Напоминание

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Обществознание».


Автор: Свиренкова Олеся Васильевна
Должность: преподаватель обществознания
Учебное заведение: ГПОУ
Населённый пункт: Сыктывкар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Обществознание».
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский политехнический техникум»

Цикловая комиссия общеобразовательных дисциплин

Методическое пособие

«Рекомендации

для

выполнения

внеаудиторной

самостоятельной

работы студентов по предмету «Обществознание».

Составитель: Свиренкова О.В.

преподаватель истории и обществознания

Сыктывкар

Пояснительная записки.

Особенности изучения предметов история и обществознание

заключается в закреплении систематизации обобщении значений и

1

умений, полезных на уроках. Большое внимание должно быть уделено

самостоятельной работе во время учебного процесса, а так же при

подготовке к дифференцированному зачету.

При написании доклада, реферата, или подготовке презентации

по заданной теме студенты составляют план, подбирают основные

источники. В процессе работы с источниками систематизируют

полученные сведения, делают выводы и обобщения, что вызывает у

них определённые трудности.

Цель данного пособия:

-формирование навыков исследовательской работы

-расширение познавательных интересов

- развитие умения критически мыслить

Задачи данного пособия:

1)

Развитие, умение студентов правильно выбирать источники для

подготовки реферата, доклада, презентации.

2)

Умение делать выводы и обобщения по теме исследования.

3)

Умение правильно оформлять работы.

4)

Умение правильно изготавливать компьютерные презентации

Пособие состоит из пояснительной записки, основной части, где даны

рекомендации по подготовке рефератов, докладов, презентации.

Материалы

пособия

помогут

при

выполнении

разных

видов

самостоятельных работ и закреплении полученных знаний на уроках.

Данное

пособие

поможет

развить

познавательные

навыки

и

исследовательские интересы при изучении предметов гуманитарного

цикла.

2

Содержание

1.

Методика работы с текстовой информацией…………...5

2.

Методические рекомендации по написанию реферата..7

3.

Методические рекомендации по написанию доклада…10

4.

Рекомендации по подготовке и защите презентации….14

3

Методика работы с текстовой информацией.

Умение работать с текстом — это умение правильно его оценить,

быстро разобраться в структуре, взять и зафиксировать в удобной

форме все, что оказалось ценным и нужным. Наиболее частые ошибки

- это отсутствие целенаправленности в чтении и нерациональная

форма записи.

Умение работать с книгой

- это умение правильно оценить

произведение,

быстро

разобраться

в

его

структуре,

взять

и

зафиксировать в удобной форме все, что в нём оказалось ценным и

нужным. Работа с книгой - процесс сложный. Обусловлено эго прежде

всего тем, что чтение научно- литературных произведений всегда

связано с необходимостью усвоения каких-то новых понятий. Сложно

это и поэтому, что практически каждая книга оригинальна по своей

композиции и требуются определенные условия, чтобы понять ход

мысли автора.

Умением работать с литературой обладают далеко не все. Наиболее

частые ошибки - отсутствие должной целенаправленности в чтении,

недостаточное использование справочного аппарата, нерациональная

форма

записи

прочитанного.

Все

это

снижает

эффективность

умственного труда, приводит к непроизводительным тратам времени.

Техника чтения.

Одной из особенностей чтения специальной литературы является то,

что оно протекает в определенной последовательности: сначала

предварительное ознакомление с книгой и только после этого ее

тщательная проработка.

Предварительное

ознакомление

с

книгой.

Ценность

каждого

научного произведения колеблется в весьма широких пределах. Далеко

не любую книгу следует читать полностью, в ряде случаев могут быть

нужны лишь отдельные части.

Поэтому для экономии времени и с тем, чтобы определить цели и

подходы к чтению книги, рекомендуется начинать с предварительного

ознакомления с ней в целях общего представления о произведении и

его структуре, организации справочно-библиографического аппарата.

При этом необходимо принять во внимание все те элементы книги,

4

которые дают возможность оценить ее должным образом. Делать это

лучше всего в следующей последовательности:

-

заглавие;

-

автор;

-

издательство (или учреждение, выпустившее книгу);

-

время издания;

-

аннотация;

-

оглавление;

-

авторское или издательское предисловие;

-

справочно-библиографический аппарат (указатели, приложения,

перечень сокращений и т.п.).

