Напоминание

Основные проблемы социализации воспитанников младшего школьного возраста


Авторы: Рожевалова Анастасия Владимировна, Доронина Анастасия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКУ СРЦН Полярная звезда
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: Основные проблемы социализации воспитанников младшего школьного возраста
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казенное учреждение социально – реабилитационного

центра для несовершеннолетних «Полярная звезда» Кемеровская область

город Новокузнецк.

Статья

: Основные проблемы социализации воспитанников

младшего школьного возраста.

Социализация личности школьников.

Проблема социализации личности занимает важное место в психолого-

педагогической науке. Лишенной возможности социализации человек не

может полностью реализовать себя, свои возможности, способности. В ходе

социализации человек усваивает социальный опыт, нормы поведения,

принятые

в

обществе,

осваивает

взаимоотношения

между

людьми.

Благодаря

действию

процессов

социализации

происходит

вхождение

человека в социальную среду и успешное его взаимодействие с ней.

Проблема социализации личности стала рассматриваться в психологии

сравнительно недавно. Долгое время в отечественной науке понятие

социализации подменялось понятием воспитание. Хотя воспитание и

является составной частью социализации, фактором, влияющим на ее

успешность, но социализация не ограничивается только воспитанием.

Социализация осуществляется в течение всей жизни человека. Каждый

возрастной период имеет свои особенности социализации, свои основные

задачи социализации. Значение и учет их позволяет человеку более успешно

проходить процессы социализации.

Процесс социализации в школьном возрасте связан, прежде всего, с таким

институтом социализации, как школа. В данный период на формирующуюся

личность оказывает влияние целый комплекс факторов, связанных со

вступлением ребенка в учебную деятельность..

Нами

выявлено,

что

причинами

несостоятельности

образования

в

социализации личности

школьников являются противоречия между:

новыми требованиями, предъявляемыми к выпускнику начальной школы, и

отсутствием эффективных методов и средств, направленных на развитие

социально направленной личности учащихся; потребностями включения

младших школьников и различные виды социально значимой деятельности,

обеспечивающих целенаправленную социализацию в рамках учреждения и

ограниченными

возможностями

общеобразовательных

учреждений

в

удовлетворении этих потребностей.

Социальная среда – это все то, что окружает человека в его социальной

жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений

на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа

общественно – экономической формации, от классовой и национальной

принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от

бытовых и профессиональных отличий (городская среда, деревенская среда,

производственная среда, артистическая среда и т.д.). следовательно,

общественно – экономическая формация формирует социальную среду,

порождающую тот или иной образ жизни и вслед за этим – образ мышления

и поведения.

Социальный мир должен предоставить личности некоторый спектр четко

оформленных ценностно-нормативных моделей и образцов социального

поведения.

Иными словами, процесс социального развития личности, как и процесс

развития, мыслится в активном взаимодействии личности с социальной

средой. Именно для характеристики этого активного вхождения человека в

систему социальных связей обычно используется понятие социализации.

Социализация

личности

представляет

собой

процесс

формирования

личности

в

определенных

социальных

условиях,

процесс

усвоения

человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует

социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно

вводит в свою систему поведения, которые приняты в обществе или группе.

Ведущие стороны социализации в различные возрастные периоды в

зависимости от ведущей деятельности возраста:

Младенчество – этап «доверия к миру». Ведущей деятельностью является в

это период эмоциональное общение со взрослыми.

Раннее детство

– этап «самостоятельности». В это время ведущая

деятельность ребенка – предметная, поэтому в процессе социализации

происходит усвоение общественно выработанных способов деятельности с

предметами.

Дошкольное детство – этап «выбора инициативы». В процессе игровой

деятельности ребенок осваивает роли, взаимоотношения между людьми.

Младший школьный возраст

– период «мастерства». Ведущим видом

деятельности становится учебная деятельность, определяющая в качестве

ведущей стороны социализации освоение знаний, развитие интеллектуально

– познавательной сферы личности.

Подростковый возраст

– это прежде всего общение со сверстниками.

Ведущей стороной социализации является освоение норм отношений между

людьми.

