Автор: Мурзина Оксана Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 59
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: НОД
Тема: Загадки зимнего леса
Раздел: дошкольное образование
Сценарный план
непосредственно образовательной деятельности
с детьми старшей группы
Игра-путешествие «Загадки зимнего леса»
Воспитатель МАДОУ № 59
Мурзина О.Ю.
Цель образовательной деятельности: Совершенствовать связную речь детей старшего
дошкольного возраста через игру-путешествие «Загадки зимнего леса»;
Задачи:
- Обучающие: формировать умение связно, последовательно составлять небольшие
рассказы об объектах природы; обогащать речь детей, используя прилагательные через
собственную практическую деятельность с использованием мнемотаблиц.
-
Развивающие:
формировать
умение
находить
нужное
решение
через
анализ
проблемной ситуации; вести конструктивную беседу.
- Воспитательные: воспитывать бережное отношения к природе, формировать навыки
сотрудничества,
взаимопонимания,
доброжелательности.
Совершенствовать
умение
согласованно работать в команде сверстников.
Образовательная среда:
Предметно-практическая среда:
Ободки – Защитники природы
иллюстрации зимнего леса;
картинки «Следы животных»;
картинки «Растения под снегом»;
таблицы «Мнемотехника – рассказ о зиме»
макеты-ёлки, шишки, макеты сугробов
Аудиозаписи: атмосферный звук зимы в лесу; звук копания снега; звук топора,
срубающего ёлочку; пение птиц зимой; звук хруста снега под ногами.
Макет – снежная тропинка
Записки с заданиями
Среда взаимодействия: «взрослый-ребёнок» - совместно-взаимодействующая модель
сотрудничества; «ребёнок-ребёнок» - организация видов деятельности в микрогруппах;
«среда отношений к миру, другим людям, к себе» - умение разрешать практические
ситуации; постижение многообразия окружающего мира, самооценка.
Ведущая образовательная область: речевое развитие
Планируемый результат: Умеют поддерживать беседу, об объектах живой и неживой
природы, используя речь, как средство общения, высказывать свою точку зрения,
рассуждать и давать необходимые пояснения.
Дети осознанно относятся к природе, умеют согласованно работать в команде
сверстников.
Предварительная работа: наблюдения в природе, чтение экологических сказок, беседы с
детьми о неправильном поведении человека в природе, знакомство с Красной книгой,
рассматривание иллюстраций с изображением лиственного, хвойного и смешанного
лесов, «птицы», «живая и неживая природа», о правилах поведения в природе.
Содержание непосредственно-образовательной деятельности
Вводная часть
1.Организационный момент - совместная деятельность педагога с детьми
Воспитатель. – Дорогие ребята! А вы любите лес? А вы знаете о том, что в зимнем лесу
происходят настоящие чудеса? Давайте попробуем о них узнать. Чтобы оказаться в
сказочном лесу, нам нужно произнести волшебные слова.
Открывайся дивный лес, мы идем искать чудес!
(звучит музыка Мрачный лес)
Кажется, зимний лес заколдован, может у кого-то есть предположения, как его
расколдовать? (ответы детей) Предлагаю расколдовать лес волшебной палочкой. Как вы
думаете а кто мог заколдовать наш лес? Может быть животные и растения нуждаются в
помощи и просят нас об этом.
– Оказывается, что несмотря на то, что растения и некоторые животные впадают зимой в
спячку, но жизнь в зимнем лесу продолжается.
А вы знаете, что зимний лес не менее красив, чем в другие времена года? И сейчас мы с
вами убедимся в этом. Для начала, давайте разделимся на команды, чтобы удобнее было
следить друг за другом, ведь даже самый красивый лес таит в себе множество опасностей.
Но лес тоже нуждается в защите от людей, а как вы думаете почему? Давайте мы будем не
просто путешествовать, а попытаемся стать защитниками зимнего леса.
Дети делятся на подгруппы, одевая ободки с разной тематикой (защитники леса)
А искать мы будем особые знаки.
При входе в имитированный лес, звучит аудиозапись – Атмосферный звук зимы в лесу.
Дети, настороженно заглядывают под деревья, ищут знаки.
Находят большие конверты, прикрепленные к шишке, в которых находится задание.
Открывают. Воспитатель читает задание или предлагает детям самим прочитать
задание:
Угадайте кто здесь был и по снегу наследил?
Дидактическая игра «Чьи следы?»
В конверте разрезные карточки животных и их следов.
Цель игры: Закрепить знания детей дошкольного возраста о диких животных и птицах,
уметь отличать следы диких животных на снегу, развивать наблюдательность, внимание,
логическое мышление, речь детей.
