Напоминание

"Календарно - тематическое планирование одно из важнейших условий развития ребёнка."


Авторы: Куценко Ольга Александровна, Соловьева Наталья Владимировна
Должность: учитель- дефектолог, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №3
Населённый пункт: г. Балаково , Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Календарно - тематическое планирование одно из важнейших условий развития ребёнка."
Раздел: дошкольное образование





Назад




"Календарно - тематическое планирование одно из важнейших условий

развития ребёнка."

Планирование коррекционно-образовательной деятельности разработано с

учётом

Адаптированной

основной

общеобразовательной

программы

дошкольного образования для слабовидящих детей.

Одним из важных условий реализации программы предусматривают

комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

В нашем саду коррекционно-образовательный процесс выстроен по

событийному принципу, а именно на основе сезонности, по алгоритму: тема

месяца - тема недели -тема дня. В данном случае тема месяца «Что нам осень

принесла». Тема недели «Золотая осень». Тема дня «Краски осени». Все

педагоги ДОУ организуют коррекционно-педагогическую деятельность в

соответствии с темой дня. Необходимым условием успешной работы с

детьми в группе при тематическом планировании является грамотно

организованная предметно-развивающая среда. Пусковым моментом

раскрытия темы дня является утренняя беседа. В утренней беседе

воспитатель нацеливает детей на тему, которая прорабатывается в течении

всего дня в совместной деятельности взрослых и детей. А также организуется

развивающая среда для самостоятельной деятельности детей в центрах

активности. Подбираются игры по теме, материалы и оборудование для

опытов и экспериментов. Тема дня отражается в индивидуальной работе по

стихотворению стихотворений с помощью опорной таблицы. Удачно

подобранный материал по теме дня на зарядке стимулирует двигательную

активность детей, пробуждает интерес к выполнению физических

упражнений. В корекционно-образовательной деятельности по зрительному

восприятию идет подготовка детей к восприятию того материала, который

преподносится на общеобразовательных занятиях. К самостоятельному

участию в других видах деятельности: в игре, в элементарном труде, в

лечении зрения на аппаратах. Совершенствуется цветовосприятие,

восприятие формы, величины, пространственного расположения предметов.

Дети овладевают приемами зрительного анализа и синтеза, учатся не только

выделять, но и классифицировать предметы с помощью зрения и сохранных

анализаторов. Это позволяет развивать у детей скорость, точность

зрительного восприятия, формировать полноту зрительного обследования

предметов по данной теме. На интегрированном занятии по музыки и

рисованию происходит связанность, взаимопроникновении и взаимодействие

отдельных образовательных областей, т.е. интеграция., обеспечивающая

целостность образовательного процесса. И происходит не только интеграция

содержания, но интеграция разнообразных организационных форм, в

которых в той, или иной степени интегрируются и различные виды детской

деятельности. Дети получают возможность по-разному проживать

полученную информацию достаточно длительное время, что позволяет

видеть ее с разных сторон, дополняя и обогащая новыми впечатлениями,

ассоциативными знаниями и передавать свое отношение к ней. На прогулке

дети подкрепляют полученные знания через наблюдения, подвижные и

дидактические игры трудовую и экспериментальную деятельность. Учитель-

логопед строит свою работу с учетом календарно-тематического

планирования, подбирает соответствующие игры, задания, упражнения на

коррекцию речи с движениями. Это помогает закрепить знания детей по

соответствующей теме, формирует все компоненты речи:

звукопроизношение, грамматический строй, словарь, связную речь детей. В

работе педагога-психолога с тревожными детьми наиболее эффективными

являются музыкотерапия, релаксация, тестопластика. Соленое тесто - мягкий

пластичный материал, его можно совмещать с другими материалами: с

горохом, фасолью, веточками, косточками от плодов, что позволяет создать

осенние образы. Воспитатель по рекомендации учителя-дефектолога

проводит индивидуально-коррекционную работу на развитие сохранных

анализаторов, закрепляя полученные знания по данной теме.

Взаимосвязанная цепочка всего коррекционного воспитательно-

образовательного процесса по теме помогает детям самореализоваться в

самостоятельной деятельности, в специально организованной среде. В

результате изучения темы недели педагоги группы создали мини-музей

опавших листьев, в котором создан богатый материал по данной теме.

Результаты детской продуктивной деятельности мы поместили в раздел

музея «Наш Вернисаж». Совместными усилиями педагогов, детей и

родителей были созданы альбомы, папка-раскладушка, макеты.

Заключительный раздел мини-музея-игротека, в который вошли

дидактические игры и коррекционные упражнения для развития мелкой

моторики пальцев рук, тактильных ощущений, развития зрительно-моторной

координации, развития прослеживающей функции глаз. Материал,

собранный в мини-музее позволяет обобщить все полученные знания,

сформировать целостное, законченное представлении по теме. Комплексно-

тематическое планирование предполагает активное привлечение родителей к

кореккционно-образовательному процессу. Для родителей предлагаются

краткие рекомендации о проведении наблюдений в окружающем мире,

созданию игр, домашнего чтения по теме недели. Календарно-тематическое

планирование создает условия для возникновения у детей ассоциаций,

глубокого и творческого освоения ими окружающего мира, воплощение их в

игре и переноса знакомых средств и способов в новые условия, а значит их

обобщение. В результате чего и развивается ребенок

.



В раздел образования