Предварительное ознакомление призвано дать четкий ответ на

вопрос о целесообразности дальнейшего чтения книги, в каких

отношениях она представляет интерес и какими должны быть способы

ее проработки, включая сюда наиболее подходящую для данного

случая форму записей.

Чтение книги,

Существует два подхода к чтению научно-литературного

произведения:

беглый

просмотр

его

содержания

и

тщательная

проработка произведения в целом или отдельных его частей.

5

Рекомендации по написанию реферата.

Реферат (от лат. Refere — докладывать, сообщать) — письменный

доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана

информация из одного или нескольких источников. Рефераты могут

являться изложением содержания научной работы, художественной

книги и т. п.

1.

Определить

цель

написания

реферата

в

соответствии

с

поставленной темой.

2.

Подбор литературы (источников).

3.

Составить план.

4.

При чтении литературы выделить основные идеи, положения,

доказательства, чтобы затем сосредоточить на них своё внимание.

5.

Классифицировать собранный материал, обобщить, сделать

вывод.

Структура реферата:

1.

План или оглавление с указанием страниц.

2.

Обоснование выбора темы.

3.

Теоретические основы выбранной темы.

4.

Изложение основного вопроса.

5.

Вывод и обобщение.

6.

Практическое значение реферата.

7.

Список используемой литературы.

8.

Приложения.

Аспекты содержания реферата.

1.

Вводная часть:

-

Обоснованность выбора темы (её актуальность, значимость,

новые

современные

подходы

к

решению

проблемы,

наличие

противоположных точек зрения и желания в них разобраться,

противоположность бытовых представлений и научных данных о

заинтересовавшем факте истории, личные мотивы и обстоятельства

возникновения интереса к данной теме)

2.

Основная часть:

-

суть проблемы, изложение объективных сведений по теме

реферата.

-

критический обзор источников.

6

-

собственные сведения, версии, оценки.

- грамотное оформление сносок, т.е. (автор, название книги, место

издания, год издания, страницы).

- подбор фактов, дающих полную и объективную информацию (факты

должны представлять собой логично - взаимосвязанную цель событий,

позволяющих делать объективные выводы).

- уметь сравнивать мнения разных авторов по проблеме и делать

собственные выводы.

- уметь ориентироваться в любом вопросе по рассматриваемой теме,

отвечать на любой вопрос, уметь защищать свою позицию, отстаивать

свое мнение.

3.

Заключение:

- основные выводы,

- результаты и личная значимость проделанной работы,

-перспективы продолжения работы над темой.

Оформление титульного листа:

название Образовательного учреждения,

тема реферата,

Ф.И. автора, группа, профессия ® Ф.И.О. преподавателя,

год написания реферата.

Требование к оформлению реферата:

- Объем реферата может колебаться в пределах 15-20 печатных

страниц; все приложения к работе не входят в ее объем.

-Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры

изложения.

-Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.

-Должна быть соблюдена последовательность написания

библиографического аппарата.

Критерии оценки реферата:

содержательность,

логичность,

аргументированность

изложения

материала и обобщение выводов;

-

умение анализировать различные источники, извлекать из них

исчерпывающую

информацию,

систематизировать

и

обобщать

материалы;

7

-

умение

выявлять

несовпадения

в

различных

позициях,

суждениях по проблеме реферата, давать ей критическую оценку;

-

присутствие оригинальности, обоснованности его суждений и

личностной позиции автора, самостоятельность;

- умение ясно выражать свои мысли в письменной форме, яркость,

образность выражений, индивидуальность стиля реферата;

-

правильное оформление реферата, соответствие с планом,

наличие цитат, их оформление;

-

сопроводительные материалы к реферату;

-

объем реферата 15-20 страниц машинописного текста.

8

Рекомендации по написанию доклада

Доклад

- это довольно удобная форма изложения конкретной

информации.

Письменный

доклад

может

служить

средством

выражения оценки той или иной ситуации, а также представления

результатов качественного и (или) количественного анализа данных в

четкой и сжатой форме.

