Авторы: Рожевалова Анастасия Владимировна, Доронина Анастасия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКУ СРЦН Полярная звезда
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: Основные проблемы социализации воспитанников младшего школьного возраста
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казенное учреждение социально – реабилитационного
центра для несовершеннолетних «Полярная звезда» Кемеровская область
город Новокузнецк.
Статья
: Основные проблемы социализации воспитанников
младшего школьного возраста.
Социализация личности школьников.
Проблема социализации личности занимает важное место в психолого-
педагогической науке. Лишенной возможности социализации человек не
может полностью реализовать себя, свои возможности, способности. В ходе
социализации человек усваивает социальный опыт, нормы поведения,
принятые
в
обществе,
осваивает
взаимоотношения
между
людьми.
Благодаря
действию
процессов
социализации
происходит
вхождение
человека в социальную среду и успешное его взаимодействие с ней.
Проблема социализации личности стала рассматриваться в психологии
сравнительно недавно. Долгое время в отечественной науке понятие
социализации подменялось понятием воспитание. Хотя воспитание и
является составной частью социализации, фактором, влияющим на ее
успешность, но социализация не ограничивается только воспитанием.
Социализация осуществляется в течение всей жизни человека. Каждый
возрастной период имеет свои особенности социализации, свои основные
задачи социализации. Значение и учет их позволяет человеку более успешно
проходить процессы социализации.
Процесс социализации в школьном возрасте связан, прежде всего, с таким
институтом социализации, как школа. В данный период на формирующуюся
личность оказывает влияние целый комплекс факторов, связанных со
вступлением ребенка в учебную деятельность..
Нами
выявлено,
что
причинами
несостоятельности
образования
в
социализации личности
школьников являются противоречия между:
новыми требованиями, предъявляемыми к выпускнику начальной школы, и
отсутствием эффективных методов и средств, направленных на развитие
социально направленной личности учащихся; потребностями включения
младших школьников и различные виды социально значимой деятельности,
обеспечивающих целенаправленную социализацию в рамках учреждения и
ограниченными
возможностями
общеобразовательных
учреждений
в
удовлетворении этих потребностей.
Социальная среда – это все то, что окружает человека в его социальной
жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений
на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа
общественно – экономической формации, от классовой и национальной
принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от
бытовых и профессиональных отличий (городская среда, деревенская среда,
производственная среда, артистическая среда и т.д.). следовательно,
общественно – экономическая формация формирует социальную среду,
порождающую тот или иной образ жизни и вслед за этим – образ мышления
и поведения.
Социальный мир должен предоставить личности некоторый спектр четко
оформленных ценностно-нормативных моделей и образцов социального
поведения.
Иными словами, процесс социального развития личности, как и процесс
развития, мыслится в активном взаимодействии личности с социальной
средой. Именно для характеристики этого активного вхождения человека в
систему социальных связей обычно используется понятие социализации.
Социализация
личности
представляет
собой
процесс
формирования
личности
в
определенных
социальных
условиях,
процесс
усвоения
человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует
социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно
вводит в свою систему поведения, которые приняты в обществе или группе.
Ведущие стороны социализации в различные возрастные периоды в
зависимости от ведущей деятельности возраста:
Младенчество – этап «доверия к миру». Ведущей деятельностью является в
это период эмоциональное общение со взрослыми.
Раннее детство
– этап «самостоятельности». В это время ведущая
деятельность ребенка – предметная, поэтому в процессе социализации
происходит усвоение общественно выработанных способов деятельности с
предметами.
Дошкольное детство – этап «выбора инициативы». В процессе игровой
деятельности ребенок осваивает роли, взаимоотношения между людьми.
Младший школьный возраст
– период «мастерства». Ведущим видом
деятельности становится учебная деятельность, определяющая в качестве
ведущей стороны социализации освоение знаний, развитие интеллектуально
– познавательной сферы личности.
Подростковый возраст
– это прежде всего общение со сверстниками.
Ведущей стороной социализации является освоение норм отношений между
людьми.
Юношеский возраст
– этап самоопределения «мир и я». Ведущий вид
деятельности
–
учебно-профессиональная.
