Напоминание

Формирование интереса к художественной литературе у детей младшей группы


Автор: Волкова Людмила Александровна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад № 1»
Населённый пункт: города Рошаль Городского округа Шатура
Наименование материала: статья
Тема: Формирование интереса к художественной литературе у детей младшей группы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья Формирование интереса к художественной литературе у детей

младшей группы

Сегодня я представлю вашему вниманию методическую разработку на тему «Формирование интереса к

художественной литературе у детей 2 младшей группы

Чтение в XXI веке привлекает внимание теоретиков и практиков во всем мире. В нашей стране принята

Национальная программа поддержки и развития чтения, в которой сказано, что главной задачей в

современном обществе является формирование у подрастающего поколения потребности в чтении. В

России 2015 г. был объявлен годом Литературы.

Становится очевидным, что на современном этапе вопросы воспитания у детей интереса к

художественной литературе требуют повышенного внимания со стороны педагогов дошкольных

образовательных учреждений.

Проблеме формирования у детей интереса к художественной литературе посвящено немало работ

педагогов и психологов. Различные аспекты этой проблемы изучали Е. А. Флерина, М. М. Конина, Н. С.

Карпинская, Н. А. Ветлугина, Е. И. Тихеева, Р. М. Жуковская.

Как показал анализ психолого-педагогических трудов таких авторов, как Д. Б. Эльконин, А. К.

Запорожец, Л. В. Обухова, дошкольный возраст является оптимальным периодом для развития основ

творческого восприятия художественной литературы. Говоря о задачах ознакомления детей с

художественной литературой, Л. С. Выготский указывал, что они состоят не в том, чтобы изучать

классическую литературу, её историю, а в том, чтобы «вообще открыть перед ребёнком мир словесного

искусства.

В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге как у взрослых, так и у детей,

следствием чего является снижение личностной культуры детей дошкольного возраста. Дети

овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в

оглавлении книг. В связи с этим мы, воспитатели дошкольного образовательного учреждения,

озабочены тем, каким образом педагогически правильно развивать творческое начало в восприятии

книги, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников. Основным фактором отношения

ребенка к книге и критериям ее оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования речевое

развитие включает:

знакомство с книжной культурой, детской литературой;

понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

а также художественно-эстетическое развитие предполагает:

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного

искусства;

восприятие художественной литературы, фольклора;

стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Осознав важность вопроса о формировании интереса к художественной литературе и необходимости

подбора эффективных форм работы по проблеме я поставила перед собой цель: создание

благоприятных условий для формирования интереса к художественной литературе, к книге у

детей 2 младшей группы

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач.

1.

Обогащение опыта слушания литературных произведений за счет разных малых форм

фольклора, простых народных и авторских сказок и стихов.

2.

Воспитание у детей интереса к фольклорным и литературным текстам, стремление внимательно

их слушать

3.

Воспитание бережного отношения к книге, как результату труда человека

4.

Поддерживать желание эмоционально откликаться на чтение и рассказывание, активно

содействовать и сопереживать изображенным героям и событиям.

5.

Привлечение детей к исполнению стихов, инсценированную знакомых сказок

6.

Активизация работы по психолого – педагогической поддержки семьи в вопросах формирования

интереса к художественной литературе у детей

Организацию образовательной деятельности по проблеме осуществляем в НОД, ОДРМ, СДД. И при

взаимодействии с семьями воспитанников.

При формировании интереса к художественной литературе используем жанры, соответствующие

младшему дошкольному возрасту: сказка, потешки, загадки.

Для реализации поставленных задач, разработан перспективный план по ознакомлению детей с

художественной литературой.

Восприятие детьми художественного слова осуществляем и во время режимных моментов:

в утренние часы для поддержания у детей радостного настроения, например: стихотворение А.

Барто «Смотрит солнышко в окошко»;

на прогулке для того, чтобы обратить внимание на красоту пейзажа, например: стихотворение В.

Плещеева «Осень наступила»;

во время наблюдений, например: за птицами

стихотворение И. Токмаковой «Десять птичек –

стайка»;

При ознакомления малышей со сказкой используем многократное чтение одного и того же

произведения с использованием разнообразных приемов.

Так,

например,

работая

над

сказкой

«Теремок»,

при

первоначальном

чтении

использовали

рассказывание с иллюстрациями. При повторном чтении через неделю или две рассказывание сказки

сопровождали показом на фланелеграфе или простым моделированием.

В ходе повторного чтения так же проводили игровое упражнение по развитию интонационной

выразительности: произнести фразу: «Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?»,

голосом мышки, лягушки, медведя и других персонажей. А затем организовывали рассказывание этой

сказки уже с элементами инсценирования.

Наравне со сказкой, как фактор воспитания интереса к художественному слову поставлено

стихотворение, с помощью которого ребёнок познаёт красоту русской природы, напевность и богатство

выразительных средств русского языка.

При заучивании стихов с детьми учитываем особенности восприятия и памяти детей данного возраста.

Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где

конкретность образов сочетаются с динамикой действия. Этим требованиям отвечают стихи А. Барто,

С. Маршак и других.

Для того, чтобы у детей не пропал интерес к заучиванию стихов, меняем форму повторения: например ,

читаем игрушке (мишке, зайке), или рассматривая иллюстрацию, а так же во время режимных

моментов.

