Автор: Абдуллина Раушания Мудавсаровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Аюская ООШ имени Р.Х.Кагирова"
Населённый пункт: село Аю
Наименование материала: Проект
Тема: Фразеологизмы
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Аюская основная общеобразовательная школа имени Р.Х.Кагирова»
Мензелинского муниципального района Республики Татарстан
Фразеологизмы
в речи
современного
подростка
Выполнил:
ученица 6 класса
Валиева Сюмбель
Руководитель:
учитель русского языка и
литературы
Абдуллина Р.М.
«Фразеологизмы – своеобразные микромиры, они
содержат в себе и нравственный закон и здравый
смысл, выраженные в кратком изречении, которые
завещали предки в руководство потомкам. Это душа
всякого национального языка, в которой неповторимым
образом выражаются дух и своеобразие нации».
Это высказывание принадлежит одному из самых
ярких русских филологов середины 19 века Фёдору
Ивановичу Буслаеву.
Действительно, во фразеологизмах отражается жизнь
человека и народа в целом.
Тема исследования: «Фразеологизмы в речи современного подростка»
Цель:
- проанализировать речь современных школьников, в частности учащихся 5,7
классов школы, с точки зрения использования ими в своей речи
фразеологизмов.
Для этого требуется решить следующие задачи:
-изучить теоретические вопросы темы (понятие, особенности , классификация
фразеологизмов);
-выбрать вид фразеологизмов, которые будем изучать подробно;
-провести анкетирование среди учащихся 5,7 классов на тему
«Объясни происхождение и значение следующих фразеологизмов »;
-изучить значения самых непонимаемых выражений школьниками и найти
способ объяснить их значения учащимся;
-проследить связь истории общества и истории языка через фразеологизм;
Материал исследования – фразеологизмы.
Фразеологизм – это особое сочетание слов.
Фразеологизм или фразеологическая единица – устойчивое
по составу и структуре лексически неделимое и целостное по
значению словосочетание или предложение, выполняющее
функцию отдельной словарной единицы. Говоря другими
словами, фразеологизм нельзя расчленять на отдельные слова,
объяснять его так, как объясняют обычные словосочетания.
О значении и истории возникновения фразеологизмов мы
узнали в «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и
«Фразеологическом словаре русского языка» под редакцией
А.И. Молоткова.
Особенности русских фразеологизмов
Фразеологизмы следует отличать от свободных словосочетаний. Чтобы уяснить
их принципиальные различия, остановимся на особенностях употребления
фразеологизмов в речи. Важной особенностью фразеологизмов является их
воспроизводимость: они не создаются в процессе речи (как словосочетания), а
используются такими, какими закрепились в языке.
Отражение истории России во фразеологизмах
Российское государство имеет богатую историю, которая отразилась не только в
культуре страны, но и в ее языке. Фразеологизмы – один из богатейших и
ярчайших пластов словарного состава русского языка. Происхождение
фразеологизмов самым непосредственным образом связано с историей
государства, историей России.
Классификация фразеологизмов
Писатели обращаются к фразеологическим богатствам родного языка как к
неисчерпаемому источнику речевой экспрессии. В художественной и
публицистической речи часто употребляются фразеологизмы в их обычной
языковой форме с присущим им значением .
Фразеологизм как фрагмент языковой картины
школьника
Общение относится к числу важнейших для
подростков сфер жизнедеятельности. От того, как
будет складываться общение, зависит
формирование будущей личности.
В исследовании принимали участие школьники
5 и 7 класса.
Количество школьников, принимавших участие в
эксперименте -14, 5 кл.-6, 7 кл.-8 учащихся.
Лингвистическое исследование речи подростков,
представление о языковой картине мира идет через
объяснение происхождения и значения следующих
фразеологизмов .
Анкета . Объясни происхождение и значение следующих
фразеологизмов:
Белая ворона
В долгий ящик отложить
Белены объесться
Аршин проглотить
Дамоклов меч
Все свое ношу с собой
Уровень понимания значения фразеологических
оборотов
Как показывает таблица, наиболее понятными для
пятиклассников стали следующие выражения: «Аршин проглотить»,
«Белая ворона». Самым непонятным осталось: «Дамоклов меч».
Картина понимания несколько изменяется у семиклассников:
«В долгий ящик отложить», «Белены объесться», «Белая ворона».
Непонятным осталось выражение: «Дамоклов меч».
85% респондентов понимают выражение «Аршин проглотить»,
83% понимают значение «Белая ворона».
Вызывают затруднение в понимании фразеологизм «Дамоклов
меч». На определение фразеологизма «Дамоклов меч» школьники
ответили так:
- победитель
- грозное оружие
- оружие античных героев.
Заключение
Итак, в работе мы попытались исследовать языковую
картину мира современного школьника. Предмет исследования
– фразеологизм.
Исследуя полученные в результате анкетирования
материал, мы установили, что школьники в повседневной жизни
употребляют самые распространённые фразеологизмы, но не
знают их происхождения.
Работая над этой темой, пришли к выводу, что школьникам
необходимо правильно выбирать языковые средства, в полной
мере интересоваться историей языка и этимологией слов и
выражений.
Для этого необходимо не только видеть огромный пласт
лексики – фразеологию, но и анализировать живую речь,
развивать свою речь.
Ресурсы
1. С.Г.Бархударов. «Русский язык в 6 кл.», М.: Просвещение,
2007.
2. В.В.Виноградов. Русский язык. М.: «Высшая школа», 1972.
3 . А.И.Молотков. Фразеологический словарь русского языка
М.: «Советская энциклопедия», 1968.
4. Д.Э.Розенталь. Современный русский язык. М.: «Высшая
школа» 1976.
5. С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»