Автор: Чирков Аркадий Александрович
Должность: учитель истории, обществознания
Учебное заведение: МКОУ ООШ д. Мари - Ошаево Пижанского района Кировской области
Населённый пункт: д. Мари - Ошаево Пижанский район Кировская область
Наименование материала: Коренное население Кировской области: мари
Тема: Обобщение педагогического опыта
Раздел: среднее образование
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «КОРЕННОЕ
НАСЕЛЕНИЕ КИРОВСКОЙ
ОБЛАСТИ»
Марийцы. Расселение, занятия .Особенности языка, религии,
культуры и быта. Марийский национальный костюм.
Чирков Аркадий Александрович,
учитель истории МКОУ ООШ д.Мари - Ошаево
Пижанского района Кировской области
Актуальность
Сегодня изучение истории и культуры
народов России является особенно
актуальной, так как малочисленные народы
находятся под угрозой исчезновения. А
история и культура – духовное богатство
народа. Веками, из поколения в поколение
передавались обычаи, традиции, моральные
устои, произведения искусства и
литературы. Познавая их, человек
становится духовно богаче.
Цель - способствовать
формированию осознанного,
уважительного и
доброжелательного отношения к
народам, населяющим Кировскую
область, их мнению,
мировоззрению, культуре, языку,
религии, традициям,ценностям и
готовности вести диалог с
другими людьми.
.
Задачи :
- воспитание патриотизма, уважения к
истории и традициям малой Родины;
- развитие интереса к культуре народов
Кировской области;
- формирование ценностных ориентаций в
ходе ознакомления с исторически
сложившимися культурными,
религиозными, этнонациональными
традициями;
- укрепление дружбы между народами,
проживающими в области.
План
1.Расселение
2.Занятия
3. Особенности языка, религии, культуры и
быта.
4. Марийский национальный костюм.
Расселение
В раннежелезном веке в Волго-Камье сложилась
ананиньская археологическая культура (8-3 века до н.э.)
носителями которых являлись далёкими предками
коми-зырян, коми-пермяков удмуртов и марийцев.
Начало формирования этих народов относится к
первой половине первого тысячелетия нашей эры.
Область формирования марийских племён :
-правобережье Волги между устьями Суры и Цивиля и
противоположное побережье вместе с нижним
Поветлужья. Основу марийцев составили потомки
ананьинцев.Из этого района марийцы расселялись в
восточном направлении вплоть до реки Вятки и в
южном до реки Казанки.
Карта расселения марийского
народа
Занятия
Основными занятиями этого периода были
– пашенное земледелие , охота ,
рыболовство, бортничество. Сильное
развитие у них получило ремесло,
особенно обработка железа и дерева кожа ,
изготовление меховых изделий , украшений.
Устанавливали торговые отношения с
соседями, в том числе и с русскими.
Жили в укрепленных городищах или в
открытых поселениях (селищах) , а так же в
полуземлянках, укрепленных бревнами .
Занятия марийского народа
Жилище марийского народа
Особенности языка
История марийского языка сравнительно мало известна.
Достоверно известно лишь то, что он сформировался
в Поволжье и относится к волжской группе финно-
угорских языков.По месту обитания и языковым
различиям марийцы делятся на четыре группы:
луговые — основное население республики Марий Эл,
горные, живущие в южных районах Марий Эл и
Кировской области,
восточные — в республиках Башкирия и Татария,
Свердловской и Пермской областях и
северо-западные — в ряде районов Кировской и
Нижегородской областей
Поэтому и в языке различается четыре основных
диалекта: луговой, восточный, горный и северо-западный.
Титульный лист первой
марийской грамматики 1775
года
Вставка рисунка
Вставка рисунка
В словаре марийского языка обычно устанавливают
много наслоений. На время
до
н.
э.
падают
заимствования из речи ариев юго-восточной Европы. На
время
VII века
падают заимствования из
речи
волжских булгар. Число этих заимствований
очень велико. Причина проникновения в
марийский язык такого числа волжско-булгарских
заимствований заключается несомненно в том,
что
марийцы
в течение многих веков жили в
сфере напряжённого экономического,
политического и культурного воздействия
волжских булгар.
На более позднее время падают заимствования
из
татарского
и
русского
языков.
Традиционная марийская религия
Со временем православие, русская культура и письменность стали
заменять марийский язык и верования. Какая-то часть местных
отатарилась и приняла ислам. Но ни христианство, ни ислам не
смогли вытеснить язычество полностью — некоторые марийцы все
так же поклоняются многочисленным божествам и духам.
традиционной вере вызывает живой интерес у журналистов
из Европы и России. Марийцев даже называют
«
последними
язычниками Европы
».