1. Выбор темы доклада

-

Тематика доклада обычно определяется преподавателем, но в

определении темы инициативу может проявить и студент.

-

Прежде чем выбрать тему доклада, автору необходимо выявить

свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы

поработать, более глубоко ее изучить.

2. Этапы работы над докладом:

-

Формулирование темы, причем она должна быть не только

актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по

содержанию.

-

Подбор и изучение основных источников по теме (как

правильно, при разработке доклада используется не менее 8-10

различных источников).

-

Составление списка использованных источников.

-

Обработка и систематизация информации.

-

Разработка плана доклада.

-

Написание доклада.

-

Публичное выступление с результатами исследования.

3. Структура доклада:

-

Титульный лист

-

Оглавление (в нем последовательно излагаются названия

пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается

каждый пункт);

-

Введение

(формулирует

суть

исследуемой

проблемы,

обосновывается

выбор

темы,

определяются

ее

значимость

и

актуальность,

указываются

цель

и

задачи

доклада,

дается

характеристика используемой литературы);

-

Основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая

отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является

9

продолжением

предыдущего;

в

основной

части

могут

быть

представлены таблицы, графики, схемы);

-

Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод

по теме доклада, предлагаются рекомендации);

- Список использованных источников.

4.

Содержание доклада

-

Введение - это вступительная часть научно-исследовательской

работы. Автор должен приложить все усилия, чтобы в этом небольшом

по

объему

разделе

показать

актуальность

темы,

раскрыть

практическую значимость ее, определить цели и задачи эксперимента

или его фрагмента.

-

Основная часть. В ней раскрывается содержание доклада.

Как

правило,

основная

часть

состоит

из

теоретического

и

практического разделов.

В теоретическом разделе раскрываются история и теория исследуемой

проблемы, дается критический анализ литературы и показываются

позиции автора.

В практическом разделе излагаются методы, ход, и результаты

самостоятельно проведенного эксперимента или фрагмента.

В основной части могут быть также представлены схемы, диаграммы,

таблицы, рисунки и т.д.

-

В заключении содержатся итоги работы, выводы, к которым

пришел автор, и рекомендации. Заключение должно быть кратким,

обязательным и соответствовать поставленным задачам.

-

Список

использованных

источников

представляет

собой

перечень использованных книг, статей, фамилии авторов приводятся в

алфавитном порядке, при этом все источники даются под общей

нумерацией литературы. В исходных данных источника указываются

фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания.

-

Приложение к докладу оформляются на отдельных листах,

причем каждое должно иметь свой тематический заголовок и номер,

который пишется в правом верхнем углу.

Оформление титульного листа:

название Образовательного учреждения,

тема доклада,

10

Ф.И. автора, группа, профессия

Ф.И.О. преподавателя,

год написания доклада.

5.

Требования к оформлению доклада

-

Объем доклада может колебаться в пределах 5-15 печатных

страниц; все приложения к работе не входят в ее объем.

-

Доклад должен быть выполнен грамотно, с соблюдением

культуры изложения.

-

Обязательно

должны

иметься

ссылки

на

используемую

литературу.

Должна

быть

соблюдена

последовательность

написания

библиографического аппарата.

6.

Критерии оценки доклада

-

Актуальность темы исследования;

-

Соответствие содержания теме;

Глубина

проработки

материала;

правильность

и

полнота

использования источников;

-

Соответствие оформления доклада стандартам.

По усмотрению преподавателя доклады могут быть представлены на

семинарах,

научно-практических

конференциях,

а

также

использоваться как зачетные работы по пройденным темам.

11

Рекомендации по подготовке и защите презентации

Во время лекции, доклада или на иных выступлениях, как правило,

используют средства наглядной демонстрации: плакаты, пособия,

лабораторные опыты. Появление компьютера и мультимедийного

проектора позволило перейти к подготовке и показу иллюстративного

материала в виде презентации, которая сочетает все необходимые

моменты по организации качественного сопровождения выступления

докладчика, включая звук, видео и анимацию.

Программа PowerPoint, входящая в программный пакет Microsoft

Office, предназначена для создания презентаций. С ее помощью

пользователь может быстро оформить доклад в едином стиле, таким

образом, значительно повысив степень восприятия предоставляемой

информации аудиторией.

