Авторы: Куценко Ольга Александровна, Соловьева Наталья Владимировна
Должность: учитель- дефектолог, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №3
Населённый пункт: г. Балаково , Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Календарно - тематическое планирование одно из важнейших условий развития ребёнка."
Раздел: дошкольное образование
"Календарно - тематическое планирование одно из важнейших условий
развития ребёнка."
Планирование коррекционно-образовательной деятельности разработано с
учётом
Адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного образования для слабовидящих детей.
Одним из важных условий реализации программы предусматривают
комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
В нашем саду коррекционно-образовательный процесс выстроен по
событийному принципу, а именно на основе сезонности, по алгоритму: тема
месяца - тема недели -тема дня. В данном случае тема месяца «Что нам осень
принесла». Тема недели «Золотая осень». Тема дня «Краски осени». Все
педагоги ДОУ организуют коррекционно-педагогическую деятельность в
соответствии с темой дня. Необходимым условием успешной работы с
детьми в группе при тематическом планировании является грамотно
организованная предметно-развивающая среда. Пусковым моментом
раскрытия темы дня является утренняя беседа. В утренней беседе
воспитатель нацеливает детей на тему, которая прорабатывается в течении
всего дня в совместной деятельности взрослых и детей. А также организуется
развивающая среда для самостоятельной деятельности детей в центрах
активности. Подбираются игры по теме, материалы и оборудование для
опытов и экспериментов. Тема дня отражается в индивидуальной работе по
стихотворению стихотворений с помощью опорной таблицы. Удачно
подобранный материал по теме дня на зарядке стимулирует двигательную
активность детей, пробуждает интерес к выполнению физических
упражнений. В корекционно-образовательной деятельности по зрительному
восприятию идет подготовка детей к восприятию того материала, который
преподносится на общеобразовательных занятиях. К самостоятельному
участию в других видах деятельности: в игре, в элементарном труде, в
лечении зрения на аппаратах. Совершенствуется цветовосприятие,
восприятие формы, величины, пространственного расположения предметов.
Дети овладевают приемами зрительного анализа и синтеза, учатся не только
выделять, но и классифицировать предметы с помощью зрения и сохранных
анализаторов. Это позволяет развивать у детей скорость, точность
зрительного восприятия, формировать полноту зрительного обследования
предметов по данной теме. На интегрированном занятии по музыки и
рисованию происходит связанность, взаимопроникновении и взаимодействие
отдельных образовательных областей, т.е. интеграция., обеспечивающая
целостность образовательного процесса. И происходит не только интеграция
содержания, но интеграция разнообразных организационных форм, в
которых в той, или иной степени интегрируются и различные виды детской
деятельности. Дети получают возможность по-разному проживать
полученную информацию достаточно длительное время, что позволяет
видеть ее с разных сторон, дополняя и обогащая новыми впечатлениями,
ассоциативными знаниями и передавать свое отношение к ней. На прогулке
дети подкрепляют полученные знания через наблюдения, подвижные и
дидактические игры трудовую и экспериментальную деятельность. Учитель-
логопед строит свою работу с учетом календарно-тематического
планирования, подбирает соответствующие игры, задания, упражнения на
коррекцию речи с движениями. Это помогает закрепить знания детей по
соответствующей теме, формирует все компоненты речи:
звукопроизношение, грамматический строй, словарь, связную речь детей. В
работе педагога-психолога с тревожными детьми наиболее эффективными
являются музыкотерапия, релаксация, тестопластика. Соленое тесто - мягкий
пластичный материал, его можно совмещать с другими материалами: с
горохом, фасолью, веточками, косточками от плодов, что позволяет создать
осенние образы. Воспитатель по рекомендации учителя-дефектолога
проводит индивидуально-коррекционную работу на развитие сохранных
анализаторов, закрепляя полученные знания по данной теме.
Взаимосвязанная цепочка всего коррекционного воспитательно-
образовательного процесса по теме помогает детям самореализоваться в
самостоятельной деятельности, в специально организованной среде. В
результате изучения темы недели педагоги группы создали мини-музей
опавших листьев, в котором создан богатый материал по данной теме.
Результаты детской продуктивной деятельности мы поместили в раздел
музея «Наш Вернисаж». Совместными усилиями педагогов, детей и
родителей были созданы альбомы, папка-раскладушка, макеты.
Заключительный раздел мини-музея-игротека, в который вошли
дидактические игры и коррекционные упражнения для развития мелкой
моторики пальцев рук, тактильных ощущений, развития зрительно-моторной
координации, развития прослеживающей функции глаз. Материал,
собранный в мини-музее позволяет обобщить все полученные знания,
сформировать целостное, законченное представлении по теме. Комплексно-
тематическое планирование предполагает активное привлечение родителей к
кореккционно-образовательному процессу. Для родителей предлагаются
краткие рекомендации о проведении наблюдений в окружающем мире,
созданию игр, домашнего чтения по теме недели. Календарно-тематическое
планирование создает условия для возникновения у детей ассоциаций,
глубокого и творческого освоения ими окружающего мира, воплощение их в
игре и переноса знакомых средств и способов в новые условия, а значит их
обобщение. В результате чего и развивается ребенок
.