Юношеский возраст

– этап самоопределения «мир и я». Ведущий вид

деятельности

учебно-профессиональная.

В

процессе

социализации

происходит освоение профессиональных умений, знаний.

Поздняя юность и молодость. Для человека актуальным становится поиск

спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со

своей социальной группой. Человек в этот период не боится обезличивания,

он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство

близости, единства, сотрудничество. Однако если диффузия идентичности

переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется его изоляция,

одиночество.

Взрослость – центральная стадия социализации. Положительные симптомы

этой стадии: личность вкладывает себя в любимый труд и заботу о детях,

она удовлетворена собой и жизнью. Если же этого нет, то человек

опустошается, намечается застой, психологический и физиологический

регресс.

Поздняя взрослость

(или старость). Происходит переосмысление всей

жизни, духовные раздумья о прожитых годах, ощущение удовлетворения

или разочарования в жизни.

Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее

невозможно заменить никакой другой социальной группой. Именно в семье

осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека.

Особое значение в социализации личности имеет школа, которая имеет свои

особые функции – образовательные и социализирующие. Социально –

психологические закономерности влияние школы на учащихся остаются

неизменными вне зависимости от типа школы, ее места нахождения или

качества образовательного процесса.

Обучение и воспитание представляют собой важнейшие компоненты

целостного воспитательно-образовательного процесса. Они способствуют

социализации ребенка в реальном мире и представляют собой один из путей

ее осуществления. Эти два процесса, пересекаясь друг с другом и часто

совпадая во времени, принципиально друг от друга методами и формами

организации.

Современные условия предъявляют к человеку жестокие требования и в

отношении уровня образованности, и в отношении умения войти в

окружающую

среду,

адаптироваться

в

ней,

умения

общаться

с

окружающими.

Таким образом, можно сказать, что понятие социализации в самом широком

смысле трактуется как процесс и результат социального развития человека.

Этот процесс может быть рассмотрен с точки зрения усвоения и

воспроизводства индивидом социального опыта в процессе жизни.

В настоящее время в психологии принято разделять развитие личности

школьника на три последовательных этапа: младший, средний и старший

школьный возраст.

Каждый из этих этапов характеризуется особой совокупностью условий

жизни и деятельностью учащихся и структурой тех психологических

особенностей, которые формируются под влиянием этих условий, а переход

от

одного

возрастного

этапа

к

другому

представляет

собой

не

эволюционный процесс, а диалектический скачок к новому качеству.

Формирование социализации школьников опирается на такие психические

новообразования как потребность в знаниях, в новых впечатлениях,

потребность

в

социально

одобряемой

деятельности,

произвольность

внимания,

развития воображения,

а так

же не

ведущую для них

деятельность

учебную

с

ее

особой

структурой,

самооценкой

и

самоконтролем.

В школьном возрасте наступает новый этап в развитие социального опыта

ребенка. В этом возрасте дети способны не только на обобщение своего

опыта отношений, но и на их анализ, на объяснение причин замеченных в

них недостатков.

Важнейшая роль в социализации личности школьника принадлежит

обучению. Под обучением следует понимать не процесс передачи готовых

знаний

от

учителя

к

ученику,

а

широкое

взаимодействие

между

обучающимся

и

обучаемым,

способ

осуществления

педагогического

процесса с целью развития личности посредством организации усвоения

учащимся

научных

знаний

и

способов

деятельности.

Это

процесс

стимулирования и управления внешний и внутренней активностью ученика,

в результате которой происходит освоение человеческого опыта.

Таким образом, в процессе овладения ребенком социальным опытом

человечества осуществляется всестороннее развитие его личности.

Одним из основных средств развитие личности выступает содержание

воспитательно-образовательного

процесса,

которое

способствует

социализации личности, т.к. знания, умения и навыки, полученные в

результате

этого

будут

являться

отражением

духовного

богатства

человечества и важными социальными ценностями.

Список литературы:

1)

Гликман И.З. Воспитание или формирование //Педагогика № 5, 2000.

2)

Зуева И.А. Социализация детей – сирот – 2005.

3)

Толмачев Е.Г. Работа с трудными детьми – 2006.



В раздел образования