Напоминание

"Экспериментальная деятельность по развитию у детей 6-7 лет умений считать в процессе дидактических игр"


Автор: Ветошкина Альбина Наилевна
Должность: студент
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Вятский государственный университет"
Населённый пункт: г. Киров
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Экспериментальная деятельность по развитию у детей 6-7 лет умений считать в процессе дидактических игр"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экспериментальной деятельность по развитию у детей 6-7 лет умений

считать в процессе дидактических, проведённая в период

педагогической практики.

В соответствии с Федеральным законом № 273 от 29.12.2012 «Об

образовании» дошкольное образование является начальным уровнем общего

образования, первой образовательной ступенью. Потому главная функция

детских

образовательных организаций

– подготовка

детей

к школе.

Упорядоченные представления, правильно сформированные первые понятия,

вовремя развитые мыслительные способности служат залогом дальнейшего

успешного обучения детей в школе.

Одной из наиболее важных и актуальных задач интеллектуального и

личностного

развития

дошкольников

является

развитие

логического

мышления

и

познавательных

способностей,

формирование

у

них

элементарных математических представлений, умений и навыков. Методика

формирования элементарных математических представлений в системе

педагогических

наук

призвана

оказать

помощь

в

подготовке

детей

дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики – одного из

важнейших и сложных учебных предметов в школе, способствовать

воспитанию всесторонне развитой личности. Именно математика оттачивает

ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память,

внимание,

воображение,

речь.

В

математике

заложены

огромные

возможности для развития мышления детей в процессе обучения с самого

раннего возраста. Результатами обучения математике являются не только

знания, но и определенный стиль мышления.

В наш век современных технологий, повсеместной компьютеризации,

разнообразия

гаджетов-ребенка

со

всех

сторон

окружает

обилие

информации. В связи с этим многие родители стремятся как можно раньше

научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи, а педагоги -

сделать процесс обучения более интенсивным. И потому обучению

дошкольников умений считать в настоящее время отводится важное место.

В 1989 году научно-исследовательским коллективом «Школа» была

разработана Концепция дошкольного воспитания. Концепция подчеркивала,

что в организации жизни ребенка ведущее место занимает игра; на занятиях

прямое обучение не должно быть преобладающей формой организации;

необходимо использовать на занятиях дидактическую игру, чтобы занятия

представляли синтез игры и познавательной деятельности. Именно игра

делает процесс познания интересным и занимательным, а значит, и

успешным. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти,

мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное

развитие дошкольника в целом. Следовательно, развитие умений считать в

игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и

легче усваивать школьную программу .

Во время прохождения педагогической практики, в рамках курсовой

работы

я

проводила

с

детьми

старшего

дошкольного

возраста

экспериментальную работу по развитию у детей 6-7 лет умения считать в

процессе дидактических игр, направленную на подтверждение гипотезы о

том, что развитие у детей 6-7 лет умений считать в процессе дидактических

игр будет осуществляться при следующих условиях:

-если

педагогическая

работа

по

их

использованию

будет

носить

целенаправленный и планомерный характер;

-если развивать у детей познавательный интерес к дидактическим играм и

побуждать их применять данные игры.

Задачи экспериментальной работы:

1.

Выявить первоначальный уровень

развития умения считать детей 6-7

лет;

2.

Осуществить опытную апробацию дидактических игр направленных

на развитие умения считать в экспериментальной группе;

3.

Выявить динамику уровня развития умения детей 6-7 лет считать.

Экспериментальная работа проводилась в гимназии имени Ф.К.Салманова

дошкольное отделение «Солнечный город», ХМАО, Тюменской обл., г.

Сургут.

В

экспериментальную

работу

были

включены

дети

подготовительной

группы «Капитошки» в количестве 30 человек (8 детей шестилетнего

возраста; 22 ребёнка семилетнего возраста).