В течение недели 3

4 раза с каждым ребенком стараемся повторить изучаемое стихотворение на

прогулке или в другое удобное время.

Зная, что для того чтобы ребенок запомнил стихотворение, он должен его неоднократно услышать, для

этого используем такой прием, как «Подарки».

Собрав около себя группу детей (3

5), читаем стихотворение, затем интересуемся, понравилось ли.

Услышав утвердительный ответ, говорим: «Сейчас я прочту это замечательное стихотворение для

Олечки. Это будет мой ей подарок».

Небольшие стихи используются при организации пальчиковых игр и дыхательной гимнастики. Сначала

педагог сам проговаривает стихотворение, а когда дети уже знают его, то читают сами во время

пальчиковой гимнастики или дыхательных упражнений.

В младшем возрасте продолжаем знакомить детей с малыми фольклорными формами художественного

слова т. е. с колыбельными, потешками, закличками, песенками, шутками, прибаутками, считалками,

небылицами. Одним из используемых приемов знакомства детей с колыбельными, является приход в

тихий час куклы Дремушки: в спальне Дремушка тихим голосом без музыки исполняет колыбельную

«Баю – баюшки – баю, не ложись на краю…»

Некоторые народные песенки настраивают маленьких слушателей на определенные действия,

призывают, к примеру, кому-то помочь, кого-то спасти, кого-то поймать и т.д. Поэтому многие из них

активно используются для организации и сопровождения подвижных игр «Мыши водят хоровод…»,

«Гуси, вы, гуси…», «Сидит-сидит зайка…». С большим удовольствием дети водят хоровод под русскую

песенку «Жили у бабуси…». Распределить роли перед игрой с помощью считалочки детям еще сложно,

даже когда они знают текст считалочки наизусть, но им очень нравится, когда их пересчитывают

воспитатели.

В работе с детьми этого возраста также широко используем такой жанр фольклора, как загадки. Загадки

– полезное упражнение для ума. С помощью загадки можно проверить усвоение детьми значения слова.

Учим детей отгадывать загадки как предлагает Е.И.Тихеева

Для реализации цели и задач по формированию у детей интереса к художественной литературе в группе

создана необходимая развивающая предметно – пространственная среда:

- центр книги, куда помещаем знакомые книги, с яркими крупными иллюстрациями. Трехлетние дети

не могут мысленно представить героя произведения. Малышам необходимо видеть его. Вот почему так

важны иллюстрированные издания.

Книги подбираем разных художников-иллюстраторов с иллюстрациями, которые шаг за шагом

следуют тексту, подробно раскрывая ребёнку художественный мир произведения, помогая войти в этот

мир, быть участником событий и приключений, которые происходят с героями.

Также в уголке книги есть отдельные картинки, небольшие альбомы для рассматривания на близкие

детям этого возраста темы: «Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.

Для работы по ознакомлению с художественными произведениями также используем дидактические

игры и пособия, различные виды театра:

«Сенсорный домик»

«Волшебная книга сказок»

Дидактические игры

Разные виды настольных театров

Варежковый театр «Репка»

Пальчиковый театр «Колобок», «Заюшкина избушка»

Настольный конусный театр «Колобок», «Гуси-лебеди», «У страха глаза велики»

Театр би-ба-бо «Репка», «Теремок», «Маша и медведь»

Знакомство детей с художественной литературой, дает лучшие результаты, если объединены усилия

воспитателей и родителей.

Чтобы в ребенке воспитать читателя, сами родители должны проявлять интерес к книге, понимать ее

роль в жизни человека; знать те книги, которые будут важны малышу; следить за новинками детской

литературы; уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств.

Для проведения эффективной работы с родителями используются разнообразные формы:

Анкетирование

родителей

«Ребенок

и

книга»,

«Приобщение

детей

к

художественной

литературе», «Организация домашнего чтения в семье»

Консультации,

семинары-практикумы

на

темы

«Приобщение

детей

к

художественной

литературе», «Художественная литература в жизни ребенка младшего дошкольного возраста».

Родительское собрание «Развитие интереса ребенка к книге», «Как организовать чтение дома» с

показом видеофильма или презентации.

Немаловажное значение имеет наглядная агитация: папки-раскладушки «Семья и книга»,

«Ребенок и художественное слово»; фотогазеты «Моя любимая сказка»; фотовыставки «Мы

любим читать»; памятки для родителей «Что читать дома», «Как выучить стихотворение»;

буклеты «Прочтите детям», «Жанры художественной литературы», «Фольклор в жизни

ребенка»; выставка детской литературы с аннотацией книг.

Создание необходимых психолого – педагогических условий в группе: организованная развивающая

среда, соблюдение методических рекомендаций при организации всех форм работы по ознакомлению с

художественной литературой, взаимодействие с родителями, индивидуальный подход к каждому

ребенку помогли добиться следующих результатов:

дети

С интересом слушают литературные произведения различных жанров

Следят за развитием действий в произведениях литературы, сопереживает персонажам этих

произведений;

Делятся своими впечатлениями о произведениях литературы со взрослыми и сверстниками

Принимают активное участие в инсценированных народных сказок

Разыгрывают литературные произведения в театрах различных видов

С удовольствием заучивают и читают стихи

Приобретённый опыт трансформируют в разные формы своей жизнедеятельности

Повышение активности родителей в вопросе формирования у детей интереса к

художественной

литературе.



В раздел образования