Дети, посовещавшись в своих командах, отгадывают какие следы кому из животных
принадлежат и один человек из каждой команды отвечает на вопрос.
Молодцы, ребята! А теперь двигаемся далее.
Звучит аудиозапись звук копания снега
Ребята, тссс, слышите кто-то копает снег? Посмотрите, совсем недавно кто-то вырыл тут
огромную яму. Давайте подумаем кто бы это мог быть.
Посовещавшись в командах, дети выдают свою версию происходящего. Это может быть
всё, что угодно (медведь раскопал свою берлогу, волк нору и т.д.)
Замечательно! Идём дальше!
Звучит запись звук топора, срубающего ёлочку
Воспитатель делает жест рукой, означающий перейти на шёпот.
Как вы думаете, а что это может означать?
Подводит детей к пониманию того, что возможно дровосеки решили срубить ёлочку.
Даётся несколько минут на обдумывание ответа, как можно решить эту проблему, что
посоветовать дровосекам. Каким образом можно заменить наличие живой ёлочки в доме
на Новый год.
Физминутка «В лесу»
Весь засыпан снегом лес. (повернулись вправо, правую руку отвели назад, повернулись
влево, левую руку отвели назад)
Здесь по снегу скачет зайка. (прыгаем) Там синичек села стайка. (машем руками,как
крыльями) Здесь лисичка за кустом. (приседаем, смотрим направо)
Там в дупле бельчонка дом. (встаѐм, поднимаем руки вверх)
Звучит аудиозапись звук хруста снега под ногами
Дети оглядываются по сторонам и уже сами находят конверт с заданием, в котором
находятся иллюстрации изображений причудливых зимних сугробов.
Давайте определим, что-же это за странные предметы в лесу. Идет обсуждение в
подгруппах и озвучивается ответ каждой из групп.
Ой, как интересно в лесу! А давайте посмотрим, что нас тут ещё ожидает?
Звучит аудиозапись Пение птиц зимой.
Ребята, какое исполнение! Как вы думаете, а зимой птицы водятся в нашем лесу.
Посмотрите, какое-то письмо, смотрите вон под тем деревом.
В конверте дети обнаруживают мнемотаблицы: «Зимний лес». Каждой подгруппе
дается задание, расшифровать таблицу и подготовить небольшой рассказ.
Дается минута на размышление и определение, кто из детей будет отвечать на вопрос.
Ну вот мы и дошли до тропинки, выводящей нас из леса. Как вы думаете, удалось ли нам
сегодня стать настоящими защитниками зимнего леса? А о каких загадках и тайнах вы
сегодня узнали? Как вы думаете, что можно сделать, чтобы много-много людей узнало,
как надо правильно вести себя в природе, чтобы не причинить ей вред?
Воспитатель. Давайте с вами вспомним ребята где мы сегодня побывали?
Дети. В лесу.
Воспитатель. Что можно увидеть на снегу в лесу?
Дети. Следы лесных зверей и птиц.
Воспитатель. Кого можно повстречать зимой в лесу?
Дети перечисляют.
Воспитатель. Что вам особенно понравилось сегодня на занятии?
Дети высказывают свои впечатления.
Рефлексия
Воспитатель: Сегодня мы научились с вами по следам узнавать лесных зверей. Составлять
рассказы о необычных сугробах и о зиме. Мне очень понравилась ваша групповая работа.
Запомните, что, работая дружной командой и помогая друг другу, можно получить
лучший результат, чем, когда вы работаете в одиночку.
- Ребята, как вы думаете, мы с вами смогли помочь обитателям зимнего леса? Дети
оценивают свою работу как положительную.
- Скажите, что вам показалось самым сложным? Самым интересным?
- Теперь я вижу, что вы настоящие защитники природы.
Благодарю вас за старание!
Сценарный план
непосредственно образовательной деятельности
с детьми старшей группы
Игра – путешествие «Загадки зимнего леса»
Воспитатель МАДОУ № 59
Мурзина О.Ю.
Цель образовательной деятельности: Совершенствовать связную речь детей старшего
дошкольного возраста через игру-путешествие «Загадки зимнего леса»;
Задачи:
- Обучающие: формировать умение связно, последовательно составлять небольшие
рассказы об объектах природы; обогащать речь детей, используя прилагательные через
собственную практическую деятельность с использованием мнемотаблиц.
-
Развивающие:
формировать
умение
находить
нужное
решение
через
анализ
проблемной ситуации; вести конструктивную беседу.
- Воспитательные: воспитывать бережное отношения к природе, формировать навыки
сотрудничества,
взаимопонимания,
доброжелательности.
Совершенствовать
умение
согласованно работать в команде сверстников.