В соответствии с традиционной логикой исследования экспериментальная

работа

включала

в

себя

три

этапа:

констатирующий

эксперимент,

формирующий эксперимент и контрольный эксперимент.

Для решения первой задачи нами определены критерии оценки развития

у детей 6-7 лет умений считать, а так же их характеристика, в соответствии

с общеобразовательной

программой дошкольного

образования,

разработанной на основе примерной общеобразовательной программы «От

рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы,

Т.С. Комаровой,

М.А.Васильевой.

На основе данных показателей была проведена исходная диагностика

детей.

Проанализировав

полученные

данные

нами

были

выделены

экспериментальная группа и контрольная.

Исходя из результатов констатирующего этапа эксперимента, мы наметили

для себя дальнейшую работу по развитию умений считать в процессе

дидактических игр.

Второй этап исследования – формирующий этап.

Цель этапа: реализация психолого-педагогических условий по развитию

представлений о числе и счёте у детей старшего дошкольного возраста.

На формирующем этапе, в период 01.02.2021-15.03.2021 года проводилась

работа по развитию умения считать у детей старшего дошкольного возраста в

экспериментальной группе. Контрольная группа работала по традиционной

методике и действующей программе в дошкольном учреждении «От

рождения до школы». Нами были подобраны дидактические игры на

формирования знаний о цифре, игры на формирование количества и счёта,

игры на формирование количественных отношений, игры на формирование

счетных операций, игры с решением арифметических задач и разработан

перспективный план работы по развитию умений считать у детей 6-7 лет.

Неотъемлемой частью развития представлений о числе и счёте у детей

старшего

дошкольного

возраста

является

обогащенная

и

правильно

составленная предметно – развивающая среда. Мы, в подготовительной

группе «Капитошки», создали математический уголок. Оборудование уголка

мы

осуществляли

с

активным,

но

посильным

участием

детей,

что

поспособствовало созданию у них положительного отношения к материалу,

интереса, желания играть, тем самым постигать новое, закреплять уже

известное,

развиваться.

В

художественном

оформлении

уголка

мы

использовали узоры, орнаменты из геометрических фигур разных по

величине и цвету, цифры, сюжетные картинки с героями из детской

литературы, выполняющими математические операции по измерению,

делению на равные части, взвешиванию и т.п. Игровой материал для

математического

уголка

был

подобран

нами

согласно

возрастным

особенностям и уровню развития детей старшего дошкольного возраста;

приобрели

и

разместили

достаточное

количество

разнообразного

занимательного материала, каждый ребенок группы мог выбрать игру,

которая его заинтересовала. Для формирования представлений о количестве

и счете в математический уголок мы приобрели: разнообразный счетный

материал (набор объемных пособий – кубиков и других игрушек, картонные

трафареты фруктов, овощей, животных, денег и т.п.); счетные палочки;

цифровые и числовые карточки; листы с заданиями для самостоятельного

выполнения (на состав числа); дидактические игры («Магазин», «Хали-

Гали»), направленные на развитие навыков счета, понятия числа; настольные

игры (игры с использованием игрового поля с числовой дорожкой, кубика и

фишек). Для самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного

возраста мы доступно объясняли правила игры, знакомили с общими

способами действий. Совместно играли как с одним ребёнком, так и с

подгруппой детей. Создавали элементарные проблемно-поисковые ситуации

в совместной игровой деятельностью с ребёнком, с учетом их возрастных

особенностей. В уголке организовывали соревнования, конкурсы, викторины

и др. Таким образом, создание в группе уголка с наличием математического

материала дает наиболее продуктивный и положительный результат: дети

учатся рассуждать; обосновывать ход своих мыслей, поиск решения задач;

находить

не

один,

а

несколько

способов

решения

проблемных

математических ситуаций, которые перед ними ставятся. У детей появляется

желание занимать своё свободное время не только развлекательными играми,

но и играми, которые требуют внимания, применения знаний, логических

приемов мышления, т.е. умственного напряжения и интеллектуального

усилия. Предметно-развивающая среда для формирования и развития

представлений о числе и счёте позволяет вовлечь детей в познавательное

пространство, и они, сами того не замечая развиваются.