Во время традиционного
моления
Традиционная религия марийцев, включая в свое
миросозерцание и практику положительный опыт
многовековой истории, ставит своими ближайшими
целями утверждение подлинно братских отношений в
обществе и воспитание человека облагороженного
образа, защищает себя праведностью, преданностью
общему делу и ставит перед собой духовно-
исторические задачи объединения усилий верующих
по защите их жизненных интересов, окружающей нас
природы, животного и растительного мира, а также
достижения материального достатка, житейского
благополучия, нравственного регулирования и
высокого культурного уровня отношений между
людьми.
Общественный быт и обряды
В общественном быту марийцев важное
значение имеют семейные обряды и обычаи,
связанные с родами, первой стрижкой,
началом хождения ребенка, свадьбой (сÿан),
похоронами и поминками и другими.
В настоящее время жители деревни
принимают активное участие при
проведении семейных обычаев и обрядов
Традиционные праздники
Марийцы - трудолюбивый, веселый народ. У
марийского народа есть свое богатство - традиции,
обряды, своя культура, которая передается из
поколения в поколение.
Марийские праздники являются очень древними. Они
рождались в процессе труда, связаны с явлениями
природы, с основными этапами сельскохозяйственных
работ - весеннего сева, пахоты, уборки урожая.
Разнообразные обряды и обычаи, магические действия,
приметы и поверья, игры и развлечения, общие трапезы
были направлены на обеспечение плодородия земли,
получение богатого урожая, высокой рождаемости,
семейного благополучия, приплода скота.
«Пеледыш пайрем»
Праздник в честь растительного мира, один
из летних праздников, имеющих под собой
древнюю языческую основу. Впервые
Пеледыш пайрем под названием Йошкар
пеледыш пайрем проведен в 1920 году в селе
Сернур. Он был приурочен к народным
календарным праздникам Агавайрем и
Семык с целью заменить их и отвлечь
сельское население от религиозных
праздников
Во время праздника «Пеледыш пайрем » в д.Мари-
Ошаево на базе ОЦМК при Кировской области
коман мелна
(трехслойные блины)
ТРАДИЦИОННЫЕ БЛЮДА
подкогольо
(отварные пирожки с
разнообразными начинками)
О марийской национальной кухне
Марийский национальный костюм: особенности и
виды
Марийский народ – это финно-угорский этнос с
мягким характером данного народа основывается
на благосклонном принятии всего, что существует
в этом мире. Столь толерантный взгляд помог
населению сохранить свою первобытную историю
и веру как основу аутентичной истории и
первобытной культуры чувашей. Ее
олицетворением стал марийский национальный
костюм, отличающийся оригинальными,
красочными цветовыми комбинациями,
необычными, удивительно красивыми
орнаментами и декоративными отделками.
•
основной цвет
–
белоснежный;
•
допускаются вставки и вышивки черного, бордового,
коричневого цвета;
•
одежда украшалась вышивками и оригинальными узорами.
Марийский национальный костюм: особенности и виды
Свадебный наряд
Самым роскошным и красивым среди всех нарядных костюмов
марийцев был свадебный. Как мужской, так и женский подвенечный
наряд выполнялся в белоснежных тонах, с изысканными вышивками.
Невесты отдавали предпочтение белым нарядным платьям, под
которые надевались легкие нательные рубашки. Подол свадебного
наряда был украшен монетами для того, чтобы семейная жизнь
молодых была счастливой и безбедной.
Вот марийские костюмы
С вышивкою яркой.
В них все девочки красивы,
Выглядят нарядно.
(Учащиеся школы МКОУ ООШ д. Мари – Ошаево)
Мужчины одевались
очень просто –
холщовая вышитая
рубаха и штаны.
Рубаху завязывали
поясом (кушаком).
(Анисимов А.К. –
учитель школы во
время праздника).
Богаты
марийские
женщины
головными
уборами
шымакш
шымакш
сорока
рывыж упш
лисья шапка
Несмотря на стремительный прогресс модной индустрии и
развитие новых трендов, традиционный марийский костюм не
теряет своей актуальности. Конечно же, изготовленный и расшитый
вручную национальный наряд на сегодняшний день является
музейной редкостью и чаще всего применяется для украшения
кукол на выставках, различных народных праздников и
торжественных мероприятий
заключение
С.М.Монин ― специалист по истории внешней
политики России и истории национальных
отношений, разработал и читает курс "Становление и
развитие многонационального государства
(этнополитическая история России)".
История многонационального Российского
государства, как и всей русской (российской)
цивилизации, свидетельствует о том, что в ней были
величайшие взлеты и победы, но были и настоящие
катастрофы. Теперь от воли и усилий нынешнего
поколения зависит то, станет ли этническое, языковое,
религиозное, культурное многообразие России
источником ее мощи и процветания, залогом
преодоления невзгод и достижения новых побед.
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ !