Автор: Гильманова Альбина Тафкилевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: филиал ООО
Населённый пункт: г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкий автономный округ
Наименование материала: Аттестационная работа
Тема: Применение проектного метода в ДОУ как средство всестороннего развития дошкольника
Раздел: дошкольное образование
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»
«Применение проектного метода в ДОУ
как средство всестороннего развития дошкольника»
Нижневартовск
2020
Аттестационная работа
слушателя курса
профессиональной переподготовки
по
программе
«Менеджмент
в
дошкольном образовании»
Гильмановой А. Т.,
воспитателя.
2
Оглавление
1.
Введение………………………………………………………………………………..3-5
2.
Глава 1 История возникновения проектного метода………………………………..6-8
3.
Глава 2 Цель и задачи проектного метода……………………………………………..9
4.
Глава 3 Основные требования к методу проекта…………………………………10-12
5.
Глава 4 Виды проектов……………………………………………………………..13-14
6.
Глава 5 Методы реализации проекта………………………………………………….15
7.
Глава 6 Этапы реализации проекта………………………………………………..16-17
8.
Глава 7 Поэтапное развитие проектной деятельности у детей………………….18-19
9.
Заключение………………………………………………………………………….20-21
10. Список источников…………………………………………………………………….22
3
Введение
На сегодняшний день одним из наиболее ярких, развивающих, интересных,
значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста
является метод проектной деятельности. Это обусловлено тем, что проектирование
во
всех
сферах
человеческой
деятельности
становится
универсальным
инструментарием,
позволяющим
обеспечить
ее
системность,
целеориентированность и результативность.
Чтобы
обучение
было
результативным,
успешным,
согласно
теории
американского философа Д. Дьюи, необходимо создавать проблемные ситуации,
развивать познавательную активность ребенка, опираться при обучении на
жизненный опыт дошкольника, организовывать обучение как игровую или
трудовую деятельность.
Современная педагогика существенно изменила отношение взрослых к детям.
Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и
навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через
совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно
овладеть нормами культуры. Основное предназначение метода проектов —
предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при
решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из
различных предметных областей. Из этого следует, что одна тема «проецируется»
на все образовательные области, предлагаемые в ФГОС, и на все структурные
единицы образовательного процесса через различные виды детской деятельности.
Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный
процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не
испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем
информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.
Проектная деятельность - это деятельность, направленная на осуществление
каких либо конкретных проектов.
Проектное
обучение
можно
представить,
как
способ
организации
педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой,
поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. В
основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной
4
деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе
совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой
(темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае, значит,
применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной
программы дошкольников и получить ощутимый результат.
В современном информационном обществе проектная деятельность становится
особенно
актуальным.
В
последние
годы
в
отечественном
образовании
наблюдается возросший интерес к этой форме организации обучения. Не только
необходимость
понимать
смысл
и
предназначение
своей
работы,
но
и
самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы
их осуществления и многое другое входит в содержание проекта. Сегодня
проектная деятельность широко используете в сфере дошкольного образования.
Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают
интересные
проекты
на
самые
разные
темы,
ориентируясь
на
интересы
воспитанников и их родителей.
Суть проектной деятельности– стимулировать интерес детей к тем или иным
проблемам, предусматривающим владение определенной суммой знаний, и через
указанную деятельность решение одной или целого ряда проблем, показывая
практическое применение полученных знаний.
Проектную деятельность от других методов организации педагогического
процесса в ДОО отличает следующее:
прикладной характер - дети могут практически применить полученные знания и
умения;
постановка
задач,
их
разнообразие,
возможность
выбора,
повышающие
самостоятельность и творчество дошкольников;
личная заинтересованность в публичности конечного результата.
Проектная деятельность включает в себя:
выбор заданий для детей в соответствии с формулированной проблемой;
планирование детской деятельности в соответствие с поставленной целью;
формы организации взаимодействия детей с педагогом и друг с другом;
результат деятельности, полученный детьми при решении проблемы проекта;
5
публичное представление (презентацию) результатов собственных действий и
творчества, переживание ситуации успеха за все придуманное и воплощенное
вместе с детьми.