На протяжении всего формирующего этапа педагогическая работа по

использованию дидактический игр для развития умений считать у детей 6-7

лет носила целенаправленный и планомерный характер. В первую неделю

экспериментальной

деятельности

мы

предложили

детям

игры

на

формирование знаний о цифре: «Волшебные ниточки», «Фотосалон»,

«Придите ко мне», «Найди себе место», «Найди портрет числа». Детям были

объяснены правила игр. В игре «Волшебные ниточки» детям предлагалось

выложить цифру из ниточки. Для облегчения задачи, нами использовался

наглядный материал, цифры до 10. Все дети увлечённо, сосредоточенно

выкладывали предложенные цифры, сравнивая то, что у них получилось с

«оригиналом». Мы обязательно спрашивали ребёнка «Какую цифру ты

выкладываешь?».

В

игре

«Фотосалон»

детям

предлагалось

«сфотографировать»

некие

предметы и показать «фотографию». Для этого на столе выкладывалось

определённое количество предметов, ребёнок, сосчитав их, должен показать

соответствующую цифру. Игра детям очень понравилась, они несколько раз

пересчитывали предметы, что бы сделать точную «фотографию», проверяли

друг друга.

Игра «Приди ко мне» вызвала «бурю» эмоций. Детям раздавались карточки с

цифрами, условием игры было, карточки открывать по сигналу. Дети по

очереди должны были позвать к себя друга из числа играющих, но звать не

по имени, а по цифре в руке. Был смех, когда ребёнок ошибался в цифре и к

нему подходил не тот, кого хотел бы он видеть возле себя. Но мы старались

руководить игрой так, что бы ребёнок самостоятельно исправлял свою

ошибку.

Дети с интересом играли в игру «Найди своё место». Они занимали место в

обручи в котором находилась карточка с цифрой, соотнося свою цифру с той,

которая в обручи.

По аналогии с игрой «Фотосалон» проводилась игра «Найди портрет числа».

Дети сами предлагали те предметы, чей «портрет» они хотели бы найти.

Далее дети с большим интересом и азартом играли в игры на формирование

количества и счёта.

В игре «На зарядку становись» детям мы сначала предлагали картинки с

изображением мышат с номерами на майках, ребёнок должен был правильно

их расставить на зарядку. Когда дети начали это делать быстро и без ошибок,

мы усложнили игру, предложив самим строится в соответствии с цифрой в

руке.

Игра

вызывала

веселье

и

смех.

Мы

обязательно

проверяли

правильность построения, и всегда давали возможность самостоятельно

исправить ошибку.

В игре «Сколько до и после» мы закрепляли о представление о прямой и

обратной последовательности числе, для этого использовали числовые

карточки с разным количеством кружков. Например, если на карточке

нарисовано 5 кружков, ребёнок должен назвать сколько кружков нарисовано

до цифры 5 ( 4 кружка). Игра на первых парах вызывала затруднения, но

вскоре дети с лёгкость называли количество кружков до и после.

В игре «Сосчитай и назови» мы уточняли представления о том, что число не

зависит от размера. Детям предлагалось посчитать предметы большого

размера ( большие кубики) и маленького (маленькие кубики), при этом

больших кубиков было меньше чем маленьких. Сначала все дети говорили,

что больших кубиков больше, мы сравнивали полученные результаты на

числовой прямой и дети убеждались, что маленьких кубиков больше чем

больших. Позже дети с удовольствием играли в эту игру самостоятельно,

находив большие предметы и маленькие в группе.

В играх «Угости белочек грибами», «Морковки для зайчат». «Жучки на

листиках», «Найди пару» мы у детей формировали умение сравнивать две

группы предметов на основе счета, устанавливать равенство и неравенство

двух множеств.

