химии.
Интеграция в образовательный процесс волонтерской деятельности,
способствующей
духовно-нравственному
развитию
обучающихся,
как
показывает наш опыт, дает только положительные результаты.
Эффективным средством в процессе воспитания нравственных качеств
студенческой молодежи, по моему мнению, является добровольческая
деятельность. Здесь важную роль играет не только социум или семья, но и
образовательная организация. Следовательно, одна из приоритетных задач
колледжа
–
это
способствовать
раскрытию
духовного
потенциала
обучающегося, который должен быть направлен на формирование таких
нравственных качеств, как доброта, бескорыстие, милосердие, совесть и
достоинство.
В заключение хотелось бы еще раз сказать, что интеграция волонтерской
деятельности в образовательный процесс повышает духовно-нравственную
культуру, расширяет кругозор и воспитывает у каждого обучающегося
позитивное
и
заинтересованное
восприятие
проблем
современного
человечества. Участие обучающихся во всех направлениях волонтёрского
движения, будь то спортивное, социальное, патриотическое волонтёрство,
способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие
на духовное становление личности. У каждого подростка в возрасте от 15 до
19 лет должно сформироваться четкое понимание того, что Волонтёрство –
это институт воспитания Духовности, Честности, Дружбы и Нравственности!
М.Н.Чекалова, преподаватель общепрофессиональных дисциплин и
профессиональных модулей