Напоминание

Фразеологизмы


Автор: Абдуллина Раушания Мудавсаровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Аюская ООШ имени Р.Х.Кагирова"
Населённый пункт: село Аю
Наименование материала: Проект
Тема: Фразеологизмы
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Аюская основная общеобразовательная школа имени Р.Х.Кагирова»

Мензелинского муниципального района Республики Татарстан

Фразеологизмы

в речи

современного

подростка

Выполнил:

ученица 6 класса

Валиева Сюмбель

Руководитель:

учитель русского языка и

литературы

Абдуллина Р.М.

«Фразеологизмы – своеобразные микромиры, они

содержат в себе и нравственный закон и здравый

смысл, выраженные в кратком изречении, которые

завещали предки в руководство потомкам. Это душа

всякого национального языка, в которой неповторимым

образом выражаются дух и своеобразие нации».

Это высказывание принадлежит одному из самых

ярких русских филологов середины 19 века Фёдору

Ивановичу Буслаеву.

Действительно, во фразеологизмах отражается жизнь

человека и народа в целом.

Тема исследования: «Фразеологизмы в речи современного подростка»

Цель:

- проанализировать речь современных школьников, в частности учащихся 5,7

классов школы, с точки зрения использования ими в своей речи

фразеологизмов.

Для этого требуется решить следующие задачи:

-изучить теоретические вопросы темы (понятие, особенности , классификация

фразеологизмов);

-выбрать вид фразеологизмов, которые будем изучать подробно;

-провести анкетирование среди учащихся 5,7 классов на тему

«Объясни происхождение и значение следующих фразеологизмов »;

-изучить значения самых непонимаемых выражений школьниками и найти

способ объяснить их значения учащимся;

-проследить связь истории общества и истории языка через фразеологизм;

Материал исследования – фразеологизмы.

Фразеологизм – это особое сочетание слов.

Фразеологизм или фразеологическая единица – устойчивое

по составу и структуре лексически неделимое и целостное по

значению словосочетание или предложение, выполняющее

функцию отдельной словарной единицы. Говоря другими

словами, фразеологизм нельзя расчленять на отдельные слова,

объяснять его так, как объясняют обычные словосочетания.

О значении и истории возникновения фразеологизмов мы

узнали в «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и

«Фразеологическом словаре русского языка» под редакцией

А.И. Молоткова.

Особенности русских фразеологизмов

Фразеологизмы следует отличать от свободных словосочетаний. Чтобы уяснить

их принципиальные различия, остановимся на особенностях употребления

фразеологизмов в речи. Важной особенностью фразеологизмов является их

воспроизводимость: они не создаются в процессе речи (как словосочетания), а

используются такими, какими закрепились в языке.

Отражение истории России во фразеологизмах

Российское государство имеет богатую историю, которая отразилась не только в

культуре страны, но и в ее языке. Фразеологизмы – один из богатейших и

ярчайших пластов словарного состава русского языка. Происхождение

фразеологизмов самым непосредственным образом связано с историей

государства, историей России.

Классификация фразеологизмов

Писатели обращаются к фразеологическим богатствам родного языка как к

неисчерпаемому источнику речевой экспрессии. В художественной и

публицистической речи часто употребляются фразеологизмы в их обычной

языковой форме с присущим им значением .

Фразеологизм как фрагмент языковой картины

школьника

Общение относится к числу важнейших для

подростков сфер жизнедеятельности. От того, как

будет складываться общение, зависит

формирование будущей личности.

В исследовании принимали участие школьники

5 и 7 класса.

Количество школьников, принимавших участие в

эксперименте -14, 5 кл.-6, 7 кл.-8 учащихся.

Лингвистическое исследование речи подростков,

представление о языковой картине мира идет через

объяснение происхождения и значения следующих

фразеологизмов .

Анкета . Объясни происхождение и значение следующих

фразеологизмов:

Белая ворона

В долгий ящик отложить

Белены объесться

Аршин проглотить

Дамоклов меч

Все свое ношу с собой

Уровень понимания значения фразеологических

оборотов

Как показывает таблица, наиболее понятными для

пятиклассников стали следующие выражения: «Аршин проглотить»,

«Белая ворона». Самым непонятным осталось: «Дамоклов меч».

Картина понимания несколько изменяется у семиклассников:

«В долгий ящик отложить», «Белены объесться», «Белая ворона».

Непонятным осталось выражение: «Дамоклов меч».

85% респондентов понимают выражение «Аршин проглотить»,

83% понимают значение «Белая ворона».

Вызывают затруднение в понимании фразеологизм «Дамоклов

меч». На определение фразеологизма «Дамоклов меч» школьники

ответили так:

- победитель

- грозное оружие

- оружие античных героев.

Заключение

Итак, в работе мы попытались исследовать языковую

картину мира современного школьника. Предмет исследования

– фразеологизм.

Исследуя полученные в результате анкетирования

материал, мы установили, что школьники в повседневной жизни

употребляют самые распространённые фразеологизмы, но не

знают их происхождения.

Работая над этой темой, пришли к выводу, что школьникам

необходимо правильно выбирать языковые средства, в полной

мере интересоваться историей языка и этимологией слов и

выражений.

Для этого необходимо не только видеть огромный пласт

лексики – фразеологию, но и анализировать живую речь,

развивать свою речь.

Ресурсы

1. С.Г.Бархударов. «Русский язык в 6 кл.», М.: Просвещение,

2007.

2. В.В.Виноградов. Русский язык. М.: «Высшая школа», 1972.

3 . А.И.Молотков. Фразеологический словарь русского языка

М.: «Советская энциклопедия», 1968.

4. Д.Э.Розенталь. Современный русский язык. М.: «Высшая

школа» 1976.

5. С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»



В раздел образования