Напоминание

Обобщение педагогического опыта


Автор: Чирков Аркадий Александрович
Должность: учитель истории, обществознания
Учебное заведение: МКОУ ООШ д. Мари - Ошаево Пижанского района Кировской области
Населённый пункт: д. Мари - Ошаево Пижанский район Кировская область
Наименование материала: Коренное население Кировской области: мари
Тема: Обобщение педагогического опыта
Раздел: среднее образование





Назад




ПРЕЗЕНТАЦИЯ «КОРЕННОЕ

НАСЕЛЕНИЕ КИРОВСКОЙ

ОБЛАСТИ»

Марийцы. Расселение, занятия .Особенности языка, религии,

культуры и быта. Марийский национальный костюм.

Чирков Аркадий Александрович,

учитель истории МКОУ ООШ д.Мари - Ошаево

Пижанского района Кировской области

Актуальность

Сегодня изучение истории и культуры

народов России является особенно

актуальной, так как малочисленные народы

находятся под угрозой исчезновения. А

история и культура – духовное богатство

народа. Веками, из поколения в поколение

передавались обычаи, традиции, моральные

устои, произведения искусства и

литературы. Познавая их, человек

становится духовно богаче.

Цель - способствовать

формированию осознанного,

уважительного и

доброжелательного отношения к

народам, населяющим Кировскую

область, их мнению,

мировоззрению, культуре, языку,

религии, традициям,ценностям и

готовности вести диалог с

другими людьми.

.

Задачи :

- воспитание патриотизма, уважения к

истории и традициям малой Родины;

- развитие интереса к культуре народов

Кировской области;

- формирование ценностных ориентаций в

ходе ознакомления с исторически

сложившимися культурными,

религиозными, этнонациональными

традициями;

- укрепление дружбы между народами,

проживающими в области.

План

1.Расселение

2.Занятия

3. Особенности языка, религии, культуры и

быта.

4. Марийский национальный костюм.

Расселение

В раннежелезном веке в Волго-Камье сложилась

ананиньская археологическая культура (8-3 века до н.э.)

носителями которых являлись далёкими предками

коми-зырян, коми-пермяков удмуртов и марийцев.

Начало формирования этих народов относится к

первой половине первого тысячелетия нашей эры.

Область формирования марийских племён :

-правобережье Волги между устьями Суры и Цивиля и

противоположное побережье вместе с нижним

Поветлужья. Основу марийцев составили потомки

ананьинцев.Из этого района марийцы расселялись в

восточном направлении вплоть до реки Вятки и в

южном до реки Казанки.

Карта расселения марийского

народа

Занятия

Основными занятиями этого периода были

– пашенное земледелие , охота ,

рыболовство, бортничество. Сильное

развитие у них получило ремесло,

особенно обработка железа и дерева кожа ,

изготовление меховых изделий , украшений.

Устанавливали торговые отношения с

соседями, в том числе и с русскими.

Жили в укрепленных городищах или в

открытых поселениях (селищах) , а так же в

полуземлянках, укрепленных бревнами .

Занятия марийского народа

Жилище марийского народа

Особенности языка

История марийского языка сравнительно мало известна.

Достоверно известно лишь то, что он сформировался

в Поволжье и относится к волжской группе финно-

угорских языков.По месту обитания и языковым

различиям марийцы делятся на четыре группы:

луговые — основное население республики Марий Эл,

горные, живущие в южных районах Марий Эл и

Кировской области,

восточные — в республиках Башкирия и Татария,

Свердловской и Пермской областях и

северо-западные — в ряде районов Кировской и

Нижегородской областей

Поэтому и в языке различается четыре основных

диалекта: луговой, восточный, горный и северо-западный.

Титульный лист первой

марийской грамматики 1775

года

Вставка рисунка

Вставка рисунка

В словаре марийского языка обычно устанавливают

много наслоений. На время

до

н.

э.

падают

заимствования из речи ариев юго-восточной Европы. На

время

VII века

падают заимствования из

речи

волжских булгар. Число этих заимствований

очень велико. Причина проникновения в

марийский язык такого числа волжско-булгарских

заимствований заключается несомненно в том,

что

марийцы

в течение многих веков жили в

сфере напряжённого экономического,

политического и культурного воздействия

волжских булгар.

На более позднее время падают заимствования

из

татарского

и

русского

языков.

Традиционная марийская религия

Со временем православие, русская культура и письменность стали

заменять марийский язык и верования. Какая-то часть местных

отатарилась и приняла ислам. Но ни христианство, ни ислам не

смогли вытеснить язычество полностью — некоторые марийцы все

так же поклоняются многочисленным божествам и духам.

традиционной вере вызывает живой интерес у журналистов

из Европы и России. Марийцев даже называют

«

последними

язычниками Европы

».

