Автор: Сафронова Марина Александровна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Государственное автономное учреждение дополнительного образования Иркутской области «Центр развития дополнительного образования детей», г. Иркутск
Населённый пункт: г.Усолье-Сибирское, Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: Использование современных методов и приемов обучения на уроках английского языка при работе с детьми с ОВЗ
Раздел: среднее образование
Использование современных методов и приемов
обучения на уроках английского языка при
работе с детьми с ОВЗ
«Совершенно неразумен тот,
кто считает необходимым
учить детей не в той мере,
в какой они могут усваивать,
а в какой только сам он желает»
(Я. А. Коменский)
В условиях современного российского образования согласно закону «Об
образовании в Российской Федерации» и Профессиональному стандарту
педагога одной из ключевых компетенций педагога является готовность
и способность работать с обучающимися, имеющими ограниченные
возможности здоровья. Таким образом, все образовательные учреждения
России постепенно должны переходить к практике инклюзивного
воспитания и обучения.
Общая характеристика детей с ОВЗ:
– Неполноценные познавательная и речевая активность,
речемыслительная деятельность.
– На занятиях дети предпочитают работать в одиночестве.
– Несамостоятельность и внушаемость.
– Состояние беспокойства, тревожность, легкость смены настроений и
контрастных проявлений эмоций. Они часто немотивированно переходят
от смеху к плачу и наоборот. Такой ребёнок то проявляет
доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становится злым и
агрессивным.
– Для таких детей характерна низкая самооценка, неуверенность в себе.
– Таким образом, у детей с ограниченными возможностями здоровья
наблюдается отставание в развитии эмоциональной сферы, что в свою
очередь влияет на развитие основных компонентов познания: на
ощущение, восприятие, память, мышление. В результате неблагополучия
в сфере межличностных отношений у детей создается отрицательное
представление о самом себе: они мало верят в собственные способности
и низко оценивают свои возможности.
С чего же начинать работу учителю? В первую очередь необходимо
провести диагностику. Это позволяет скорректировать процесс обучения
и постараться избежать возможных трудностей.
На уроках английского языка на первом месте - индивидуальный подход.
Именно знание особенностей таких детей, знание их способностей и
уровня готовности к процессу обучения во многом определяет выбор
методов и форм работы для достижения положительных результатов. На
2 и 3 местах: принцип доступности и посильности.
Успешное усвоение новой лексики детьми состоит из следующих
элементов:
– ENGAGE (вовлечение) – музыка, картинки, слайды, игры и т. д.
– STUDY (сосредоточение на четких конструкциях)
– ACTIVATE (ответная реакция с целью использования полученных
языковых навыков)
Приемы введения новых слов:
– использование наглядности;
– синонимы, антонимы;
– простой перевод слова;
– самостоятельный поиск в словаре;
– развитие языковой догадки через контекст.
Важная роль отводится играм, таким как картинки-ассоциации, BINGO
(игра на слух), GRAB THE WORD (поиск слова с опорой на запись) и др.
Одним из непременных условий плодотворной работы является наличие
технических средств обучения. Использование компьютера становится
неотъемлемой частью занятия. Это дает возможность не только собрать
необходимый учебный материал, но и проконтролировать усвоение
программы в виде тестов. Наибольшей популярностью пользуются
видеофрагменты, мультфильмы и презентации на английском языке. Они
способствуют не только развитию навыков, но и повышают интерес
детей к предмету. Однако весь материал должен быть дозированным,
обоснованным и соответствующим программе.
Нельзя не сказать о проектной деятельности самих учащихся. Детям с
ОВЗ следует давать задание чуть сложнее, чем они могут выполнить, при
этом поставив перед ними проблему-вопрос. Это нужно для того, чтобы
сподвигнуть их к поиску самостоятельных решений. Условием успешного
выполнения проектной деятельности является образ «конечного
продукта». Это могут быть газеты, сценки, спектакли и презентации с
выступлением и т.д. Все это является еще одной важной составляющей
современного процесса обучения английскому языку. Ученик,
владеющий проектными умениями, готов к самостоятельности, а это
очень актуально для детей с ОВЗ.
Исходя из перечисленного выше, можно сделать вывод, что урок
английского языка в инклюзивном обучении способен успешно сочетать
в себе как классические, так и современные методы и приемы работы.
Конечно, дети с ОВЗ не смогут хорошо говорить по-английски и, нужно
понимать, что в силу природных особенностей, их словарный запас не
будет богат и разнообразен. Но нужно научиться понимать и главное
принимать детей с ОВЗ как полноценных членов общества. Именно этому
способствует инклюзивное образование. Нам следует не забывать о
своем здоровье и придерживаться золотого правила с целью избежания
конфликтных ситуаций: «Сохраняйте голову «холодной», помните, что
это просто работа».
В заключение следует отметить, что в современных условиях необходимо
принятие на государственном уровне специальных ФГОСов для разных
категорий детей с ОВЗ как образцов. Во-вторых, необходимо обучение
педагогов основам специальной психологии, технологиям и методам
коррекционно-развивающей работы.
«К каждому ребенку следует применять его собственное мерило,
побуждать каждого к его собственной обязанности
и награждать его собственной заслуженной похвалой.
Не успех, а усилие заслуживает награды» (Д. Рескин)