Напоминание

Использование современных методов и приемов обучения на уроках английского языка при работе с детьми с ОВЗ


Автор: Сафронова Марина Александровна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Государственное автономное учреждение дополнительного образования Иркутской области «Центр развития дополнительного образования детей», г. Иркутск
Населённый пункт: г.Усолье-Сибирское, Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: Использование современных методов и приемов обучения на уроках английского языка при работе с детьми с ОВЗ
Раздел: среднее образование





Назад




Использование современных методов и приемов

обучения на уроках английского языка при

работе с детьми с ОВЗ

«Совершенно неразумен тот,

кто считает необходимым

учить детей не в той мере,

в какой они могут усваивать,

а в какой только сам он желает»

(Я. А. Коменский)

В условиях современного российского образования согласно закону «Об

образовании в Российской Федерации» и Профессиональному стандарту

педагога одной из ключевых компетенций педагога является готовность

и способность работать с обучающимися, имеющими ограниченные

возможности здоровья. Таким образом, все образовательные учреждения

России постепенно должны переходить к практике инклюзивного

воспитания и обучения.

Общая характеристика детей с ОВЗ:

– Неполноценные познавательная и речевая активность,

речемыслительная деятельность.

– На занятиях дети предпочитают работать в одиночестве.

– Несамостоятельность и внушаемость.

– Состояние беспокойства, тревожность, легкость смены настроений и

контрастных проявлений эмоций. Они часто немотивированно переходят

от смеху к плачу и наоборот. Такой ребёнок то проявляет

доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становится злым и

агрессивным.

– Для таких детей характерна низкая самооценка, неуверенность в себе.

– Таким образом, у детей с ограниченными возможностями здоровья

наблюдается отставание в развитии эмоциональной сферы, что в свою

очередь влияет на развитие основных компонентов познания: на

ощущение, восприятие, память, мышление. В результате неблагополучия

в сфере межличностных отношений у детей создается отрицательное

представление о самом себе: они мало верят в собственные способности

и низко оценивают свои возможности.

С чего же начинать работу учителю? В первую очередь необходимо

провести диагностику. Это позволяет скорректировать процесс обучения

и постараться избежать возможных трудностей.

На уроках английского языка на первом месте - индивидуальный подход.

Именно знание особенностей таких детей, знание их способностей и

уровня готовности к процессу обучения во многом определяет выбор

методов и форм работы для достижения положительных результатов. На

2 и 3 местах: принцип доступности и посильности.

Успешное усвоение новой лексики детьми состоит из следующих

элементов:

– ENGAGE (вовлечение) – музыка, картинки, слайды, игры и т. д.

– STUDY (сосредоточение на четких конструкциях)

– ACTIVATE (ответная реакция с целью использования полученных

языковых навыков)

Приемы введения новых слов:

– использование наглядности;

– синонимы, антонимы;

– простой перевод слова;

– самостоятельный поиск в словаре;

– развитие языковой догадки через контекст.

Важная роль отводится играм, таким как картинки-ассоциации, BINGO

(игра на слух), GRAB THE WORD (поиск слова с опорой на запись) и др.

Одним из непременных условий плодотворной работы является наличие

технических средств обучения. Использование компьютера становится

неотъемлемой частью занятия. Это дает возможность не только собрать

необходимый учебный материал, но и проконтролировать усвоение

программы в виде тестов. Наибольшей популярностью пользуются

видеофрагменты, мультфильмы и презентации на английском языке. Они

способствуют не только развитию навыков, но и повышают интерес

детей к предмету. Однако весь материал должен быть дозированным,

обоснованным и соответствующим программе.

Нельзя не сказать о проектной деятельности самих учащихся. Детям с

ОВЗ следует давать задание чуть сложнее, чем они могут выполнить, при

этом поставив перед ними проблему-вопрос. Это нужно для того, чтобы

сподвигнуть их к поиску самостоятельных решений. Условием успешного

выполнения проектной деятельности является образ «конечного

продукта». Это могут быть газеты, сценки, спектакли и презентации с

выступлением и т.д. Все это является еще одной важной составляющей

современного процесса обучения английскому языку. Ученик,

владеющий проектными умениями, готов к самостоятельности, а это

очень актуально для детей с ОВЗ.

Исходя из перечисленного выше, можно сделать вывод, что урок

английского языка в инклюзивном обучении способен успешно сочетать

в себе как классические, так и современные методы и приемы работы.

Конечно, дети с ОВЗ не смогут хорошо говорить по-английски и, нужно

понимать, что в силу природных особенностей, их словарный запас не

будет богат и разнообразен. Но нужно научиться понимать и главное

принимать детей с ОВЗ как полноценных членов общества. Именно этому

способствует инклюзивное образование. Нам следует не забывать о

своем здоровье и придерживаться золотого правила с целью избежания

конфликтных ситуаций: «Сохраняйте голову «холодной», помните, что

это просто работа».

В заключение следует отметить, что в современных условиях необходимо

принятие на государственном уровне специальных ФГОСов для разных

категорий детей с ОВЗ как образцов. Во-вторых, необходимо обучение

педагогов основам специальной психологии, технологиям и методам

коррекционно-развивающей работы.

«К каждому ребенку следует применять его собственное мерило,

побуждать каждого к его собственной обязанности

и награждать его собственной заслуженной похвалой.

Не успех, а усилие заслуживает награды» (Д. Рескин)



В раздел образования