Во время традиционного

моления

Традиционная религия марийцев, включая в свое

миросозерцание и практику положительный опыт

многовековой истории, ставит своими ближайшими

целями утверждение подлинно братских отношений в

обществе и воспитание человека облагороженного

образа, защищает себя праведностью, преданностью

общему делу и ставит перед собой духовно-

исторические задачи объединения усилий верующих

по защите их жизненных интересов, окружающей нас

природы, животного и растительного мира, а также

достижения материального достатка, житейского

благополучия, нравственного регулирования и

высокого культурного уровня отношений между

людьми.

Общественный быт и обряды

В общественном быту марийцев важное

значение имеют семейные обряды и обычаи,

связанные с родами, первой стрижкой,

началом хождения ребенка, свадьбой (сÿан),

похоронами и поминками и другими.

В настоящее время жители деревни

принимают активное участие при

проведении семейных обычаев и обрядов

Традиционные праздники

Марийцы - трудолюбивый, веселый народ. У

марийского народа есть свое богатство - традиции,

обряды, своя культура, которая передается из

поколения в поколение.

Марийские праздники являются очень древними. Они

рождались в процессе труда, связаны с явлениями

природы, с основными этапами сельскохозяйственных

работ - весеннего сева, пахоты, уборки урожая.

Разнообразные обряды и обычаи, магические действия,

приметы и поверья, игры и развлечения, общие трапезы

были направлены на обеспечение плодородия земли,

получение богатого урожая, высокой рождаемости,

семейного благополучия, приплода скота.

«Пеледыш пайрем»

Праздник в честь растительного мира, один

из летних праздников, имеющих под собой

древнюю языческую основу. Впервые

Пеледыш пайрем под названием Йошкар

пеледыш пайрем проведен в 1920 году в селе

Сернур. Он был приурочен к народным

календарным праздникам Агавайрем и

Семык с целью заменить их и отвлечь

сельское население от религиозных

праздников

Во время праздника «Пеледыш пайрем » в д.Мари-

Ошаево на базе ОЦМК при Кировской области

коман мелна

(трехслойные блины)

ТРАДИЦИОННЫЕ БЛЮДА

подкогольо

(отварные пирожки с

разнообразными начинками)

О марийской национальной кухне

Марийский национальный костюм: особенности и

виды

Марийский народ – это финно-угорский этнос с

мягким характером данного народа основывается

на благосклонном принятии всего, что существует

в этом мире. Столь толерантный взгляд помог

населению сохранить свою первобытную историю

и веру как основу аутентичной истории и

первобытной культуры чувашей. Ее

олицетворением стал марийский национальный

костюм, отличающийся оригинальными,

красочными цветовыми комбинациями,

необычными, удивительно красивыми

орнаментами и декоративными отделками.

основной цвет

белоснежный;

допускаются вставки и вышивки черного, бордового,

коричневого цвета;

одежда украшалась вышивками и оригинальными узорами.

Марийский национальный костюм: особенности и виды

Свадебный наряд

Самым роскошным и красивым среди всех нарядных костюмов

марийцев был свадебный. Как мужской, так и женский подвенечный

наряд выполнялся в белоснежных тонах, с изысканными вышивками.

Невесты отдавали предпочтение белым нарядным платьям, под

которые надевались легкие нательные рубашки. Подол свадебного

наряда был украшен монетами для того, чтобы семейная жизнь

молодых была счастливой и безбедной.

Вот марийские костюмы

С вышивкою яркой.

В них все девочки красивы,

Выглядят нарядно.

(Учащиеся школы МКОУ ООШ д. Мари – Ошаево)

Мужчины одевались

очень просто –

холщовая вышитая

рубаха и штаны.

Рубаху завязывали

поясом (кушаком).

(Анисимов А.К. –

учитель школы во

время праздника).

Богаты

марийские

женщины

головными

уборами

шымакш

шымакш

сорока

рывыж упш

лисья шапка

Несмотря на стремительный прогресс модной индустрии и

развитие новых трендов, традиционный марийский костюм не

теряет своей актуальности. Конечно же, изготовленный и расшитый

вручную национальный наряд на сегодняшний день является

музейной редкостью и чаще всего применяется для украшения

кукол на выставках, различных народных праздников и

торжественных мероприятий

заключение

С.М.Монин ― специалист по истории внешней

политики России и истории национальных

отношений, разработал и читает курс "Становление и

развитие многонационального государства

(этнополитическая история России)".

История многонационального Российского

государства, как и всей русской (российской)

цивилизации, свидетельствует о том, что в ней были

величайшие взлеты и победы, но были и настоящие

катастрофы. Теперь от воли и усилий нынешнего

поколения зависит то, станет ли этническое, языковое,

религиозное, культурное многообразие России

источником ее мощи и процветания, залогом

преодоления невзгод и достижения новых побед.

СПАСИБО

ЗА

ВНИМАНИЕ !



В раздел образования