Образовательная среда:
Предметно-практическая среда:
Ободки – Защитники природы
иллюстрации зимнего леса;
картинки «Следы животных»;
картинки «Растения под снегом»;
таблицы «Мнемотехника – рассказ о зиме»
макеты-ёлки, шишки, макеты сугробов
Аудиозаписи: атмосферный звук зимы в лесу; звук копания снега; звук топора,
срубающего ёлочку; пение птиц зимой; звук хруста снега под ногами.
Макет – снежная тропинка
Записки с заданиями
Среда взаимодействия: «взрослый-ребёнок» - совместно-взаимодействующая модель
сотрудничества; «ребёнок-ребёнок» - организация видов деятельности в микрогруппах;
«среда отношений к миру, другим людям, к себе» - умение разрешать практические
ситуации; постижение многообразия окружающего мира, самооценка.
Ведущая образовательная область: речевое развитие
Планируемый результат: Умеют поддерживать беседу, об объектах живой и неживой
природы, используя речь, как средство общения, высказывать свою точку зрения,
рассуждать и давать необходимые пояснения.
Дети осознанно относятся к природе, умеют согласованно работать в команде
сверстников.
Предварительная работа: наблюдения в природе, чтение экологических сказок, беседы с
детьми о неправильном поведении человека в природе, знакомство с Красной книгой,
рассматривание иллюстраций с изображением лиственного, хвойного и смешанного
лесов, «птицы», «живая и неживая природа», о правилах поведения в природе.
Примерный план деятельности:
Этапы
деятель
ности
Содержание деятельности
Совместная деятельность педагога с
детьми
Самостоятельность деятельность
детей
Мотива
ционно-
побудит
ельный
- «Перемещение» в заколдованный лес
- Дети находят письмо с просьбой спасти
своих лес от колдовства злого
волшебника.
- Вы согласны отправиться в путешествие
и спасти лес от злого колдуна?
- Спросить детей, а можно ли
воспитателю тоже пойти спасать зимний
лес?
- Дети заинтересованы
перемещением в лес и просьбой о
помощи животных и растений.
- Дети готовы взять воспитателя с
собой.
Основн
ой
- Задать вопрос о готовности помочь
животным и растениям;
- Предложить выполнить задания и таким
образом спасти животных и растения;
- Предложить детям подумать, с какого
задания начать.
- Дидактическая игра «Чьи следы»
- Слышится звук топора, срубающего
ёлочку
- Дидактическая игра «Срубили нашу
ёлочку под самый корешок».
- физминутка «В лесу»
- аудиозапись «Птицы в лесу»
- Дети хотят спасти волшебный лес,
выполнив его задания. Делятся на
подгруппы,
одевают
на
голову
ободки
с
изображением
ёлочек,
животных и птиц.
- Задания предлагают выполнить по
порядку прохождения лесной тропы.
- из разрезных картинок подбирают
нужные следы каждому животному
в своих подгруппах и выбирают кто
из детей даст ответ.
-
Вспоминаем
новогодние
праздники
и
ёлки,
которые
устанавливают в домах для красоты.
Обсуждается
проблема
гибели
ёлочек и чем их можно заменить.
-
расслабление
и
повторение
- аудиозапись Хруст снега под ногами
Конверт с иллюстрациями заснеженных
зимних сугробов,
- мнемотаблицы «Зимний лес»
-
Предложить
командам
составить
описательный рассказ по мнемотаблицам
- Вспоминаем, что обозначает каждый
символ в схеме.
-
Помощь
в
ответах
полным
предложением.
-
Животные
«благодарят»
детей
за
помощь.
-«Возвращение» в группу.
небольшого стихотворения наизусть
соотнеся их с движениями
-
предлагается
вспомнить
какие
птицы водятся в лесу зимой
-
дети
находят
конверт
с
иллюстрациями
заснеженных
зимних
сугробов,
выбирают
и
отвечают
своей
подгруппой.
-
Составляют описательный рассказ с
использованием карточек – схем.
Каждый
участник
минигруппы
озвучивает по 1 предложению.
- Дети достают из конверта по одной
таблице на подгруппу и обсуждая
ответ, выбирают одного человека,
который её расшифрует
- Рады выполненной задаче, желают
обитателям леса спокойствия и
процветания
- «Возвращение» в группу.
Рефлекс
ивный
- Задать вопросы:
Давайте с вами вспомним ребята где мы
сегодня побывали? Что можно увидеть на
снегу в лесу? Кого можно повстречать
зимой
в
лесу?
Что
вам
особенно
понравилось сегодня на занятии?
- Отвечают на вопросы.
В лесу
Следы лесных зверей и птиц.
Необычные сугробы
Дети высказывают свои
впечатления.