Игры на формирование счётных операций поначалу у детей вызывали

затруднения. Мы старались доступно для каждого ребёнка объяснить

правила сложения и вычитания и не в коем случаи не превращать игру в

простое решение примеров. Дети забывали, что они учатся, а просто играли,

усваивая счётные навыки. В игре «Капитошка» дети считали сколько капелек

находится в луже. В игре «С матрёшками» усваивали увеличение и

уменьшение числа. В игре «Найди на один меньше» мы детям давали

представление о том, что при удалении единицы из любого числа получается

предыдущее число.

Игры с решением арифметических задач такие как, «Освободи принцессу»,

«Угощение», «Прогулка в сад» у детей вызывали некоторые затруднения, так

как рассматривая картинки детям надо было составить задачу. Поначалу

многие дети просто пересказывали содержание изображения, при этом

забывая, что главное в составлении задачи это вопрос, решение на который

ребёнок найдёт, если составит правильное арифметическое действие. В такие

игры мы играли многократно, и в конечном итоге, дети научились правильно

составлять задачи и решать их.

Каждая дидактическая игра вызывала у детей достаточно устойчивый

интерес,

большинство

игр

дети

использовали

во

время

самостоятельной

деятельности. Дети охотно рассказывали о том, как они играют и что им

больше всего нравится. Наличие интереса к игре обеспечивало возможность

многократного упражнения детей в соотнесении чисел и цифр, нахождении

смежных

чисел,

определении

состава

числа

и

т.д.,

что

способствовало

развитию умений считать.

Таким образом, предлагая разнообразные игры на умение считать, мы

развивали у детей познавательный интерес к дидактическим играм и

побуждали

их

применять

как

в

совместной

деятельности

так

и

в

самостоятельной игровой деятельности.

Для определения эффективности реализованных условий для развития

умений считать у детей 6-7 лет в процессе дидактических игр был проведён

контрольный этап.

Цель контрольного этапа : проведение итоговой диагностики и сравнение ей

с исходной.

Итоговая диагностика проводилась по тем же критериям и характеристикам

умений считать, что и исходная.

Полученные результаты были впечатляющими.

Имя ребёнка

Знания о составе числа первого десятка (из

отдельных единиц)

Знания о цифрах от 0 до 9; знаках «=»,«-»,«+».

Умение составлять и решать задачи в одно

действие и пользоваться арифметическими

знаками действий

Умение называть числа в прямом и обратном

порядке,

соотносить цифру и количество предметов

Умение делить круг, квадрат, на две и четыре

равные части

Умение считать (отсчитывать) предметы.

Пользоваться порядковыми и

количественными числительными

уровень

1.

Анна А.

2

2

3

3

2

низкий/

средний

2.

Олеся В.

3

2

3

3

2

низкий/

высокий

3.

Маруся В.

3

2

3

3

2

низкий/

средний

4.

Саша Г.

2

2

3

2

2

низкий/

средний

5.

Стефания К.

3

2

3

3

2

низкий/

средний

6.

Глеб К.

2

2

3

3

2

низкий/

средний

7.

Назар Л.

2

2

3

3

2

низкий/

средний

8.

Артём Н.

3

2

3

3

2

низкий/

высокий

9.

Фатима О.

3

2

3

3

2

низкий/

высокий

10.

Костя Ч.

3

3

3

3

2

низкий/

высокий

Полученные данные свидетельствуют о том, что применение дидактических

игр для развития умений считать у детей 6-7 лет даёт положительный

результат. А главное, дети играют, сами не замечая, как происходит процесс

обучения.

В своей дальнейшей педагогической деятельности я обязательно буду

использовать

приобретённый

опыт

работы

в

период

прохождения

педагогической практики.

Ветошкина Альбина Наилевна

студент ФГБОУ ВО «В

я

т

с

кий го

с

уд

а

р

с

тв

е

нный унив

е

р

с

ит

е

т»

3 курс



В раздел образования