Презентация (от английского слова - представление) - это набор

цветных картинок-слайдов на определенную тему, который хранится в

файле

специального

формата

с

расширением

РР.

Термин

«презентация» (иногда говорят «слайд-фильм») связывают, прежде

всего, с информационными и рекламными функциями картинок,

которые

рассчитаны

на

определенную

категорию

зрителей

(пользователей).

Слово

"презентация"

обозначает

представление,

демонстрацию.

Обычно

для

компьютерной

презентации

используется

мультимедийный

проектор,

отражающий

содержимое

экрана

компьютера

на

большом

экране,

вывешенном

в

аудитории.

Презентация

представляет

собой

совмещение

видеоряда

-

последовательности

кадров

со

звукорядом

последовательностью

звукового сопровождения. Презентация тем эффективнее, чем в

большей

мере

в

ней

используются

возможности

мультимедиа

технологий.

Презентация

представляет

собой

последовательность

слайдов.

Отдельный слайд может содержать текст, рисунки, фотографии,

анимацию, видео и звук.

Если Вы чувствуете себя хоть немного неуверенно перед

аудиторией,

запишите и

выучите

свою

речь

наизусть.

Запись

12

выступления на 7 минут занимает примерно полторы страницы текста

(формат А4 , шрифт 12pt).

Имеет смысл быть аккуратным. Неряшливо сделанные слайды

(разнобой в шрифтах и отступах, опечатки.)

означает, что и к содержательным вопросам докладчик подошёл спустя

рукава.

Титульная страница необходима, чтобы представить аудитории

Вас и тему Вашего доклада. На защитах необходимо также указывать

фамилию и инициалы научного руководителя и организацию. Это

делается в том числе и для того, чтобы при обмене файлами с

одногруппниками и при выкладывании в интернете назначение

презентации было понятно без дополнительных комментариев.

Оптимальное

число

строк

на

слайде

-

от

6

до

11.

Перегруженность

и

мелкий

шрифт

тяжелы

для

восприятия.

Недогруженность

оставляет

впечатление,

что

выступление

поверхностно и плохо подготовлено.

Распространённая ошибка — читать слайд дословно. Лучше

всего, если на слайде будет написана подробная информация

(определения, теоремы, формулы), а словами будет рассказываться их

содержательный смысл. Информация на слайде может быть более

формальной и строго изложенной, чем в речи.

Пункты перечней должны быть короткими фразами; максимум

— две строки на фразу, оптимально — одна строка. Чтение длинной

фразы отвлекает внимание от речи. Короткая фраза легче запоминается

визуально.

Оптимальная скорость переключения — один слайд за 1-2

минуты, на лекциях — до 5 минут. Для кратких выступлений

допустимо два слайда в минуту, но не быстрее. Слушатели должны

успеть воспринять информацию и со слайда.

На слайдах с ключевыми определениями можно задержаться

подольше. Если они не будут поняты, то не будет понято ничего.

Слайды с графиками результатов, наоборот, легко проскакивать

в

ускоренном

темпе,

но

объяснить

графические

изображения

необходимо.

13

При

объяснении

таблиц

необходимо

говорить,

чему

соответствуют строки, а чему - столбцы.

Вводите только те обозначения и понятия, без которых

понимание основных идей доклада, реферата невозможно.

Громоздкие обозначения надо всячески упрощать, избавляясь от

лишних слов, понятий, терминов.

В коротком выступлении нельзя повторять одну и ту же мысль,

пусть даже другими словами — время дорого. Непонятные фразы

следует изымать из презентации.

Любая фраза должна говориться зачем-то. Не просто потому,

что Вы этим занимались в процессе работы. Каждая фраза должна

логично подводить к следующим фразам, быть для них посылкой, и в

конечном итоге всё выступление должно быть подчинено главной цели

- донести до аудитории две-три по-настоящему ценных мысли. Тогда

выступление будет цельным и оставит хорошее впечатление.

Последний

слайд

с

выводами

в

коротких

презентациях

проговаривать не надо. Вы только что всё это говорили. В таком

случае необходимо резюме, «сухой остаток»

14

15



В раздел образования