В
процессе
социализации
происходит освоение профессиональных умений, знаний.
Поздняя юность и молодость. Для человека актуальным становится поиск
спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со
своей социальной группой. Человек в этот период не боится обезличивания,
он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство
близости, единства, сотрудничество. Однако если диффузия идентичности
переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется его изоляция,
одиночество.
Взрослость – центральная стадия социализации. Положительные симптомы
этой стадии: личность вкладывает себя в любимый труд и заботу о детях,
она удовлетворена собой и жизнью. Если же этого нет, то человек
опустошается, намечается застой, психологический и физиологический
регресс.
Поздняя взрослость
(или старость). Происходит переосмысление всей
жизни, духовные раздумья о прожитых годах, ощущение удовлетворения
или разочарования в жизни.
Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее
невозможно заменить никакой другой социальной группой. Именно в семье
осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека.
Особое значение в социализации личности имеет школа, которая имеет свои
особые функции – образовательные и социализирующие. Социально –
психологические закономерности влияние школы на учащихся остаются
неизменными вне зависимости от типа школы, ее места нахождения или
качества образовательного процесса.
Обучение и воспитание представляют собой важнейшие компоненты
целостного воспитательно-образовательного процесса. Они способствуют
социализации ребенка в реальном мире и представляют собой один из путей
ее осуществления. Эти два процесса, пересекаясь друг с другом и часто
совпадая во времени, принципиально друг от друга методами и формами
организации.
Современные условия предъявляют к человеку жестокие требования и в
отношении уровня образованности, и в отношении умения войти в
окружающую
среду,
адаптироваться
в
ней,
умения
общаться
с
окружающими.
Таким образом, можно сказать, что понятие социализации в самом широком
смысле трактуется как процесс и результат социального развития человека.
Этот процесс может быть рассмотрен с точки зрения усвоения и
воспроизводства индивидом социального опыта в процессе жизни.
В настоящее время в психологии принято разделять развитие личности
школьника на три последовательных этапа: младший, средний и старший
школьный возраст.
Каждый из этих этапов характеризуется особой совокупностью условий
жизни и деятельностью учащихся и структурой тех психологических
особенностей, которые формируются под влиянием этих условий, а переход
от
одного
возрастного
этапа
к
другому
представляет
собой
не
эволюционный процесс, а диалектический скачок к новому качеству.
Формирование социализации школьников опирается на такие психические
новообразования как потребность в знаниях, в новых впечатлениях,
потребность
в
социально
одобряемой
деятельности,
произвольность
внимания,
развития воображения,
а так
же не
ведущую для них
деятельность
–
учебную
с
ее
особой
структурой,
самооценкой
и
самоконтролем.
В школьном возрасте наступает новый этап в развитие социального опыта
ребенка. В этом возрасте дети способны не только на обобщение своего
опыта отношений, но и на их анализ, на объяснение причин замеченных в
них недостатков.
Важнейшая роль в социализации личности школьника принадлежит
обучению. Под обучением следует понимать не процесс передачи готовых
знаний
от
учителя
к
ученику,
а
широкое
взаимодействие
между
обучающимся
и
обучаемым,
способ
осуществления
педагогического
процесса с целью развития личности посредством организации усвоения
учащимся
научных
знаний
и
способов
деятельности.
Это
процесс
стимулирования и управления внешний и внутренней активностью ученика,
в результате которой происходит освоение человеческого опыта.
Таким образом, в процессе овладения ребенком социальным опытом
человечества осуществляется всестороннее развитие его личности.
Одним из основных средств развитие личности выступает содержание
воспитательно-образовательного
процесса,
которое
способствует
социализации личности, т.к. знания, умения и навыки, полученные в
результате
этого
будут
являться
отражением
духовного
богатства
человечества и важными социальными ценностями.
Список литературы:
1)
Гликман И.З. Воспитание или формирование //Педагогика № 5, 2000.
2)
Зуева И.А. Социализация детей – сирот – 2005.
3)
Толмачев Е.Г. Работа с трудными детьми – 2006.