Проектная деятельность обеспечивает активизацию и поддержание интереса
дошкольников к разнообразным проблемам. В основе проектной деятельности –
заложенная природой любознательность детей, и задача данной деятельности
заключается в дальнейшем развитии их познавательного интереса, умения
самостоятельно применять полученные представления в простых ситуациях,
получать и анализировать нужную информацию из различных источников,
пополнять недостающие знания, овладевать необходимыми умениями, развивать
критическое мышление. Педагог, организующий проектную деятельность с
дошкольниками,
становится
координатором
познавательной
деятельности,
помогающим
овладевать
универсальными
умениями
и
навыками,
которые
пригодятся воспитанникам в будущем.
6
Глава 1 История возникновения проектного метода
Метод проектов – это форма организации образовательного пространства и
метод
развития
творческого
познавательного
мышления.
Слово
«проект»
происходит от латинского слова projects, что означает «брошенный вперед,
выступающий, выдающийся вперед», а в переводе с греческого языка данное слово
обозначает «путь исследования».
Метод проектов возник
в 1920-х гг. в США и связан с развитием
гуманистического направления в философии и образовании.
Основой метода
проектов были педагогические концепции американского педагога, ведущего
представителя философии прагматизма Джона Дьюти. Он разработал теорию
воспитания, направленную на формирование личности, наилучшим образом
приспособленной к жизни и практической деятельности в условиях системы
«свободного предпринимательства». Он предлагал строить обучение на основе
целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом.
В начале XX в. метод творческих проектов привлек внимание отечественных
педагогов, таких как В.В. Игнатьев, М.В. Крупенина, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин
и др. Однако этот метод не получил массового применения в отечественной школе
того времени.
Развитие метод получил в работах В. Килпатрика, Э. Коллингса. Определяя
программу школы, работающей по методу проектов, В. Килпатрик писал:
«Программа есть ряд опытов, связанных между собой таким образом, что сведения,
приобретенные от одного опыта, служат развитию и обогащению целого потока
других опытов». Он считал, что только деятельность, связанная с окружающей
ребенка реальностью, соответствует детским интересам. В. Килпатрик предлагал
строить
обучение
на
основе
расширения
и
обогащения
индивидуального
жизненного опыта учащихся.
Анализируя опыт зарубежной педагогики, Е.Г. Кагаров в 1926 г. выделял
четыре отличительные черты проектного метода:
- исходным пунктом обучения служат детские интересы сегодняшнего дня;
- школьные проекты как бы копируют различные стороны бытия;
- дети сами себе намечают программу занятий и интенсивно ее выполняют;
- проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их
7
выполнение.
Идеи проектного метода обучения в России появились одновременно с
разработками
американских
педагогов.
Под
руководством
С.Т.
Шацкого
объединилась группа педагогов, использующих проектный метод на практике. Они
провозгласили его средством преобразования школы учебы в школу жизни, где
приобретение знаний осуществляется в связи с трудом учащихся. Проектный метод
преподносился как комплексный, реализующий самодеятельность, сотрудничество
детей и взрослых, учитывающий возрастные, индивидуальные особенности детей,
взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой.
Универсализация проектного метода и развитие комплексной системы
обучения привели к составлению комплексно-проектных программ (1929-1930).
Учащиеся, работая на фабриках, заводах, в школьных мастерских, колхозах, на
учебно-опытных участках, приобретали лишь те знания, которые в той или иной
мере
были
связаны
с
выполняемой
практической
работой.
Уровень
их
общеобразовательной подготовки резко снизился, и постановлением ЦК ВКП(б) в
1931 г. проектный метод был осужден.
За рубежом судьба проектного метода сложилась иначе. Он активно и
успешно развивался в США, Великобритании, Бельгии, Германии, Италии и
других странах. Не обошли вниманием этот метод и специалисты дошкольного
воспитания. Как в 1950-е гг., как и сейчас, в садах Монтесори на Западе работа с
дошкольниками планируется с учетом индивидуальности каждого и интересов
всех. Дети составляют планы на день, на неделю, обсуждают их вместе с
педагогами и воспитателями, принимают участие в планировании задач на месяц.
Дошкольники работают над разными проектами, например: «Мир растений». «Мир
животных», «Окружающая среда». Обсуждение и последующая реализация
проекта повышает самооценку и ответственность детей. В форме проектов,
например, организована работа с дошкольниками в детских садах г. Реджио
Эмилия в Италии. Развивая педагогические идеи Л. Малагуцци, воспитатели
относятся к ребенку как к субъекту, вступающему в отношения с другими
субъектами. При планировании работы принимаются во внимание возможности
самообучения (они складываются из контактов педагога с детьми и детей между
собой), связи педагогов и родителей, контекст пространства, а также распорядок
8
дня. Дети размышляют, как устроить концерт в парке, почему нужно обливаться
холодной водой, как можно сделать радугу, какие бывают тени, как растет лист,
как измерить время, наблюдают за явлениями природы, поведением животных.
Сотрудничество российских ученых и практиков с зарубежными коллегами в
исследовательских проектах по дошкольному образованию, ориентация педагогов
на развитие творческих познавательных способностей детей ускорили внедрение
описываемого метода в практику работы российских ДОУ.
За последние годы вышел ряд пособий и статей в журналах для
руководителей и практических работников ДОУ, представляющих теоретические и
практические материалы по использованию проектного метода (Л.С. Киселева,
Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова). Умение пользоваться проектным
методом – показатель высокой квалификации педагога.
9
Глава 2 Цель и задачи проектного метода
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является
развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами
развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Основные задачи метода:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей;
развитие творческого воображения;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
Младший дошкольный возраст:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с
педагогом);
формирование
начальных
предпосылок
исследовательской
деятельности
(практические опыты).
Старший дошкольный возраст:
формирование
предпосылок
поисковой
деятельности,
интеллектуальной
инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью
взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению
поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие
желания
пользоваться
специальной
терминологией,
ведение
конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Учитывая
возрастные
психологические
особенности
дошкольников,
координация проектов должна быть гибкой, то есть воспитатель ненавязчиво
направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
10
Глава 3 Основные требования к методу проекта
Проект - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на
достижение чётко обозначенной цели, в течение заданного периода времени с
ориентацией на четкие требования к качеству конкретного результата, с
использованием ограниченных финансов и других ресурсов, в условиях активного
взаимодействия с внешней средой.
В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков детей,
умений
самостоятельно
конструировать
свои
знания,
ориентироваться
в
информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления,
умения увидеть, сформулировать и решить проблему, необходимость применения
интегрированных из разных областей знаний.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия
«проект», его прагматическая направленность на результат, который можно
получить при решении той или иной практически или теоретически значимой
проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной
практической деятельности.
Результаты выполненных проектов, над которыми работает группа, должны
быть «осязаемы»: если теоретическая проблема – то конкретное её решение,
оформленное в информационном продукте, практическая проблема – конкретный
продукт, готовый к потреблению.
Основные требования к использованию метода проектов:
наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи,
требующей интегрированного знания;
практическая,
теоретическая,
познавательная
значимость
предполагаемых
результатов;
самостоятельная
(индивидуальная,
парная,
групповая)
деятельность
воспитанников;
структурирование
содержательной
части
проекта
(с
указанием
поэтапных
результатов);
использование исследовательских методов, предусматривающих определенную
последовательность действий;
11
оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение
итогов, выводы.
Для
проектирования
необходима
соответствующая
организация
развивающей предметно - пространственной среды. Необходимо предоставить
информацию
а
различных
доступных
вариантах:
библиотека,
электронные
накопители. Дети с помощью взрослого находят необходимые справочники,
доступные для их понимания энциклопедии. Если информационного поля ДОУ
недостаточно, возможно выход за пределы учреждения: совместная поисковая
деятельность взрослых и детей в библиотеках, музеях и других культурных
центрах. Конкретным результатом работы для дошкольников могут быть рисунки,
поделки, аппликации, альбом, книга, сочиненная сказка, подготовленный концерт,
спектакль.
Участие родителей в создании и реализации проектов побуждает интерес к
познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области
воспитания дошкольника. Научить ребенка проектировать может воспитатель,
владеющий
методом
проектов
как
технологией
и
как
деятельностью
по
самоорганизации профессионального пространства.
Темы проектов могут быть самыми различными, главное их условие –
интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Воспитатель,
который прислушивается к детям, знает, что их интересует, найдет много тем для
проектов.
Работа ДОУ в режиме развития позволяет удовлетворить его потребность в
инновациях, которая возникает при решении какой-либо проблемы. Изменения в
развивающемся
дошкольном
учреждении
происходят
не
хаотично,
а
прогнозируются участниками образовательного процесса, что требует от педагогов
определенных управленческих способностей, в том числе проектировочных
умений. Специалисты ДОУ, сталкиваются с необходимостью решения двух типов
проектировочных задач: психолого- педагогических и социально-педагогических.
Психолого-педагогическое проектирование касается образовательных процессов в
рамках определенного возрастного интервала.
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность
исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то
12
есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений
самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном
пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Положительные
моменты
метода
проектов
заключается
в
том,
что
организация обучения обеспечивает сочетание интересов детей и педагогов.
Дошкольники действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в
деятельности. Педагог, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы,
направляет работу в нужное русло. Совпадение взрослых и детских целей
определяет эффективность воспитательно - образовательного процесса. Максимум
действия при отсутствии созерцательности. Знания, приобретаемые в ходе
реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на
самостоятельно поставленные вопросы. Происходит развитие научного мышления
у
детей,
способности
к
дальнейшему
образованию;
приобретение
умения
рассуждать: дети осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства
для ее достижения и оценивать последствия. Совместная работа в рамках
способствует активному социальному воспитанию детей: умение договариваться,
принимать чужую точку зрения, откликаться на идеи, выдвигаемые другими,
сотрудничать, оказывать содействие, прикладывать усилия для достижения цели.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных
интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими
способами
решения
учебных
и
творческих
задач,
общими
способами
мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через
объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины
окружающего мира.
13
Глава 4 Виды проектов
В настоящее время проекты классифицируются:
по тематике;
по составу участников;
по срокам реализации;
по целевой установке.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие
типы проектов.
По тематике:
исследовательско-творческие -
полностью подчинены логике исследования и
имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным
научным исследованием (экспериментирование, оформление результатов в виде
газет, драматизации, детского дизайна);
ролево-игровые
-
участники
принимают
на
себя
определенные
роли,
обусловленные характером и содержанием проекта (с элементами творческих игр,
вхождение детей в образ персонажей сказки, решение по своему поставленной
проблемы);
информационно - ознакомительно-ориентировочные - сбор информации о каком-то
объекте, явлении (предполагается ознакомление участников проекта с этой
информацией, ее анализ и обобщение фактов);
информационно-практико-ориентированные
(прикладные)
(сбор
информации
детьми, ее реализация с ориентированием на социальные интересы);
творческие (оформление результатов в виде детского праздника, детского
дизайна).
По составу участников:
индивидуальные;
групповые;
фронтальные.
По срокам реализации:
краткосрочный (1-2 недели);
средней продолжительности (несколько недель);
долгосрочный (1-2 учебных года).
14
По целевой установке:
образовательный – в рамках изучаемой лексической темы;
исследовательский - требуют хорошо продуманной структуры, актуальности,
социальной значимости, соответствующих методов, в т.ч. экспериментальных,
опытных работ, обработки результата;
межпредметные - по предметно-содержательной области
в рамках нескольких
предметов, например по тематическому плану работы ДОУ.
Учитывая
возрастные
психологические
особенности
дошкольников,
координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво
направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта. Все проекты
проводятся внутри детского сада, как правило, между группами участников, но
бывают и личностные, индивидуальные проекты. Так как ведущим видом
деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста,
используются ролево-игровые и творческие проекты.
Тематика проектов может касаться проблем формирования культуры
семейной жизни с учетом интересов и способностей воспитанников. Иногда тема
проектов
предлагается
самими
воспитанниками,
при
этом
последние
ориентируются на собственные творческие, прикладные интересы. Но чаще всего
тематика
проектов
определяется
практической
значимостью
вопроса,
его
актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний
воспитанников из разных областей наук. То есть практически достигается
интеграция знаний.
15
Глава 5 Методы реализации проекта
Проект – это выполнение свода правил «Пять П»:
проблема;
проектирование;
поиск информации;
продукт;
презентация.
В ходе реализации проекта используются различные методы работы с
детьми, с родителями, с педагогами:
создание развивающей среды;
экскурсии;
наблюдения;
оформление уголков в группах;
беседы;
чтение художественной литературы, заучивание стихотворений;
дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры;
выставки;
конкурсы;
рассматривание иллюстраций;
просмотр мультимедийных презентаций;
ознакомление с художественными образами искусства;
личный пример взрослых.
16
Глава 6 Этапы реализации проекта
Работа над проектом происходит в несколько этапов:
I этап – организационно-подготовительный:
формулировка основной цели на основе изученных проблем детей,
определение реализуемых задач проекта;
подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;
пополнение РППС группы;
подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей.
II этап - рефлексивно-диагностический:
анализ
педагогом
резерва
своих
профессиональных
возможностей
и
предполагаемых затруднений, а также заинтересованности коллег темой
проекта;
разработка плана достижения цели;
выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;
формирование банка данных об уровне родительской компетентности в
вопросах обозначенной темы.
II этап - практический:
коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;
определение содержания работы как базового компонента в приоритетном
направлении деятельности педагога;
реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями,
активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч.
проектно-игровую деятельность ребенка;
обобщение и распространение опыта работы;
защита проекта на втором этапе аттестации педагогов ДОУ;
участие в городском конкурсе педагогических проектов.
IV этап - заключительный:
анализ достижения целей и полученных результатов;
определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в
проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
17
Проектная
деятельность,
как
и
любая
деятельность,
должна
быть
спланирована. Только при соблюдении выполнения всех запланированных
этапов проекта, можно говорить о реализации в дошкольной организации
проектной деятельности.
Н. Ю. Пахомова выделяет следующие этапы проекта.
1. Погружение в проект - самый короткий, но очень важный для получения
ожидаемых результатов. На этом этапе педагог пробуждает в детях интерес к
теме проекта, формулирует проблему проекта.
2. Организация деятельности - на этом этапе организуется деятельность
детей, которая контролируется педагогом.
3. Осуществления деятельности - после того как спланирована работа, пора
действовать. На этом этапе проходит совместная и самостоятельная
деятельность детей.
4. Презентация результатов – этот этап необходим для завершения работы,
для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации
результатов. Очень важно, чтобы каждое дело было завершенным, поскольку
незаконченность работы действует на личность разрушительно. Ощущение
законченности появляется на презентации.
18
Глава 7 Поэтапное развитие проектной деятельности у детей
Проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно.
1 этап.
До 5 лет ребенок развивается на подражательно-исполнительском
уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной
мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения.
Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к
потребностям детей, к их интересам помогает достаточно легко определить
проблему, «заказываемую» детьми. Таким образом, ребенок среднего возраста
выступает в качестве заказчика проекта, а его осуществление происходит на
подражательно - исполнительском уровне.
2 этап.
К концу пятого года жизни дети накапливают определенный
социальный опят, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень
проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность.
Ребенок
способен
сдерживать
свои
импульсивные
побуждения,
терпеливо
выслушивать педагога и сверстников. Перестраиваются отношения со взрослыми:
дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют
совместную деятельность со сверстниками, у них развивается самоконтроль,
самооценка.
Они
принимают
проблемы,
ставят
цель,
способны
выбрать
необходимые средства для достижения намеченного результата.
3 этап. На третьем творческом этапе развития проектной деятельности у детей
наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и
личностным развитием. К концу 6-го и 7-го года жизни формируются все стороны
личности
ребенка:
нравственная,
интеллектуальная,
эмоционально-волевая,
действенно-практическая. Роль взрослого на этом этапе – развитие и поддержка
творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно
определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы
работы над проектом и организовать ее.
Уровни
развития
проектных
умений
у
дошкольников
(по
Е.Евдокимовой)
1 уровень.
Подражательно-исполнительский уровень (с 3,5-4 до 5 лет).
Интегрирующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей;
постановка цели, ее мотивация; привлечение детей к участию в планировании
19
деятельности; совместная реализация намеченного плана, движение к намеченному
результату; совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.
2 уровень. Развивающий уровень проектирования (с конца 5 года жизни).
Выделение проблемы, отвечающей потребности детей; совместное определение
цели проекта, мотива деятельности, прогнозирование результата; планирование
деятельности детьми при незначительной помощи взрослого; определение средств
реализации проекта; выполнение детьми этапов проекта; дифференцированная
помощь взрослого; обсуждение результата, хода работы, действий каждого,
выяснение причин успехов и неудач; совместное определение перспективы
развития проекта.
3 уровень. Творческий уровень проектирования (цель развития проектных
умений). Постановка детей в определенные условия, выделение проблемы;
самостоятельное
определение
детьми
цели
проекта,
мотива
предстоящей
деятельности,
прогнозирование
результата;
планирование
предстоящей
деятельности детьми, определение средств реализации; выполнение детьми этапов
проекта, решение творческих споров, достижение договоренности, взаимообучение
и помощь друг другу; обсуждение результата; определение перспектив развития
проекта.
Планирование проекта в младшем возрасте - тему проекта предлагают
взрослые. В средней группе тема проекта инициируется как взрослыми так и
детьми. Если тему проекта инициирует взрослый, то к началу воспитатели
подбирают
соответствующую возрасту детей мотивацию (это могут
быть
иллюстрации, книги, предметы по теме, истории, сюрпризные моменты). В
старшем возрасте тема проекта инициируется детьми, детям даётся право принять
самостоятельное решение в выборе темы проекта.
20
Заключение
Проект – актуален для детей, в нем обязательно присутствует интересная для
дошкольников, новая проблема, с опорой на поисковое поведение. В процессе
проектирования дети выступают как заказчики, исполнители и непосредственные
участники от зарождения идеи, до получения результата.
Метод проектов позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми
определенных знаний, так как основывается на интересах детей, активной
самостоятельной деятельности. Только действуя самостоятельно, дети учатся
разными способами находить информацию об интересующем их предмете или
явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует
повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя
значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим
успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных
отношений
в
группе
детей,
помогает
научиться
работать
в
команде,
вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной
цели.
Педагоги
свободны
в
выборе
способов
и
видов
деятельности.
Метод
проектирования является одним из методов развивающего обучения, он позволяет
изменить
стиль
работы
с
детьми,
повысить
детскую
самостоятельность,
активность, любознательность, вовлечь родителей и других членов семей в
образовательный процесс дошкольного учреждения.
Использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении
способствует:
повышению профессионального уровня педагога или творческой группы,
которые участвуют в разработке проекта;
формированию у воспитанников ряда значимых компетенций, наращиванию
универсальных умений детей (формулировка замысла действия, прогнозирование,
определение условий реализации замысла, оценивание результатов работы,
позиционное видение мира) - способности дошкольников к элементарной научной
деятельности;
развитию креативности;
21
развитию
психических
процессов
(воображение,
мышление,
речь,
познавательные
способности
дошкольников;
социализации;
развитию
коммуникативных качеств;
повышению качества образовательного процесса;
формированию сообществ «дети - родители» через преемственность работы
ДОУ и семьи.
Метод проектов позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми
определенных знаний, так как основывается на интересах детей, активной
самостоятельной деятельности. Только действуя самостоятельно, дети учатся
разными способами находить информацию об интересующем их предмете или
явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность
экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие
способности
и
коммуникативные
навыки,
что
позволяет
ему
успешно
адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Рассматривая проектную деятельность, ее суть, содержание, этапы, можно
прийти к выводу, что этот вид деятельности - технология обучения, при которой
дети приобретают знания, при этом формируя у себя навыки планирования,
самостоятельного поиска и выполнения постоянно усложняющихся практических
заданий - проектов. Проект - это специально организованный взрослым и
выполняемый вместе с детьми и родителями комплекс действий, итогом которого
творческие работы. Это эффективный инструмент развития познавательного
интереса. Основанный на личностноориентированном подходе к обучению и
воспитанию, формирует и развивает познавательный интерес к различным
областям знаний, воспитывает навыки общения и сотрудничества. Проектная
деятельность
открывает
возможности
каждому
ребенку
обогатить
свой
собственный жизненный опыт, учитывает детские потребности и интересы,
развивает
самостоятельность,
творческое
мышление.
Именно
проектная
деятельность не позволяет педагогическому процессу зацикливаться только на
образовательном учреждении, а выводит его из стен детского учреждения в
окружающий мир, природную и социальную среду.
22
Список источников
1.
Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. – Владос, 2004.-
С.148.
2.
Немов Р.С. Психология. Книга 2. Психология образования. – Владос, 2007.-С.105.
3.
Носков И.В. Психология развития и возрастная психология. - Владивосток, 2003.-
С.124
4.
Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. М.:
Издательский центр «Академия», 1999. — С. 672
5.
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для
педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2010. — 112 с.
6.
Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А.
Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное
воспитание и развитие).
7.
Проектный метод
в
деятельности дошкольного учреждения: Пособие
для
руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А.
Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М. : АРКТИ, 2011. –
96 с.
8.
Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в
ДОУ. - СПб.: Детство-Пресс, 2012. - 97с.
9.
Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. //
Управление дошкольным образовательным учреждением. 2009, № 4.
10.
Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для
воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.Айрис-пресс, с. - (Дошкольное
воспитание и развитие).
11. Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ //
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.2009. №9. С.33-40.
12. Виноградова О.В. Исследовательская проектная деятельность в ДОУ// Управление
ДОУ. Научно-практический журнал.2009. №1. С.63-65.
13. Зукау Е.Ф. Проектный метод в патриотическом воспитании дошкольников//
Управление ДОУ. Научно-практический журнал.2009. №1. С.96-98.
14. Кухлинская В.В. Проектный метод в организации сюжетно-ролевых игр//
Управление ДОУ. Научно-практический журнал.2009. №1. С.52-62.
23